Рисование Sortes Sanctorum (Множество святых) или Sortes Sacrae (Святые Жребии) было тип гадания или клеромантии, практиковавшийся в раннем христианстве, полученный и адаптированный из древнеримского sortes, как замечено в греческом Sortes Homericae и римском Sortes Virgilianae.
Некоторые ранние христиане ходили в церковь и слушали слова Священного Писания, пели, когда они входили в церковь как случайное средство предсказания будущего и воли Бога (в соответствии с еврейской формой гадания Bath Kol ), но Sortes было сделано более формально, случайно открыв Священное Писание и чтение первых слов, которые попадаются под руку, причем эти слова используются для предсказания судьбы вопрошающего. Это часто было публичным мероприятием и иногда сопровождалось церемониями (например, император 7 века Ираклий приказал трехдневный общественный пост перед консультацией относительно того, следует ли ему наступать или отступать против Персы - он воспринял этот текст как божественное наставление на зиму в Албании ). Поскольку полные копии христианской Библии были редки до того, как была изобретена печать, в лотах обычно использовались Псалтирь, Пророки или четыре Евангелия.
Григорий Турский сообщает, что Меровек использовал Сортес для проверьте предсказания женщины-гадалки о том, что он (как он надеялся) получит королевство своего отца Хильперик. У него были Псалтирь, Книга Царств и четыре Евангелия, помещенные в святилище святого Мартина, и отмечалось время поста и молитвы, но в текстах, которые он затем рисовал, говорилось что он этого не сделал, и позже было истолковано как предсказание его более поздней гибели.
Французский писатель в 506 году говорит, что «это злоупотребление было введено суевериями людей, а впоследствии получило распространение из-за незнания людей. епископов. ", Как показано в сборнике Пифона канонов, который содержит некоторые формы под названием Жребий Апостолов. Они были найдены в конце Канонов Апостолов в Аббатстве, и различные каноны были приняты на более поздних соборах и синодах (например, соборах Лондона при архиепископе Ланфранк в 1075 г. и в 1126 г.) против сортов как суеверий. Однако они все еще имели место во времена святого Франциска Ассизского, который, отказывая себе в каких-либо вещах, кроме пальто и шнура, хотел проверить, разрешено ли ему владеть книгами. Он помолился и затем нарисовал Марка, глава IV: «Вам дано познать тайну Царства Божьего; а для внешних все это делается в притчах», которые он Это означало, что ему не разрешали книги и они не были ему нужны. В поисках божественного руководства св. Также говорят, что Франциск трижды открывал случайную страницу книги Евангелий в церкви в Св. Николай. Каждый раз он открывал отрывок, в котором Христос велел Своим ученикам оставить свои земные вещи и следовать за Ним.
А, поклявшийся на Библии в том, что обвинения в ереси против него были ложными, сразу же после этого был осужден Сортами, когда случайный прохожий схватил Библию и открыл ее наугад со слов демона Легион Иисусу: «Что нам до Тебя, Иисус из Назарета?», Что, по его мнению, означало, что Петр не имел никакого отношения к Иисусу.
признание Мартина епископом Турским (371) несколько подвергали критике, в основном из-за отсутствия у него личного гламура. Согласно Житию Сульпиция Северуса :
Св. Августин в своей автобиографической Исповеди рассказывал, как его обращению в католическую веру способствовал голос, воспевающий tolle lege или «возьми и прочти»:
Чтобы проявить очень большое почтение в начале на место Священного Писания, что касается его уверенности в спасении, было очень распространенной практикой среди людей, называемых методистами, но в основном это были кальвинисты убеждение; это, вероятно, уменьшилось пропорционально серьезности этих людей в других отношениях. У них было также другое мнение, а именно, что если в их умах возникало воспоминание о каком-либо конкретном тексте Священного Писания, это также рассматривалось как своего рода немедленное откровение с небес. Они называют это подарком или доставкой домой.
В Соединенных Штатах такая практика послужила Мэри Роулендсон (и ее сыну, который, когда она неожиданно столкнулась с ним, открыл свою Библию наугад на утешительные стихи из Псалма 118: 17-18), но к началу 19 века был осужден как случайный и иррациональный в условиях все более рационализированной экономики.