Ṣọ̀pọ̀na (или Shapona ). является богом оспы в религии йоруба. Люди йоруба перенесли свои традиции о Шапоне в Новый Свет, когда они были перемещены в работорговлю. Он стал известен как Бабалу-Айе, среди многих других имен в религии Ориша, которая развивалась в Америке.
В рамках традиционной религии У народа йоруба из Нигерии оспа считалась болезнью, навязанной людям из-за «божественного неудовольствия» Шапоны. Официальное поклонение богу оспы строго контролировалось конкретными священниками, отвечающими за святыни этого бога. До начала 20 века представители этой религии считали, что если священники рассердятся, они способны вызвать вспышку оспы благодаря своим близким отношениям с Шапоной. Имя «Сапона» (альт. Шапона, Сапонна и т. Д.) Считается тайным и табуированным именем, которое нельзя произносить вслух в знак уважения к силе Лорда Инфекционных болезней. По этой причине у божества есть ряд других имен и титулов, которые использовались с до-современного периода, например Омолу.
Сапона - традиционное, священное и охраняемое имя Ориша, широко известное в народе. как Бабалу-Айе или Омолу. Его настоящее имя не произносится, чтобы не вызвать силы болезни.
Доктор Огунтола Сапара подозревал, что жрецы намеренно распространяют болезнь, и тайно присоединился к культу. Он обнаружил, что священники вызывали болезнь, применяя соскоб с кожных высыпаний больных оспой. Основываясь на этой информации, британские колониальные правители запретили поклонение Шапоне в 1907 году. Однако поклонение продолжается, и верные поклоняются богу даже после того, как такая деятельность была запрещена.
В религии Дагомеи Сопоно известен как Сакпата, Шакпана или аналогично Сопоно. Он является божеством оспы и может вызывать у людей как безумие, так и болезни.
Сопона известен в афро-бразильской традиции Кандомбле как Сакпата или Сакпата-Омолу в (Jejé нации). Он ассоциируется с цветами красный, черный и белый, как в Африке. Насекомые, связанные с ним, - это Сакпата-Омолу жуки, черные бабочки, мухи и комары. Юбка и капюшон из соломы, покрывающие все тело, - это одежда, ассоциирующаяся с последователями и поклонением Сакпата-Омолу. В традиции джеже Kpo и Loko также ассоциируются с соломенной одеждой. Xaxará, метла с пальмовой или соломенной щетиной, используется в ритуалах Сакпата-Омолу. Маленькие тыквы, белые раковины каури, черное ожерелье (laguidibá) - все это аксессуары, связанные с Сакпата-Омолу. Считается, что он обладает способностью вызывать и лечить кожные и другие заразные болезни. В настоящее время это включает ВИЧ / СПИД.
В традиции Тринидад Ориша Сопона известен как Шакпана, и он также является свирепым богом, связанным с лечением оспы.. При обследовании святынь Ориша на Тринидаде Джеймс Хоук обнаружил, что флаги Огуна можно найти почти в каждом месте. По популярности следуют Шакпана и Осейн (Осаньин ).