Софист

редактировать
Определенный тип учителя как в Древней Греции, так и в Римской Империи

A софист (Греческий : σοφιστής, sophistes) был учителем в Древней Греции в пятом и четвертом веках до нашей эры. Софисты специализируются в одной или нескольких предметных областях, таких как философия, риторика, музыка, легкая атлетика и математика. Они учили arete - «добродетели» или «совершенству» - преимущественно молодых государственных деятелей и знати.

.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 V век до нашей эры
    • 2.2 I век нашей эры
  • 3 Основные фигуры
    • 3.1 Протагор
    • 3.2 Горгий
  • 4 Критика
    • 4.1 Платон
    • 4.2 Аристофан
    • 4.3 Сократ
  • 5 Влияние
    • 5.1 Демократия
    • 5.2 Образование
      • 5.2.1 Афины
      • 5.2.2 Рим
  • 6 Современное употребление
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Греческое слово σοφός (софос, мудрый человек) связано с к существительному σοφία (sophia, мудрость). Со времен Гомера его обычно называли знатоком своей профессии или ремесла. Возничий, скульпторов или военных специалистов можно было назвать софоями по своей профессии. Слово постепенно стало обозначать общую мудрость и особенно мудрость в человеческих делах, таких как политика, этика и ведение домашнего хозяйства. Это было значение, приписываемое греческим семи мудрецам 7-го и 6-го веков до нашей эры (например, Солон и Фалес ), и именно это значение появляется в истории Геродота.

Слово σοφός дает начало глаголу σοφίζω (софизо), что означает «учить» или «учить», а пассивный залог этого слова означает «стать или быть мудрым», или «быть умным или опытным». От глагола произошло существительное σοφιστής (софист), которое первоначально означало «мастер своего дела», а затем «разумный человек» или «мудрый человек». Слово «софист» в разных языках происходит от слова софист.

Слово «софист» могло сочетаться с другими греческими словами, образуя соединения. Примеры включают метеорософ, что примерно переводится как «специалист по небесным явлениям»; гимнософист (или «голый софист», слово, используемое для обозначения индийских философов), деипнософист или «обеденный софист» (как в заголовке Афиней Deipnosophistae ), и ятрозофист, врач позднего римского периода.

История

Сохранилось немного сочинений первых софистов и о них. Первые софисты брали деньги в обмен на образование и мудрость, поэтому их обычно нанимали богатые люди. Эта практика привела к осуждению со стороны Сократа по Платона в его диалогах, а также Ксенофонта в его памятных вещах и, в некоторой степени, спорно, по Аристотель. Как оплачиваемого наставника Александра Великого Аристотеля можно было обвинить в софисте. Аристотель на самом деле не принял платеж от Филиппа, отца Александра, но попросил Филиппа восстановить родной город Аристотеля Стагиру в качестве платежа, который Филипп разрушил в предыдущей кампании, условия, которые Филипп принял Джеймс А. Херрик писал: «В Де Ораторе, Цицерон обвиняет Платона в разделении мудрости и красноречия в знаменитой атаке философа на софистов в Горгий. " В подобных произведениях софисты изображались как «ложные » или «обманчивые», отсюда современное значение этого термина.

Классическая традиция риторики и композиции больше относится к таким философам, как Аристотель, Цицерон и Квинтилиан, чем к софистам. Во многом благодаря влиянию Платона и Аристотеля философия стала рассматриваться как отличная от софистики, причем последняя рассматривалась как ложная и риторическая, практическая дисциплина. Таким образом, ко времени Римской империи софист был просто учителем риторики и популярным оратором. Например, Либаний, Химерий, Элий Аристид и Фронто были софистами в этом смысле. Однако, несмотря на сопротивление философов Сократа, Платона и Аристотеля, ясно, что софисты оказали огромное влияние на ряд сфер, включая рост знания и этико-политическую теорию. Их учения оказали огромное влияние на мысль V века до нашей эры. Софисты сосредоточились на рациональном исследовании человеческих дел, а также на улучшении и успехе человеческой жизни. Они утверждали, что боги не могут быть объяснением человеческих действий.

V век до нашей эры

Во второй половине V века до нашей эры, особенно в Афинах, «софисты» стали обозначать класс в основном странствующих интеллектуалов, которые преподавали курсы в различных предметах, размышляли о природе языка и культуры и использовали риторику для достижения своих целей, как правило, чтобы убедить или убедить других. «Однако у софистов была одна важная общая черта: что бы они ни делали или не утверждали, что знали, они, как правило, прекрасно понимали, какие слова могут развлечь, впечатлить или убедить аудиторию». Софисты ездили в Афины преподавать, потому что город в то время процветал. Это было хорошее занятие для тех, кто разбирался в дебатах, что было специальностью первых софистов, и они получили славу и богатство, к которым стремились. Протагора обычно считают первым из этих профессиональных софистов. Другие включают Горгий, Продик, Гиппий, Фрасимах, Ликофрон, Калликл, Антифон и Кратил. Некоторые софисты утверждали, что могут найти ответы на все вопросы. Большинство этих софистов сегодня известны в основном благодаря трудам своих противников (в частности, Платона и Аристотеля ), что затрудняет составление беспристрастного взгляда на их практики и учения. В некоторых случаях, таких как Горгий, оригинальные риторические произведения сохранились, что позволяет судить об авторе на его собственных условиях, но в большинстве случаев знание того, что отдельные софисты написали или сказали, происходит из фрагментарных цитат, в которых отсутствуют контекст и обычно враждебны.

Софистов можно охарактеризовать как учителей, так и философов, которые путешествовали по Греции, обучая своих учеников различным жизненным навыкам, в частности, риторике и публичным выступлениям. Это были полезные качества того времени, в течение которого способность убеждения имела большое влияние на политическую власть и экономическое благосостояние. Афины стали центром деятельности софистов из-за свободы слова в городе для негров и богатых ресурсов. У софистов как группы не было установленных учений, и они читали лекции по столь же разнообразным предметам, как семантика и риторика, онтология и эпистемология.. Большинство софистов утверждали, что преподают arête («совершенство» или «добродетель») в управлении и управлении не только своими делами, но и городами. До V века до нашей эры считалось, что аристократическое происхождение позволяет человеку заниматься аристократией и политикой. Однако Протагор, которого считают первым софистом, утверждал, что arête был результатом обучения, а не рождения.

1 век нашей эры

С конца 1 века нашей эры второй Софистическое, философское и риторическое движение, было главным выражением интеллектуальной жизни. Термин «второй софист» происходит от Филострата, который, отвергая термин «новый софист», проследил начало движения до оратора Эсхина в 4 веке до нашей эры. Но самый ранний его представитель действительно был в конце 1 века нашей эры. В отличие от первоначального софистического движения V века до нашей эры, второй софизм мало интересовался политикой. Но это было в значительной степени для удовлетворения повседневных потребностей и решения практических проблем греко-римского общества. Он стал доминировать в высшем образовании и оставил свой след во многих формах литературы. Лукиан, сам автор Второго софизма, даже называет Иисуса «распятым софистом». В этой статье, однако, обсуждаются только софисты классической Греции.

Основные цифры

Большая часть того, что известно о софистах, исходит из комментариев других. В некоторых случаях, таких как Gorgias, некоторые из его работ выживают, что позволяет судить об авторе на его собственных условиях. В одном случае, Dissoi logoi, важный софистский текст, сохранился, но сведения об авторе были утеряны. Однако большая часть знаний о софистической мысли происходит из отрывочных цитат, не имеющих контекста. Многие из этих цитат взяты из Аристотеля, который, похоже, пренебрегал софистами.

Протагор

Протагор был одним из самых известных и успешных софистов его эпоха; однако некоторые более поздние философы, такие как Секст Эмпирик, относятся к нему как к основателю философии, а не как к софисту. Протагор обучал своих учеников необходимым навыкам и знаниям для успешной жизни, особенно в политике. Он обучал своих учеников аргументировать с обеих точек зрения, потому что считал, что истина не может ограничиваться только одной стороной аргумента. Протагор писал о самых разных предметах и ​​выдвинул несколько философских идей, особенно в эпистемологии. Сохранились фрагменты его работ. Он является автором знаменитого изречения «Человек есть мера всего», которое является первым предложением произведения под названием «Истина».

Горгий

Горгий был известным софистом. чьи труды продемонстрировали его способность делать контр-интуитивные и непопулярные позиции более сильными. Горгиас является автором утраченного труда, известного как О несуществующем, в котором утверждается, что ничего не существует. В нем он пытается убедить своих читателей в том, что мысль и существование отличаются. Он также написал Encomium of Helen, в котором он представляет все возможные причины, по которым Helen могла быть обвинена в Троянской войне, и опровергает каждую из них.

Критика

Многие софисты научили своим навыкам за определенную плату. Ввиду важности таких навыков в сутяжнической общественной жизни Афин, практикующие часто заповедал очень высокие гонорары. Практика софистов подвергать сомнению существование и роль традиционных божеств и исследовать природу неба и земли вызвала массовую реакцию против них. Нападения некоторых из их последователей на Сократа вызвали решительное осуждение со стороны его последователей, включая Платона и Ксенофонта, поскольку существовало популярное мнение о Сократе как о софист. Например, в комическом драматурге Облака, Аристофан критикует софистов как придирчивых мастеров слова и делает Сократа их представителем. Их отношение, вкупе с богатством, накопленным многими софистами, в конечном итоге привело к массовому негодованию против софистов-практиков, а также идей и писаний, связанных с софизмом.

Платон

Поскольку сохранились лишь небольшие фрагменты сочинений софистов, они в основном известны по произведениям Платона. Диалоги Платона отражают его враждебные взгляды на мысли софистов, из-за чего он в значительной степени ответственен за современный взгляд на софиста как на скупого наставника, который учит обману. Платон описывает Сократа как опровергающего некоторых софистов в нескольких своих диалогах, изображая софистов в нелестном свете. Неясно, насколько точным или справедливым может быть их представление Платоном; однако Протагор и Продик изображены в основном в положительном свете в Протагоре (диалог).

Аристофан

Комический драматург Аристофан, современник софистов, критиковал софистов как головорезные мастера слова. Аристофан, однако, не делал различий между софистами и философами и показал, что оба они готовы отстаивать любую позицию за приемлемую плату. В комедийной пьесе Аристофана Облака Стрепсиад ищет помощи Сократа (пародия на настоящего философа), чтобы избежать уплаты долгов. В пьесе Сократ обещает научить сына Стрепсиада спорить о своем способе выплаты долгов.

Сократ

В центре непрекращающихся дебатов находится разница между софистами, которые брали деньги за свои услуги, и Сократ, который этого не сделал. Вместо того чтобы давать указания, Сократ занял скромную и вопрошающую позу, примером которой является так называемый метод Сократа, хотя Диоген Лаэртиус писал, что Протагор - софист - изобрел этот метод.) Отношение Сократа к софистам не было полностью оппозиционным. В одном диалоге Сократ даже заявил, что софисты были лучшими педагогами, чем он, что он подтвердил, отправив одного из своих учеников учиться у софиста. В. К. К. Гатри классифицировал Сократа как софиста в своей «Истории греческой философии».

До Платона слово «софист» могло использоваться как уважительное, так и пренебрежительное название. Именно в диалоге Платона софист была первая запись о попытке ответить на вопрос «что такое софист?» сделан. Платон называл софистов оплачиваемыми охотниками за молодыми и богатыми, торговцами знаниями, спортсменами в состязании слов и очистителями душ. Из оценки софистов Платоном можно сделать вывод, что софисты предлагают не истинное знание, а только мнение о вещах. Платон описывает их как тени истины, говоря: «[...] искусство создания противоречий, происходящее от неискренней тщеславной мимикрии, порождения создания видимости, производное от создания образов, выделенных как часть, а не как божественное. но человеческое производство, которое представляет собой теневую игру слов - таковы кровь и родословная, которые с полной истиной могут быть приписаны подлинному софисту ». Платон стремился отличить софистов от философов, утверждая, что софист - это человек, зарабатывающий на жизнь обманом, в то время как философ был любителем мудрости, который искал истину. Чтобы придать философам большее доверие, Платон придал софистам негативный оттенок.

Платон изображает Сократа как опровергающего софистов в нескольких диалогах. Эти тексты часто изображают софистов в нелестном свете, и неясно, насколько точным или справедливым может быть представление о них Платоном; однако Протагор и Продик изображены в основном в положительном свете в Протагоре (диалог). Протагор утверждал, что «человек есть мера всего», имея в виду, что человек сам решает, во что ему верить. Работы Платона и Аристотеля оказали большое влияние на современный взгляд на «софиста» как на жадного наставника, использующего риторическую ловкость рук и двусмысленность языка для того, чтобы обмануть или поддержать ошибочные рассуждения. С этой точки зрения софист не озабочен истиной и справедливостью, но вместо этого стремится к власти.

Некоторые ученые, такие как Уго Зилиоли, утверждают, что софисты придерживались релятивистский взгляд на познание и знание. Однако здесь может присутствовать греческое слово «докса », что означает «культурно разделяемые убеждения», а не «индивидуальное мнение». Философия софистов содержит критику религии, права и этики. Хотя многие софисты были явно такими же религиозными, как и их современники, некоторые придерживались атеистических или агностических взглядов (например, Протагор и Диагорас Мелоса ).

Влияние

Демократия

Риторические приемы софистов были полезны для любого молодого дворянина, стремящегося к государственной должности. Социальные роли софистов имели важные последствия для афинской политической системы. Исторический контекст свидетельствует об их значительном влиянии, поскольку Афины становились все более и более демократическими в период наибольшей активности софистов.

Хотя Афины уже были процветающей демократией до их прихода, культурная и психологическая Вклад софистов сыграл важную роль в росте афинской демократии. Софисты внесли свой вклад в новую демократию, отчасти поддерживая опыт публичных обсуждений, основы принятия решений, которые позволяли - а возможно и требовали - терпимость к убеждениям других. Это либеральное отношение, естественно, проникло бы в афинское собрание, поскольку софисты начали приобретать все более влиятельных клиентов. Непрерывное обучение риторике дало афинским гражданам «способность создавать отчеты об общих возможностях с помощью убедительной речи». Это было важно для демократии, поскольку дало возможность разрозненным и иногда внешне непривлекательным взглядам быть услышанными в афинском собрании.

Кроме того, софисты оказали большое влияние на раннее развитие права, поскольку софисты были первыми юристами в мире. Их статус юристов был результатом их высокоразвитых навыков аргументации.

Образование

Афины

Софисты были первыми формальными учителями искусства речи и письма в западный мир. Их влияние на образование в целом, и на медицинское образование в частности, описал Шеймус Мак Суибне. По словам ученого Сьюзен Джаррат, автора книги, софисты «предлагают совершенно иное эпистемологическое поле, чем то, что было нанесено на карту Аристотелем».

Для софистов наука о красноречии стала способом заработка. Чтобы научить своих студентов искусству убеждения и продемонстрировать свои мысли, они сосредоточились на двух техниках: диалектике и риторике. Софисты учили своих студентов двум основным техникам: использованию софизмов и противоречий. Эти средства отличали речи софистов от других выступающих. Противоречия (антитезисы) были важны для софистов, потому что они считали, что хороший ритор должен уметь защищать как свое собственное мнение, так и прямо противоположное. Таким образом была выработана способность находить четкие, убедительные аргументы в пользу любого тезиса. Для софистов главной целью было выиграть спор, чтобы доказать свое превосходство в словоупотреблении. Они были уверены, что истины нет, но есть разные мнения, равные по важности, и «истинность» - единственная, которую ритор мог бы более убедительно продемонстрировать.

Софисты не ограничивались в своих выступлениях только темами, в которых они были осведомлены. Для них не было тем, которые они могли бы оспорить, потому что их навыки достигли такого уровня, что они могли говорить о совершенно неизвестных им вещах и при этом производить впечатление на слушателей и оппонента. Основная цель заключалась в том, чтобы подобрать подход к аудитории, понравиться ей и адаптировать к ней речь. В отличие от подхода Платона, риторы-софисты не сосредотачивались на установлении истины, но самым важным для них было доказать свою правоту.

Первый софист, чьи речи являются прекрасным примером изощренного подхода, - это Горгиас. Одно из самых известных его выступлений - «Хвала Елене», внесшая значительный вклад в риторическое искусство. В этом выступлении Горгиас стремится сделать что-то почти невозможное - оправдать Хелен, о которой у людей уже сложилось отрицательное мнение. Методами двойного противопоставления, набора повторяющихся положительных качеств и проницательных последовательных аргументов Горгий Леонтинец постепенно очищает дурную репутацию женщины. Позднее Аристотель описал средства, использованные в речи Горгия, как «фигуры Горгия». Все эти фигуры создают для аудитории наиболее доступный путь к предлагаемой аргументации, варьирующейся в зависимости от типа речи и аудитории.

Рим

В течение второго софизма греческая риторика оказала сильное влияние на римское образование. В это время латинские риторические исследования были запрещены как прецедент греческих риторических исследований. Кроме того, греческая история была предпочтительнее для просвещения римской элиты, чем их родной римской истории.

Многие риторы в этот период проходили обучение у специалистов по греческой риторике как часть их стандартного образования. Цицерон, выдающийся ритор того периода римской истории, является одним из таких примеров влияния Второго софизма на римское образование. Его ранняя жизнь совпала с подавлением латинской риторики в римском образовании эдиктами Красса и Домиция. Цицерон обучался греческой риторике на протяжении всей своей юности, а также другим предметам римской рубрики под руководством Архия. Благоприятные связи с Крассом помогли Цицерону в раннем возрасте.

Говорят, что в своих трудах Цицерон продемонстрировал «синтез, достигнутый им между греческой и римской культурой», резюмируемый в его работе De Oratore. Несмотря на свои ораторские способности, Цицерон настаивал на более либеральном образовании в области римского обучения, которое больше ориентировалось на общие науки, включая римскую историю. Он назвал этот набор наук политическим гуманитарным (2.72). Несмотря на его усилия в этом направлении, большинство аристократических римлян того времени все еще предпочитали греческую историю.

Современное употребление

Посмотрите софизм, софист, или софистика в Wiktionary, бесплатном словаре.

В современном обиходе софизм, софизм и софистика используются пренебрежительно. Софизм - это ошибочный аргумент, особенно тот, который преднамеренно используется для обмана. Софист - это человек, который аргументирует умными, но ошибочными и обманчивыми аргументами.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Блэквелл, Кристофер. Демос: классическая афинская демократия. 28 февраля 2003 г. Стоа: Консорциум научных публикаций в области гуманитарных наук. 25 апреля 2007 г.
  • Кларк, М.Л. «Цицерон в школе». Греция и Рим, Вторая серия, Том. 15, № 1 (апрель 1968 г.), стр. 18–22; Издатель: Cambridge University Press от имени Классической ассоциации; JSTOR 642252
  • Эйр, Дж. Дж. «Римское образование в поздней республике и ранней империи». Греция и Рим, Вторая серия, Том. 10, No. 1 (март 1963 г.), стр. 47–59, издано: Cambridge University Press; JSTOR 642792
  • Guthrie, W.K.C. Vol. 3 истории греческой философии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1969
  • Джаррат, Сьюзен К. Перечитывая софистов: переделанная классическая риторика. Карбондейл и Эдвардсвилл: Southern Illinois University Press, 1991.
  • Керферд, Великобритания, The Sophistic Movement, Cambridge University Press, Кембридж, Великобритания, 1981 (ISBN 0- 521-28357-4 ).
  • Mac Suibhne, Seamus (январь 2010 г.). «Софисты, софистика и современное медицинское образование». Медицинский учитель. 32 (1): 71–75. doi : 10.3109 / 01421590903386799. PMID 20095778.
  • Розен, Стэнли, Платон «Софист», «Драма оригинала и изображения», Yale University Press, Нью-Хейвен, CT, 1983.
  • Спрэг, Розамонд Кент, The Older Sophists, Hackett Publishing Company (ISBN 0-87220-556-8 ).
  • Херрик, Джеймс A. История и теория риторики: введение. Бостон: Аллин и Бикон, 2005. Печать
  • Маккей, Бретт и Кейт Маккей. «Классическая риторика 101: Краткая история». Искусство мужественности RSS. The Art of Manliness, 30 ноября 2010 г. Интернет.

Дополнительная литература

  • Кори, Д. 2002. «Дело против обучения добродетели за плату: Сократ и Софисты. История политической мысли 23: 189–210.
  • Диллон Дж. И Т. Гергель. 2003. Греческие софисты. Лондон: Пингвин.
  • Гиберт, Дж. 2002. «Софисты». В «Руководстве Блэквелла по античной философии». Под редакцией К. Шилдса, 27–50. Оксфорд: Блэквелл.
  • Монтильо, С. 2000. «Блуждающие философы в классической Греции». Journal of Hellenic Studies 120: 86–105.
  • Робинсон, Э. 2007. «Софисты и демократия за пределами Афин». Rhetorica 25: 109–122.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 10:27:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте