Софи Бжеска | |
---|---|
Софи Бжеска, ок. 1910 | |
Родилась | Зофия Бжеска. czki, Польша |
Умерла | Больница Кони-Хилл, Глостер, Англия |
Национальность | поляк |
Известен как | писатель, муза Анри Годье-Бжеска |
Софи Сюзанна Бжеска или Софи Годье-Бжеска (род. Зофия Бжеска ; 8 июня 1872 - 17 марта 1925) - польская писательница и художественная муза, наиболее известная как спутница художника. Анри Годье-Бжеска.
Бжеска и Годье встретились в 1909 году в Париже, и у них начались интенсивные отношения. Анри присоединил ее фамилию, хотя они никогда не были женаты. Многое из того, что ученые и историки смогли найти в отношении Софи Бжеска, было получено из ее личной переписки с Годье. Х. С. Эде приобрел ее статьи после ее смерти и широко использовал ее сочинения, когда опубликовал «Жизнь Годье-Бжески» (1930).
Софи Бжеска родилась недалеко от Кракова, Польша, в 1873 году в семье из 11 человек. Она описала свою мать как «усталую» и ее отец был «бабником», оба считали, что она «обуза, которую нужно выдать замуж». Она сопротивлялась и бежала из Польши в Париж, чтобы стать писательницей. Она согласилась работать гувернанткой, одна из которых заключалась в том, что она несколько лет жила в Соединенных Штатах. Эти приключения с семьями других людей заставили ее задуматься о самоубийстве.
Бжеска и Годье познакомились в 1909 году в Библиотеке Сент-Женевьев в Париже, и у них начались интенсивные симбиотические отношения. Годье (род. 1891) описал ее в письме другу как «бывшую польскую гувернантку вдвое старше его».
Бжеска была компаньоном, и ее отношения с Годье напоминали созависимость, потому что оба страдали проблемами психического здоровья и стрессом, вызванным бедностью. Анри был предан Софи, даже взял ее фамилию как свою, но Софи часто пренебрежительно и холодно относилась к романтическим предложениям Генри (по словам Эде, у них никогда не было секса или только один, два или редко). Они часто расходились, и Софи покупала Анри проституток для его удовольствия, вместо того, чтобы иметь с ним половые отношения.
Софи Бжеска постоянно ссылалась на свою «работу» и стремление стать публикуемым писателем. Она написала несколько версий своей автобиографии под названием «Матка», но ничего из ее собственных слов не было опубликовано до 2008 года. Книга «Матка и другие произведения» (Лондон: графика Меркурия; включает некоторые тексты, переведенные с французского Джиллиан Раффлз) из рукописных листов, на которых есть пролежали забытые и неопубликованные более 50 лет. Одна часть этой группы документов - это версия Матки, и она включает ее первую встречу и ее жизнь с Анри Годье, а также принятие ими имени Годье-Бжеска. В нем содержится ее отчет о том, что произошло с ней сразу после того, как Анри Годье-Бжеска был убит на фронте во Франции в 1915 году, наглядно рассказывается о ее усилиях и испытаниях по организации мемориальной выставки его работ, а также дается откровенное представление о том, как она чувствовала его друзья Т. Э. Халм, Эзра Паунд, Роберт Беван и другие вели себя по отношению к ней. Также включены более поздние открытки и письма художнице. Нина Хамнетт.
Бжеска писала на французском и английском языках, и по языку и темпу написания видно, что она была очень взволнованной и эмоциональной. Когда она пишет на английском, ее орфография становится все более хаотичной, как и ее почерк на обоих языках. Намерение редактора состояло в том, чтобы сохранить эти элементы очевидными в переводе и транскрипции, чтобы соответствовать ее характеру и возрастающей эмоциональной напряженности, а также слышать ее уникальный голос. Ее игнорирование общепринятой пунктуации было сохранено по той же причине.
Давно почитатель творчества Годье, коллекционер и историк Х. С. Эде приобрела свое поместье в 1927 году у британского поверенного казначейства после того, как она умерла без завещания. Это приобретение включало не только ее произведения, но и поместье Анри Годье со многими его работами и документами. Эде широко использовал письма, написанные Годье Бжеской, ее сочинения и другие материалы, когда он опубликовал «Жизнь Годье-Бжеска» (Лондон: В. Хайнеман) в 1930 году; издания 1931 года и более поздние озаглавлены «Дикий Мессия». Журнал Time назвал его книгу «сочувствующей, но совершенно безличной... биографией». Документы, которые он использовал для этого отчета, сейчас хранятся в архивах Библиотеки Кембриджского университета, Университета Эссекса и Музея изящных искусств Орлеана. В 2008 году были опубликованы неизведанные произведения Софи.
Бжеска переехала в Уоттон-андер-Эдж в Глостершире в 1916 году. Ее психическое состояние ухудшилось, и в 1922 году она была помещена в окружную психиатрическую больницу, где она была зарегистрирована как София Сюзанна Годье Бжеска.
Бжеска умерла без завещания в Окружной психиатрической больнице, Барнвуд, Глостершир 17 марта 1925 года.
Ее часто не упоминали о жизни Годье. Дикий Мессия, фильм Кена Рассела 1972 года, основанный на книге Эде, фокусируется на отношениях Софи и Анри Годье, придавая им равное значение в формировании жизней друг друга. В фильме ее сыграла Дороти Тутин.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Софи Бжеска |