Софи Бланшар | |
---|---|
![]() | |
Родился | (1778-03-25) 25 марта 1778 г.. Trois-Canons |
Умер | 6 июля 1819 (1819-07-06) (41 год). Париж |
Причина смерти | Катастрофа воздушного шара |
Национальность | Француз |
Известна | Первая женщина, которая работала профессиональным воздухоплавателем |
Супруг (-и) | Жан-Пьер Бланшар |
Авиационная карьера | |
Первый полет | 1804 |
Софи Бланшар (25 марта 1778 г. - 6 июля 1819 г.), обычно упоминается как мадам Бланшар и также известна множеством комбинаций ее девичьих и женатых имен, включая Мадлен-Софи Бланшар, Мари Мадлен-Софи Бланшар, Мари Софи Арман и Мадлен-Софи Арман Бланшар, французская воздухоплаватель и жена пионера воздухоплавания Жан-Пьера Бланшар. Бланшар была первой женщиной, которая работала профессиональным воздухоплавателем, и после смерти мужа она продолжила полеты на воздушном шаре, совершив более 60 восхождений. Известная во всей Европе своими подвигами в полете на воздушном шаре, Бланшар развлекала Наполеона Бонапарта, который повысил ее до роли «Воздухоплавателя официальных фестивалей», заменив Андре-Жака Гарнерина. На восстановлении монархии в 1814 году она выступила для Людовика XVIII, который назвал ее «Официальным Воздухоплавателем Реставрации».
Полеты на воздушном шаре были для пионеров делом рискованным. Бланшар несколько раз теряла сознание, терпела морозы и чуть не утонула, когда ее воздушный шар разбился о болото. В 1819 году она стала первой женщиной, погибшей в авиационной катастрофе, когда во время выставки в Садах Тиволи в Париже она запустила фейерверк, который зажег газ в ее воздушном шаре. Ее корабль разбился о крышу дома, и она упала насмерть.
Софи Бланшар родилась Мари Мадлен-Софи Арман в семье протестантских родителей в Trois -Canons, около Ла-Рошель. Мало что известно о ее жизни до брака с Жан-Пьером Бланшаром, первым в мире профессиональным воздухоплавателем. Дата ее свадьбы неясна; источники ссылаются на 1794 или 1797 год, но большинство указывают 1804 год, год ее первого восхождения. Бланшар бросил свою первую жену Виктуар Лебрен и их четверых детей, чтобы путешествовать по Европе, продолжая свою карьеру воздухоплавателя, и позже она умерла в бедности. По-разному описываемая Бланшар как «маленькая, уродливая, нервная жена», «маленькая с острыми птичьими чертами», а позже как «маленькая и красивая», Софи больше чувствовала себя в небе, чем на земле, где ее нервный характер означал, что она был легко напуган. Она боялась громких звуков и езды в экипажах, но в воздухе не боялась. Она и ее муж попали в аварию во время совместного полета в 1807 году (ее 11-е восхождение, возможно, его 61-е), в результате чего они разбились, и он получил травму головы. Шок, очевидно, оставил ее немой на некоторое время.
Софи совершила свое первое восхождение на воздушном шаре с Бланшаром в Марселе 27 декабря 1804 года. Пара столкнулась с банкротством из-за плохого бизнеса Бланшара. чувство, и они считали, что женщина-воздухоплаватель - это новинка, которая может привлечь достаточно внимания для решения их финансовых проблем. Она описала это чувство как «несравненное ощущение» («ощущение несравненного»). Софи совершила второе восхождение с Бланшаром, а во время своего третьего восхождения 18 августа 1805 года она вылетела в одиночку из сада монастыря якобинцев в Тулузе.
Она не была первой женщиной-воздухоплавателем. 20 мая 1784 года маркиза и графиня Монталамбер, графиня Поденас и мисс де Лагард совершили путешествие на привязном воздушном шаре в Париж. Она также не была первой женщиной, поднявшейся на воздушном шаре без привязки: во времена Бланшара гражданкой Анри, совершившей восхождение с Андре-Жаком Гарнереном в 1798 году, широко приписывали это первым взлетел на воздух, хотя на самом деле эта честь принадлежала Элизабет Тибл. Тибле, оперный певец, совершил восхождение, чтобы развлечь Густава III Швеции в Лионе 4 июня 1784 года, за четырнадцать лет до гражданина Анри. Бланшар, однако, была первой женщиной, которая пилотировала свой воздушный шар, и первой, кто выбрал воздухоплавание как карьеру.
В 1809 году ее муж умер от травм, полученных при падении со своего воздушного шара в Гааге. после сердечного приступа. После его смерти Софи продолжала совершать восхождения, специализируясь на ночных полетах, часто оставаясь в воздухе всю ночь.
Софи проводила эксперименты с парашютами. как и ее муж, она сбрасывала собак с воздушного шара с парашютом, и в рамках своих развлечений она запускала салюты и сбрасывала корзины с пиротехникой, прикрепленные к маленьким парашютам. Другие воздухоплаватели делали себе имена, демонстрируя прыжки с парашютом из корзин с воздушными шарами, в частности семья Андре-Жака Гарнерена, жена, дочь и племянница которого регулярно выступали. Его племянница, Элиза Гарнерин, была главной соперницей Бланшара в качестве воздухоплавателя, и редко когда на подходящем мероприятии не хватало того или другого. Бланшар, возможно, и продемонстрировала себя в прыжках с парашютом, но ее главным интересом были полеты на воздушном шаре.
Пара все еще была в долгах на момент смерти Бланшара, поэтому, чтобы минимизировать свои расходы, Софи была максимально бережливой. в выборе воздушного шара. Она использовала наполненный водородом газовый баллон (или Шарльер), так как он позволял ей подниматься в корзине размером чуть больше стула, и не было требований к объему материала. необходимо для воздушного шара. Водородный шар также избавил ее от необходимости ухаживать за огнем, чтобы удерживать корабль в воздухе. Наличие небольшого, легко надувного воздушного шара также было важно в эпоху, когда «бунты на воздушных шарах» были обычным явлением, а разочарованные толпы, как известно, уничтожали воздушные шары и нападали на аэронавтов, когда воздушные шары не поднимались, как планировалось. Поскольку она была маленькой и легкой, она смогла сократить количество газа, используемого для надувания воздушного шара. Софи использовала или, по крайней мере, владела воздушным шаром; Полковник Фрэнсис Макерони записал в своих мемуарах, что она продала его ему в 1811 году за 40 фунтов стерлингов.
Она стала фаворитом Наполеона, и он назначил ее заменить Андре-Жак Гарнерен в 1804 году. Гарнерен опозорил себя, не сумев управлять воздушным шаром, который он послал в ознаменование коронации Наполеона в Париже; воздушный шар в конце концов дрейфовал до Рима, где он врезался в Лаго ди Браччано и стал предметом многих шуток в адрес Наполеона. Титул, присвоенный ей Наполеоном, неясен: он определенно сделал ее «Аэронавтом официальных фестивалей» («Aéronaute des Fêtes Officielles») с ответственностью за организацию полетов на воздушных шарах на крупных мероприятиях, но он, возможно, также сделал ее своим главным министром авиации. полетов на воздушном шаре, в которой она, как сообщается, разработала план воздушного вторжения в Англию. Она смогла отговорить Наполеона от этого непрактичного плана, указав, что преобладающие ветры над Ла-Маншем сделали такое вторжение практически невозможным.
Она совершила восхождение для развлечения Наполеона 24 июня 1810 года с Марсова поля в Париже и на праздновании, устроенном Императорской гвардией в связи с его женитьбой на Марии-Луизе. Австрия. После рождения сына Наполеона Бланшар полетел на воздушном шаре над Парижем с Марсова поля и выбросил листовки, провозглашающие рождение. Она выступила на официальном праздновании его крещения в замке Сен-Клу 23 июня 1811 года с фейерверком, запущенным с воздушного шара, и снова на фестивале «Féte de l «Император» в Милане 15 августа 1811 года. Она совершила восхождение в плохую погоду над Кампо Марте в Неаполе, чтобы сопровождать осмотр войск зятем Наполеона Иоахимом Мюратом, король Неаполя, в 1811 году. Когда Людовик XVIII вошел в Париж 4 мая 1814 года после восстановления на французском престоле, Бланшар поднялась на своем воздушном шаре с Понта. Неф в составе триумфального шествия. Луи был так увлечен ее выступлением, что он окрестил ее «Официальным Воздухоплавателем Реставрации».
Известная по всей Европе, Бланшар собирала для своих восхождений большие толпы. В Франкфурте она, по-видимому, была причиной плохого приема оперы Карла Марии фон Вебера Сильвана в ночь ее премьеры 16 сентября 1810 г.: жители весь город стекался, чтобы увидеть ее демонстрацию, в то время как лишь немногие пришли на дебют оперы. Она дала много выставок в Италии. В 1811 году она совершила путешествие из Рима в Неаполь, разделив путешествие пополам с остановкой через 60 миль (97 км), а затем снова поднялась из Рима на высоту 12000 футов (3660 м), где она утверждала. что она на какое-то время погрузилась в глубокий сон перед тем, как приземлиться в Тальякоццо. В том же году она снова потеряла сознание после того, как ей пришлось подняться, чтобы не попасть в ловушку ливня с градом возле Винсеннеса. В результате она провела в воздухе 14,5 часов. Софи пересекла Альпы на воздушном шаре, и во время путешествия в Турин 26 апреля 1812 года температура упала так низко, что у нее пошла кровь из носа, а на ее руках и лице образовались сосульки. Она чуть не умерла 21 сентября 1817 года, когда во время полета из Нанта (ее 53-го места) она приняла болотистое поле за безопасное место для приземления. Балдахин ее воздушного шара зацепился за дерево, и стул опрокинулся; Бланшар, запутавшийся в снастях, был брошен в воду болота и утонул, если бы не помощь вскоре после ее приземления. Сочувствуя Мари Терез де Ламур, которая пыталась открыть приют для «падших женщин» (La Miséricorde) в Бордо, она предложила пожертвовать вырученные от одного из восхождений предприятие. Де Ламур отклонила предложение на том основании, что она не могла быть причиной того, что другой рисковал своей жизнью.
6 июля 1819 года Сады Тиволи в Париже загорелся ее наполненный водородом воздушный шар, и Бланшар, запутавшаяся в окружающей сети, упала насмерть.
Бланшар регулярно выступала в садах Тиволи, совершая восхождения дважды в неделю, когда была в Париже. Ее неоднократно предупреждали об опасности использования фейерверков на ее выставках. Этот показ должен был быть особенно впечатляющим, с гораздо большим количеством пиротехники, чем обычно, и, похоже, предупреждения произвели на нее впечатление. Некоторые зрители умоляли ее не совершать восхождение, но другие, желая увидеть представление, подбивали ее. В одном из отчетов говорилось, что она, наконец, решилась и села на стул со словами «Allons, ce sera pour la dernière fois» («Пойдем, это будет в последний раз»).
На около 22:30 (сведения о точном времени расходятся), Бланшар начала восхождение в белом платье, белой шляпе со страусиными перьями и с белым флагом. Дул сильный ветер, и, похоже, воздушный шар изо всех сил пытался подняться. Сбросив балласт, Бланшар сумел немного поднять высоту, но воздушный шар задел деревья, поднимаясь наверх. После того, как она очистила верхушки деревьев, Бланшар начала показ, размахивая флагом. Воздушный шар освещался корзинами, содержащими «бенгальский огонь », медленно горящий цветной пиротехник.
Через несколько секунд после начала показа, когда воздушный шар все еще поднимался, было видно, быть в огне. В некоторых сообщениях говорится, что воздушный шар на мгновение исчез за облаком, а когда он появился снова, он горел - каковы бы ни были обстоятельства, газ в воздушном шаре горел. Бланшар начал быстро снижаться, но шар, пойманный ветром, продолжал уходить от садов развлечений, даже когда он падал. Некоторые зрители сочли эти мероприятия частью шоу, аплодировали и выкрикивали свое одобрение. Воздушный шар не поднимался на большую высоту, и, хотя выходящий газ горел, газ внутри воздушного шара поддерживал достаточную подъемную силу, чтобы предотвратить падение корабля прямо на землю. Быстро сбрасывая балласт, Бланшар смог замедлить спуск. В большинстве сообщений говорится, что во время спуска она выглядела спокойной, но, как говорят, она заламывала руки от отчаяния, когда корабль приближался к земле. Позже ходили слухи, что она так крепко вцепилась в кресло своего корабля, что «несколько артерий лопнули из-за этого усилия».
Прямо над крышами улицы Рю де Прованс газ из воздушного шара был истощен, и корабль ударился о крышу дома. Считалось вероятным, что она выжила бы, если бы это был конец инцидента, но веревки, удерживающие кресло на теле шара, могли прожечь, или удар мог отбросить ее вперед, в результате чего Бланшар застрял в сетке воздушного шара, переброшенный через крышу на улицу внизу. Джон Пул, очевидец, описал ее последние моменты:
Произошла ужасная пауза, затем мадам Бланшар зацепилась за сетку своего воздушного шара, с грохотом упала на наклонную крышу дома на Рю де Прованс, и затем на улицу, где ее подняли с разбитым трупом.
Согласно некоторым сообщениям, она кричала «À moi!» («помощь», или буквально «мне»), когда она ударила по крыше. Хотя толпа бросилась ей на помощь и были предприняты попытки спасти ее, она умерла либо мгновенно, от перелома шеи, либо самое большее через десять минут.
Наиболее вероятной причиной аварии, казалось, было то, что фейерверк, прикрепленный к ее воздушному шару, был сбит деревом, когда она поднималась; возможно, шар был сильно загружен и не смог подняться достаточно быстро. Когда она зажгла запалы, фейерверк направился к воздушному шару, а не от него; один из них прожег дыру в ткани, воспламенив газ. Сообщается, что один мужчина заметил проблему и крикнул ей, чтобы она не зажигала запалы, но его крики были заглушены аплодисментами толпы. В более поздних сообщениях говорилось, что она оставила газовый клапан открытым, что позволило искрам воспламенить газ и поджечь воздушный шар, или что ее воздушный шар был плохой конструкции и позволял газу выходить на протяжении всего восхождения.
Норвич Дафф, который был свидетелем восхождения Бланшара и аварии, записал:
Легко представить себе влияние столь шокирующей аварии на умы нескольких тысяч людей, собравшихся для развлечения и в приподнятом настроении...
Услышав, что она умерла, владельцы садов Тиволи немедленно объявили, что входные билеты будут пожертвованы на содержание ее детей, и некоторые зрители стояли у ворот, обращаясь к гражданам Парижа с просьбой о пожертвованиях. Апелляция собрала 2400 франков, но после сбора было обнаружено, что у нее нет выживших детей, поэтому деньги были использованы вместо этого, чтобы воздвигнуть памятник, увенчанный изображением ее воздушного шара в огне, над ее могилой. в кладбище Пер-Лашез. На ее надгробии была выгравирована эпитафия «victime de son art et de son intrépidité» («жертва ее искусства и бесстрашия»). Остальная часть денег, около 1000 франков, была пожертвована лютеранской Église des Billettes, которую посещал Бланшар. Несмотря на то, что она не была богатой, на момент своей смерти она погасила долги, оставленные ей мужем, и была финансово обеспечена. Каждое из ее восхождений стоило ей около 1000 франков, не считая затрат на обслуживание воздушного шара. По своему завещанию она оставила дочери своих знакомых имущество стоимостью от 1000 до 50 000 франков.
История ее смерти рассказывалась по всей Европе. Жюль Верн упомянул ее в Пять недель на воздушном шаре, а в Игрок Федор Достоевский сравнил азарт, связанный с игрой. к ощущению, которое, должно быть, испытала Бланшар, когда упала. Для других ее смерть оказалась поучительной историей, либо в качестве примера того, что женщина превысила свое положение (как в случае с Гренвиллом Мелленом, который сказал, что это доказывает, что «женщина на воздушном шаре либо не в своей тарелке, либо слишком высоко в нем ») или как цена тщеславия за попытку такого зрелищного шоу. Чарльз Диккенс прокомментировал: «Кувшин часто идет к колодцу, но в конце концов он наверняка треснет». Роман Линды Донн, вдохновленный рассказом Бланшар, был опубликован в 2006 году.
Выпущенный в 2019 году фильм Аэронавты с персонажем «пилот» Амелии Ренн (играет Фелисити Джонс ), который отчасти был вдохновлен Бланшаром.