Сыны Божьи (Иврит : בני האלהים, латинизированный : bənê haĕlōhîm, буквально: «сыновья богов ") - фраза, используемая в еврейской Библии и в христианских апокрифах. Эта фраза также используется в Каббале, где бене элохим являются частью различных еврейских ангельских иерархий.
И было, когда люди начали умножаться на лице земли, и дочери родились у них, так что сыны Божии видели дочерей человеческих, что они прекрасны; и они брали себе в жены всех, кого выбирали. И сказал Господь: не всегда дух Мой будет бороться с человеком, потому что он и есть плоть; но дней его будет сто двадцать лет. В те дни на земле были гиганты; а также после этого, когда сыны Божии вошли к дочерям человеческим, и они родили им детей, они стали сильными людьми, которые были в древности, людьми прославленными.
— Бытие 6: 1–4, KJVПервое упоминание о «сыновьях Божьих» в еврейской Библии встречается в Бытие 6: 1–4. С точки зрения литературно-исторического происхождения, эта фраза обычно ассоциируется с традицией джахвистов.
Этот отрывок имеет две интерпретации в иудаизме,
Раввинистический иудаизм традиционно придерживается Первое толкование, за некоторыми исключениями, и современные еврейские переводы могут переводить бней элохим как «сыновья правителей», а не как «сыновья Божьи». Тем не менее, второй интерпретации (сыновья ангелов или других божественных существ) не существует в современном иудаизме. Это отражено в отказе от Еноха и других апокрифов, поддерживающих вторую интерпретацию еврейского библейского канона.
Клаус Вестерманн утверждает, что текст Бытия 6 основан на угаритском urtext. На угаритском языке родственная фраза - bn 'il. Это может происходить в угаритском цикле Ваала.
Фраза bn ilm («сыновья богов») также засвидетельствованы в угаритских текстах, как и фраза phr bn ilm («собрание сынов богов»).
В другом месте Угаритского корпуса предполагается, что бн ильм были 70 сыновей Ашеры и Эль, титулярными божествами людей известного мира, и их браком "hieros gamos " с дочерьми человеческими породили своих правителей. Во 2 Царств 7 есть свидетельства того, что это могло иметь место и в Израиле.
J. Шарберт связывает Бытие 6: 1–4 с священническим источником и последней редакцией Пятикнижия. На этом основании он относит текст к более поздней редакционной деятельности. Рюдигер Бартельмус рассматривает только Бытие 6: 3 как позднюю вставку.
Юзеф Милик и Мэтью Блэк продвинутый представление о позднем добавлении текста к тексту, зависящему от пост-изгнанной неканонической традиции, например, легенда о Наблюдателях из псевдоэпиграфической версии Книги Еноха.
Различные версии источников Бытия 6: 1–4 различаются в использовании слов «сыновья Божьи». В некоторых рукописях Септуагинты есть поправки, в которых «сыны Божьи» читаются как «ангелы ». Ватиканский кодекс изначально содержит «ангелов». В Александринском кодексе «сыновья Божьи» опущены и заменены «ангелами». Это прочтение ангелов дополнительно подтверждается Августином в его работе Город Бога, где он говорит об обоих вариантах в книге 15, главе 23. Пешитта читает «сыновья». Бога". Кроме того, Вульгата идет от буквального слова filii Dei, что означает «Сыны Бога». Большинство современных переводов христианских библий сохраняют это, в то время как еврейские переводы склоняются к таким, как «Сыны правителей», что отчасти может быть связано с проклятием Симеона Бен Йохая, который проклинал любого, кто переводил это как «Сыны Божьи» (Бытие Раба 26: 7).
Помимо этого в обоих Кодексах Иов 1: 6 и Второзаконие 32: 8, когда фраза «ангелы Божьи» используется вместо на иврите сказано «сыновья Божьи». В стихе Второзакония масоретского текста говорится не «сыновья Божьи», а «сыновья Израиля», однако в 4Q37 используется термин «сыновья Божьи». Вероятно, это основное прочтение того чтения, которое мы видим в Септуагинте.
Фраза «сыновья Элохим » также встречается в:
Близко связанные фразы включают:
Книга Еноха, Енохическая Книга Гигантов и Книга Юбилеев относятся к Наблюдателям, которые параллельны " сыновья Божьи »в Бытие 6. Послание Варнавы, по мнению некоторых, признает енохианскую версию.
Ранний Христианские писатели, такие как Иустин Мученик, Евсевий, Климент Александрийский, Ориген и Коммоди. anus считал, что «сыновьями Бога» в Бытие 6: 1–4 были падшие ангелы, вступившие в неестественный союз с человеческими женщинами, в результате зачатие Нефилим. Современные христиане опровергают эту точку зрения, аргументируя это комментарием Иисуса в Матфея 22:30 о том, что ангелы не женятся, хотя это относится только к ангелам на небесах.. Другие считали их потомками Сета.
Августина Гиппопотама, который разделял это мнение, основанное на речах Юлия Африканского в его книге Город Бога, которые относятся к "сыновьям Бога" как к потомкам Сифа (или Сетитов), чистой линии Адама. «Дочери человеческие» рассматриваются как потомки Каина (или Каинитов ). Варианты этой точки зрения были восприняты и еврейскими философами.
Традиционалисты и философы иудаизма в Средние века обычно практиковались рациональное богословие. Они отвергли любую веру в мятежников или падших ангелов, поскольку зло считалось абстрактным. Раввинские источники, в первую очередь Таргум, утверждают, что «сыны Божьи», женившиеся на дочерях человеческих, были просто людьми высокого социального положения. Их также считали языческими королевскими особами или членами знати, которые из вожделения выходили замуж за женщин из общего населения. Другие варианты этой интерпретации определяют этих «сыновей Бога» как тиранических царей Древнего Ближнего Востока, которые почитались как божественные правители и проявляли полигамность. Независимо от расхождений во взглядах, основная концепция еврейских рационалистов состоит в том, что «сыновья Божьи» имели человеческое происхождение.
Наиболее известными еврейскими писателями, поддерживающими точку зрения человеческих «сыновей Бога», были Саадия, Раши, Лека Тоб, Мидраш Аггада, Джозеф Бекор Шор, Авраам ибн Эзра, Маймонид, Давид Кимхи, Нахманид, Хизкуни, Бахья Ашур. Герсонид, Шимеон бен Йохай и Гиллель бен Самуил.
ибн Эзра рассудили, что «сыновьями Бога» были люди, обладающие божественной силой, посредством астрологическое знание, способное порождать детей необычного размера и силы.
Еврейский комментатор Исаак Абрабанель считал, что агадот в Бытие 6 относится к некоторым тайное учение, и его нельзя было понимать буквально. Позже Абрабанель присоединился к Нахманиду и Леви бен Герсону в продвижении концепции, согласно которой «сыновьями Бога» были старшие поколения, которые были ближе к физическому совершенству, как Адам и Ева были идеальными. Хотя есть вариации этого взгляда, основная идея заключалась в том, что совершенные качества Адама и Евы передавались из поколения в поколение. Однако с каждым поколением их идеальные физические свойства уменьшались. Таким образом, первые поколения были сильнее последующих. Физический упадок молодых поколений продолжался до Потопа, до такой степени, что их дни были сочтены, как сказано в Бытие 6: 3. Со стороны старшего поколения было аморально общаться с молодым поколением, в результате чего хилые женщины рожали необычно крупных детей. Нефилим даже считался ростом.
Иаков Анатолий и Исаак Арама рассматривали группы и события в Бытие 6: 1–4 как аллегорию, в первую очередь для грех похоти, которая отвергла высшую природу человека.