Sonora Matancera | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Также известный как | Туна Либерал. Септето Сопрано. Эстудианта Сонора Матансера. Конджунто Сонора Матансера |
Происхождение | Баррио Охо де Агуа, Матансас, Куба |
Жанры | Сын, гуарача, болеро, гуагуанко, чачача |
Годы деятельности | 1924 (1924) - настоящее время |
Этикетки | RCA Victor, Panart, Stinson, Ansonia, Seeco, Tropical, Marvela, MRVA, Орфеон, Барбаро, Фаниа, Телец, Warner Music, Varsity, Discos Fuentes |
Связанные действия | Лас Эрманас Лаго |
Веб-сайт | sonoramatancera.com |
Участники | Валентин Кане. Пабло Васкес Гобин «Бубу». Мануэль Санчес «Химагуа ». Исмаэль Гоберна. Доминго Медина. Хосе Мануэль Валера. Хуан Баутиста Ллопис. Хулио Гобин. Хумбе рто Канэ. Карлос Мануэль Диас Алонсо «Каито». Рохелио Мартинес Диас. Хосе Росарио Чавес «Мантека». Каликсто Лейчеа. Перес Прадо. Биенвенидо Гранда. Эсекьель Фриас Гомес «Лино». Анхель Альфонсо Фуриас «Йиё» |
Предыдущие члены | Бьенвенидо Леон. Даниэль Сантос. Мирта Сильва. Селия Крус. Педро Найт. Мигелито Вальдес. Лео Марини. Бобби Капо. Нельсон Пинедо. Висентико Вальдес. Эстанислао Суреда "Лаито". Альберто Бельтран. Карлос Архентино. Селио Гонсалес. Эльпидио Васкес. Кармен Делиа Дипини. Хавьер Васкес. Вилли Родригес «Эльыш». Альфредо Арментерос «Шоколад». Исмаэль Миранда. Хусто Бетанкур. Линда Лейда. Габриэль Эладио Пегуэро «Яйо Эль Индио». Велфо Гутьеррес. Ольга Хоренс. Глория Диас. Тони Альварес. Читатель о Галиндо. Тонья ла Негра. Эллиот Ромеро. Эмилио Домингес "Эль-Ярохо". Глэдис Хулио. Херманас Лаго. Исраэль дель Пино. Джонни Лопес. Хорхе Мальдонадо. Кэри Инфанте. Мануэль Лиси «Пунтиллита». Марта Жан Клод. Максимо Барриентос. Мигель де Гонсало. Пепе Рейес. Рауль дель Кастильо. Рейнальдо Иерресуэло «Рей Кейни». Родольфо Ойос. Тони Диас. Виктор Пиньеро. Вики Хименес. Альфредо Вальдес. Роберто Торрес |
Ла Сонора Матансера - это кубинская / афро-кубинская группа, исполнявшая латиноамериканскую городскую популярную танцевальную музыку. Основанная в 1924 году и более пятидесяти летней управляемой гитаристом, вокалистом, композитором и продюсером Рохелио Мартинес, музыковеды считают его иконой этого типа музыки. Среди известных певцов, которые пели с группой, - Бьенвенидо Гранда, Даниэль Сантос, Мирта Сильва и Селия Крус.
The gro up была основана 12 января 1924 года в Баррио Охо де Агуа, район города Матансас. В культурном и демографическом плане этот морской порт расположен в африканском регионе Кубы. Первоначально ансамбль назывался Tuna Liberal по политическим мотивам. Соучредителями были Валентин Кане (директор, tres, гитара и tumbadora, или, как его обычно называют, conga.) и Пабло «Бубу» Васкес Гобин (контрабас ). Другими исходными участниками были Мануэль «Джимагуа» Санчес (тимбалес ), Исмаэль Гоберна (корнет / труба), Доминго Медина, Хосе Мануэль Валера, Хулио Гобин, Хуан Баутиста Ллопис (гитаристы), и Эухенио Перес, вокалист. Один источник считает, что вокалистами были Валера и Баутиста Ллопис, а второй источник утверждает, что Эухенио Перес был единственным сонеро. На тот момент группа была просто банальной группой и еще не разработала свое отличное звучание.
В 1925 году Херардо Мачадо, тогдашний президент Кубы, пригласил Tuna Liberal сыграть на вечеринке в честь его дня рождения. Это ознаменовало новое признание афро-кубинских и стиль музыки, который ранее был запрещен в некоторых ресторанах и отелях.
Персонал сменился в 1926 году, и название группы было изменено на сентябрь Сопрано, из-за предполагаемого нового певца Эухенио Переса (по данным одного источника), хотя он ушел через несколько месяцев. Другой источник приписывает новое имя вокального диапазона певца и маракаса игрока, Карлоса Мануэля «Каито» Диаса Алонсо, который стал участником в том же году.
Рохелио Мартинес присоединился к группе. в 1926 году, после того как Кайто порекомендовал его Валентину Кане. Другой источник указывает, что Рохелио рекомендовал Кайто Валентину Кане, и что Кайто и Рохелио стали членами в 1927 году. Третий источник утверждает, что Кайто и Рохелио присоединились к коллективу в 1926 году; оба записывались с пианистом и лидером группы Антонио Мария Ромеу.
Группа потеряла Доминго Медину, Хулио Гобина и Хуана Баутиста Ллописа в их попытке создать более современный звук. В 1927 году по предложению Валентина Кане ансамбль переехал в Гавану, намереваясь остаться там на одну неделю. Он оставался там в течение следующих тридцати трех лет.
Гавана была домом для процветающей музыкальной сцены в 1920-х годах. Свои выступления первые Septeto Soprano сыграли в Гаване в таких популярных ночных заведениях, как El Teatro Alhambra, El Centro Gallego, El Centro Asturiano, La Casa de los Médicos, El Club de los 20, El Club de los Anaranjados и других танцевальных клубах. Группа чередовалась в этих ночных клубах с другими ансамблями дня, в том числе такими, как Секстето Хабанеро, Секстето Мунамар Секстето Болонья, Септето Насьональ де Игнасио Пиньейро ( один источник утверждает, что в то время этот ансамбль был секстето, а не септето), Sexteto Pinareño и Sexteto Gloria Cubana. Коллективу пришлось нелегко из-за профессионализма других tríos, cuartetos, sextetos и septetos, сначала действовать в то время, но он занял для себя нишу в кубинской столице.
Переезд в Гавану оказался логичным. В 1928 году коллектив сделал свои первые записи для своего первого лейбла RCA-Victor. В конечном итоге ансамбль записывался на тринадцати разных лейблах.
В 1929 году группа подписала контракт на выступления в прямом эфире на Radio Progreso, много лет выступая на этой станции.
Ансамбли сына того времени добавили фортепиано, чтобы расширить свой контрапунктный и гармонический словарь. Трубы, иногда целых три, заменили корнеты. Дополнительные инструменты означали, что секстеты и септеты превратились в коньюнто. В течение этого десятилетия Septeto Soprano добавила фортепиано, но не расширила свою медную секцию до 1940-х годов.
Септето Сопрано сделал только одну запись за это десятилетие. Это было для RCA-Victor.
Некоторые люди, важные для успеха группы, начали свое долгое общение с коллективом в 1930-х годах. В 1932 году содиректором был назначен Рохелио Мартинес. Он показывает роль в определении судьбы коньюнто. Хуан Баутиста Ллопис вернулся ненадолго, и новый перкуссионист, Хосе «Manteca» Росарио Чавес, стал членом. Еще один источник сообщает, что Manteca присоединился к группе в 1929 году, а еще один источник сообщает, что это произошло в 1935 году. Мантека заполнила вакансию, образовавшуюся после ухода Джимагуа.
В начале 1930-х коллектив сменил название на Estudiantina Sonora Matancera. Каждое изменение названия группы свидетельствовало об изменении инструментовки и соответствующем стилистическом изменении.
В 1935 году вокалист Маноло Баркин иногда пел с группой. В том же году он принял свое официальное название Conjunto Sonora Matancera. Каликсто Лейчеа и Умберто Кане (сын Валентина Кане) стали членами в этом году. Другой источник утверждает, что Умберто Кане присоединился к ним в 1929 году.
Каликсто Лейчеа заменил Исмаэля Гоберна, который ушел на пенсию из-за плохого здоровья и умер через несколько месяцев. К тому времени Каликсто сыграл и сделал себе имя с Sexteto Nacional (во главе с Игнасио Пиньейро), Chaveo y Su Grupo, Juventud Habanera, Sexteto Guarina и Марией Терезой Вера. Как это часто бывает, он участвует в спонсируемой организации муниципальной муниципальной группы La Banda Municipal de Matanzas (до того, как начал карьеру профессионального образования), получив прочное музыкальное образование в процесс. Каликсто Лейчеа был прекрасным автором песен и аранжировщиком. Группа записала многие его композиции, а также аранжировки. Музыкальная тема коллектива "Traigo un tono" - это гуарача, сочиненная в 1947 году Каликсто.
Умберто Кане сменил своего отца на tres и en plus, пел. Валентин Кане, уступив своему старшему сыну кресло tres, ценным членом коллектива, поскольку он по-прежнему пел, сочинял и - в новой роли - играл тамбадору. Отъезд Умберто Кане в 1944 году означал конец трека как постоянной части инструментария группы.
Дамасо Перес Прадо (позже, в 1950-х годах, известный как Эль Рей дель Мамбо) был пианистом группы и одним из первых ее аранжировщиков с 1936 по 1939 год. Северино «Refresquito» Рамос был основным аранжировщиком, поскольку хорошо как пианист с 1939 (но особенно с 1942) по 1944 год и, как таковой, архитектор звуковой идентичности этого конъюнто. После 1944 года он ограничился аранжировкой и сочинением.
В это десятилетие La Sonora Matancera столкнулась с серьезной конкуренцией со стороны таких коллективов, как Секстето Гуарина, Хувентуд Хабанера де Хосеито Фернандес, Секстето Насьональ де Игнасио Пиньейро, Секстето Сегундо Насьональ, Трио Матаморос, Казино Секстето (позже станет коньюнто), Секстето Мария Тереза Вера, Конхунто Кубавана, Белисарио Лопес и Оркеста Антонио Мария Ромеу. Между Sexteto Nacional de Ignacio Piñeiro и Сонорой Матансера возникло соперничество.
К концу десятилетия ансамбль прекратил сотрудничество с Radio Progreso. В 1939 году был подписан контракт с владельцем / Radio CMQ (или просто CMQ) на серию прямых трансляций.
Bienvenido Granda пел вокал примерно с 1940 по 1954 год, ставший первым по-настоящему важным сонеро, который исполнил и записал с коньюнто. Его связь с Ла Сонора сделала его известным на испаноязычных Карибских островах. Никто не записал с ансамблем больше мелодий, чем Бьенвенидо Гранда, поскольку он сделал более 200 записей в период с 1944 по 1954 год.
В 1942 году La Sonora Matancera покинула CMQ. Теперь он будет транслироваться - с Бьенвенидо Гранда в качестве сонеро - в эфире RHC Radio.
Педро Найт и Эсекьель «Лино» Фриас покинул коньюнто Арсенио Родригеса, чтобы присоединиться к Соноре Матансера в один день в 1944 году. Эти двое приводят к более современному звучанию. Один сделал медную секцию более тяжелой, а другой улучшил ритм-секцию. Пианист Лино Фриас оставил на якоре ритм-секцию Ла Соноры до 1976 года. Он также был превосходным композитором и аранжировщиком.
В 1944 году коньюнто сделал предпоследнюю запись для RCA-Victor. Также был подписан контракт на запись с недавно созданным Panart Records.
Первоначальный директор Валентин Кане руководил группой до тех пор, пока астматическое состояние не вынудило его уйти на пенсию в 1946 году. Он продолжал получать зарплату, как если бы он был активным участником. Ла Сонора Матансера, пока он не умер два года спустя. В 1946 году вместо Валентина Кане Тата Гуинес, который был участником новаторского ансамбля, управляемого Израилем «Качао» Лопесом в конце 1950-х - начале 1960-х годов, стал conguero ненадолго. Карлос «Патато» Вальдес также занимал эту должность в течение нескольких месяцев.
Анхель «Йийо» Альфонсо Фуриас занял кресло тумбадоры в 1948 году и таким образом завершил наиболее существенный состав. С 1948 по 1954 год он состоял из:
Сонора Матансера оттачивала свои навыки в течение целого поколения - с конца 1920-х до конца 1940-х годов - в Academy de baile (особый тип танцевального зала), например, знаменитый Marte y Belona, где ночные шоу La Sonora собирают рекордные толпы лучших танцоров. где La Sonora Matancera развлекала танцующую публику в начале 1940-х годов, были El Habana Sport, другая академия de baile, Centro Castellano, La Tropical (в одном источнике указан танцевальный зал под названием La Cervecería Tropical; совсем не ясно, являются ли эти двое) одним и тем же) и Las Playitas. а Радио Прогресо. Позже в том же десятилетии Сонора Матансера часто выступает на таких лучших танцевальных площадках, как El Club Atlético, Сантьяго-де-Лас-Вегас, Кибикан, Centro Gallego, El Edén Concert, Sans Souci, El Tropicana и Centro Asturiano. В это время Ла Сонора всегда выступала в праздник 15 августа, известный как Ла Тютелар, в Эль Лисео Гуанабакоа, в то время как Арсенио Родригес и Су Конхунто Оркестал Тодос Эстреллас и Антонио Арканьо и сус Маравильяс (Кашао и его Орестес Лопес были членами этого оркестра в тот же день в Эль-Манантиаль-де-ла-Которра занимались музыкальным исполнением Мано а Мано. Его долгое пребывание в академии хорошо послужило La Sonora Matancera, поскольку оно превратилось ансамбль в отличный танцевальный коллектив.
В 1940-х годах конъюнто более чем устояла против таких важных групп, как Orquesta Casino de La Playa, Арсенио Родригес, Orquesta Ideal, Чео Белен Пуч, Антонио Арканьо и сус Маравильяс, Конхунто Ховенес дель Кайо и Оркеста Альмендра. Вместе с этим эти группы создали Кубе «Музыкальный рай Америки »).
С середины 1940-х до конца 1950-х годов. у коллектива была программа "Artistas exclusivos" ("эксклюзивные исполнители") на Radio CMQ под названием "Cascabeles Candado".
В период 1947–1948 годов группа сделала несколько записей (Bienvenido Granda как солистка этих номеров) как Conjunto Tropicavana или Conjunto Tropicabana. Название было изменено, чтобы избежать юридических проблем, поскольку группа все имеет контракт с Panart Records.
По мере того, как это десятилетие подходило к концу, Sonora Matancera выбрала курс действий, который стал стандартной практикой: включение в свои ряды ведущих певцов не кубинского происхождения (не исключая использование кубинских артистов). Первыми некубинскими певцами были пуэрториканцы, певец / композитор Даниэль Сантос и гуарачера / авторы песен Мирта Силва. Некоторые из этих вокалистов были ведущими вокалистами. Другим было предложено записать ограниченное количество песен в течение короткого периода времени.
Даниэль Сантос выступал и записывал коллектив, начавший в 1948 году. Его пятилетнее пребывание в La Sonora помогло ему всемирной известности.. Кооператив вернулся к прямым трансляциям на Radio Progreso в 1948 году с Даниэлем Сантосом в качестве ведущего вокалиста.
Мирта Силва была первой женщиной, присоединившейся к музыкальному коллективу. За короткое время, в 1949 году, она записала четыре студийных сессии с коньюнто. Она ушла в 1950 году. Мирта вернулась в 1952 году и сделала несколько концертных записей.
В 1949 году ансамбль записал двадцать две песни для Ansonia Records. Коньюнто сделал записи, используя свое настоящее имя. Более того, в том же году он подписал контракт с Seeco Records, владельцем которого был Сидни Сигел из Нью-Йорка. Первая запись для этого лейбла была сделана 25 ноября 1949 года, гуарача "Tocando madera", с Бьенвенидо Гранда в качестве sonero. Сотрудничество с Seeco Records продлилось до 1966 года, последние записи были сделаны в предыдущем году. Источник не указывает, была ли группа по-прежнему связана обязательствами с Panart Records, когда она записывалась для Ansonia и когда она подписывалась, а также записывалась с Seeco.
Наиболее успешным периодом существования La Sonora Matancera был период с 1947 по 1959 год. К началу 1950-х годов ансамбль вёл прямые трансляции из студий Radio Progreso, Radio CMBG и Radio CMQ. Эти станции транслировались по коротковолновому радио, что помогло повысить популярность коллектива в Латинской Америке. В течение этого десятилетия в календаре группы, помимо регулярных трансляций на радио, были клубные даты, выступления в фильмах и зарубежные гастроли. Большинство его записей были сделаны в это время.
Помимо кадровых и инструментальных изменений, Sonora Matancera, как уже было показано, претерпела стилистические изменения. В 1950 году коньюнто расширился до размера биг-бэнда (orquesta), сделав серию записей с Даниэлем Сантосом. Хотя они встретили одобрение, orquesta вернулась к конъюнто.
Приблизительно в 1950 году ансамбль записал восемьдесят мелодий для Stinson Records, используя имя Сонора Кубана. Он уже записал десять номеров под этим названием и запишет еще две песни как Sonora Cubana; звукозаписывающая компания для этих двенадцати мелодий не названа источником. Ведущий вокалист на этих записях - Бьенвенидо Гранда.
Селия Крус сменила Мирту Сильву в 1950 году, выступая и записываясь с коньюнто до 1965 года. Поклонники кооператива сначала не приняли Селию как достойную замену Мирте, но к 1951 году она покорила публику. В 1962 году она вышла замуж за второго трубачей Педро Найта, который позже стал ее «защитником, менеджером и музыкальным руководителем».
Первая запись Круза с коньюнто была сделана 15 декабря 1950 года. Это было для Seeco Records. "Cao cao, maní picao" имел мгновенный успех, произвел эффект разорвавшейся бомбы. У Seeco была обширная дистрибьюторская сеть, что позволяло ей доставлять записи различных артистов, включая La Sonora, по всей Латинской Америке.
Кадровые изменения в 1954 году включали замену Эстанислао «Лаито» Суреда из Bienvenido Granda в качестве ведущего мужчины. певец; Бьенвенидо ушел после ожесточенного спора с Рохелио Мартинесом из-за денег: он хотел более высокую зарплату, чем его коллеги, но в коллективе все получали одинаковую зарплату. Еще одно кадровое изменение произошло в этом году. Эльпидио Васкес, сын Бубу, заменил егоконтрабасом.
Consunto совершил свой первый заграничный тур в 1955 году. Он выступал в Панаме, Колумбии и Коста-Рика. Во время тура по Колумбии Карлос Архентино присоединился к нему в качестве певца и оставался там до 1959 года.
Manteca ушел либо в 1955, либо в 1957 году, уйдя на пенсию, как и другие участники на протяжении многих лет из-за проблем со здоровьем. Затем перкуссионистом стал Симон Доминго «Минино» Эскихарроза.
В 1956 году Селио Гонсалес заменил Лайто на вокале (помимо пения коро с Рохелио, Кайто и Лаито и игры на Гуиро ); он оставался там до 1959 года. Рефрескито ушел на пенсию в 1957 году, и Хавьер Васкес, другой сын Бубу, стал главным аранжировщиком. В 1959 году конунто предпринял еще один заграничный тур, играя в Перу, Чили и Уругвае ; этот год считается высшей точкой ансамбля.
Кооператив начал десятилетие с экскурсией по Гаити, Доминик провинции, Арубе и Кюрасао, но политическим потрясениям после кубинской революции сильно повлиял на группу. Подписав выгодный контракт на выступление в Мехико, группа в сопровождении Селии Круз покинула Гавану 15 июня 1960 года. Минино решил остаться; коньюнто так и не вернулся на Кубу.
15 июля 1960 года к группе присоединились два новых певца, Вилли «El Baby» Родригес и Альберто Перес Сьерра. Из одиннадцати новых вокалистов, связанных с La Sonora Matancera в 1960-х, только двое оставались на сколько-нибудь заметное время, Вилли «Эль Бэби» Родригес и Хусто «Эль Мулато» Бетанкур. В 1961 году к ансамблюлся Марио «Папаито» Муньос как новый тимбалеро / бонгосеро / кампанеро. Кроме того, Селио Гонсалес вернулся и продолжал играть на сонеро и гуйро до 1965 года.
В 1962 году Sonora Matancera обосновалась в Нью-Йорке, где продолжала выступать на кубинском / афро. -Кубанская городская популярная танцевальная музыка. Его пребывание в Нью-Йорке продлилось тридцать девять лет, больше, чем его пребывание в Гаване.
В 1965 году Селия, Селио и Вилли прекратили свое участие в коллективе. Селия Крус стала известной и известной исполнительницей так называемой музыки сальсы и была известна как «Королева сальсы».
В том же году Кайто и Лино были среди вокалистов и инструменталистов, собранных доминиканцем Джонни Пачеко для классической студийной записи. Помимо Кайто и Лино, на этом альбоме играли еще два музыканта, связанные с Ла Сонора. Один был из прошлого (Патато), другой был трубачом, пригласили для участия в записи 1981 года (Педро «Пучи» Булонг).
Педро Найт ушел в отставку с трубачей в 1967 году и стал постоянным менеджером Селии Крус. Рамон Эмилио «Чирипа» Арасена стал новым вторым стулом для трубы в том же году.
Лео Марини, вокалистка 1950-х годов, возобновил свое сотрудничество, записав альбом с кооперативом в 1969 году.
Во второй половине десятилетия появились два новых музыкальных жанра: Boogaloo и связанное с ним shing-a-ling. Эти музыкальные стили родились в Нью-Йорке из смесей латыни, в частности, кубинских / афро-кубинских ритмов, и ритм-энд-блюза в его воплощении как соул. Многие группы из Нью-Йорка записывались в этом стиле, чтобы удовлетворить запросы своих звукозаписывающих компаний. Ла Сонора Матансера также записала альбом Сонора Бугалу, хотя в это время они записывались на собственном лейбле. Вскоре после этого Сонора Матансера вернулась к своему по-прежнему стилю.
В конце 1960-х шесть из девяти участников La Sonora были стойкими приверженцами лет славы.
В течение этого десятилетия сонэры и инструменталисты пришел и ушел. Инструментальные и стилистические изменения также были в порядке вещей.
В это время La Sonora Matancera продолжала записываться, выступать в танцевальных клубах и гастролировать за границей. В начале 1970-х годов ансамбль играл в Карнеги-холле. В конце концов, он отправился в Европу, играя в Испании, Франции, Германии и Финляндии.
в 1970 году., Хусто Бетанкур ушел, его заменил Габриэль Эладио "Яйо эль Индио" Пегуэро. Это было значительным изменением в ведущих певцах, поскольку Яёался с Sonora Matancera более двух десятилетий. Он записал всего сорок четыре песни. Это не отменяет того факта, что Яё был самым важным сонеро, выступавшим и записывающимся с кооперативом в последние годы его существования.
В 1971 году Чирипа покинул ансамбль. Вместо него вошел Сауль Торрес. Карлос Архентино, ветеран золотого века, воссоединился и записался с La Sonora в том же году. В 1972 году Лео Марини вернулся в коллектив (без свидетельств записи в том году).
С 1973 по 1977 год в медной секции входили шесть разных трубачей. Самым известным был Альфредо «Шоколадный» Арментерос, бывший член основополагающего сообщества Арсенио Родригеса в 1940-х годах.
Отдельные участники ансамбля рассматривались другими артистами как образцы своего дела. В 1975 году Кайто спел на одной из композиций на записи в CBS Studios в Нью-Йорке. Результатом этой записи двойной альбом кубинской танцевальной музыки и афро-кубинской стал танцевальной фольклорной музыки, первый из серии из двух альбомов. Эти два альбома считаются одними из лучших записей кубинской / афро-кубинской музыки, сделанных в 1970-х годах. Шоколад был одним из инструменталистов, собравшихся на эту запись, до того, как он присоединился к кооперативу.
Спустя тридцать два года пути Лино Фриаса и Ла Сонора Матансера разошлись в 1976 году. Лино продолжил играть на двух альбомах, записанных в том же году с коллекцией лучших певцов и музыкантов под эгидой Cachao. Он также был пианистом и музыкальным руководителем первого альбома Армандо Санчеса и его соратников. Он мог бы продолжать в том же духе, если бы не плохое здоровье. Эти три альбома были записаны небольшими независимыми лейблами, не контролируемыми Fania Records. Хавьер Васкес последовал пример Лино Фриаса в качестве пианиста и тем самым взял на себя двойную ответственность перед коллективом.
В 1977 году Мигелито Вальдес, записавшись с Сонора Матансера в 1951 году, сделал это еще раз. В инструментарии кооператива были добавлены современные штрихи: во время этой сессии использовалось электронное пианино, орган и электрогитара.
Calixto Leicea прекратил запись с коллективом в 1978 году. хотя он сопровождал Ла Сонору везде, где она выступала. В том же году были переизданы записи, сделанные в 1977 году Мигелито Вальдесом с группой.
Пять ветеранов славных дней все еще были активны в кооперативе в конце 1970-х.
Десятилетие 1980-х началось с ухода Иё, который был участником в течение тридцати двух лет. Его заменил Альберто Вальдес. Шоколад также ушел в этом году, его сменил Эктор «Бомберито» Сарсуэла, давний член коньюнтос Пачеко. В этом году были добавлены третьи труба и третий коро-вокалист, в результате чего количество инструментовлистов и певцов достигло двенадцати.
В 1980 году контрабас и фортепиано были заменены на электронные аналоги (в случае с фортепиано второй раз). В этом году Селия Крус вернулась, чтобы записать еще один альбом. Ритмические инструменты, скрипки и орган можно услышать на нескольких записанных номерах, но, возможно, это была электронная иллюзия со стороны пианиста, а не реальная сама инструменты. Критики считали эксперименты с электрическим эффектом символом оригинальности, хотя попытка временной.
В 1981 году La Sonora Matancera записала альбом для Bárbaro Records, дочерней компании имперской компании Fania Records. основан Джонни Пачеко и Джерри Масуччи. По большей части артисты на этой записи были специально приглашены на дату записи. Треснулись под одним номером, сыгранным Марио Эрнандесом, пуэрториканским трезеро, которым очень восхищаются. Эльпидио Васкес-младший также выступил в этот день в качестве запасного басиста в одной песне. Он представляет собой третье последовательное поколение своей семьи, которое было Сонора Матансера. Хусто Бетанкур был сонеро.
Старая гвардия продолжала появляться. Селия Крузала записала заключительный альбом с ансамблем в 1982 году.
В 1984 году коллектив записался с певцом Исмаэлем Мирандой. Он много лет был сонэро в оркестре Ларри Харлоу.
1985 год стал годом перемен. Бомберито ушел, его заменил Кен Фрэдли. Фрадли был одним из основных членов Саоко, недолговечным, но важным конъюнто. Два артиста составили на первом альбоме Саоко: Яйо эль Индио (участник La Sonora) и Адальберто Сантьяго (сонеро, который будет записывать с La Sonora Matancera в 1993 году). Отдельные члены Sonora Matancera, даже в столь поздний период, пользовались большим уважением. Кооператив по-прежнему привлекает лучших талантов, как вокалистов, так и инструменталистов.
В 1989 году Ла Сонора отметила шестьдесят пятую годовщину своего существования. Это знаменательное достижение было заключено концертами в Центральном парке и Карнеги-холле. Их внешний вид на последней площадке сохранился на виниле. Из четырнадцати сонэров на этой записи девять были ветеранами позолоченного века. Это был последний раз, когда эти артисты выступали с коллективом. В этом году Хавьер Васкес ушел после тринадцати лет работы пианистом и тридцати двух лет в качестве главного аранжировщика. Хосе Луис Крус стал новым клавишником.
Кайто умер в 1990 году, проработав шестьдесят три года в группе. Его сменил Фернандо Лавой.
В 1993 году La Sonora Matancera записала альбом в Мексике, De Nuevo, с Адальберто Сантьяго на ведущем вокале. В том же году Вилли «Эль Бэби» Родригес вернулся в Ла Сонору. Сонора Матансера лишилась услуг Yayo el Indio в 1994 году. Он ушел в отставку как певец, проработав в ансамбле дольше всех. На этот раз штатный состав насчитывал девять человек. Трое из них были связаны с кооперативом как минимум с 1950-х годов.
Для традиционалистов смерти Рохелио Мартинеса 13 мая 2001 года ознаменовала конец Ла-Соноры. Хавьер Васкес с благословения Рохелио Мартинеса-младшего лидера одноименную группу в Лас-Вегасе, Невада.
Ла Сонора Матансера использует использование двух труб.. Кроме того, заметно выделяются контрабас, фортепиано, тимбалитос, бонго, ченсерро и тумбадора. Sonora Matancera также выделялась своими бэк-вокалистками или коро. Обычно он состоял из Рохелио Мартинеса и Карлоса Мануэля «Caíto» Диаса Алонсо, чье исполнение фальцетом было получено из традиционного стиля пения самых ранних сонэров (называемого на Кубе voz de vieja).
Стиль группы в 1940-х годах. был описан как «белый» или «мулато» по сравнению с другими группами того же жанра; в то время как гонка в 1940-х / 1950-х годах Куба не обязательно имела большое значение с точки зрения аудитории, она действительно влияла на то, в каких клубных группах могли играть, и на доступ к производству и распространению записей. Добавление Селии Крус, по словам Неда Саблетта, сделало Ла Сонору "более черным".