Песни без слов (Lieder ohne Worte) - это серия коротких лирических фортепиано песни романтика композитора Феликса Мендельсона, написанные между 1829 и 1845 годами. Его сестра Фанни Мендельсон и др. композиторы также писали произведения в том же жанре.
Восемь томов «Песен без слов», каждый из которых состоит из шести песен (Lieder ), были написаны в разные периоды жизни Мендельсона и изданы отдельно. Фортепиано становилось все более популярным в Европе в начале девятнадцатого века, когда оно стало стандартом во многих домах среднего класса. Пьесы доступны пианистам разного уровня подготовки, что, несомненно, способствовало их популярности. Эта огромная популярность заставила многих критиков недооценить их музыкальную ценность.
Первый том был опубликован Novello в Лондоне (1832 г.) как оригинальные мелодии для фортепиано, но более поздние тома использовалось название «Песни без слов».
Произведения были частью романтической традиции написания коротких лирических пьес для фортепиано, хотя особая концепция «Песен без слов» была новой. Сестра Мендельсона Фанни написала ряд подобных произведений (хотя и не так названных), и, по мнению некоторых историков музыки, она, возможно, помогла вдохновить эту идею. Название «Песня без слов», кажется, было изобретением самого Феликса Мендельсона. В 1828 году Фанни написала в письме: «Мой день рождения был отмечен очень хорошо... Феликс подарил мне« песню без слов »для моего альбома (за последнее время он написал несколько прекрасных)».
Сам Мендельсон сопротивлялся попыткам интерпретировать песни слишком буквально, и возражал, когда его друг Марк-Андре Сушай пытался выразить их словами, чтобы сделать их буквальными песнями:
То, что музыка, которую я люблю, выражает мне, не считается слишком неопределенным, чтобы вкладывать в слова, а наоборот, слишком определенные. (Собственный курсив Мендельсона)
Мендельсон написал и другие «Песни без слов», не собранные в томах и опубликованные только в последние годы. Более того, для многих «Песен» существуют оригинальные черновики, многие из которых существенно отличаются от опубликованных в итоге версий. В 2008 году итальянский пианист Роберто Проседа записал для Decca Records сборник песен Мендельсона без слов, в общей сложности 56 Lieder, некоторые из которых никогда ранее не записывались.
Названия, приписываемые некоторым из приведенных ниже песен, были даны самим Мендельсоном. Некоторым из них более поздние издатели присвоили другие причудливые названия, но они не имеют авторитета и не отражают никаких намерений композитора.
Книга 2 была посвящена Элиза фон Воринген.
Песня номер 2 была написана для его сестры Фанни, чтобы отпраздновать рождение ее сына в 1830 году.
Песня номер 6 получила название Duetto Мендельсоном, так как две мелодии были написаны для представления двух певцов. Она была написана во Франкфурте в июне 1836 года, вскоре после того, как он встретил свою будущую жену.
Книга 3 была посвящена Розе фон Воринген.
Книга 4 была посвящена Софии Хорсли.
Песня № 6 «Весенняя песня» также иногда называлась в Англии как «Камберуэлл Грин », поскольку в Лондоне Мендельсон сочинил ее, оставаясь у родственников Беннеков. его жены.
Книга 5 была посвящена Кларе Шуман.
Spinnerlied также получил прозвище «Свадьба пчелы» так как насыщенный аккомпанемент мелодии напоминает жужжание пчел.
Книга 6 была посвящена Софи Розен.
Эта книга и Книга 8 были опубликованы посмертно.
Пьеса ре мажор для виолончели и фортепиано, написанные Мендельсоном около 1845 года для виолончелиста Лизы Кристиани, были изданы впервые после его смерти. Он получил название Opus 109 и озаглавил «Песня без слов». Это не связано ни с одной фортепианной пьесой. Виолончелист Карлос Прието назвал пьесу «изысканной композицией, достойной лучших произведений, которые Мендельсон когда-либо сочинил для этого жанра».
Пьеса Мендельсона для фортепиано ми минор была опубликована после его смерти под соч. 117, озаглавленный Albumblatt («Листок из альбома»); еще одна пьеса Мендельсона для фортепиано была опубликована после его смерти без номера опуса, обозначенная как WoO 10, под названием Gondellied («Песня гондолы»). Некоторые историки полагают, что они предназначались для другого набора Песен без слов.
Мендельсон сделал фортепианный дуэт аранжировки ряда песен, а именно тех, которые стали Книгой 5 и первой песни Книги 6, которую он представил Королева Виктория в 1844 году. Мендельсону были также известны аранжировки некоторых из более ранних песен «Лидер» для фортепианного дуэта Карла Черни. Многие другие сделали различные аранжировки отдельных песен, в том числе для оркестра, камерного ансамбля или сольного инструмента в сопровождении фортепиано. Одним из таких примеров является аранжировка 22 песен ученика Мендельсона, немецкого альтиста Фридриха Германа (1828–1907) для скрипки и фортепиано.
В 1834 году Ференц Лист написал свою Grosses Konzertstück über Mendelssohns Lieder ohne Worte (Большая концертная пьеса на тему «Песни без слов» Мендельсона) для 2 фортепиано. Это было основано на песнях 1–3 из Книги I, соч. 19b. Лист и студентка мадемуазель. Виаль начал играть ее в Париже 9 апреля 1835 года, но Лист заболел во время выступления. Ферруччо Бузони планировал сыграть его в Лондоне с Эгоном Петри, но умер до того, как план удалось осуществить. Наконец, его впервые полностью исполнили Ричард и Джон Контигулия на Голландском фестивале Листа в 1984 году в Утрехте.
. Есть также примеры записей транскрипций Мендельсона для сольного инструмента и фортепианного сопровождения. лидер написан для голоса, получившего название «Песни без слов», например, Мишей Майским. Тем не менее, сам Мендельсон не предпринял никаких мер или назвал это так.
Ранние сборники фортепианных произведений Фанни Мендельсон опп. 2,6 и 8 называются Lieder für das Pianoforte (Песни для фортепиано).
Среди других композиторов, которые были вдохновлены на создание подобных наборов собственных пьес, были Шарль-Валентин Алкан (пять наборов песнопений, каждое из которых оканчивается баркаролой ), Антон Рубинштейн, Игнац Мошелес и Эдвард Григ (его 66 лирических пьес ). Две песни без слов (соч. 10) для фортепиано также были написаны Николаем Лысенко.
И Алкан, и Рубинштейн часто включали в свои сольные концерты отрывки из Песен Мендельсона. Ферруччо Бузони, который считал Мендельсона «мастером бесспорного величия», обратился к Песен без слов в последний год своей жизни прогнозируемым серии сольных концертов в Лондоне.