A сонатина буквально малая соната. Как музыкальный термин сонатина не имеет единого строгого определения; это скорее название, применяемое композитором к произведению в базовой форме сонаты, но которое короче и легче по характеру или технически более элементарно, чем типичная соната. Этот термин используется, по крайней мере, с позднего барокко; есть одностраничная одночастная пьеса для клавесина Генделя под названием "Сонатина". Чаще всего она применяется к клавишным соло, но ряд композиторов написали сонатины для скрипки и фортепиано (см. Список в разделе Соната для скрипки ), например Сонатина соль мажор для скрипки и фортепиано. от Антонина Дворжака, а иногда и для других инструментов, например Сонатина для кларнета от Малкольма Арнольда.
Название «Сонатина» иногда использовалось JS Бах для коротких оркестровых вступлений к крупным вокальным произведениям, как в его кантате Gottes Zeit ist die Allerbeste Zeit, BWV 106, практика, имеющая прецедент в творчестве более раннего немецкого композитора Николая Брунса. Это единственный смысл, в котором Бах использовал термин «сонатина», хотя он написал много камерных и сольных сонат для различных инструментов.
Как и многие музыкальные термины, сонатина используется непоследовательно. Наиболее распространенное значение - короткая легкая соната, подходящая для студентов, например сонатины для фортепиано Клементи. Однако далеко не все сонатины технически нетребовательны, например виртуозные сонатины Бузони и Алкана и Сонатина Равеля, название которого отражает его неоклассические качества. С другой стороны, некоторые сонаты также могли называться сонатинами: например, Бетховен Op. 49, озаглавленный композитором "Zwei Leichte Sonaten für das Pianoforte" ("Две легкие сонаты для фортепиано"), состоит только из двух коротких частей: соната-аллегро и короткого рондо. (№1) или менуэт (№2), все в пределах досягаемости ученика среднего уровня. Однако другие произведения под названием «Сонатина», такие как Сонатина фа мажор, приписываются Бетховену.
Как правило, сонатина имеет одну или несколько из следующих характеристик: краткость; меньше частей, чем четыре из поздней классической сонаты ; техническая простота; более легкий, менее серьезный характер; и (в постромантической музыке) неоклассический стиль или отсылка к более ранней музыке. Сонатины Муцио Клементи op. 36 очень популярны среди студентов.
Первая (или единственная) часть обычно представлена в сокращенной форме сонаты, с небольшим развитием тем или без него. По этой причине сонатину иногда определяют, особенно в британском употреблении, как короткую пьесу в сонатной форме, в которой часть развития довольно поверхностна или полностью отсутствует: за экспозицией сразу следует краткий переход от к модуляции обратно к исходной точке клавиша для перепросмотра. Последующие части (не более двух) могут быть в любой из распространенных форм, например, менуэт или скерцо, медленное тема с вариациями или a рондо.
|
|