Соната для кларнета | |
---|---|
от Леонарда Бернстайна | |
Композитор в 1944 | |
Составлен | 1941 (1941) –1942 |
Посвящение | Дэвид Оппенгейм |
Опубликован | 1942 (1942) |
Движения | две |
Сонаты Леонарда Бернстайна для кларнета и фортепиано, написанные в 1941–42 годах и опубликованные в 1942 году, были первой опубликованной пьесой Бернстайна. Он посвящен кларнетисту Дэвиду Оппенгейму, с которым Бернштейн познакомился во время обучения дирижированию у Сержа Кусевицкого в Тэнглвуд летом 1940 и 1941 годов..
Продолжительность отрывка составляет около десяти минут и состоит из двух последовательных движений. Первая часть - это лирическое грациозо, открывающееся музыкальной линией, напоминающей Пола Хиндемита, композитора в Тэнглвуде в 1941 году, и намекающее на влияние Копленда и идиллическая атмосфера Тэнглвуда. Вторая часть начинается andantino (размер 3/8) и переходит в быстрое Vivace e leggiero после спокойного открытия. Это движение преимущественно 5/8, но также меняется между 3/8, 4/8 и 7/8 на протяжении всего произведения и предвещает работу Бернштейна в Вестсайдской истории с ходячей басовой партией и синкопами. Позже возвращается более рефлексивное настроение первой части, с переходом по мосту с латинскими нотками, который отразил время, которое Бернштейн провел в Ки-Уэсте на ранних этапах композиции, прежде чем закончить его расцветом.
Премьера состоялась в Институте современного искусства в Бостоне в исполнении Дэвида Глейзера на кларнете и 23-летнего Леонарда Бернстайна на фортепиано. Премьера в Нью-Йорке состоялась год спустя в Публичной библиотеке Нью-Йорка, снова с Бернстайном на фортепиано и Оппенгеймом на кларнете. Позже они выпустили первую запись этого произведения, также в 1943 году.
Сейчас популярная пьеса в репертуаре кларнета, представлена на DipABRSM Программа экзамена AMEB. Первоначальные отзывы были неоднозначными. The Boston Globe и The Boston Herald прокомментировали премьеру. Хотя первый хвалил его джазовые интонации, оба чувствовали, что композиция для фортепиано была сильнее, чем для кларнета. Многие ранние обзоры ссылались на влияние Хиндемита и Копленда и были очень неоднозначными. К концу 1943 года, однако, Бернштейн стал звездой дирижирования благодаря своей работе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, и последующие отзывы были более положительными, а аспекты джаза часто упоминались положительно.
Соната теперь является частью стандартного репертуара для кларнета, и другие, не относящиеся к кларнетам, приняли это произведение. В 1994 году его оркестровал Сид Рамин, чтобы на нем можно было играть солирующим кларнетом с оркестровым сопровождением. Йо-Йо Ма аранжировал это произведение для виолончели и фортепиано. Он также был аранжирован для скрипки.
Бернштейн позже вернулся к сочинению для кларнета в 1949 году, когда он написал Prelude, Fugue, and Riffs для Solo Clarinet and Jazz Ensemble, посвященный Бенни Гудман.