Соната для кларнета (клетка)

редактировать

Соната для кларнета - раннее произведение Джона Кейджа, написанное в 1933 году. Оно также известно под своим ранним названием «Соната для одного голоса».

Содержание
  • 1 История
  • 2 Анализ
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
История

Пьеса создана в 1933 году (первая и последняя части, написанные в сентябре 3 и 5 соответственно), в то время как Кейдж изучал музыку с Ричардом Булигом (Nicholls 2002, 63). Булиг убедил Кейджа послать Сонату, а также некоторые другие пьесы, Генри Коуэллу для публикации в Новой музыке; таким образом, она стала самой ранней опубликованной работой Кейджа. Позже Коуэлл предложил исполнить Сонату в мастерской New Music Society of California в Сан-Франциско. Когда приехал Кейдж, выяснилось, что кларнетист не может сыграть эту пьесу, и Кейджу пришлось играть ее сам на фортепиано (Nicholls 1990, 176). Кейдж также пытался уговорить кларнетиста Лос-Анджелесского филармонического оркестра сыграть сонату, но кларнетист отказался по эстетическим соображениям (Kostelanetz 2003, 103). Позже Кейдж внес некоторые изменения, и в 1963 году соната была наконец опубликована Edition Peters, основным издателем Кейджа. Хотя ему не нравились некоторые из своих ранних работ, он считал сонату, согласно позднему интервью, «очень интересной» ( Дакворт 1999, 8).

Анализ

Соната записана для кларнета соло си-бемоль. Нет никаких указаний на динамику, артикуляцию или фразировку (Nicholls 1990, 176). В целом, стиль, по словам исследователя Кейджа Джеймса Притчетта, «хроматический, ритмически сложный и неметричный». (Притчетт 1993, 7). Есть три движения:

  1. Vivace
  2. Lento
  3. Vivace

Первое движение основано на двенадцатитонной технике, но не связано формальными процедуры: нет ряда в строгом смысле слова, но музыка основана на ретроградах различных мелодических и ритмических фрагментов. Например, содержимое тактов 1–2 представлено ретроградно в тактах 20–21, с тем же ритмом, и аналогичные симметрии и трансформации влияют на все движение (Nicholls 2002, 64).

Напротив, вторая часть использует технику рядов тонов в гораздо более строгой манере, хотя по-прежнему лишь частично связана с методом Шенберга. Он начинается с различных форм ряда, следующих друг за другом в тесной последовательности: штрих (столбцы 1–5), транспонированный (столбцы 5–9), ретроградный (столбцы 10–12).). Столбцы 12–19 заполнены фрагментами каждой из трех использованных форм, а завершается механизм ретроградной инверсией (столбцы 20–24). Последние ноты повторяют (по высоте) ноты из такта 5, где простая форма накладывается на транспонированную (Nicholls 2002, 63–64).

Третий механизм является ретроградным на точную высоту тона первого.

Ссылки
  • Дакворт, Уильям. Говорящая музыка: беседы с Джоном Кейджем, Филипом Глассом, Лори Андерсон и пятью поколениями американских композиторов-экспериментаторов. Da Capo Press, 1999. ISBN 0-306-80893-5
  • Костеланец, Ричард. Разговаривает с Джоном Кейджем. Routledge, 2003. ISBN 0-415-93792-2
  • Николлс, Дэвид. Американская экспериментальная музыка, 1890–1940. Cambridge University Press, 1990. ISBN 0-521-42464-X
  • Николс, Дэвид. Кембриджский компаньон Джона Кейджа. Cambridge University Press, 2002. ISBN 0-521-78968-0
  • Притчетт, Джеймс. Музыка Джона Кейджа. Cambridge University Press, 1993. ISBN 0-521-56544-8
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 09:42:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте