«Солосмастхана» - это 16 священных мест на Шри-Ланке, который, по мнению буддистов, был освящен посещениями Гаутамы Будды. Эти культовые сооружения являются одними из самых важных религиозных мест на Шри-Ланке и расположены по всей стране. Древние буддийские и исторические источники Шри-Ланки утверждают, что Будда посещал страну трижды. Эти три посещения подробно описаны в древней хронике Махавамса, где описываются его путешествия к одиннадцати из Солосмастханы. Другие источники, такие как, Самантапасадика, а также упоминают эти посещения.
Первый визит к Махиянгане произошел на девятом месяце после того, как Будда достиг просветления. Махавамса говорит, что он победил там якшей и отправил их на остров под названием Гири, тем самым заложив основу для установления буддизма в стране позже, где Будда знал, что дхарма восторжествовал бы «во всей красе». Второй визит Будды в Шри-Ланку был совершен в Нагадипа на пятом году после достижения просветления, где он уладил спор между нагами королями Чулодарой и Маходарой по поводу украшенного драгоценностями стула. На восьмом году после просветления Будда совершил свой третий и последний визит в страну в сопровождении 500 бхиккху. Этот визит был в Келанию и был вызван приглашением царя наг по имени Маниаккика, который попросил Будду приехать в его царство во время предыдущего визита. После беседы о Дхарме в обители Маниаккики Махавамса записывает, что Будда посетил Самантакута, Дива Гухава, Дигхавапи и места, где Джая Шри Маха Бодхи, Руванвелисая, Тупарамая и Села Сетия теперь стоят. Самантапасадика упоминает, что Будда также посетил Мутиангана во время этого визита. Возможно, что другие места могли быть включены в Солосмастхану из-за монументальных ступ, построенных буддийскими королями в этих местах.
С упадком древних царств Анурадхапура. и Полоннарува, большая часть Солосмастханы была заброшена. Только в 20 веке все они привлекли внимание сангхи и буддистов в стране и были обновлены. Среди буддистов используется Пали гатха, восхваляющий Солосмастхану. Эта гатха, в которой перечислены все Солосмастханы, читается особенно при совершении подношений Будде.
Имя | Палийское имя | Строительство | Дата | Местоположение | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
Махиянгана Раджа Маха Вихара | Махиянганам | Построенная при жизни Будды, это первая ступа будет построено в Шри-Ланке. В храме хранится прядь волос, подаренная Буддой Саману, местному вождю, а затем и буддийскому божеству, во время его первого визита на остров, через 9 месяцев после достижения просветления. | 6 век До н.э. | Махиянгана, Ува. | |
Нагадипа Пурана Вихарая | Нагадипам | Построен двумя враждующими королями наг, Чулодарой и Маходарой, на этом месте где Будда во время своего второго визита в Шри-Ланку вмешался и выступил посредником в урегулировании спора по поводу владения усыпанным драгоценными камнями троном. Позже этот трон был закреплен в этой ступе. | 1 век н. Э. | Нагадипа, Северная провинция. | |
Келания Раджа Маха Вихара | Кальянам | Построен Нага царь Маниаккика, храм, освященный во время третьего и последнего визита Будды в Шри-Ланку, хранит усыпанный драгоценными камнями трон, на котором Будда сидел и проповедовал. | ? | Келания, Западный Провинция. | |
Шри Пада. සමනළ කන්ද. | Падаланчанам | Священный левый след, оставленный Буддой во время его третьего визита в Шри-Ланку на вершине горы. Виджаябаху I впервые построил дома отдыха для паломников во время своего правления. | 519/520 до н.э. | Район Ратнапура, Сабарагамува. 6 ° 48′41 ″ с.ш. 80 ° 29′59 ″ E / 6,81139 ° N 80,49972 ° E / 6,81139; 80.49972 (Шри Пада) | |
Дива Гухава. (Пещера Бататоталена) | Дивагухам | Натуральный. Пещера, в которой Будда провел день после того, как оставил след на Шри Паде. Место пока не определено. | ? | , Сабарагамува. 6 ° 48′00 ″ с.ш. 80 ° 22′00 ″ в.д. / 6,80000 ° с.ш., 80,36667 ° в.д. / 6,80000; 80.36667 (Пещера Бататоталена) | |
Дигавапи Раджа Маха Вихарая. දීඝවාපි. | Дигхавапи | Построен Саддха Тисса, хранивший мощи Будды, на месте, где Во время своего последнего визита Будда провел некоторое время с Архантом, погруженным в экстатическую медитацию. | 137 г. до н.э. | Район Ампара, Восточная провинция. | |
Мутхиянгана Раджа Маха Вихара | Сетиянча Мутиянганам | Возведен Деванампией Тисса, хранившим мощи Будды. Это место было освящено Господом Буддой, который провел несколько мгновений в экстатической медитации. | ? | Бадулла, Провинция Ува. | |
Тиссамахарама Раджа Маха Вихара | Тисса Махавихаранча | Построенная Каван Тисса, это одна из самых больших ступ в Рухуне. Сильпасена Пиривена была на этом месте. | 2 век до н.э. | Тиссамахарама, Южная провинция. 6 ° 17′00 ″ с.ш., 81 ° 17′00 ″ в.д. / 6.28333 ° N 81.28333 ° E / 6.28333; 81.28333 (Тиссамахарама Раджа Маха Вихара) | |
Джая Шри Маха Бодхи. ජය ශ්රී මහා බොධිය. | Бодхинн | Южная ветвь от Древа Бодхи в Бодх Гая, при котором Будда достиг Просветления. Посажен во время правления Деванампия Тисса. | 288 г. до н.э. | Анурадхапура, Северо-Центральная провинция. 8 ° 20′41 ″ N 80 ° 23′48 ″ E / 8.34472 ° N 80,39667 ° E / 8,34472; 80.39667 (Джая Шри Маха Бодхи) | |
Мирисаветия Вихара | Марикаваттиям | Построен Дутугамуну из усыпанного реликвиями скипетра короля, помещенного в ступу.>2 век до нашей эры | Анурадхапура, Северо-Центральная провинция. 8 ° 20′42 ″ с.ш. 80 ° 23′20 ″ в.д. / 8,34500 ° с.ш. 80,38889 ° в.д. / 8,34500; 80.38889 (Мирисаветия Вихара) | ||
Руванвелисая | Суварнамали Маха Кита | Построен Дутугамуну над впечатляющей коллекцией реликвий. | ок. 140 г. до н.э. | Анурадхапура, Северо-Центральная провинция. 8 ° 21′00 ″ с.ш. 80 ° 23′47 ″ в.д. / 8,35000 ° с.ш., 80,39639 ° в.д. 80.39639 | |
Тупарамая | Тупарама | Реликтовый храм, первоначальная структура была построена Деванампией Тисса. Храм, построенный так, чтобы содержать правую ключицу Будды. | 246 г. до н.э. | Анурадхапура, Северо-Центральная провинция. 8 ° 21′19 ″ с.ш. ° 23'46 ″ E / 8,35528 ° N, 80,39611 ° E / 8,35528; 80.39611 (Тупарамая) | |
Абхаягири вихара | Бхайагирим | Построен на месте джайнского храма Валагамбой в ознаменование завоевания королевства из иностранные узурпаторы, свергнувшие его и занимавшие трон 15 лет. Ступа хранит реликвии Будды и Трипитаки, высеченные на золотых листах. | II век до нашей эры | Анурадхапура, Северо-Центральная провинция. 8 ° 21 ′ 00 ″ N 80 ° 23′00 ″ E / 8,35000 ° N 80,38333 ° E / 8,35000; 80.38333 (Абхаягири вихара) | |
Джетаванарамая. ජේතවනාරාමය. | Джетаванам | Строительство началось Махасеной и завершено его преемником Сиримегхаванной. Пояс, который использовал Будда, считается священным. | 4 век до нашей эры | Анурадхапура, Северо-Центральная провинция. 8 ° 21′6 ″ с.ш. 80 ° 24 ′ 13 ″ в.д. / 8,35167 ° с.ш., 80,40361 ° в.д. / 8,35167; 80.40361 (Джетаванарамая) | |
Села Китаия | Села Чайтиям | Ланджа Тисса. Место, где Арахат Махинда Теро встретил Деванампию Тисса и обратил его в буддизм. Говорят, что здесь хранится священная реликвия волос Урна Рома между бровями. | I век до н.э. | Анурадхапура, Северо-Центральная провинция. | |
Кири Вехера | Татхакачарагамакам | Храм, построенный королем Махасеной, украшает золотое сиденье, с которого Будда произнес проповедь, прядь волос и королевский меч (магул кадува), которым принц Сиддхартха отрезал себе волосы на время Великого Отречения. | III век до н.э. | Катарагама, Ува. |