Шломо бен Авраам ибн Адерет | |
---|---|
Личный | |
Родился | 1235. Барселона, Каталония, Арагон |
Умер | 1310 (74–75 лет). Барселона, Каталония, Арагон |
Религия | Иудаизм |
Шломо бен Авраам ибн Адерет (иврит : שלמה בן אברהם אבן אדרת или Соломон, сын Авраама, сына Адерета ) (1235–1310), был средневековым раввином, галахистом и талмудистом. Он широко известен как Рашба (иврит: רשב״א), на иврите аббревиатура его титула и имени: Ра bbi <112.>Ш ломо б эн А врахам.
Рашба родился в Барселоне, короне Арагона, в 1235 году. Он стал успешным банкиром и лидером испанского еврейства своего время. Его слава как раввинского авторитета была настолько велика, что его называли Эль Раб д'Эспанья («Раввин Испании»). Он служил раввином Главной синагоги Барселоны в течение 50 лет. Он умер в 1310 году..
רמב״ן | רבינו יונה | ||||||||||||
רשב״א | |||||||||||||
רבינו בחיי | ריטב"א | ||||||||||||
.
Учителя СтудентыЕго учителями были Нахманид и Йона Геронди. Он был мастером в изучении Талмуда, и не был противником Каббалы. Адерет был очень активен как раввин и как автор. Под его эгидой и по его рекомендации часть комментария Маймонида к Мишне была переведена с арабского на иврит. Его лекции по Талмуду были посещены толпами учеников, многие из которых прибыли из далеких мест.Многочисленные вопросы, касающиеся ритуалов, самых разнообразных тем Галаки и религиозной философии, были адресованы ему из Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии., и даже из Малой Азии. Его респонсы свидетельствуют о широком чтении, остром уме и систематическом мышлении. Они также дают ясное представление об общественной жизни того времени, изображая современников Адерета, и представляют ценность для изучения не только раввинских процедур, но и интеллектуального развития той эпохи, в которой он жил. Опубликована только половина респонсов, так как их насчитывается три тысячи.
Среди его многочисленных учеников были Йом Тов Асевилли и Бахья бен Ашер.
Рукопись, якобы свидетельство о задолженности, датированная 1262 годом, в пользу некоего Соломона Адрета., Еврей из Барселоны, и паспорт того же Адрета, датированный 1269 годом, до сих пор сохранились.
Адерету пришлось бороться с внешними врагами иудаизма, а также с религиозные разногласия и эксцессы в собственных рядах. Он написал опровержение обвинений Раймонда Мартини, доминиканского монаха из Барселоны, который в своей работе «Pugio Fidei» собрал отрывки из Талмуда и Мидраша и истолковал их враждебно. в иудаизм. Эти обвинения также побудили Адерет написать комментарий к Хаггадот, из которого сейчас сохранился только фрагмент. Он опроверг также нападки мусульманина, утверждавшего, что священники фальсифицировали Библию. М. Шрейнер показал, что этим мусульманином был Ахмад ибн Хазм, а упоминаемая книга была «Аль-Милал вал-Нихал» (Религии и секты).
Адерет выступал также против растущих экстравагантностей каббалистов, которые добились больших успехов в Испании и были представлены Ниссимом бен Авраамом из Авилы, притворным чудотворцем, и Авраамом. Абулафия, каббалистический провидец. Он энергично боролся с ними, но проявлял не меньшую враждебность к господствовавшей тогда философско-рационалистической концепции иудаизма, особенно во Франции, которую представлял Леви бен Абрахам бен Хайим, который рассматривал наиболее важные религиозные вопросы с максимальной свободой и который был к нему присоединились испанец Исаак Альбалаг и другие.
Этому противостояла другая тенденция, главной целью которой было сохранение чистой веры иудаизма. Во главе этого движения стоял авва Мари бен Моисей ха-Ярди. Он обратился за помощью к Адерет. Между властями южной Франции и северной Испании завязалась обширная переписка, в которой Адерет играл наиболее важную роль. Впоследствии эта переписка была собрана и опубликована Аббой Мари в отдельном труде, названном «Minḥat Ḳenaot».
Адерет, чей нрав был миролюбивым, сначала пытался примирить враждующие духи. В конечном итоге он был призван решить дело, и 26 июля 1305 года вместе со своими коллегами из раввината Барселоны он объявил о запрете отлучения (erem) от всех, кто изучал физику или метафизику до завершения тридцатилетия.. Протест против этого запрета можно найти в стихотворении, в котором Философия «громким голосом призывает против... Соломона бен Адрета и против всех раввинов Франции... которые поставили под запрет всех людей, приближающихся к ней».. Те, кто желали изучать медицину как профессию, были освобождены от запрета. Особый запрет был объявлен против рационалистических толкователей Библии и философских комментаторов Агады, их сочинений и их сторонников. Введение этих запретов доставило Адерету много неприятностей и озлобило последние годы его жизни. Он оставил троих сыновей, Исаака, Иуду и Астрюка Соломона, все из которых были сведущи в Талмуде.
Рашба защищал Маймонида во время современных дебатов по поводу его работ, и он санкционировал перевод комментария Рамбама к Мишна с арабского на иврит.
Тем не менее, Рашба был против философско-рационалистического подхода к иудаизму, часто ассоциируемого с Рамбамом, и он был частью бет дин (раввинский суд) в Барселона запретила мужчинам моложе 25 лет изучать светскую философию или естественные науки, хотя для тех, кто изучал медицину, было сделано исключение. 26 июля 1305 года Рашба написал:
«В этом городе [Барселоне] есть те, кто беззаконно пишет о Торе, и если есть еретик, пишущий книги, их следует сжечь, как если бы они были книга чародеев ».
Из произведений Соломона бен Адерет напечатаны:
Его комментарии к семи трактатам Талмуда, опубликованным в Константинополе в 1720 году и в Берлине в 1756 году. Исследования пяти трактатов были опубликованы в Венеции в 1523 году и в Амстердаме в 1715 году. Помимо этого, он написал ряд исследований по отдельным трактатам. Его комментарии к Талмуду теперь известны как Хиддушей ха-Рашба.
Не все комментарии, традиционно приписываемые Рашбе, были написаны им. Эльхонон Вассерман заявил, что комментарий к Сукке, приписываемый Рашбе, на самом деле был написан Йом Тов Асевилли, комментарий к Кетубот был фактически написан Нахманидом, а комментарий о Менахоте написал не Рашба, а неизвестный автор. Исраэль Меир Каган предположил, что комментарий к Менахоту был написан Исайей ди Трани, в то время как Исраэль Джошуа Транк утверждал, что автором был Соломон бен Авраам из Монпелье..
Адерет считался выдающимся раввинским авторитетом, и известно, что до нас дошло более 3000 из его респонса. К нему обращались вопросы из Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии и даже из Малой Азии. Его респонсы, охватывающие всю гамму еврейской жизни, кратки и широко цитируются галахическими авторитетами.
Реплика Адерета также иллюстрирует его оппозицию мессианизму и пророческим притязаниям как общему явлению, с примерами против Ниссима бен Авраама и Авраама Абулафии.
Его респонсы были напечатаны в Болонье (1539 г.), Венеции (1545 г.), Ханау (1610 г.) и других местах. Вторая часть его респонса появилась под названием «Толедот Адам» («Поколения человека») в Ливорно в 1657 году, третья часть в том же месте в 1778 году, четвертая часть в Салониках в 1803 году и пятая часть в Ливорно в 1825.
Согласно Эльхонону Вассерману, некоторые респонсы, приписываемые Рашбе, на самом деле были написаны другими авторами, в частности Меиром Ротенбургским.
Иврит Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Рашба |
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Сингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «АДРЕТ, СОЛОМОН БЕН АВРААМ (или РаШБа)». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.