Солярис (фильм 1972 года)

редактировать
Научно-фантастический фильм 1972 года режиссера Андрея Тарковского

Солярис. Солярис
Солярис ussr poster.jpg Афиша театрального релиза
РежиссерАндрей Тарковский
ПродюсерВячеслав Тарасов
Автор
По мотивамSolaris. от Станислав Лем
В ролях
МузыкаЭдуард Артемьев
КинематографияВадим Юсов
ОтредактировалЛюдмила Фейгинова
Продакшн. КомпанияМосфильм
Дата выхода‹См. ТфМ›
  • 5 февраля 1972 (1972-02-05) (Москва)
  • 13 мая 1972 (1972-05-13) (Канны )
Продолжительность166 минут
СтранаСоветский Союз
Язык
  • Русский
  • Немецкий
Бюджет1000000 SUR (около 829000 долларов в 1972 году долларов США )

Солярис (русский: Солярис, тр. Солярис) - советский фантастический художественный фильм 1972 года, основанный на романе Станислава Лема о том же имя вышло в 1961 году. Соавтором сценария и режиссером фильма были Андрей Тарковский, звезды Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Партитуру электронной музыки исполнил Эдуард Артемьев ; произведение J.S. Бах тоже употребляется.

В центре сюжета космическая станция, вращающаяся вокруг вымышленной планеты Солярис, где научная миссия застопорилась, потому что скелетный экипаж из трех ученых впал в эмоциональный кризис. Психолог Крис Кельвин (Банионис) едет на станцию, чтобы оценить ситуацию, только чтобы столкнуться с такими же загадочными явлениями, как и другие. Фильм стал попыткой Тарковского привнести новую эмоциональную глубину в научно-фантастические фильмы; он считал большинство западных работ в этом жанре поверхностными из-за их ориентации на технологические изобретения.

Solaris выиграл Grand Prix Special du Jury и приз FIPRESCI на конкурсе Каннский кинофестиваль 1972 года и был номинирован на Золотую пальмовую ветвь. Он получил в целом положительные отзывы критиков. Его часто называют одним из величайших научно-фантастических фильмов в истории кино. Некоторые идеи, которые Тарковский выражает в этом фильме, получили дальнейшее развитие в его фильме Сталкер (1979).

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Актерский состав
  • 3 Производство
    • 3.1 Сценарий
    • 3.2 Актерский состав
    • 3.3 Съемки
    • 3.4 Музыка
  • 4 Прием и наследие
  • 5 Домашние медиа
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Сюжет

Психолог Крис Кельвин отправляется в межзвездное путешествие, чтобы оценить, следует ли космической станции, которой уже несколько десятков лет, продолжить изучение океанической планеты Солярис. Свой последний день на Земле он проводит со своим престарелым отцом и отставным пилотом Бертоном. Несколькими годами ранее Бертон был частью исследовательской группы на Солярисе, но вспомнил о нем, когда описал, как видел четырехметрового ребенка на поверхности воды. Группа ученых отклонила это как галлюцинацию, но теперь, когда остальные члены экипажа делают такие же странные сообщения, необходимы навыки Криса.

По прибытии на станцию ​​Солярис, научно-исследовательскую станцию ​​, ни один из трех оставшихся ученых не потрудился поприветствовать Кельвина, и он обнаруживает, что космическая станция находится в опасном беспорядке. Вскоре он узнает, что его друг из ученых, доктор Гибарян, покончил с собой. Два оставшихся в живых члена экипажа - Снаут и Сарториус - отказываются сотрудничать и уклоняются. Кельвин мимолетно замечает других на борту станции, которые не были частью первоначальной команды. Он также обнаруживает, что Гибарян оставил ему бессвязное, загадочное прощальное видеообращение, предупреждая его о станции.

После беспокойного сна Кельвин потрясен, обнаружив Хари, свою покойную жену, в своей спальне. Она не знает, как попала туда. В ужасе от ее присутствия, Кельвин запускает копию своей жены в космос. Снаут объясняет, что «посетители» начали появляться после того, как ученые провели радиационные эксперименты с использованием рентгеновских лучей в отчаянной попытке понять природу планеты.

В тот вечер Хари снова появляется в своих покоях. На этот раз Кельвин спокойно принимает ее, и они вместе засыпают в объятиях. Хари паникует, когда Кельвин ненадолго оставляет ее одну в комнате, и травмируется. Но прежде, чем Кельвин успевает оказать первую помощь, ее раны спонтанно заживают на его глазах. Сарториус и Снаут объясняют Кельвину, что Солярис создал Хари из его воспоминаний о ней. Присутствующая среди них Хари, хотя и не человек, думает и чувствует себя так, как будто она была. Сарториус предполагает, что посетители состоят из «нейтринных систем», но их все еще можно уничтожить с помощью устройства, известного как «аннигилятор». Позже Снаут предлагает направить на Солярис модели мозговых волн Кельвина в надежде, что он поймет их и остановит тревожные видения.

Со временем Хари становится независимым и может существовать вдали от Кельвина. Она узнает от Сарториуса, что Хари покончил жизнь самоубийством десятью годами ранее. Сарториус, Снаут, Кельвин и Хари собираются вместе на вечеринку по случаю дня рождения, которая перерастает в философский спор, во время которого Сарториус напоминает Хари, что она не настоящая. Расстроенная, Хари снова убивает себя, выпив жидкий кислород, но через несколько минут болезненно воскресает. На поверхности Соляриса океан начинает быстрее закручиваться в воронку.

Кельвин заболевает и засыпает. Он мечтает о своей матери в молодости, смывающей грязь или струпья с его руки. Когда он просыпается, Хари больше нет; Снаут читает ее прощальную записку, в которой она описывает, как она обратилась к двум ученым с просьбой уничтожить ее. Затем Снаут говорит Кельвину, что с тех пор, как они передали мозговые волны Кельвина в Солярис, посетители перестали появляться, и на поверхности планеты начали формироваться острова. Кельвин обсуждает, вернуться ли на Землю или остаться с Солярис.

Кельвин встречается со своим отцом на их даче. Камера приближается, показывая, что она находится на острове в океане Соляриса.

В ролях

Производство

Написание

В 1968 году у режиссера Андрея Тарковского было несколько мотивов для кинематографа. адаптация научно-фантастического романа Станислава Лема Сола рис (1961). Во-первых, он восхищался работой Лема. Во-вторых, ему были нужны работа и деньги, потому что его предыдущий фильм Андрей Рублев (1966) так и не вышел, а его сценарий «Белый, белый день» был отклонен (в 1975 году он был реализован как Зеркало ). Фильм по роману Лема, популярного и уважаемого критиками писателя в СССР, был логичным коммерческим и художественным выбором. Другим источником вдохновения было желание Тарковского привнести эмоциональную глубину в жанр научной фантастики, который он считал поверхностным из-за его внимания к техническим изобретениям; в интервью 1970 года он выделил фильм Стэнли Кубрика 1968 года 2001: Космическая одиссея как «фальшивый по многим пунктам» и «безжизненную схему, претендующую только на истину».

Тарковский и Лем сотрудничали и продолжали общаться по поводу адаптации. Вместе с Фридрихом Горенштейном Тарковский стал соавтором первого сценария летом 1969 года; две трети из них произошло на Земле. Комитету Мосфильма это не понравилось, и Лем пришел в ярость от резкого изменения его романа. В финальном сценарии появился сценарий съемок, в котором меньше действий на Земле, и брак Кельвина со второй женой Марией исключен из сюжета. В романе Лем описывает неадекватность науки в разрешении людям общаться с инопланетной формой жизни, потому что, по крайней мере, определенные формы разумной внеземной жизни могут действовать далеко за пределами человеческого опыта и понимания. В фильме Тарковский сосредотачивается на чувствах Кельвина к своей жене Хари и влиянии освоения космоса на состояние человека. Монолог доктора Гибариана (из шестой главы романа) - изюминка финальной сцены в библиотеке, в которой Снаут говорит: «Нам не нужны другие миры. Нам нужны зеркала». В отличие от романа, который начинается с космического полета Кельвина и полностью разворачивается на Солярисе, фильм показывает визит Кельвина в загородный дом своих родителей перед отъездом на Землю. Контраст устанавливает миры, в которых он живет - яркая Земля против суровой, закрытой космической станции, вращающейся вокруг Соляриса - демонстрируя и ставя под сомнение влияние освоения космоса на человеческую психику.

Фрагмент книги «Охотники в снегу» (1565). автор Питер Брейгель Старший, тематическая ссылка

В декорациях «Соляриса» использованы картины старых мастеров. Интерьер космической станции украшен полными репродукциями живописного цикла 1565 года «Месяцы» («Охотники на снегу», «Мрачный день», «Сенокос», «Жнецы» и «Возвращение стада»)., автор Питер Брейгель Старший, а также детали Пейзаж с падением Икара и Охотники на снегу (1565). Сцена, в которой Кельвин преклоняет колени перед своим отцом, и отец, обнимающий его, отсылает к Возвращению блудного сына (1669) Рембрандта. Отсылки и аллюзии - это попытки Тарковского дать молодому искусству кино историческую перспективу, вызвать у зрителя ощущение, что кино - это зрелое искусство.

В фильме отсылается к фильму Тарковского 1966 года Андрей Рублев имея икону Андрея Рублева, помещенную в комнату Кельвина. Это второй из трех фильмов, посвященных Рублёву, последний из которых - следующий фильм Тарковского, Зеркало, снятый в 1975 году и в котором упоминается Андрей Рублёв в виде плаката к фильму, висящего на стене..

Актерский состав

Тарковский изначально хотел, чтобы его бывшая жена Ирма Рауш сыграла Хари, но после встречи со шведской актрисой Биби Андерссон в В июне 1970 года он решил, что она лучше подходит для роли. Желая работать с Тарковским, Андерссон согласился на оплату рублей. Тем не менее, Наталья Бондарчук в конечном итоге сыграла роль Хари. Тарковский познакомился с ней, когда они были студентами Государственного института кинематографии. Именно она познакомила его с романом «Солярис». Тарковский прослушивал ее в 1970 году, но решил, что она слишком молода для этой роли. Вместо этого он порекомендовал ее режиссеру Ларисе Шепитько, которая сыграла ее в «Ты и я». Полгода спустя Тарковский показал этот фильм и был так приятно удивлен ее игрой, что решил все-таки сыграть Бондарчука на роль Хари..

Тарковский сыграл литовского актера Донатаса Баниониса на роль Кельвина, эстонского актера Юри Ярвета на роль Снаута, российского актера Анатолия Солоницына на роль Сарториуса, украинский актер Николай Гринько в роли отца Кельвина и Ольга Барнет в роли матери Кельвина. Режиссер уже работал с Солоницыным, сыгравшим Андрея Рублева, и с Гринько, сыгравшим в фильмах «Андрей Рублев» и Иваново детство (1962). Тарковский считал, что Солоницыну и Гринько понадобится дополнительная режиссерская помощь. После того, как съемки были практически завершены, Тарковский оценил актеров и спектакли так: Бондарчук, Ярвет, Солоницын, Банионис, Дворжецкий, Гринько; он также записал в своем дневнике, что «Наталья Б. превзошла всех».

Съемки

Летом 1970 года Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино СССР) разрешил производство Solaris длиной 4 000 метров (13 123 фута), что соответствует продолжительности работы два часа двадцать минут. Экстерьеры были сфотографированы в Звенигороде под Москвой; Интерьеры снимались на киностудии Мосфильм. Сцены, когда летчик-космонавт Бертон проезжает через город, были сфотографированы в сентябре и октябре 1971 года в Акасака и Икура в Токио. Первоначально планировалось снимать футуристические строения на Всемирной Expo '70, но поездка была отложена. Съемки начались в марте 1971 года с оператора Вадима Юсова, который также снимал предыдущие фильмы Тарковского. Они так сильно ссорились из-за этого фильма, что больше никогда не работали вместе. В цветных сценах использовалась цветная пленка Eastman Kodak. В Советском Союзе он не был широко распространен, поэтому для производства его приходилось закупать специально. Первая версия Solaris была завершена в декабре 1971 года.

Местоположение Solaris: Акасака, Токио, город будущего, который космический пилот Генри Бертон пересекает на своей машине

Создан океан Solaris с ацетоном, алюминиевым порошком и красителями. Михаил Ромадин спроектировал космическую станцию ​​как обжитую, потрепанную и ветхую, а не блестящую, аккуратную и футуристическую. Дизайнер и директор посоветовались с ученым и аэрокосмическим инженером Лупичевым, который одолжил им универсальный компьютер 1960-х годов для декорации декораций. Для некоторых эпизодов Ромадин спроектировал зеркальную комнату, которая позволяла Юсову прятаться в зеркальной сфере, чтобы быть невидимым в готовом фильме. Акира Куросава, который как раз тогда посещал киностудию Мосфильм, выразил восхищение дизайном космической станции.

В январе 1972 года Государственный комитет по кинематографии запросил редакционные изменения перед выпуская Solaris. В их числе был более реалистичный фильм с более четким изображением будущего и удалением намеков на Бога и христианство. Тарковский успешно противостоял таким серьезным изменениям, и после нескольких незначительных правок Solaris был одобрен к выпуску в марте 1972 года.

Музыка

В саундтреке Solaris Иоганн Себастьян Бах ' хоральная прелюдия для органа Ich ruf 'zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 в исполнении [ru ] и электронная партитура Эдуарда Артемьева. Прелюдия - центральная музыкальная тема. Изначально Тарковский хотел, чтобы в фильме не было музыки, и попросил Артемьева оркестровать окружающие звуки в качестве партитуры. Последний предлагал тонко ввести оркестровую музыку. В отличие от классической музыки как темы Земли, текучая электронная музыка является темой для планеты Солярис. У персонажа Хари есть своя подтема, cantus firmus, основанная на музыке Баха, а поверх нее - музыка Артемьева; он слышен во время смерти Хари и в конце повествования.

Прием и наследие

Премьера «Соляриса» состоялась в 1972 году Каннском кинофестивале, где он выиграл Grand Prix ​​Spécial du Jury и был номинирован на Золотую пальмовую ветвь. В СССР премьера фильма состоялась 5 февраля 1973 года в кинотеатре «Мир» в Москве. Тарковский не считал кинотеатр «Мир» лучшей площадкой для просмотра фильмов. Несмотря на то, что фильм был мало продан всего в пяти кинотеатрах СССР, на фильм было продано 10,5 миллиона билетов. В отличие от подавляющего большинства коммерческих и идеологических фильмов 1970-х, «Солярис» без перерывов показывали в СССР ограниченным тиражом в течение 15 лет, что придало ему статус культового. В Восточном блоке и на Западе премьера «Соляриса» состоялась позже. В США версия «Соляриса», усеченная на 30 минут, была показана в Театре Зигфельда в Нью-Йорке 6 октября 1976 года.

Хотя Лем работал с Тарковским и Фридрих Горенштейн, разрабатывая сценарий, Лем утверждал, что ему «никогда особо не нравилась версия Тарковского» своего романа. Тарковский хотел, чтобы фильм был основан на романе, но художественно независим от него, в то время как Лем выступал против любых отклонений сценария от романа. Лем дошел до того, что сказал, что Тарковский создал «Преступление и наказание», а не «Солярис», опуская эпистемологические и когнитивные аспекты своей книги. Но Лем также сказал в интервью, что он видел только часть финала, намного позже, после смерти Тарковского. Тарковский утверждал, что Лем не в полной мере ценит кино и ожидал, что фильм просто проиллюстрирует роман, не создавая оригинального кинематографического произведения. Фильм Тарковского - о внутренней жизни его ученых. Роман Лема рассказывает о конфликте состояния человека в природе и природы человека во вселенной. Для Тарковского описание этого экзистенциального конфликта было отправной точкой для описания внутренней жизни персонажей.

В автобиографическом документальном фильме Путешествие во времени (1983), Тарковский говорит, что рассматривал «Солярис» как художественный провал, потому что он не выходил за рамки жанра, как он считал его фильм Сталкер (1979), из-за необходимого технологического диалога и специальных эффектов. М. Галина в статье 1997 года «Выявление страхов» назвала этот фильм «одним из крупнейших событий советского фантастического кино» и одним из немногих, которые сегодня не кажутся анахронизмом.

Список «100 лучших» Фильмы мирового кино », составленный журналом Empire в 2010 году, поставили« Солярис »Тарковского на 68-е место. В 2002 году Стивен Содерберг написал и поставил американскую адаптацию « Соляриса ». в главной роли Джордж Клуни.

Салман Рушди назвал Солярис «шедевром научной фантастики», добавив: «Это исследование ненадежности реальности и силы человеческого бессознательного, это великое исследование пределы рационализма и извращенная сила даже самой злополучной любви должны быть рассмотрены как можно шире, прежде чем Стивен Содерберг и Джеймс Кэмерон превратят ее в то, что они смехотворно угрожают, будет 2001 встречает Последнее танго в Париже. Что, секс в космосе с плавающим маслом? Тарковский, должно быть, перевернулся в могиле ».

Кинокритик Роджер Эберт сделал обзор выпуска 1976 года для The Chicago Sun-Times, поставив фильму три звезды из четырех и написав:« Солярис - не быстрый -движущаяся картинка действия; это вдумчивый, глубокий, чувствительный фильм, в котором свобода научной фантастики используется для изучения человеческой природы. Это начинается медленно, но как только вы начинаете участвовать, это на вас распространяется ». Он добавил «Солярис» в свой список «Великих фильмов» в 2003 году, заявив, что сначала «отказался» от его длины и темпов, но позже он восхищался целями Тарковского. «Ни один режиссер не требует большего от нашего терпения. Однако его поклонники страстны, и у них есть причины для своих чувств: Тарковский сознательно пытался создать искусство, которое было великим и глубоким. собственная духовная и философская сила ». Позднее Эберт сравнил фильм 2011 года Другая Земля с Солярисом, написав, что Другая Земля "так же заставляет задуматься, но менее глубоко, как Солярис Тарковского, еще один фильм о своего рода параллельная Земля ».

В качестве примера жизни, имитирующей искусство, Наталья Бондарчук (Хари) рассказала в интервью 2010 года, что она влюбилась в Тарковского во время съемок« Соляриса »и после того, как их отношения закончились, стала суицидальный. Она утверждает, что на ее решение отчасти повлияла ее роль.

Документальный фильм Адама Кертиса 2015 года Горькое озеро включает сцены из этого фильма. Метафора состоит в том, что точно так же, как планета влияет на космонавтов, которые пытаются повлиять на планету, между Афганистаном и его советскими, американскими и британскими захватчиками было взаимное влияние.

Фильм был выбран для показа в рамках раздела «Каннская классика» на Каннском кинофестивале 2016..

Фильм также имеет 95% -ный рейтинг «Сертифицированный свежий» на Rotten Tomatoes на основе 61 отзыва со средней оценкой 8,54 из 10, при этом общее мнение гласит: «Солярис - это захватывающий медитативный фильм, в котором научная фантастика используется для постановки сложных вопросов о человечестве и существовании». Он также имеет оценку 90 из 100 на Metacritic, основанную на 8 критиках, что указывает на «всеобщее признание».

Домашние медиа

Solaris был выпущен LaserDisc в Японии в 1986 году.

24 мая 2011 года The Criterion Collection выпустила Solaris на Blu-ray Disc. Наиболее заметным отличием от предыдущего выпуска DVD Criterion 2002 года было восстановление черно-белых монохромных сцен из фильма.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Solaris (фильм 1972 года).

Последняя правка сделана 2021-06-08 08:49:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте