Аэропорт Софии. Летище София | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Резюме | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||
Оператор | Аэропорт Софии EAD | ||||||||||
Обслуживает | София, Болгария | ||||||||||
Местоположение | София | ||||||||||
Открыт | 1939 г.; 81 год назад (1939 г.) | ||||||||||
Hub для | |||||||||||
Высота AMSL | 1742 футов / 531 м | ||||||||||
Координаты | 42 ° 41'42 ″ N 023 ° 24'30 ″ E / 42,69500 ° N 23,40833 ° E / 42,69500; 23,40833 Координаты : 42 ° 41'42 ″ N 023 ° 24′30 ″ E / 42,69500 ° N 23,40833 ° E / 42,69500; 23.40833 | ||||||||||
Веб-сайт | sofia-airport.bg | ||||||||||
Карта | |||||||||||
LBSF Местоположение в Болгарии | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2019) | |||||||||||
| |||||||||||
Источник: болгарский AIP в ЕВРОКОНТРОЛЬ |
София Аэропорт (IATA : SOF, ICAO : LBSF ) (Болгарский : Летище София, Летиште София) - главный международный аэропорт в Болгарии, расположенный в 10 км (6,2 мили) к востоку от центра столицы Софии. В 2019 году аэропорт впервые превысил 7 млн пассажиров. Аэропорт служит базой для BH Air, Bulgaria Air и Bulgarian Air Charter, а также базой для Ryanair и Wizz Air. Авиабаза Враждебна ВВС Болгарии находится в аэропорту.
16 сентября 1937 года царь Борис III подписал указ, которым объявлено выделение земли в пределах села Враждебна под строительство аэропорта. Затем началось строительство на участке, который находился в 11 км (6,8 миль) от центра города. Два года спустя, в 1939 году, в аэропорту Софии открылся первый зал ожидания для пассажиров, а еще через два года последовал полностью построенный аэродром с полностью заасфальтированной взлетно-посадочной полосой.
С июня по сентябрь 1938 года югославская авиакомпания Компания Aeroput трижды в неделю соединяла Софию с Белградом с помощью самолетов Lockheed Model 10 Electra.
Во время Второй мировой войны эти объекты использовались военными. Доставка почты, скоропортящихся грузов и пассажиров началась в 1947 г. из зданий на северной стороне аэропорта. Пассажирский терминал (ныне Терминал 1) на южной стороне был построен во время Второй мировой войны в виде современной европейской железнодорожной станции по проекту архитектора Ивана Марангозова. Он открылся после нескольких лет задержки в 1947 году. Структура включала правительственное крыло на западе, международную погрузочно-разгрузочную площадку в середине и внутреннюю погрузочно-разгрузочную площадку на востоке. В то время планировалось, что в аэропорту в конечном итоге будет две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы под углом 30 градусов друг к другу.
К концу 1960-х годов терминал практически достиг своей пропускной способности около 600 000 пассажиров в год и был подвергнут ряду реконструкций и расширений, начиная с весны 1968 года. В 1975 году к западу от здания был открыт новый отдел обработки прибытия международных рейсов, расширена внутренняя часть на востоке, правительственная зона обработки была перенесена на выделенный терминал на некотором расстоянии к западу, зона обработки VIP открылась в старом терминале, перрон был расширен на восток и открыты новые рулежные дорожки. таможенный склад открылся к востоку от площади терминала в 1969 году, а в 1970-х годах к востоку от первой базы технического обслуживания последовало несколько новых ангаров. Новая система обработки зарегистрированного багажа открылась к северу от здания в начале 1980-х, косметический ремонт и реорганизация дорожного движения были проведены в 1990 году, а в 2000 году было проведено значительное расширение зоны общего доступа.
К концу 1970-х годов терминал обслуживал около трех миллионов пассажиров в год, из них миллион - на внутренних маршрутах. Число пассажиров резко упало после резкого скачка цен на нефть в СЭВ в 1979 году и к концу 80-х годов увеличилось до чуть более миллиона в год. В начале и середине 1990-х годов внутренние перевозки практически прекратились, а зарубежные - значительно сократились. Последний начал быстро расти в конце 1990-х - начале 2000-х годов, достигнув нынешнего уровня. Последний раз терминал частично реконструировался в 1990 году. В 2000 году он подвергся полной модернизации, в ходе которой зона прибытия международных рейсов была перенесена в восточное крыло, где раньше выполнялась внутренняя обработка, бывшая зона прибытия международных рейсов на запад была закрыта, а планировка терминала была закрыта. Центральная зона вылета международных рейсов была изменена в соответствии с мировыми тенденциями. Несмотря на ремонт старого терминала, аэропорт был перегружен пассажиропотоком.
Варианты развития различных аэропортов начали рассматриваться в середине 1960-х годов. Один из вариантов заключался в том, чтобы переместить объект на новое место, в некоторых местах на расстоянии до 70 км (43 миль) от Софии. Другой вариант заключался в радикальном расширении территории аэропорта на северо-восток и постепенном удалении там фокуса аэропорта. Третий вариант заключался в разработке практически того же сайта. К концу 1980-х годов власти остановились на последнем варианте.
Разработка проекта, включающего новый терминал к востоку от старого объекта, новую взлетно-посадочную полосу к к середине 1990-х годов было завершено строительство к северу от существующей взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек (и параллельно им). Финансовый пакет, включающий очень значительные европейские и кувейтские инвестиции, был первоначально согласован в 1998 году и был реализован к 2000 году. Работы начались в 2001 году. Строительство новой взлетно-посадочной полосы и некоторых рулежных дорожек было завершено в середине 2006 года. Терминал 2 был официально открыт 27 декабря 2006 года.
В 2006 году обсуждались вопросы проектирования и строительства новой диспетчерской, но к 2008 году этот проект, похоже, был приостановлен. На протяжении многих лет аэропорт Софии подвергался критике за его отсутствие возможностей для грузовых авиаперевозок мирового класса и некоторые проблемы с доступом. Пассажирам, идущим в / из внутренних районов Болгарии, необходимо попасть в аэропорт или выйти из него через переполненные железнодорожные и автобусные станции в центре Софии. Железнодорожное сообщение обсуждалось несколько раз с 1960-х годов. Следующим лучшим, пожалуй, было продление Софийского метро линии 1 примерно на 5 км от бульвара Цариградское шоссе. Он был открыт 2 апреля 2015 года под названием станция метро «Аэропорт Софии». Станция метро аэропорта находится рядом с терминалом 2. До терминала 1 можно добраться на бесплатном автобусе.
Аэропорт иногда критикуют как источник шума и загрязнения окружающей среды, и с середины 1970-х годов вводятся строгие процедуры снижения шума для отбывающих пассажиров, в то время как прибывающие потоки обычно направляются для приближения к полю с востока, вдали от София.
Существенная и повторяющаяся критика эксплуатации аэропорта Софии касалась его исторической неспособности выполнять всепогодные операции. Хотя новая взлетно-посадочная полоса была спроектирована для полетов по Категории 3 ИКАО, в 2007 году выяснилось, что радиопомехи от защитных ограждений и, что наиболее важно, от большого недавно построенного парка грузовых автомобилей, препятствовали сертификации (и, следовательно, использованию) соответствующих радионавигационных средств. В зимние месяцы аэропорт, расположенный на высокой аллювиальной равнине, окруженной горами, страдает от очень значительных и частых туманов. В таких обстоятельствах рейсы перенаправляются в другие аэропорты Болгарии или соседних стран, что увеличивает продолжительность поездки на много часов.
3 июня 2016 года правительство Болгарии объявило тендер на эксплуатацию аэропорта Софии. Предполагается, что в течение 35 лет тендер принесет государству 1,2 миллиарда левов (600 миллионов евро), тендер, как сообщается, вызвал интерес у операторов аэропортов в Мюнхене, Франкфурте, Цюрих, Лион, Дублин и Лондон-Хитроу, а также другие операторы.
По состоянию на 22 июля 2020 г. концессионером аэропорта Софии является консорциум Sof Connect, состоящий из французского инвестиционного фонда Meridiam (99% акций) и австрийской Strabag (1% акций). Срок концессии - 35 лет. Оператором аэропорта в течение первых 12 лет периода концессии будет Международный аэропорт Мюнхена.
В результате роста воздушного движения и количество пассажиров, аэропортовым сооружениям было трудно справиться, несмотря на несколько расширений в предыдущие годы. В 1990-х годах началось планирование строительства нового терминала в аэропорту. Новая взлетно-посадочная полоса была смещена от старой на 210 м (690 футов), а восточная часть пересекала русло реки Искыр по специально построенному мосту. Были также построены новые рулежные дорожки, позволяющие совершать 22 движения самолетов в час. Старая взлетно-посадочная полоса тогда должна была использоваться только как рулежная дорожка. Новая взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки были открыты в середине 2006 года, а Терминал 2 официально открылся в конце 2006 года.
Общая стоимость проекта планировалась в 200 миллионов евро. Финансирование было обеспечено в 1997–98 гг. От Европейского инвестиционного банка (60 миллионов евро), Кувейтского фонда арабского экономического развития (12,3 миллиона кувейтских динаров, примерно 41,5 миллионов евро) и программы Европейского Союза PHARE (7,6 миллиона евро). В августе 2000 г. был выделен грант ISPA в размере 50 миллионов евро, и в декабре был подписан меморандум о финансировании.
Строительные работы проводились в двух участках: новый терминал с окружающей инфраструктурой и новая взлетно-посадочная полоса. Первый лот был выделен немецкому филиалу австрийской компании Strabag, а второй был выигран консорциумом кувейтской компании Mohamed Abdulmohsin al-Kharafi Sons и расположенной в ОАЭ компании Admak General Contracting Company
.Первоначальный срок завершения строительства нового терминала был 15 декабря 2004 г., а общий бюджет составил 112,2 млн евро. Сразу после начала работ Strabag оспорила геологические изыскания голландских консультантов NACO B.V. и потребовала дополнительного финансирования для неожиданных дополнительных работ. Задержка составляла десять месяцев, и строительство возобновилось после того, как болгарское правительство согласилось увеличить стоимость проекта на 4,8 миллиона евро и продлить срок до 31 августа 2005 года.
В 2004 году Strabag потребовала дополнительные 6 миллионов евро из-за роста цены на сталь. Минтранс отклонил иск, подкрепленный отчетом NACO. В мае 2005 года подрядчик пригрозил передать дело в международный арбитраж. В августе 2005 года стало ясно, что Strabag не сможет уложиться в изменившийся срок, поскольку просрочка составляет от шести до восьми недель. В ноябре 2005 года компания Strabag запросила дополнительное продление на восемь месяцев.
31 августа 2006 года аэропорт Софии ввел в эксплуатацию свою новую систему взлетно-посадочных полос, заменив старые и устаревшие объекты. Новая взлетно-посадочная полоса смещена на 210 м (690 футов) к северу от старой взлетно-посадочной полосы, а восточный конец ее полосы длиной 3600 м (11811 футов) пересекает русло реки Искыр по специально построенному мосту. Были построены новые скоростные рулежные дорожки и рулежные дорожки, обеспечивающие движение 20 самолетов в час с высоким уровнем безопасности. Навигационные средства, установленные на новой взлетно-посадочной полосе, позволяют выполнять посадку в условиях плохой видимости в соответствии с категорией IIIB стандартов ИКАО.
Были построены две противообледенительные платформы, позволяющие проводить централизованные процедуры противообледенения зимой. Они являются одним из элементов общей стратегии аэропорта Софии по защите окружающей среды и снижению вредных последствий, возникающих в результате работы аэропорта. В настоящее время строится еще одна противообледенительная платформа.
Новый диспетчерский пункт высотой 50 м (160 футов) был торжественно открыта 5 декабря 2012 года премьер-министром Бойко Борисовым и министром транспорта Ивайло Московским.
Башня построена Главболгарстрой АД. Контракт на строительство башни был подписан 19 августа 2011 года в присутствии министра транспорта, информационных технологий и связи Ивайло Московского, генерального директора БУЛАЦЫ Дияна Динева, генерального директора Главболгарстрой АД Павла Калистратова и исполнительного директора и правления Главболгарстрой АД. член Нина Стоянова подписала контракт на выполнение проекта и строительство между BULATSA и Главболгарстрой АД для новой диспетчерской вышки в аэропорту Софии (Софийская башня). АД «Главболгартрой» было выбрано в качестве подрядчика, так как им была присвоена высшая техническая оценка в ходе процедуры государственных закупок, предложившие кратчайшие сроки строительства. Этот проект полностью профинансировал BULATSA.
Lufthansa Technik Sofia была основана в конце 2007 года как совместное предприятие Lufthansa Technik (75,1%) и Bulgarian Aviation Группа (24,9%). С созданием Lufthansa Technik Sofia группа Lufthansa Technik Group создала пятую платформу для капитального ремонта и технического обслуживания узкофюзеляжных самолетов в Европе. Болгарское предприятие обслуживает клиентов в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Объект прошел капитальную реконструкцию и модернизацию и теперь может выполнять самый тяжелый этап технического обслуживания самолетов, D-Check, который сейчас проводится в Болгарии. Компания начала работу с более чем 350 сотрудников, прошедших обучение в Болгарии и на предприятиях Lufthansa Technik на базе Shannon, техническое обслуживание в четвертом квартале 2008 года с одним Airbus A321 от Lufthansa в качестве первого клиента.. В настоящее время на предприятии в Софии работает более 1100 сотрудников, и к 2018 году планируется нанять еще 200 сотрудников, чтобы достичь в общей сложности 1300 сотрудников. В октябре 2017 года компания завершила строительство нового комплекса, который будет использоваться для обслуживания широкофюзеляжных самолетов и сможет обслуживать Airbus A380. После завершения строительства нового ангара Lufthansa Technik Sofia имеет 8 производственных линий, что превращает болгарское подразделение в крупнейшее подразделение Lufthansa Technik.
4 июля 2018 г., Rose Air в сотрудничестве с Wizz Air открыла новую базу техобслуживания в аэропорту Софии. Он расположен в северной части аэропорта. Ангар площадью 5000 квадратных метров имеет три производственные линии с общей производительностью 300 самолетов в год и может обрабатывать C-Check. База началась с более чем 100 сотрудников. Это будет первая база обслуживания Wizz Air на Балканах и четвертая в Европе.
Авиабаза Враждебна (также Авиабаза Врайдебна) расположена в аэропорту. Управляется ВВС Болгарии, здесь размещается 16-я транспортная эскадрилья.
Этот терминал был построен в 1930-х годах и открылся 16 сентября 1937 года. Он многократно расширялся и реконструировался в 2000 году. Терминал 1 обслуживает недорогих и чартерных перевозчиков.
Терминал 2 был официально открыт 27 декабря 2006 года с символическим прибытием рейса FB 408 Bulgaria Air из Брюсселя. Это был один из крупнейших проектов в Болгарии, получивших средства от программы ЕС ISPA. В цену включены новый терминал, новые перроны для стоянки самолетов, модернизация существующих перронах для стоянок самолетов и строительство соединительных рулежных дорожек. Терминал имеет семь воздушных мостов (выходы A1, B5–9 и C1), 38 стоек регистрации и занимает площадь 50 000 м (540 000 кв. Футов) и имеет автостоянку на 820 автомобилей. Он расположен к востоку от Терминала 1 и значительно больше старого, который по-прежнему обслуживает бюджетные и чартерные авиакомпании. С 16 января 2017 года Терминал 2 в настоящее время обслуживает только одну бюджетную авиакомпанию - Ryanair.
. Впервые в Болгарии терминал оборудован воротами с воздушным мостом, вместо того, чтобы полагаться на автобусы в контролируемой зоне. В восточной части терминала была построена конечная станция линии 1 метро Софийского метро под названием Станция метро аэропорта Софии. Он был введен в эксплуатацию 2 апреля 2015 года. Поездка между аэропортом и центром Софии занимает около 20 минут, обслуживание предоставляется с 05:30 до 24:00.
Строительство инфраструктуры вокруг здания должно было быть завершено в 2007 году. новая дорога с двусторонним движением, соединяющая терминал с существующей дорогой аэропорта, и ландшафтный дизайн, включая искусственное озеро и фонтан. Терминал 2 разработан с особым вниманием к пассажирам с ограниченными физическими возможностями. Их доступ к различным уровням терминала и многоэтажной автостоянке обеспечивается с помощью лифтов и эскалаторов.
Терминал VIP расположен в западном крыле Терминала 1 и имеет отдельный вход, обеспечивающий доступ к четырем отдельным комнатам - одной главной комнате и двум отдельным комнатам примерно на 20 мест каждая.
Правительственный терминал расположен в западная сторона аэропорта Софии. Терминал управляется 28-м авиационным отрядом, который управляет правительственными самолетами и выполняет операции с участием президента, премьер-министра и других высокопоставленных правительственных чиновников.
В 1937 году София использовалась на маршруте из Берлина в Афины. и к 1938 году регулярные прямые рейсы связали Софию с Белградом Незадолго до конца однопартийного социалистического государства в конце 1980-х годов BALKAN (Болгарские авиалинии) выполняли как внутренние, так и в основном европейские международные маршруты по многочисленным направлениям, перевезя 2,8 метра. пассажиры. Аэропорт используется для регулярных, чартерных и сезонных операций на многих европейских маршрутах и на нескольких дальних направлениях.
Год | Пассажиры | Изменение | Груз (тонны) | Изменение | Движение воздушных судов | Изменение |
---|---|---|---|---|---|---|
1998 | 1,250,700 | 10,180 | 24,726 | |||
1999 | 1,236,610 | 1,1% | 12,378 | 21,6 % | 25,178 | 1,8% |
2000 | 1,127,866 | 8,8% | 11,036 | 10,8% | 24,785 | 1,6% |
2001 | 1 107 682 | 1,8% | 10,381 | 5,9% | 21,860 | 11,8% |
2002 | 1,214,198 | 9,6 % | 12,482 | 20.2% | 24,211 | 10,8% |
2003 | 1,356,469 | 11,7% | 13,461 | 7,8% | 25,517 | 5,4% |
2004 | 1,614,304 | 19,0% | 14,472 | 7,5% | 28,700 | 12,5% |
2005 | 1,874,000 | 16,1% | 14,725 | 1,7% | 32,188 | 12,2% |
2006 | 2,209,350 | 17,9% | 15,241 | 3,5% | 38,119 | 18,4% |
2007 | 2,745,880 | 24,3% | 17,392 | 14,1% | 43,005 | 12,8% |
2008 | 3,230,696 | 17,7% | 18,294 | 5,2% | 48,626 | 13,1% |
2009 | 3,134,657 | 3.0% | 15,093 | 17,5% | 45,698 | 6,0% |
2010 | 3,296,936 | 5,2% | 15,322 | 1,5% | 47,061 | 3,0% |
2011 | 3,474,933 | 5,4% | 15,887 | 3,7% | 47,153 | 0,2% |
2012 | 3,467,455 | 0,2 % | 1 6,249 | 2,3% | 40,806 | 9,0% |
2013 | 3,504,326 | 1,1% | 17,039 | 4,9% | 40 526 | 0,7% |
2014 | 3,815,158 | 8,9% | 17,741 | 4,1 % | 42,120 | 4,0% |
2015 | 4,088,943 | 7,2% | 18,727 | 5,6% | 44,416 | 5,5% |
2016 | 4,979,760 | 21,8% | 20,886 | 11,5% | 51,829 | 16,7% |
2017 | 6,490,096 | 30,3% | 20,818 | 0,3% | 57,673 | 11,3% |
2018 | 6,962,040 | 7,3% | 22,251 | 6,6% | 60,771 | 5,4% |
2019 | 7,107,096 | 2,1% | 23,987 | 7,8% | 61,371 | 1% |
2020 (01.01.-30.09.) | 2,423,955 | 55,3% | 16,131 | 8,4% | 28,051 | 40,0% |
Рейтинг | Город | Авиакомпании | Пассажиры | Изменение ранга |
---|---|---|---|---|
1. | Лондон | 464,381 | ||
2. | Франкфурт | 235,178 | ||
3. | Мюнхен | 177904 | ||
4. | Вена | 173 238 | ||
5. | Амстердам | 140 638 | ||
6. | Милан | 140,361 | ||
7. | Тель-Авив | 136,370 | ||
8. | Варна | 132,371 | ||
9. | Афины | 116 965 | ||
10. | Рим | 113,105 |
Станция метро аэропорта Софии на линии 1 расположена рядом с Терминалом 2 аэропорта и обеспечивает связь с в центре города.
Бесплатный автобус курсирует от Терминала 1 до Терминала 2 и станции метро с 05:00 до 23:00.
Метро Софии также обеспечивает быстрое сообщение между аэропортом и Бизнес-парк София.
В 2015 году аэропорт обслуживали три автобусных маршрута, два из которых шли от одного терминала через другой. до Софийского университета и третьего, соединяющегося со станцией метро Цариградское шоссе.
Брюссельский бульвар - главная транспортная артерия и самый простой способ добраться до аэропорта Софии. От Терминала 2 до Брюссельского бульвара построено новое, более быстрое сообщение.
Через Брюссельский бульвар и Цариградское шоссе аэропорт Софии связан с центром города, а на востоке - с автомагистралью Тракия. (A1)
Из северных районов города до аэропорта Софии удобно добираться по улице East Tangent. Его перекресток с Ботевградским шоссе открывает выезд на шоссе Хемус (A2)
К южным частям Софии и юго-западной Болгарии легко добраться через Брюссельский бульвар] и бульвар Александра Малинова до Софийская кольцевая дорога , которая соединяется с автомагистралью Струма (A3)
В апреле 2015 года была открыта железнодорожная станция, которая соединила аэропорт с национальной железной дорогой . система Болгарии. Расположенный примерно в 2,5 км (2 мили) от терминала 2, железнодорожный вокзал соединен со станцией метро Iskarsko shose, которая является второй станцией метро после станции метро Sofia Airport.
СМИ, связанные с аэропортом Софии на Wikimedia Commons