Социология литературы

редактировать

Социология литературы является подразделом социологии культуры. Он изучает общественное производство литературы и ее социальные последствия. Ярким примером является книга Пьера Бурдье 1992 г. «Les Règles de L'Art: Genèse et Structure du Champ Littéraire», переведенная Сьюзен Эмануэль как «Правила искусства: генезис и структура литературного поля» (1996).

Содержание
  • 1 Классическая социология
  • 2 Лукач и теория романа
  • 3 Франкфуртская школа
  • 4 Социология авангарда
  • 5 Социология книжной торговли
  • 6 Генетический структурализм
  • 7 Социокритицизм
  • 8 Критика неомарксистской идеологии
  • 9 Бурдье
  • 10 Возникновение романа
  • 11 Культурный материализм
  • 12 Теория мировых систем
  • 13 Последние разработки
  • 14 Примечания
  • 15 Источники
Классическая социология

Ни один из «отцов-основателей» социологии не провел подробного исследования литературы, но они разработали идеи, которые впоследствии были применены к литература других авторов. Теория идеологии Карла Маркса была направлена ​​на литературу Пьером Машери, Терри Иглтоном и Фредриком Джеймсоном. Теория современности как культурной рационализации Макса Вебера, которую он применил к музыке, позже была применена ко всем видам искусства, включая литературу, писателями Франкфуртской школы, такими как Теодор Адорно и Юрген Хабермас. Взгляд Эмиля Дюркгейма на социологию как на исследование внешне определенных социальных фактов был перенаправлен на литературу Робертом Эскарпитом. Своей работой Бурдье явно обязан Марксу, Веберу и Дюркгейму

Лукачу, а теорией романа

Важный первый шаг в социологии литературы был сделан Георгом Лукачем «Теория романа», впервые опубликованная на немецком языке в 1916 году в Zeitschrift fur Aesthetik und Allgemeine Kunstwissenschaft. В 1920 году он был переиздан в виде книги, и эта версия сильно повлияла на Франкфуртскую школу. Второе издание, опубликованное в 1962 году, также оказало влияние на французский структурализм. Теория романа утверждала, что, в то время как классическая эпическая поэма придала форму всей жизни, предопределенной в действительности социальной интеграцией классической цивилизации, современный роман стал `` эпосом эпохи, в которой обширная совокупность жизни больше не дается напрямую ». Таким образом, новая форма организована вокруг проблемного героя в поисках проблемных ценностей в проблемном мире.

Вторым выдающимся вкладом Лукача в социологию литературы стал Исторический роман, написанный на немецком языке, но впервые опубликованный на русском языке в 1937 году, который появился в английском переводе в 1962 году. Здесь Лукач утверждал, что исторический роман начала XIX века Центральным достижением было реалистичное представление различий между докапиталистическим прошлым и капиталистическим настоящим. Дело было не в личном таланте, а в коллективном историческом опыте, потому что Французская революция и революционные и наполеоновские войны впервые сделали историю массовым опытом. Далее он утверждал, что успех революций 1848 года привел к упадку исторического романа до «декоративной монументализации» и «приватности истории». Таким образом, ключевыми фигурами исторического романа были персонажи начала 19 века, особенно сэр Вальтер Скотт.

Лукач оказал большое влияние на книгу Люсьена Гольдмана «К социологии романа», обсуждение социологии романа Аланом Свингвудом в части 3 «Социологии литературы» Лоренсона и Свингвуда. Знаки чудес Франко Моретти.

Франкфуртская школа

Институт социальных исследований Франкфуртского университета, основанный в 1923 году, разработал своеобразную «критическую социологию» благодаря Марксу, Веберу и Фрейду. Среди ведущих критиков Франкфуртской школы, работавших над литературой, были Адорно, Вальтер Бенджамин и Лео Левенталь. «Заметки к литературе» Адорно, «Происхождение немецкой трагической драмы» Бенджамина и «Литература и образ человека» Лёвенталя были влиятельными исследованиями в социологии литературы. Левенталь продолжил эту работу в Калифорнийском университете в Беркли в 1950-х годах.

Заметки Адорно к литературе - это сборник эссе, наиболее влиятельным из которых, вероятно, является «О лирической поэзии и обществе». Он утверждал, что поэтическая мысль является реакцией на коммодификацию и овеществление современной жизни, приводя в качестве примеров Гете и Бодлер. В книге Бенджамина «Происхождение немецкой трагической драмы» утверждается, что крайнее «суверенное насилие» немецких драматургов XVI и XVII веков «трауршпиль» (буквально траурная пьеса, менее буквально трагедия) отражало исторические реалии княжеской власти гораздо лучше, чем классические трагедии.

Хабермас сменил Адорно на кафедре социологии и философии во Франкфурте. Первая крупная работа Хабермаса, Strukturwandel der Öffentlichkeit, была опубликована на немецком языке в 1962 году и в английском переводе как «Структурная трансформация общественной сферы» в 1989 году. В ней сделана попытка объяснить социально-историческое появление общественного мнения среднего класса в семнадцатом и восемнадцатом веке. веков. Развивая новый вид институциональной социологии литературы, он утверждал, что общественная сфера была организована вокруг литературных салонов во Франции, научных и литературных обществ в Германии и кофеен в Англии. Эти учреждения поддерживали ранние романы, газеты и периодические издания.

Социология авангарда

Петер Бюргер был профессором французского языка и сравнительной литературы в Бременском университете. Его Theorie der Avantgarde была опубликована на немецком языке в 1974 году и в английском переводе в 1984 году. Как и Хабермас, Бюргер интересовался институциональной социологией литературы и искусства. Он постулировал историческую типологию эстетических социальных отношений, измеренных по трем основным осям: функция произведения искусства, способ его производства и способ восприятия. Это дало ему три основных вида искусства: сакральное, придворное и буржуазное. Он утверждал, что буржуазное искусство имеет своей функцией индивидуальное самопонимание и создается и принимается индивидуально. Это стало праздником в форме освобождения искусства от религии, двора и, в конечном итоге, даже от буржуазии. Таким образом, модернистское искусство было автономным социальным «институтом», прерогативой все более автономного интеллектуального класса. Он заключил, что «исторический авангард» межвоенных лет развивался как движение внутри модернизма и против него, как в конечном итоге безуспешное восстание против именно этой автономии.

Хабермас придерживается очень похожего подхода в своей собственной счет авангарда.

Социология книжной торговли

Роберт Эскарпит занимал должность профессора сравнительной литературы в Университете Бордо и основал Центр социологии литературных фактов. Его работы включали «Социологию литературы» (французский : Sociologie de la littérature), опубликованную на французском языке в 1958 году и в английском переводе в 1971 году, и «Книжную революцию» (французский : La Révolution du livre), изданный на французском языке в 1965 году и на английском языке в 1966 году. В дюркгеймовской моде Эскарпит стремился заниматься только внешне определенными «социальными фактами» литературы, особенно теми, которые зарегистрированы в книжной торговле. Его внимание было сосредоточено на «сообществе писателей», понимаемом в совокупности как «поколения» и «команды». Он расширил определение литературы, включив в нее все «нефункциональное» письмо, а также настаивал на том, что литературный успех является результатом «совпадения намерений между автором и читателем».

Льюис Козер в США и Питер Х. Манн в Британии провел аналогичные эмпирические исследования социологии книжной торговли.

L'Apparition du livre Люсьена Февра и Анри-Жана Мартена, впервые опубликованная на французском языке в 1958 году и в английском переводе как The Coming of the Book в 1976 году, - строго говоря - труд по социальной истории (Февр был ведущей фигурой в школе историографии Анналов). Но он носит глубоко социологический характер - история Анналов была определенно социальнонаучной - и дает систематический отчет о долгосрочном развитии европейской книжной торговли (охватывает период с 1450 по 1800 год).

Генетический структурализм

Люсьен Гольдман был директором по исследованиям в Школе перспективных исследований социальных наук в Париже и директором-основателем Центра социологии литературы в Свободном университете Брюсселя. Как и на Эскарпита, Гольдман находился под влиянием Дюркгейма: отсюда его определение предмета социологии как «изучение фактов сознания». Но он также был заинтересован в развитии социологии текста. Он утверждал, что центральной задачей социолога-литературоведа было выявить объективный смысл литературного произведения, поместив его в исторический контекст, изучаемый в целом.

Гольдманн определил творящего субъекта как трансиндивидуального, то есть как пример «коллективного сознания» Дюркгейма. Однако вслед за Марксом и Лукачем Гольдман также предполагал, что групповое сознание обычно является классовым сознанием. Затем посредником между социальным классом и литературным произведением стало «мировоззрение», которое связывает вместе отдельных членов социального класса. Le Dieu caché, его исследование Блеза Паскаля и Жана Расина, было опубликовано на французском языке в 1955 году и в английском переводе как «Скрытый Бог» в 1964 году. Оно выявило «структурные гомологии» между Янсенистское «трагическое видение», текстовые структуры «Паскалей» и пьес Расина, а также социальное положение «noblesse de robe» семнадцатого века. Структурализм Гольдмана был «генетическим», потому что он стремился проследить генезис литературных структур во внелитературных явлениях.

В 1964 году Гольдманн опубликовал «Pour une Sociologie du Roman», переведенный Аланом Шериданом как «На пути к социологии романа» в 1974 году. Как и Лукач, Гольдманн считает, что роман вращается вокруг проблематичного героя поиска подлинных ценностей в деградировавшем обществе.. Но Гольдманн также постулирует «строгую гомологию» литературной формы романа и экономической формы товара. Он утверждает, что ранний роман касается индивидуальной биографии и проблемного героя, но по мере того, как конкурентный капитализм превращается в монополистический капитализм, проблемный герой постепенно исчезает. Период между Первой и Второй мировыми войнами стал свидетелем временного эксперимента с сообществом как коллективным героем: примером Гольдмана является Андре Мальро. Но основная линия развития характеризуется стремлением написать роман «Отсутствие сюжетов». Здесь примером Гольдманна является роман в стиле модерн из Алена Роб-Грийе и Натали Сарро.

Джон Милтон и английская революция Эндрю Милнера, по сути, являющийся применением Гольдмана. генетический структурализм к изучению английской литературы семнадцатого века.

Социокритицизм

Социология литературы Гольдмана остается значимой сама по себе и является источником вдохновения, как положительного, так и отрицательного, для своего рода «социокритицизма», разработанного Эдмоном Кро, Пьером Зимой и их коллегами. -рабочие во Франции и Канаде.

Критика неомарксистской идеологии

Маркс использовал термин «идеология» для обозначения внутренней взаимосвязанности культуры, включая литературу, и класса. Философ Луи Альтюссер развил это понятие в начале 1970-х годов, утверждая, что идеология функционирует так, чтобы конституировать биологических индивидов как социальных «субъектов», представляя их воображаемое отношение к их реальным условиям существования.

Для самого Альтюссера искусство не было идеологии. Но его теория была применена к литературе у Машери во Франции, Иглтона в Великобритании и Джеймсона в Соединенных Штатах. Центральным новшеством «Критики и идеологии» Иглтона был аргумент о том, что литературу можно понимать как «производящую» идеологию в смысле ее воплощения. В «Политическом бессознательном» Джеймсона утверждается, что литературный анализ можно сфокусировать на трех различных уровнях: «текст», «идеологема» и «идеология формы», каждый из которых имеет свое социально-историческое следствие в эквивалентном «семантическом горизонте» политической истории., общество и способ производства. Версия идеологии, которую Джеймсон применяет ко всем трем уровням, по сути, является Альтюссерианской. Новизна его позиции, однако, заключалась в том, что он выступал за «двойную герменевтику», одновременно связанную с идеологией и утопией.

Мэчери, Иглтон и Джеймсон были литературными критиками по профессии, но их применение идеологии-критики к литературе несостоятельно социологические по своему характеру, поскольку они стремятся объяснить литературные явления внелитературными терминами.

Бурдье

Бурдье был профессором социологии в Коллеж де Франс и директором Centre de Sociologie Européenne. Его первым крупным вкладом в социологию литературы (и других искусств) была книга «Различие», опубликованная на французском языке в 1979 году и в английском переводе в 1984 году. Она основана на детальных социологических исследованиях и этнографических наблюдениях за социальным распределением культурных предпочтений. Бурдье выделил три основные зоны вкуса: «законный», «средний класс» и «популярный», которые, как он обнаружил, доминируют, соответственно, в образованных слоях господствующего класса, среднего класса и рабочего класса. Он описал законный вкус как основанный на «эстетической предрасположенности» к утверждению верховенства формы над функцией. Напротив, «популярная эстетика» основана на преемственности между искусством и жизнью и на «глубоко укоренившейся потребности в участии». Отсюда его враждебность к представлениям об объектах, которые в реальной жизни либо уродливы, либо аморальны. Он заключил, что художественное и социальное «различие» неразрывно взаимосвязано, потому что «чистый взгляд» подразумевает разрыв с обычным отношением к миру и, как таковой, является «социальным разрывом».

Правила искусства более конкретно фокусируется на литературе, особенно на значении Гюстава Флобера для создания современной французской литературы. Бурдье постулировал модель «поля культурного производства», структурированного внешне по отношению к «полю власти» и внутренне по отношению к двум «принципам иерархии», гетерономному и автономному. Современное литературное и художественное поле является ареной борьбы между гетерономным принципом, подчиняющим искусство экономике, и автономным, сопротивляющимся такому подчинению. На карте Бурдье французского литературного поля конца XIX века наиболее автономный жанр, то есть наименее экономически выгодный - поэзия - находится слева, в то время как наиболее гетерономный и наиболее экономически прибыльный - драма - справа., где роман находится где-то посередине. Кроме того, аудитории с более высоким социальным статусом управляют верхней частью поля, а аудитории с более низким статусом - нижней частью. Отличительным достижением Флобера в «Воспитании сентименталь» было, по мнению Бурдье, понимание и определение правил современного автономного искусства.

Возникновение романа

Одним из первых англоязычных вкладов в социологию литературы является «Возвышение романа» (1957) профессора английского языка Стэнфордского университета Яна Ватта. Для Ватта «новизной» романа был его «формальный реализм», идея, «что роман является полным и достоверным описанием человеческого опыта». Его образцовые примеры: Дэниэл Дефо, Сэмюэл Ричардсон и Генри Филдинг. Ватт утверждал, что интерес романа к реалистично описанным отношениям между обычными людьми идет параллельно с более общим развитием философского реализма, экономического индивидуализма среднего класса и пуританского индивидуализма. Он также утверждал, что форма отвечает интересам и возможностям новой читающей публики среднего класса и новой книжной торговле, развивающейся в ответ на них. Сами торговцы, Дефо и Ричардсон должны были только «свериться со своими собственными стандартами», чтобы знать, что их работа понравится широкой аудитории.

Культурный материализм

Рэймонд Уильямс был профессором драмы в Кембридже. Университет и один из основоположников современной культурологии. Он описал свой особый подход как «культурный материализм», под которым он имел в виду теорию культуры «как (социального и материального) производственного процесса» и искусства «как социальное использование материальных средств производства». Это явно социологическая, а не литературно-критическая перспектива: отсюда ее наиболее общее изложение в Соединенных Штатах как «Социология культуры» и в «Британии как культура», название 1981 года в серии «Новая социология» Фонтаны. Хотя интересы Уильямса широко варьировались во всей области литературных и культурных исследований, его основная работа была сосредоточена на литературе и драме. Таким образом, он был социологом культуры, специализирующимся на социологии литературы.

В «Долгой революции» (1961) Уильямс разработал новаторские концепции социологии книжной торговли, социологии авторства и социологии романа. В «Английском романе от Диккенса до Лоуренса» (1970) он утверждал, что современный роман сформулировал отчетливо современную «структуру чувств», ключевой проблемой которой является «познаваемое сообщество». В книге «Страна и город» (1973) он развивал социальную историю поэзии английских деревенских домов, направленную на демистификацию идеализаций сельской жизни, содержащихся в литературе: «Это то, чем являются стихи: не деревенская жизнь, а социальный комплимент; знакомые гиперболы аристократии и ее приближенных ». Его «Марксизм и литература» (1977) - одновременно критика марксизма и «литературы» - это обширное формальное развитие собственной теоретической системы Уильямса.

«Линии разломов» Алана Синфилда: «Культурный материализм и политика диссидентского чтения» (1992) и «Литература, политика и культура в послевоенной Британии» (1997) явно обязаны Уильямсу. То же самое можно сказать о книге Эндрю Милнера «Литература, культура и общество» (2005).

Франко Моретти, в свою очередь, был профессором английской литературы в университете Салерно, сравнительной литературы в Веронском университете и английского языка и сравнительной литературы в Стэнфордском университете. Его первая книга «Знамения чудес» (1983) имела подзаголовок «Очерки социологии литературных форм» и была по существу качественной по методу. Его более поздние работы, однако, становились все более количественными.

Применение теории мировых систем Иммануила Валлерстайна к литературе, Моретти утверждал в Атласе европейского романа (1998), что литературная экономика XIX века включали «три Европы» с Францией и Великобританией в центре, большинство стран на периферии и переменную полупериферию, расположенную между ними. Судя по объему переводов национальных библиографий, он обнаружил, что французские романисты были более успешными на католическом Юге, а британцы - на протестантском Севере, но, тем не менее, весь континент читал ведущие цифры из обоих. Лондон и Париж «правят всем континентом более века», - заключил он, опубликовав половину или более всех европейских романов.

Тезисы Моретти вызвали впоследствии много споров, собранные вместе в отредактированном сборнике Кристофера Прендергаста «Обсуждение мировой литературы» ( 2004 г.). Сам Моретти подробно остановился на этом аргументе в своем «Дистанционном чтении» (2013).

Последние достижения

Опираясь на более ранние работы по производству культуры, эстетики рецепции и культурного капитала, социология литературы в последнее время сосредоточилась на конструировании смысла читателями. Новые разработки включают изучение взаимосвязи между литературой и групповой идентичностью; относительно институционального анализа и анализа откликов читателей; восстановление роли намерений автора в литературе; пересмотр роли этики и морали в литературе и развитие более четкого понимания того, чем литература отличается от других средств массовой информации.

Социология литературы недавно также заинтересовалась глобальным неравенством между первыми и Авторы из стран третьего мира, где последние, как правило, сильно зависят от редакционных решений издателей в Париже, Лондоне или Нью-Йорке и часто исключаются из участия в мировом литературном рынке.

Журнал New История литературы весной 2010 года посвятила специальный выпуск новым подходам к социологии литературы.

Примечания
Литература
  • Теодор В. Адорно, (1991) Примечания к литературе, Vol. 1, пер. Шиерри Вебер Николсон, изд. Рольф Тидеманн, Нью-Йорк: Columbia University Press.
  • Теодор В. Адорно, (1992) Notes to Literature, Vol. 2, пер. Шиерри Вебер Николсон, изд. Рольф Тидеманн, Нью-Йорк: Columbia University Press.
  • Вальтер Бенджамин, (1977) Происхождение немецкой трагической драмы, пер. Джон Осборн, Лондон: New Left Books.
  • Карло Бордони, (1974) Introduzione alla sociologia della letteratura, Pisa: Pacini.
  • Pierre Bourdieu, (1984) Distinction: Social Critique of the Правосудие вкуса, пер. Ричард Найс, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Пьер Бурдье, (1996b) Правила искусства: генезис и структура литературного поля, пер. Сьюзан Эмануэль, Кембридж: Polity Press.
  • Элизабет и Том Бернс редакторы, (1973) Социология литературы и драмы, Хармондсворт: Пингвин.
  • Питер Бюргер, (1984)) Теория авангарда, пер. Майкл Шоу, Миннеаполис: University of Minnesota Press.
  • Паскаль Казанова, (2005) The World Republic of Letters, пер. М.Б. Дебевуа, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Льюис А. Козер, Чарльз Кадушин и Уолтер У. Пауэлл, (1985) Книги: Культура и коммерция издательского дела, Чикаго: University of Chicago Press.
  • Эдмонд Крос, (1988) Теория и практика социокритицизма, пер. Дж. Шварц, Миннеаполис: University of Minnesota Press.
  • Терри Иглтон, (1976) Критика и идеология, Лондон: New Left Books.
  • Роберт Эскарпит, (1966) Книжная революция, Лондон : Джордж Харрап.
  • Роберт Эскарпит, (1971) Социология литературы, пер. Э. Пик, Лондон: Касс.
  • Люсьен Февр и Анри-Жан Мартин, (1976) Появление книги: влияние печати 1450–1800, пер. Дэвид Джерард, изд. Джеффри Новелл-Смит и Дэвид Вуттон, Лондон: New Left Books.
  • Люсьен Гольдман, (1964) Скрытый Бог: Исследование трагического видения в «Pensées» Паскаля и трагедиях Расина, пер. Филип Тоди, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Люсьен Гольдман, (1975) К социологии романа, пер. Алан Шеридан, Лондон: Тависток.
  • Юрген Хабермас, (1989) Структурная трансформация публичной сферы: исследование категории буржуазного общества, пер. Т. Бургер, Кембридж: Polity Press.
  • Джон А. Холл, (1979), Социология литературы, Лондон: Longman.
  • Фредрик Джеймсон, (1981) Политическое бессознательное: повествование как социально-символический акт, Лондон: Метуэн.
  • Диана Т. Лоуренсон и Алан Свингвуд, Социология литературы, Лондон: МакГиббон ​​и Ки.
  • Лео Левенталь, (1986) Литература и Image of Man, Нью-Джерси: Transaction Publishers.
  • Лео Левенталь, (2009) Маржа. Теория критика и социология делла леттература, история К. Бордони, Кьети: Сольфанелли.
  • Георг Лукач, (1962) Исторический роман, пер. Ханна и Стэнли Митчелл, Лондон: Merlin Press.
  • Георг Лукач, (1971) Теория романа: Историко-философское эссе о формах великой эпической литературы, пер. А. Босток, Лондон: Merlin Press.
  • Пьер Машери, (1978) Теория литературного производства, пер. Дж. Уолл, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Питер Х. Манн, (1982) От автора к читателю: Социальное исследование книг, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Эндрю Милнер, (1981) Джон Милтон и английская революция: исследование социологии литературы, Лондон: Macmillan.
  • Эндрю Милнер, (2005) Литература, культура и общество, второе издание, Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Франко Моретти, (1988) Знаки для чудес: Очерки социологии литературных форм, второе издание, пер. Сьюзан Фишер, Дэвид Форгакс и Дэвид Миллер, Лондон: Verso.
  • Франко Моретти, (1998) Атлас европейского романа 1800–1900, Лондон: Verso.
  • Franco Moretti, (2013) Дистанционное чтение, Лондон: Verso.
  • Christopher Prendergast, ed., (2004) Debating World Literature, London: Verso.
  • Jane Routh and Janet Wolff eds, (1977) The Sociology of Literature : Теоретические подходы, Кил: социологические обзоры монографии.
  • Алан Синфилд, (1992) Faultlines: Cultural Materialism and the Politics of Dissident Reading, Oxford: Oxford University Press.
  • Алан Синфилд, (1997)) Литература, политика и культура в послевоенной Великобритании, второе издание, Лондон: Athlone Press.
  • Socius, Ressources sur le littéraire et le social.
  • Дайана Спирман, (1966) Роман и общество, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Ян Уотт, (1963) Расцвет романа: Исследования Дефо, Ричардсона и Филдинга, Хармондсворт: Пингвин.
  • Раймонд Уильямс, (1961) Долгая революция, L ондон: Чатто и Виндус.
  • Раймонд Уильямс, (1970) Английский роман от Диккенса до Лоуренса, Лондон: Чатто и Виндус.
  • Раймонд Уильямс, (1973) Страна и город, Нью-Йорк: Oxford University Press.
  • Раймонд Уильямс, (1977) Марксизм и литература, Оксфорд: Oxford University Press.
  • Раймонд Уильямс, (1981) Культура, Глазго: Фонтана.
  • Пьер В. Зима, (2000) Manuel de sociocritique, Paris et Montréal: l'Harmattan.
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:06:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте