Социалистический реализм в Польше

редактировать
Socia список реализма в Польше
Nowa Huta Социалистический центр Новой Гуты района Кракова (Aleja Ró Plaza)

Социалистический реализм в Польше (Польский : соцреализм ) - социальная, политическая и эстетическая доктрина, навязанная просоветским коммунистическим правительством в процессе сталинизации послевоенной Польской Народной Республики. Официальная политика была введена в 1949 году постановлением Польской объединенной рабочей партии министра (позже министра культуры и искусства) Влодзимежа Сокорского. Как и во всех странах Восточного блока, где доминируют советские власти, социалистический реализм стал основным инструментом политического контроля в построении тоталитаризма в Польше.. Однако тренд так и не стал по-настоящему доминирующим. После смерти Сталина 5 марта 1953 года и последующей десталинизации всех народных республик польские художники, писатели и архитекторы начали покидать его. 1955. Пик процесса десталинизации пришелся на Польский октябрь.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Местные особенности
  • 3 Живопись и скульптура
  • 4 Кино и музыка
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История

Дворец культуры и науки в Варшаве построен по советским чертежам в 1952–1955

Эта политика применялась в Польше в период с 1949 по 1956 год на фоне волны нарушений прав человека, совершенных силами государственной безопасности. Он затрагивал все области культурной политики, включая визуальное, музыкальное и литературное искусство, хотя его наиболее впечатляющие достижения были сделаны в области архитектуры. Цели этого нового направления были объяснены в 1949 году постановлением Национального совета партийных архитекторов. Архитектура была объявлена ​​ключевым оружием в создании нового общественного строя. Он был призван способствовать распространению коммунистической идеологии, влияя на сознание граждан, а также на их взгляды на жизнь.

В этом масштабном предприятии решающая роль выпала на долю дизайнеров, которых считали не просто архитекторами, создающими улицы и здания, а скорее «инженерами человеческой души ». Эта идея распространилась за пределы эстетики и превратилась в принципы городского дизайна, призванные выразить грандиозные ожидания и пробудить чувство стабильности и монополии политической власти в сталинской Польше.

Местные характеристики

Министерство сельского хозяйства, Варшава, построено в 1953–1956 гг.

Поскольку стиль Возрождения обычно считался наиболее почитаемым в старой польской архитектуре, он стал социалистическим в Польше. национальный формат. Однако в ходе включения этих принципов в новую идеологию были внесены и серьезные изменения. Один из них должен был более точно отражать советскую архитектуру, в результате чего большинство новых зданий сливались друг с другом. Всеохватывающее сталинское видение, пропагандируемое Советским Союзом, лучше всего иллюстрируется новым Дворцом культуры и науки Иосифа Сталина (Pałac Kultury i Nauki imienia Józefa Stalina), построенным в Варшаве в 1952 году. и 1955. Его конструкция была основана на аналогичных небоскребах, построенных в СССР того времени. 3500 строителей были привезены непосредственно из Советского Союза со своими собственными чертежами и размещены в пригородных трущобах.

Монументальная форма, распространенная коммунистическим правительством, достигла апогея, когда был построен целый новый город недалеко от Краков вместе с сталелитейным заводом вскоре станет крупнейшим в Польше. Нова-Хута была централизованно запланирована как крупный новый центр тяжелой промышленности, несмотря на существенное сопротивление со стороны краковцев среднего класса. Его главную площадь (Plac Centralny) окружали огромные многоквартирные дома, в которых проживал новый класс промышленных рабочих, занятых на металлургическом заводе Ленина. Примечательно, что социалистический центр Новой Хуты в настоящее время считается памятником архитектуры. Другими яркими примерами городского дизайна являются жилой комплекс Маршалковска (MDM) в Варшаве, жилой комплекс Костюшковска (KDM) в Вроцлав, Главный вокзал Гдыня, жилой комплекс в Коварах. и Дворец Угольного бассейна Культура в Домброва Гурнича.

Живопись и скульптура

«Манифест» Войцеха Вайса, 1950

Социалистический реализм в польском искусстве ограничивался портретами партийных лидеров и различными изображениями мускулистых рабочих и батальных сцен, уделяя особое внимание вкусу народа. Формально вдохновленный неоклассицизмом, а также местным народным искусством, социреализм служил строго политическим и просоветским пропагандистским целям; однако его наиболее известные художники, такие как Войцех Вайс и Влодзимеж Закшевский, получили образование до сталинизма и непреднамеренно придерживались традиционных западных методов и технологий. Среди наиболее вопиющих соцреалистических картин были: «Передай кирпич» (Podaj cegłę) изображенный здесь, Александр Кобздей и «Спасибо трактористу» (Podziękowanie traktorzyście) изображенный здесь, а также «Товарищ Берут среди рабочих» (Towarzysz Bierut wśród robotników) Хелены и Юлиуша Краевских.

Социалистический реалист аллегории, окружающие Дворец культуры и науки в Варшаве

В скульптуре была тенденция к вырезанным из камня аллегориям, возвышающим над простым рабочим, использовавшимся в основном в архитектурных целях, например, вокруг Дворца культуры и науки в Варшаве, в том числе в основном гипсовые бюсты коммунистических аппаратчиков. Коллекция польской социалистической скульптуры выставлена ​​во дворце Козловка около Любартува.

Кино и музыка

В то время как доктрина социалистического реализма в советском кино зародилась примерно во времена Большевистская революция (Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин ) и достигла пика в 1930-е годы, не успела развиться в послевоенной Польше. Поэтому культ коммунистической партии оставался чуждым местной киноиндустрии. Среди наиболее креативных польских фильмов, слабо придерживающихся принципов социалистического реализма, были «Целулоза» Ежи Кавалеровича, «Поколение» Анджея Вайды и «Пилтка с улицы Барский» Александр Форд. Идеологический стереотип породил и некоторые низшие постановки, такие как Uczta Baltazara Ежи Зажицкого и Ежи Пассендорфера.

В музыке тенденция ограничивалась художественной песней, саундтреком к фильму и поп-песней, основанной на местной народной традиции. Коммунистические идеалы воспевались в лирике. Среди выдающихся композиторов были Ян Маклакевич : «Śląsk pracuje i śpiewa» (Силезские произведения и песни), Альфред Градштейн: «На правое мосту, на левом мосту» (Мост справа и мост на Слева), и Анджей Пануфник : «Симфония Покою» (Симфония мира). Широко раскрученные популярные песни включали "O Nowej to Hucie piosenka" (Эта песня о Новой Хуте) , представленная здесь вместе с видео. Песню до сих пор хорошо помнят большинство поляков старшего поколения.

После смерти Сталина, и особенно с 1953 года, критические мнения стали слышаться все чаще. Наконец, в рамках политической оттепели в Гомулке внутри Польской объединенной рабочей партии вся доктрина была официально отвергнута в 1956 году.

См. Также

Список литературы

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с социалистическим реализмом в Польше.
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:56:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте