Социальная отдача от инвестиций (SROI ) - это основанный на принципах метод измерения внебюджетная ценность (например, экологическая или социальная ценность, которая в настоящее время не отражается или не используется в обычных финансовых счетах). Его может использовать любая организация для оценки воздействия на заинтересованных лиц, определения способов повышения производительности и повышения эффективности инвестиций.
Метод SROI в том виде, в каком он был стандартизован организацией Social Value UK, обеспечивает последовательный количественный подход к пониманию и управлению воздействиями проекта, бизнеса, организации, фонда или политики. Он учитывает мнения заинтересованных сторон о воздействии и оценивает финансовые «прокси» для всех тех воздействий, выявленных заинтересованными сторонами, которые обычно не имеют рыночной стоимости. Цель состоит в том, чтобы включить ценности людей, которые часто исключаются из рынков, в тех же терминах, что и на рынках, то есть в деньгах, чтобы дать людям право голоса при принятии решений о распределении ресурсов.
Некоторые пользователи SROI используют версию метода, которая не требует, чтобы всем воздействиям был назначен финансовый прокси. Вместо этого «числитель» включает монетизированные, количественные, но не монетизированные, качественные и повествовательные типы информации о ценности.
Сеть была сформирована в 2008 году, чтобы способствовать дальнейшему развитию метода. Около 2000 человек во всем мире являются членами этой сети под названием Social Value International (ранее - Сеть SROI).
Хотя термин SROI существует в Анализ затрат и выгод, методология расчета социальной рентабельности инвестиций в контексте социального предприятия была впервые задокументирована в 2000 г. - REDF (бывший Фонд развития предпринимательства Робертса), благотворительным фондом из Сан-Франциско, который предоставляет долгосрочные гранты организациям, ведущим бизнес в интересах общества. С тех пор этот подход эволюционировал, чтобы учесть изменения в корпоративной отчетности в области устойчивого развития, а также развитие в области учета социального воздействия и воздействия на окружающую среду. Интерес подогревается растущим признанием важности показателей для управления воздействиями, которые не включаются в традиционные отчеты о прибылях и убытках, а также необходимостью того, чтобы эти показатели фокусировались на результатах, а не на результатах. Хотя SROI строится на логике анализа затрат и выгод, он отличается тем, что он явно предназначен для информирования руководителей предприятий и инвесторов при принятии практических решений, направленных на оптимизацию их социальных и экологических воздействий. Напротив, анализ затрат и выгод - это метод, основанный на социальных науках, который чаще всего используется спонсорами за пределами организации, чтобы определить, являются ли их инвестиции или гранты экономически эффективными, хотя экономическая эффективность также включает социальные и экологические соображения.
В 2002 году проект смешанной ценности Hewlett Foundation был выдвинут группой практиков из США, Канады, Великобритании и Нидерландов, которые вместе проводили анализ SROI для составления проекта обновление методологии. Примерно в это же время член этой группы был соавтором статьи в стиле руководства в California Management Review. Большая группа снова собралась в 2006 году, чтобы сделать еще одну редакцию, которая была опубликована в 2006 году в книге «Социальная отдача от инвестиций: руководство по SROI». New Economics Foundation в Великобритании начал изучать способы тестирования и разработки SROI в контексте Великобритании, опубликовав в 2007 году DIY Guide to Social Return on Investment.
Правительство Великобритании Управление третьего сектора и правительство Шотландии в 2007 году инициировали проект, который продолжает разработку руководящих принципов, позволяющих социальным предприятиям, ищущим государственные гранты, учитывать их влияние, используя последовательный и поддающийся проверке метод. Это привело к еще одному официальному пересмотру метода, разработанному консорциумом во главе с Social Value UK, опубликованным в Руководстве по SROI 2009 года.
Разработки в Великобритании привели к соглашению между Social Value International и Social Value UK об основных принципах. Это:
«Цените то, что имеет значение», включает использование финансовых прокси и монетизацию стоимости и является уникальным для SROI подход. Эти семь принципов были переименованы в Social Value International в 2017 г. в «Принципы социальной ценности», и для каждого из них разрабатываются руководящие стандарты.
Существует несколько поставщиков программного обеспечения, которые помогают пользователям собирать данные для анализа SROI и управлять ими. С 2008 года социальный электронный оценщик из Нидерландов работает над решениями для измерения воздействия. В 2013 году Social E-оценщик создал новую программную онлайн-платформу для измерения воздействия, а в конце 2014 года запустил инклюзивную платформу измерения воздействия под названием Sinzer. Это позволяет людям отображать воздействие, эффективно собирать данные и анализировать результаты. Онлайн-инструмент от Sinzer создан таким образом, чтобы организации могли принимать более обоснованные решения, улучшать воздействие и нести ответственность перед заинтересованными сторонами.
Social Asset Measurements Inc., канадская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения и консалтингом, разработала пакет Social Return Intelligence Suite, который состоит из двух взаимосвязанных программных продуктов: набора отчетов и управления Ira Impact Reporting Management Suite (IIRM) и индикатора Sabita. Служба базы данных финансовых прокси (SDS). Sabita была создана при финансировании Национального исследовательского совета Канады и содержит более 500 индикаторов и финансовых прокси, которые скорректированы с учетом инфляции и оцениваются в соответствии с SAM Factor - запатентованным алгоритмом, который обеспечивает оценку от 0 до 10 в зависимости от качества источники, использованные при создании финансового прокси. Ира позволяет специалистам, не входящим в SROI, отчитываться в рамках SROI, создавая монетизированные и немонетизированные отчеты о воздействии, а также отчеты о результатах и результатах.
В 2009–2010 гг. Сторонники, связанные с Social Value UK, предложили установить связь между анализом SROI и инициативой по созданию общего набора терминов и определений для описания социальных и экологических показателей деятельности организации.
Некоторые организации, которые использовали SROI, сочли его полезным инструментом для организационного обучения.
Хотя в финансовом менеджменте термин ROI относится к единому коэффициенту, В отличие от Social Earnings Ratio (S / E Ratio), анализ SROI не обязательно относится не к одному коэффициенту, а к способу отчетности о создании стоимости. Он основывает оценку стоимости частично на восприятии и опыте заинтересованных сторон, находит индикаторы того, что изменилось, и рассказывает историю этого изменения и, где это возможно, использует денежные значения для этих индикаторов. Это новая управленческая дисциплина: набор навыков для измерения и передачи нефинансовых ценностей. Таким образом, в данном подходе проводится различие между «SROI» и «SROI Analysis». Последнее подразумевает: а) конкретный процесс, с помощью которого было вычислено число, б) контекстную информацию, позволяющую точно интерпретировать само число, и в) дополнительную немонетизированную социальную ценность и информацию о сущности и контексте числа.
Есть семь принципов SROI. Это:
Перевод внебюджетной стоимости в денежные выражения считается важной частью анализа SROI некоторыми практикующими специалистами и проблематичен, когда он делается универсальным требованием других. По сути, принцип монетизации предполагает, что цена является показателем ценности.
Хотя цены представляют собой меновую стоимость - рыночную цену, при которой спрос равен предложению, - они не полностью представляют всю стоимость ни для продавца, ни для потребителя. Другими словами, они не охватывают экономический излишек (излишек потребителя или производителя). Они также не включают положительное или отрицательное значение (т. Е. внешние факторы ) для других лиц, на которых может повлиять обмен. Более того, цены будут частично зависеть от распределения доходов и богатства: разные распределения приводят к разным ценам, что приводит к разным показателям стоимости. Следовательно, рыночные цены не всегда точно отражают то, что люди ценят.
Сторонники SROI утверждают, что использование денежных показателей (рыночных цен или других денежных показателей) для определения социальной, экономической и экологической ценности дает несколько практических преимуществ:
Несмотря на эти преимущества, есть опасения, что монетизация позволяет потребителю SROI анализ с крючка, слишком легко позволяя сравнение конечного числа за счет понимания фактического метода, которым оно было получено - сравнение, которое было бы сравнением яблок с апельсинами почти в каждом случае.
Методология SROI была дополнительно адаптирована для использования при планировании и определении приоритетов адаптации к изменению климата и мероприятий в области развития. Например, система совместной социальной отдачи от инвестиций (PSROI) строится на экономических принципах SROI и CBA и объединяет их с теоретическими и методологическими основами исследования совместных действий (PAR), Критических систем мышление, теория устойчивости и подходы, основанные на силе, такие как Признательный запрос и развитие сообщества на основе активов, чтобы создать основу для планирования и оценки затрат на адаптацию к изменению климата в Таким образом, сельскохозяйственные системы PSROI представляют собой конвергенцию двух теоретических направлений: определение приоритетов адаптации, планирование и отбор, а также экономика адаптации. Таким образом, основное расхождение между SROI и PSROI заключается в том, что в то время как SROI обычно анализирует заранее определенные вмешательства, PSROI включает в себя процесс определения приоритетов вмешательств на основе участия, который предшествует экономическому анализу в стиле SROI.