Социальные представления - это система ценностей, идей, метафор, убеждений и практик, которые служат для установления социального порядка, ориентации участников и обеспечения общения среди членов групп и сообществ. Теория социальной репрезентации - это совокупность теорий в рамках социальной психологии и социологической социальной психологии. Он имеет параллели в социологическом теоретизировании, таком как социальный конструкционизм и символический интеракционизм, и в некотором смысле похож на массовый консенсус и дискурсивную психологию.
Термин «социальная репрезентация» был первоначально введен Сержем Московичи в 1961 году в его исследовании восприятия и распространения психоанализа во Франции. Это понимается как коллективная разработка «сообществом социального объекта с целью поведения и общения». Далее они упоминаются как «система ценностей, идей и практик, выполняющая двоякую функцию: во-первых, для установления порядка, который позволит людям ориентироваться в своем материальном и социальном мире и овладеть им; и, во-вторых, для обеспечения возможности общения. место среди членов сообщества, предоставив им код для социального обмена и код для однозначного обозначения и классификации различных аспектов их мира и их индивидуальной и групповой истории ". В своем исследовании Московичи стремился исследовать, как научные теории циркулируют в рамках здравого смысла, и что происходит с этими теориями, когда они разрабатываются широкой публикой. Для такого анализа Московичи постулировал две вселенные: овеществленную вселенную науки, которая действует в соответствии с научными правилами и процедурами и дает начало научному знанию, и согласованную вселенную социальной репрезентации, в которой непрофессионалы разрабатывают и распространяют формы знания, которые становятся содержанием здравого смысла.
В новаторском исследовании Московичи описывалось, как три сегмента французского общества 1950-х годов, т. Е. Городские либералы, католики и коммунисты, ответили на вызов психоаналитических идей. Московичи обнаружил, что коммуникативные процессы, содержание и их последствия различаются в трех социальных сегментах. Московичи определил пропаганду как типичное общение коммунистической среды, при котором общение систематически упорядочивается с упором на несовместимость и конфликт. Целью является создание негативных стереотипов. Распространение было типичной формой католического сегмента, определяемой как дидактическая и упорядоченная, но с намерением сделать ограниченные уступки подгруппе католиков, имеющих сходство с психоанализом, и одновременно установить пределы признания в рамках установленной ортодоксии Церковь. Распространение было типичным для городской либеральной среды, при которой общение было просто предназначено для информирования людей о новых возможностях, с небольшим сопротивлением психоанализу.
Московичи описал два основных процесса, с помощью которых незнакомое становится знакомым: привязка и объективация. Якорение включает в себя приписывание значения новым явлениям - объектам, отношениям, переживаниям, практикам и т. Д. - посредством интеграции их в существующие мировоззрения, чтобы их можно было интерпретировать и сравнивать с «уже известным». Таким образом устраняется угроза, исходящая от странного и незнакомого объекта. В процессе объективации абстрактное превращается в нечто почти конкретное.
Социальные представления, таким образом, изображаются как процесс, так и результат социального строительства. В социально-когнитивной деятельности репрезентации, которая порождает репрезентации, социальные репрезентации постоянно преобразуются в социальную реальность, непрерывно интерпретируясь, переосмысливая, повторно представляя.
Теоретизация социальных репрезентаций Московичи была вдохновлена Концепция Эмиля Дюркгейма о коллективных представлениях. Переход от коллективных представлений к социальным представлениям был вызван социальными условиями современности.
Социальные представления не следует приравнивать к относительно стабильным коллективным представлениям, и их нельзя путают с индивидуальными, когнитивными представлениями. Это было разработано несколькими авторами, внесшими вклад в теорию: и Барбара Ллойд подчеркивала артикуляцию индивидуума и коллектива в микрогенетических процессах социализации, Вольфганг Вагнер теоретизировал о роли действия и социального взаимодействия. при построении социальных представлений, и Сандра Йовчелович предложила рассматривать социальные представления как промежуточное пространство, на перекрестке между индивидом и обществом, то есть публичную сферу, которая связывает объекты, субъекты и деятельность. Большинство авторов согласны с тем, что социальные представления - это динамические элементы знания, возникновение которых зависит от социального конфликта и спора, и которые имеют историю развития и изменения с течением времени. Бауэр и Гаскелл интегрируют эту точку зрения в свою формальную модель, связывающую три элемента: субъекты или носители представления; представляемый объект, деятельность или идея; и проект социальной группы, в которой представление имеет смысл. Эта концептуализация известна как.
Со времени первоначального предложения теории Московичи в этой области произошли различные изменения. Жан-Клод Абрик и его коллеги исследовали структурные элементы социальных представлений, проводя различие между центральными и периферийными элементами с точки зрения центральности и стабильности определенных убеждений. Этот подход стал известен как теория центрального ядра. Саади Лахлу исследует отношения между социальными представлениями и поведением, уделяя особое внимание представлениям о еде и поведению потребителей. Другие важные достижения были сделаны путем связывания теории социальной идентичности с теорией социальных репрезентаций, разработки аспектов развития в связи с микрогенезисом социальных репрезентаций гендера, посредством и в связи нарративная психология с теорией социальной репрезентации и Вольфгангом Вагнером в понимании взаимосвязи между дискурсивными процессами, паттернами коллективного поведения и построением социальных репрезентаций.
Теория социальной репрезентации популярна в основном среди европейских социальных психологов. Две из классических работ в области этой теории включают основополагающую работу Московичи о репрезентациях психоанализа во Франции и образцовые исследования Дениз Жодле о социальной репрезентации безумия. Однако эта теория далека от устоявшейся доктрины, поскольку она вызывает постоянные дебаты и споры как со стороны социальных представителей, так и со стороны других теоретиков. Эта теория менее известна в Соединенных Штатах, отчасти потому, что большая часть оригинальной работы Московичи была опубликована на французском языке.