В социологии теория социальной дезорганизации - это теория, разработанная Чикагская школа, относящаяся к экологическим теориям. Теория напрямую связывает уровень преступности с экологическими характеристиками района; основной принцип теории социальной дезорганизации, гласящий, что местоположение имеет значение . Другими словами, место жительства человека является существенным фактором, формирующим вероятность того, что это лицо будет вовлечено в незаконную деятельность. Теория предполагает, что среди факторов, определяющих более позднюю незаконную деятельность человека, место жительства имеет такое же или большее значение, чем индивидуальные характеристики человека (например, возраст, пол или раса ). Например, теория предполагает, что молодежь из неблагополучных районов участвует в субкультуре, одобряющей правонарушения, и что эта молодежь, таким образом, становится преступной в этой социальной и культурной среде.
Ларри Гейнс и Роджер Миллер в своей книге «Уголовное правосудие в действии» заявляют, что «преступность в значительной степени является результатом неблагоприятных условий в определенных сообществах». Согласно теории социальной дезорганизации, существуют экологические факторы, которые приводят к высокому уровню преступности в этих сообществах, и эти факторы связаны с постоянно повышенным уровнем «отсева из средней школы, безработицы, ухудшения инфраструктуры и неполных домов» (Gaines and Миллер). Теория не предназначена для применения ко всем видам преступлений, только уличная преступность на уровне района. Теория не использовалась для объяснения организованной преступности, корпоративной преступности или девиантного поведения, которое имеет место за пределами района проживания.
Вплоть до начала 1970-х годов эта теория отошла на второй план по сравнению с психологическим объяснением преступлений. Недавний обзор теории социальной дезорганизации, включая предложения по уточнению и расширению теории, представляет собой журнальную статью Кубрина и Вайтцера (2003).
В. И. Томас и Флориан Знанецки Польский крестьянин в Европе и Америке (1918–1920) представили идею о том, что мыслительные процессы и отношения человека строятся взаимодействием между ситуацией этого человека и его или ее поведением. Отношения не являются врожденными; скорее, они происходят из процесса аккультурации. Любое предлагаемое действие будет иметь социальное значение для человека как потому, что оно связано с объективной ситуацией, в которой субъект должен действовать, так и потому, что оно было сформировано установками, сформированными на протяжении всей жизни социального и культурного опыта.
Это основано на «четырех желаниях» из теоремы Томаса, а именно: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Эти четыре желания - это желание новых впечатлений, желание признания, стремление к господству и стремление к безопасности. В сочетании с культурными ценностями ранее существовавшей ситуации четыре желания порождают определенные отношения, которые представляют собой субъективно определенные значения и общий опыт, сильно подчеркнутые и воплощенные в конкретных институтах.
Корень новых взглядов проистекает из формирования новых отношений и взаимодействия между человеком и миром вне сообщества. Например, появление экономики как самостоятельной сферы отразило тенденцию к снижению качества до количества в бартерных сделках и привело к развитию денег.
Роберт Э. Парк и Эрнест Берджесс (1925) разработали теорию городской экологии, которая предполагала, что города представляют собой среду, подобную природной, управляемую многими из тех же сил Дарвиновская эволюция ; т.е. конкуренция, которая влияет на естественные экосистемы. Когда город формируется и растет, люди и их деятельность группируются в определенной области (это процесс «концентрации»). Постепенно этот центральный район становится густонаселенным, поэтому происходит рассеяние людей и их действий вдали от центрального города для создания пригородов (это «рассредоточение»).
Они предположили, что со временем конкуренция за землю и другие скудные городские ресурсы приводит к разделению городского пространства на отличительные экологические ниши, «природные зоны» или зоны, в которых люди имеют схожие социальные характеристики, потому что они подвержены тем же экологическим нагрузкам. По мере того, как зона становится более процветающей и «желанной», стоимость собственности и арендная плата повышаются, а люди и предприятия мигрируют в эту зону, обычно перемещаясь из центра города в процессе, который Парк и Берджесс называют «наследованием» (термин, заимствованный из экологии растений).), и на их место приходят новые жители.
Как на микро-, так и на макроуровне, общество считалось суперорганизмом, в котором изменения являются естественным аспектом процесса роста и не являются ни хаотическими, ни беспорядочными. Таким образом, в организованную территорию вторгаются новые элементы. Это порождает местную конкуренцию, и будет либо правопреемство, либо приспособление, которое приведет к реорганизации. Но на ранних этапах конкуренции всегда будет некоторый уровень дезорганизации, потому что будет нарушение (или поломка) нормативной структуры сообщества, что может привести или не привести к девиантному поведению. Таким образом, хотя город был физической организацией, в нем также были социальные и моральные структуры, которые можно было дезорганизовать.
Их модель, известная как модель концентрических зон и впервые опубликованная в The City (1925), предсказывала, что, когда они вырастут, города будут иметь форму пяти концентрических колец с площадью социальная и физическая деградация сконцентрирована вблизи центра города и более благополучных районов, расположенных вблизи окраины города. Эта теория пытается объяснить существование социальных проблем, таких как безработица и преступность в определенных районах Чикаго, широко используя синхронное картирование, чтобы выявить пространственное распределение социальных проблем и позволить провести сравнение между областями. Они утверждали, что «условия соседства, будь то богатство или бедность, имеют гораздо большее определяющее влияние на преступное поведение, чем этническая принадлежность, раса или религия» (Гейнс и Миллер). В послевоенный период картографический подход подвергался критике как упрощенный, поскольку он игнорировал социальные и культурные аспекты городской жизни, политическое и экономическое влияние индустриализации на географию городов, а также проблемы класс, раса, пол и этническая принадлежность.
Эдвин Сазерленд принял концепцию социальной дезорганизации, чтобы объяснить рост преступности, сопровождавший трансформацию дописьменных и крестьянских общества, в которых «влияния, окружающие человека, были устойчивыми, единообразными, гармоничными и последовательными» - по сравнению с современной западной цивилизацией, которая, как он считал, характеризовалась непоследовательностью, конфликтами и неорганизованностью (1934: 64). Он также считал, что мобильность, экономическая конкуренция и индивидуалистическая идеология, сопровождавшая капиталистическое и промышленное развитие, были ответственны за распад большой семьи и однородных кварталов как агентов общественного контроля. Неудача расширенных родственных групп расширила сферу отношений, которые больше не контролировались сообществом, и подорвала правительственный контроль, что привело к постоянным «систематическим» преступлениям и правонарушениям.
Сазерленд также считал, что такая дезорганизация вызывает и усиливает культурные традиции и культурные конфликты, которые поддерживают антиобщественную активность. Систематическое качество поведения было отсылкой к повторяющимся, систематизированным или организованным нарушениям, в отличие от случайных событий. Он изображал законопослушную культуру как доминирующую и более обширную, чем альтернативные криминогенные культурные взгляды, и как способную преодолеть систематическую преступность, если организована для этой цели (1939: 8). Но поскольку общество организовано вокруг индивидуальных интересов и интересов небольших групп, оно позволяет преступности существовать. Сазерленд пришел к выводу, что если общество организовано со ссылкой на ценности, выраженные в законе, преступление исключается; если она не организована, преступность сохраняется и развивается (1939: 8).
В более поздних работах Сазерленд переключился с концепции социальной дезорганизации на дифференциальную социальную организацию, чтобы передать сложность перекрывающихся и конфликтующих уровней организации в обществе.
В 1928 году Рут Шонле Каван произвела Suicide, исследование личной дезорганизации, в котором она подтвердила, что уровень смертности относительно стабилен., независимо от экономических и социальных условий. Несмотря на такой результат, Кавана исключили из числа преподавателей в Чикаго. Она работала в различных исследовательских комитетах в течение шести лет, а затем перешла в Рокфорд Колледж в Иллинойсе.
. Ее особенно интересовали танцевальные залы, бордели, безумие, развод, отсутствие права голоса, самоубийство и другие формы социально проблемного поведения, интересующие политических реформаторов, изучение трудовой жизни «деловых» девушек и их расселение по зонам Чикаго (1929). Отчасти в результате своих исследований Каван (1953) подчеркнула важность для эффективного функционирования всего социального порядка регуляции пола. Хотя существуют различия в конкретных договоренностях, все общества содержат семейные группы, запрещают инцест, санкционируют брак, одобряют более законное, чем незаконнорожденное рождение, и рассматривают брак как наиболее высоко оцененный способ сексуального самовыражения взрослых.
Она продолжила работу по анализу правонарушений в разных странах (1968), вернувшись к описанию самой Чикагской школы в 1983 году.
Картографирование также может показывают пространственное распределение преступности и преступности, но не могут объяснить результаты. Действительно, такие исследования часто использовались в политическом плане для приписывания аморальности определенным группам населения или этническим группам. Теория социальной дезорганизации и теория культурной трансмиссии исследуют последствия, когда сообщество не может соответствовать общим ценностям и решать проблемы своих жителей.
Клиффорд Шоу и Генри Д. Маккей (1942) применили теорию систематического преступного поведения Сазерленда и заявили, что преступность не вызывается на индивидуальном уровне, а является нормальной реакцией нормальных людей. к ненормальным условиям. Таким образом, если сообщество не осуществляет самоконтроль и если оно несовершенно контролируется внешними организациями, некоторые люди будут пользоваться неограниченной свободой для выражения своих предрасположенностей и желаний, что часто приводит к преступному поведению. Они рассмотрели модель концентрических зон и провели диахронический анализ, чтобы продемонстрировать, что преступность уже рассредоточена в городских районах и что более богатые и важные группы переехали, чтобы избежать существующей социальной дезорганизации.
Их концепции, гипотезы и методы исследования оказали сильное влияние на анализ правонарушений и преступлений. Их зависимые переменные в показателях правонарушений измерялись арестами, явками в суд и постановлениями суда об обязательствах учреждения. Их независимыми переменными были экономические условия по площади в квадратных милях, этническая неоднородность и текучесть населения. Эти переменные были основаны на том, где проживали правонарушители, и состояли из мужчин от 10 до 16 лет, которые были поданы в суд по делам несовершеннолетних (в качестве данных использовались 56 000 записей судебных заседаний по делам несовершеннолетних за 1900–1933 годы). Выбранные ими временные рамки демонстрируют сильные закономерности миграции иммигрантов; Шоу и Маккей считали, что они могут продемонстрировать, была ли преступность вызвана определенными группами иммигрантов или средой, в которой жили иммигранты:
Шоу и Маккей продемонстрировали, что социальная дезорганизация свойственна городским районам, которые были единственными местами, где недавно прибывшие бедняки могли позволить себе жить. В этих районах наблюдалась высокая текучесть населения (нестабильность проживания) и смешение людей из разных культур (этническое разнообразие). Проведенный Шоу и Маккей анализ соотнесения показателей преступности с этими структурными характеристиками позволил установить ключевые факты о взаимосвязях преступности и преступности в сообществе:
Сравнивая карты, Шоу и Маккей признали, что уровень преступности соответствует «естественным городским зонам» Парка и Модель концентрической зоны Берджесса. Это свидетельствует о выводе о том, что уровень преступности всегда оставался высоким для определенного района города (экологическая зона 2), независимо от того, какая группа иммигрантов там проживала. Следовательно, правонарушение не было «конституционным», а должно было соотноситься с конкретной экологической средой, в которой оно происходит. В этом контексте Шоу и Маккей утверждали, что этническое разнообразие мешает общению между взрослыми, при этом эффективное общение менее вероятно перед лицом этнического разнообразия, поскольку различия в обычаях и отсутствие общего опыта могут порождать страх и недоверие.
Хотя исследования, проведенные в разных странах, как правило, подтверждают выводы Шоу и Маккея о том, что уровень правонарушений наиболее высок в районах с экономическим спадом и нестабильностью, это исследование не показало, что уровень преступности пространственно разбегается от центра города к внешним. Фактически, в некоторых странах богатые живут в центрах городов, а самые бедные районы находятся на окраинах городов. Кроме того, в их работе не учитывается, почему в областях правонарушений наблюдается значительный уровень недействительности. Таким образом, теория выявляет социальные причины правонарушений, которые, как представляется, расположены в определенных географических регионах, но ее выводы нельзя полностью обобщить. Для общего обсуждения их работы см. Snodgrass (1976).
Проект Шоу и Маккея в районе Чикаго - это пример практики общественной криминологии.
Роберт Э. Ли Фэрис (1955) расширил концепцию социальной дезорганизации, чтобы объяснить социальные патологии. и социальные проблемы в целом, включая преступность, самоубийства, психическое заболевание и насилие со стороны толпы. Определяя организацию как определенные и устойчивые образцы дополнительных отношений (1955: 3), он определил социальную дезорганизацию как ослабление или разрушение отношений, которые скрепляют социальную организацию (1955: 81). Такая концепция должна была использоваться объективно как измеримое состояние социальной системы, независимо от личного одобрения или неодобрения. Применительно к преступности центральное положение Фэриса заключалось в том, что «уровень преступности... отражает степень дезорганизации механизмов контроля в обществе». В свою очередь, преступность также способствует дезорганизации, и дезорганизация таких традиционных механизмов особенно вероятна в крупных, быстрорастущих промышленных городах, где такая дезорганизация допускает высокоорганизованную преступность, а также менее организованные формы групповой и индивидуальной преступности и правонарушений.
Роберт Дж. Сэмпсон (1993) утверждает, что любая теория преступления должна начинаться с того факта, что большинство жестоких преступников принадлежали к подростковым группам сверстников, особенно уличным бандам, и что банда участник станет постоянным преступником, если социальный контроль недостаточен для решения проблемы правонарушительного поведения в раннем возрасте. Он вслед за Шоу и Маккеем (1969) соглашается с тем, что, если семья и родственники предлагают неадекватный присмотр или неполную социализацию, дети из неполных семей с большей вероятностью присоединятся к жестоким бандам, если другие не займут место родителей. Однако даже дети из нестабильных семей менее подвержены влиянию групп сверстников в сообществе, где большинство семейных ячеек не повреждено. Сплоченные сообщества с большей вероятностью будут выявлять незнакомцев, сообщать родителям о девиантах и передавать предупреждения. Высокие показатели мобильности и многоэтажного жилья мешают налаживанию и поддержанию социальных связей. Официальные организации, такие как школы, церкви и полиция, действуют как суррогаты для семьи и друзей во многих сообществах, но бедным, нестабильным сообществам часто не хватает организации и политических связей для получения ресурсов для борьбы с преступностью и предложения молодежи альтернативы девиантному поведению. Сэмпсон заключает, что «эмпирические данные предполагают, что структурные элементы социальной дезорганизации имеют отношение к объяснению макроуровневых вариаций насилия».
Социальная дезорганизация может также привести к преступности, изолируя сообщества от основной культуры. Сэмпсон и Уилсон (1995) предложили теорию расового и городского неравенства для объяснения непропорциональной представленности афроамериканцев в качестве жертв и преступников насильственных преступлений. Основная предложенная идея заключалась в том, что модели расового неравенства на уровне сообществ приводят к социальной изоляции и экологической концентрации действительно обездоленных, что, в свою очередь, приводит к структурным барьерам и культурной адаптации, которые подрывают социальную организацию и, в конечном итоге, контроль над преступностью. Сэмпсон и Уилсон (1995) следовали этой логике, чтобы доказать, что причины насилия на уровне сообщества одинаковы как для белых, так и для черных, но что расовая сегрегация по сообществу по-разному подвергает членов групп меньшинств воздействию основных факторов, вызывающих насилие, и защищающих насилие социальных механизмы, тем самым объясняющие неравенство между черными и белыми в насилии. Их тезис стал известен как «расовая инвариантность » в основных причинах преступности.
Научные работы Роберта Дж. Бурсика-младшего сыграли важную роль в возрождении теории социальной дезорганизации после падения ее популярности в 1960-х годах. Одним из основных критических замечаний по поводу теории Шоу и Маккея было то, что она предполагает, что в определенных районах уровень преступности остается высоким независимо от проживающей там этнической группы. Исследователи в этот период считали маловероятным, что структура преступности оставалась стабильной, даже несмотря на постоянные изменения численности населения без этих территорий. Работа Бурсика помогла опровергнуть некоторые критические замечания, связанные с работой Шоу и Маккея; Бурсик показал, что это возможно и, вероятно, будет иметь стабильную структуру преступности в районе, где наблюдается постоянное изменение численности населения. В частности, Бурсик отмечает, что «развитие первичных отношений, которые приводят к неформальным структурам социального контроля, менее вероятно, когда локальные сети находятся в постоянном движении». В примере с Чикаго, когда иммигранты продолжают прибывать, население, уже находящееся там, уезжает, как только это будет финансово осуществимо, что, в свою очередь, затрудняет реализацию какой-либо стабильной формы социального контроля.
Роберт Дж. Бурсик и Гарольд Г. Грасмик внесли дальнейший вклад в теорию социальной дезорганизации, переформулировав концепции социального контроля внутри районов, введенные Сэмпсоном и Гроувсом, в три типа социального контроля, на которые влияют структурные факторы. Личный социальный контроль, местный социальный контроль и общественный социальный контроль, на которые влияют структурные факторы в пределах района, такие как бедность, мобильность, неоднородность и разрушенные дома, влияют на способность района применять модели социального контроля.
Когда семьдесят лет назад ученые, связанные с теорией социальной дезорганизации, разработали методы пространственного анализа, они хотели способ изучения насильственных преступлений. Эти теоретики были особенно обеспокоены неблагоприятными последствиями этой иммиграции и тем, как внутренняя миграция и этническая неоднородность могут повлиять на способность кварталов контролировать поведение своих жителей. Шоу и Маккей, Сэмпсон и Гроувс, Бурсик и Грасмик - все предполагают, что иммиграция и этническая неоднородность в районе могут иметь неблагоприятные последствия для сообщества. Недавние работы Мэтью Т. Ли и Рамиро Мартинеса-младшего показывают, что это не всегда так; недавние исследования показали, что иммиграция, как правило, не увеличивает уровень преступности в районах, где селились иммигранты; на самом деле, некоторые исследования показывают, что эти районы менее вовлечены в преступную деятельность, чем местные жители. Ли и Мартинес предполагают, что текущие иммиграционные тенденции не имеют негативных последствий, ожидаемых теориями дезорганизации; скорее эти исследования показывают, что иммиграция может усилить социальный контроль, а не поставить его под угрозу.
Immigration Revitalization утверждает, что иммиграция может оживить бедные районы и усилить социальный контроль внутри районов благодаря прочным семейным связям и возможностям трудоустройства, связанным с анклавной экономикой, что приводит к снижению преступности. Фактически Ли и Мартинес заявляют, что иммиграция необходима в качестве важного ингредиента для сохранения жизнеспособности городских районов, где население сокращается или происходит упадок сообществ, как это было в предыдущие десятилетия.