Социальный класс в Тибете

редактировать

До 1959 года в Тибете существовало три основных социальных группы, а именно обычные миряне (mi ser по-тибетски), миряне знать (sger pa) и монахи. Обычный мирянин может быть далее классифицирован как крестьянин-фермер (shing-pa) или кочевой скотовод (trokpa).

Кодекс законов Цанг (17 век) и Далай-ламы (Ганден Подранг ) различал три социальных деления: высокий, средний и низкий, каждый в свою очередь делился на три класса, всего девять классов. Социальный статус был формальной классификацией, в основном наследственной и имел юридические последствия: например, компенсация, выплачиваемая за убийство представителя этих классов, варьировалась от 5 (для самого низкого) до 200 «спетых» для второго по возрасту члена благородных семей.

Дворяне, правительственные чиновники и монахи безупречного поведения относились к высшему разряду, только - вероятно - Далай-лама относился к высшему классу. Средний дивизион составлял значительную часть населения и варьировался от мелких государственных чиновников до налогоплательщиков и землевладельцев и безземельных крестьян. Перемещение между классами было возможно в среднем дивизионе. Нижний отдел содержал рагьябпа («неприкасаемые») разных типов: например, кузнецы и мясники. Самый низкий класс состоял из палачей и (в кодексе Цанг) холостяков и гермафродитов.

Антропологи представили различные таксономии для среднего социального слоя, отчасти потому, что они изучали определенные регионы Тибета, а термины не были универсальными.. И Мелвин Голдштейн, и Джефф Чайлдс, однако, классифицировали население на три основных типа:

  • семьи налогоплательщиков (tre-ba или khral-pa)
  • домовладельцы (du-jong или dud-chung -ba)
  • безземельные крестьяне (ми-бо)

В средней группе семьи, платящие налоги, могли быть довольно богатыми. В зависимости от района у каждой категории были разные обязанности с точки зрения налогов и оплаты труда. Членство в каждом из этих классов было прежде всего; связь между подданными и их сословием и повелителем аналогичным образом передавалась через параллельное происхождение. Класс налогоплательщиков, хотя и самый малочисленный среди трех подклассов, занимает более высокое положение с точки зрения политического и экономического статуса.

Вопрос о том, крепостное право преобладало в традиционном тибетском обществе, является спорным; отстаивает умеренную позицию, признавая, что крепостное право существовало, но не было универсальным в У-Цанге ; Лучшим описанием традиционной тибетской системы социальных классов, по крайней мере, в Центральном Тибете, было бы кастовая система, а не сравнение с европейским феодализмом.

Содержание

  • 1 Высшее подразделение
    • 1.1 Дворянство
    • 1.2 Высокие правительственные чиновники и монахи
  • 2 Средний дивизион
    • 2.1 Семьи налогоплательщиков
    • 2.2 Крестьяне-арендаторы
    • 2.3 Домовладельцы
  • 3 Нижний округ
    • 3.1 Рагьябпа - Неприкасаемые
    • 3.2 Нангзан - Домашние слуги
    • 3.3 Рабство
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Высший дивизион

Высший из высшего класса был пуст или только возможно, содержал Далай-ламу

Дворянство

Средний класс высшего сословия - наивысшего достижимого на практике - возглавлял потомственная знать. Ябши считались потомками Далай-лам, депон были потомками древних королевских семей, мидаки находились на более низком уровне.

Была «небольшая группа из примерно 30 семей с более высоким статусом» и «120 до 170 низших или «простых» аристократических семей ».

Высокие правительственные чиновники и монахи

Высокие правительственные чиновники были назначены из аристократии. Чиновники-монахи обычно происходили из среднего класса Лхасы, семей существующих монахов-чиновников или были вторыми сыновьями аристократии. Обычно это были монахи только номинально, одной ночи, проведенной в монастыре, было достаточно, чтобы считаться монахом для этой цели.

Средний дивизион

Семьи налогоплательщиков

Треба (также тралпа или храл-па) налогоплательщики жили в «корпоративных семейных единицах», которые наследственно владели имениями, арендованными у их районных властей, вместе с титулами на землю. В обзоре района Гьянце Гольдштейн обнаружил, что семья налогоплательщиков обычно владела от 20 акров (81 000 м²) до 300 акров (1,2 км) каждая. Их основная гражданская ответственность заключалась в уплате налогов (tre-ba и khral-pa означает «налогоплательщик») и в предоставлении барщины услуг, включая труд людей и животных, их районным властям.. У них был комфортный уровень жизни. Они также часто практиковали полиандрию в браке и другие обычаи, чтобы поддерживать единый брак на поколение и избегать разделения земельных владений.

Крестьяне-арендаторы

Крестьяне-арендаторы (ми-бо) не имели наследственных прав на землю. Они по-прежнему были обязаны своим «владением» имуществом под своим статусом ми-сер. В отличие от семей налогоплательщиков и домовладельцев, они могли свободно идти куда угодно и заниматься торговлей или ремеслами. Занимаясь сельским хозяйством, они могут сдавать в аренду землю у семей налогоплательщиков и в качестве оплаты выполнять работу для этих семей. Как и домовладельцы, безземельные крестьяне использовали ресурсы в индивидуальном порядке, которые не передавались по наследству.

Относительная свобода статуса ми-бо обычно покупалась ежегодным взносом в поместье, которому принадлежало ми-бо. Плата может быть увеличена, если ми-бо процветает, а лорд все еще может требовать особого барщинного труда, например для особого события.

Статус может быть отменен по желанию собственника поместья. Потомки ми-бо не унаследовали автоматически статус ми-бо, они действительно унаследовали статус ми-сер, и могли быть взяты на службу в более раннем подростковом возрасте или должны были платить самостоятельно. ми-бо гонорар.

Домовладельцы

Класс домохозяев (дю-юнг, дуд-чунг-ба дуикойн, дуикон, дючунг, дудчхунг, дуигойн или дуджунг) состоял из крестьян, владевших небольшими наделами земель, которые были юридически и буквально «индивидуальной» собственностью. Это отличалось от семей налогоплательщиков, которые владели землей как семейная корпорация. Правила наследования земли для домовладельцев сильно отличались от семейных правил налогоплательщиков, поскольку не было уверенности в том, унаследует ли участок земли его сын. Власть округа - правительственная, монашеская или аристократическая - была окончательным землевладельцем и решала вопрос о наследовании. Однако, по сравнению с семьями налогоплательщиков, домовладельцы имели более легкие налоговые обязательства и только человеческий труд барщин перед районными властями. Эти обязательства, в отличие от семейных обязательств налогоплательщика, ложились только на человека, а не на его семью.

Низший уровень

Рагьябпа - Неприкасаемые

Рагьябпа, или каста неприкасаемых, была низшим уровнем, и они выполняли «нечистую» работу. Сюда входили рыбаки, мясники, палачи, разборщики трупов, кузнецы, ювелиры и проститутки. Рагьябпа также делились на три группы: например, ювелир относился к высшему классу неприкасаемых и не считался таким оскверненным, как палач, который относился к низшему.

Их считали одновременно загрязненными и загрязняющими, принадлежность к касте передавалась по наследству, и избежать статуса неприкасаемых было невозможно.

Нангзан - домашние слуги

Согласно Источники китайского правительства, Нангзан (также нангзен, нангзан, нансэн) были потомственными домашними слугами, составлявшими 5% населения.

Рабство

По словам американского китаеведа А. Том Грюнфельд в Тибете было несколько рабов. Грюнфельд цитирует сэра Чарльза Белла, британского колониального чиновника в долине Чумби в начале XIX века и тибетского ученого, который писал о рабах в виде маленьких детей, украденных или купленных у их родителей, слишком бедных, чтобы поддерживать их, воспитывать и содержать или продавать в рабство. Эти дети прибыли в основном из юго-восточного Тибета и территорий племен, которые жили между Тибетом и Ассамом. Грюнфельд опускает уточнение Белла о том, что в 1905 году их было «дюжина или два», и что это была «очень мягкая форма рабства». По словам тибетского писателя в изгнании Джамьянга Норбу, более поздних рассказов жителей Запада, посетивших Тибет, и даже постоянных иностранных жителей, таких как Генрих Харрер, Питер Ауфшнайтер, Хью Ричардсон и Дэвид Макдональд не упоминают о подобной практике, что предполагает, что 13-й Далай-лама должен был полностью исключить эту практику в своих реформах.

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 07:48:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте