Социальный патриотизм - это открыто патриотическая точка зрения, сочетающая патриотизм с социализмом. Впервые он был обнаружен в начале Первой мировой войны, когда большинство социал-демократов решило поддержать военные усилия своих правительств и отказались от социалистического интернационализма и солидарности трудящихся.
Социал-шовинизм можно охарактеризовать как агрессивный или фанатичный патриотизм, особенно во время войны, в поддержку своей нации (например, правительства, культуры и т. Д.) По сравнению с другими нациями, проявляемый социалистами или социал-демократами. Во время Первой мировой войны большинство левых политических партий, за некоторыми исключениями, заняли социал-шовинистическую позицию. Большинство социалистов отказались от своего антимилитаризма и своей веры в международное единство рабочего класса в пользу «защиты отечества » и обратились к социал-шовинизму, в первую очередь Германской социал-демократической партией и Французской социалистической партией.
Был объявлен разрыв с социальным патриотизмом, что привело к основанию Третьего Интернационала.
Последствием этой политики в отношении трудовых отношений в странах-участницах боевых действий стало то, что в Германии называлось Burgfriedenspolitik - термин, происходящий из средневековой концепции «мира (особенно между враждующими семьями) в осажденном городе». У других стран были свои условия. Благодаря этому, забастовках и других форм промышленного действия были прекращены в течение всего срока. Когда они возродились после Первой мировой войны в сочетании с примером победы большевиков в революции, тоска по условиям, сложившимся во время войны, стала главной мотивацией для фашизма.
На Международной социалистической конференции в Циммервальде социал-патриоты были определены как «открыто патриотическое большинство бывших социал-демократических лидеров» в Германии. Во Франции и Австрии большинство было так же идентифицировано, в то время как в Великобритании и России были упомянуты некоторые, такие как Генри Гайндман, фабианцы, тред-юнионисты, Георгий Плеханов, Илья Рубанович и Наша Заря. После конференции был основан политический журнал Vorbote, редактором которого стал Антон Паннекук. В предисловии к первому выпуску Паннекук призвал к «бескомпромиссной борьбе» как с социал-патриотами, так и с открытыми империалистами, что приведет к созданию Третьего Интернационала через разрыв с социал-патриотизмом.
После основания Коммунистического Интернационала в 21 условия, принятые на II съезде (1920), предусмотренных:
Именно эта концепция лежит в основе первого девиза трехсторонней серии Джорджа Оруэлла в его романе, опубликованном в 1949 году под названием « Девятнадцать восемьдесят четыре : война есть мир». Его воображаемое общество удерживается от протестов, вдохновленных трудом, постоянно находясь в состоянии войны.
Двумя яркими примерами коммунистов, которые боролись против социал-шовинизма в Германии во время Первой мировой войны, были Роза Люксембург и Карл Либкнехт. Они выступали за пролетарский интернационализм, считая, что общие социальные отношения объединяют рабочих независимо от национальных границ. Они подчеркнули, что единственное насилие, которое должен использовать пролетариат, - это насилие, необходимое в социалистической революции. Обычный лозунг, используемый против социал-шовинизма, - « Нет войны, кроме классовой войны ».