Социальный бандитизм или социальное преступление - это популярная форма социального сопротивления низшего класса, связанная с поведением, которое по закону считается незаконным, но поддерживается более широким (обычно крестьянским) обществом как нравственное и приемлемое. Термин «социальный бандит» был изобретен марксистом историком Эриком Хобсбаумом в его книге «Первобытные мятежники» 1959 года и книге 1969 года Бандиты. Хобсбаум охарактеризовал социальный бандитизм как примитивную форму классовой борьбы и классового сопротивления в обычно доиндустриальных и пограничных обществах. Он еще больше расширил сферу своей деятельности в исследовании Bandits 1969 года. Социальный бандитизм - широко распространенное явление, которое происходило во многих обществах на протяжении письменной истории, и формы социального бандитизма все еще существуют, о чем свидетельствуют пиратство и организованная преступность синдикаты. Позже социологи также обсудили применимость этого термина к более современным формам преступности, таким как уличные банды и экономика, связанная с торговлей запрещенными наркотиками.
Ключевым тезисом Хобсбаума было то, что преступники были людьми, живущими на окраинах сельских сообществ, грабя и грабя, которые часто рассматриваются обычными людьми как герои или маяки народного сопротивления. Он назвал это формой «доисторического общественного движения» в отличие от организованного рабочего движения. В книге Хобсбаума бандит рассматривается как символ и опосредованная идея, а некоторые из преступников, о которых он говорит, - это Панчо Вилья, Лампиан, Нед Келли, Дик Терпин, Юрай Яношик, Сандор Рожа, Билли Кид и Кармин Крокко и другие. Разговорное восприятие преступника как бандита или разбойника является предметом следующего отрывка Хобсбаума:
Суть социальных бандитов состоит в том, что они крестьянские преступники, которых лорд и государство считают преступниками, но которые остаются в крестьянском обществе, и их люди считают их героями, чемпионами, мстителями, борцами за справедливость, возможно, даже лидерами освобождения, и в любом случае людьми, которых нужно восхищаться, помогать и поддерживать. Эти отношения между обычным крестьянином и мятежником, преступником и грабителем - вот что делает социальный бандитизм интересным и значительным... Социальный бандитизм такого рода - одно из наиболее универсальных социальных явлений, известных истории.
Историки и антропологи, такие как Джон С. Колиопулос и Пол Сант Кассия подвергли критике теорию социальных бандитов, подчеркнув частое использование бандитов в качестве арматолоев Османскими властями в подавлении крестьянства в защиту центрального государства. Сан-Кассия заметил, что в отношении средиземноморских бандитов они «впоследствии часто романтизируются с помощью националистической риторики и текстов, которые циркулируют и живут своей собственной жизнью, придавая им постоянство и силу, которые превосходят их локализованные владения и преходящий характер». В случае с Хобсбаумом романтизация была политической, а не националистической, но остается подвижная, двусмысленная фигура бандита.