Соборность (Русский : Собо́рность, IPA: «Духовное сообщество многих совместно живущих людей. ") - термин, придуманный первыми славянофилами, Иваном Киреевским и Алексеем Хомяковым, чтобы подчеркнуть необходимость сотрудничества между людьми за счет индивидуализм, основанный на том, что противоборствующие группы сосредотачиваются на том, что между ними общего. Хомяков считал, что Запад постепенно теряет свое единство, потому что он принимает Аристотеля и его определяющий индивидуализм. Киреевский считал, что Гегель и Аристотель представляют один и тот же идеал единства.
Хомяков и Киреевский первоначально использовали термин собор для обозначения сотрудничества в рамках российской общины, объединенной совокупностью общих убеждений и восточно-православных ценностей, в отличие от к культу индивидуализма на Западе. Термин «собор» в русском языке имеет несколько родственных значений: «собор» - епархиальный епископский собор; «собор» также является церковным «собранием», «собранием» или «собором», отражающим концепцию Церкви как «экклесиума» (ἐκκλησία); в светском гражданском русском историческом обиходе - национальный «Земский собор» и различные «местные / местные» земельные или городские «соборы». Хомяковская концепция «соборности» Церкви как «универсальности», в отличие от Римской, отражает перспективу из корня слова «литургия» (λειτουργία), означающего «дело собравшегося народа».
В качестве философского термина он использовался Николаем Лосским и другими русскими мыслителями XX века для обозначения среднего пути сотрудничества между несколькими противоположные идеи. В ее основе лежала «диалектическая триада» Гегеля (тезис, антитезис, синтез ), но в русской философии это было бы сочтено чрезмерным упрощением Гегеля. Это повлияло и на Хомякова, и на Киреевского, которые выражали идею как органический или стихийный порядок.
Синтез - это точка, в которой достигается соборность, вызывающая изменения. Формула Гегеля - основа историзма. Лосский, например, использует этот термин, чтобы объяснить, какой мотив стоит за людьми, работающими вместе для достижения общей, исторической или социальной цели, а не индивидуального достижения цели. Лосский использовал его почти как механический термин, чтобы определить, когда дихотомия или двойственность конфликта преодолевается или как он преодолевается и сравнивает его с конечным побочным продуктом после Платона. Метаксия.
Славянофильские идеи соборности оказали глубокое влияние на некоторых русских мыслителей на рубеже XIX и XX веков, но в строгом смысле слова их нельзя отнести к прямым продолжателям славянофильской линии. Владимир Соловьев (1853-1900) развил идею всеединства, единства всех, концепцию, аналогичную концепции соборности и тесно связанную с его учением о богочеловечестве. Соловьев охарактеризовал суть подхода так: «Признавая конечную цель истории как полную реализацию христианского идеала в жизни всем человечеством... мы понимаем всестороннее развитие культуры как общее и необходимое средство для достигая этой цели, поскольку эта культура в своем постепенном развитии разрушает все эти враждебные разделения и исключительную изоляцию между различными частями человечества и мира и пытается объединить все естественные и социальные группы в семью, которая бесконечно разнообразна по составу, но характеризуется моральная солидарность ».
Термин снова появился в произведениях последователя Соловьева Сергея Николаевича Трубецкого (1862–1905). В интерпретации Трубецкого соборность означает сочетание религиозного, морального и социального элемента как альтернативу индивидуализму и социалистическому коллективизму. В творчестве Трубецкого идея соборности довольно четко становится частью дискурса солидарности и альтруизма. В одном из своих главных произведений «О природе человеческого сознания» Трубецкой писал: «Добрая воля, лежащая в основе морали, называется любовью. Любая мораль, основанная на иных принципах, чем любовь, не является истинной моралью... Естественная любовь. присущ всем живым существам. Начиная с его высших проявлений в семейной любви к человеку, от животных стадных инстинктов к элементарным процессам размножения, везде мы обнаруживаем тот основной органический альтруизм, благодаря которому существа внутренне предполагают друг друга, тянутся к другим существа и утверждают не только себя, но и другие существа, и живут для других ».
Киреевский утверждал, что« сумма всех христиан всех возрастов, прошлых и настоящих, составляют одно неделимое, вечное живое собрание верных, скрепляемых вместе как единством сознания, так и общением молитвы ». Этот термин в целом означает единство, единство церкви, основанное на индивидуальных единомышленниках.
Начиная с Соловьева, соборность рассматривалась как основа экуменического движения в Русской Православной Церкви. Сергей Булгаков, Николай Бердяев и Павел Флоренский были известными сторонниками соборности между различными христианскими фракциями. Точка зрения соборности Почвенничество считала, что она означает согласие с истиной, а не субъективность истины для отдельных лиц, в отличие от того, что не существует фактов, а есть только точки зрения или точки зрения.
Лосский объяснил, что соборность включает
Семен Франк (1877-1950) различал три формы соборности:
«1. Брачно-семейное единство, основанное на любви.
2. Соборность в религиозной жизни как общение через общее отношение к той или иной духовной ценности. В данном контексте соборность можно рассматривать как аналог солидарности на основе совместного служения и единой веры.
3. Соборность в жизни определенного множества людей, разделяющих общая судьба - прежде всего общее прошлое и общие культурно-исторические традиции »."
Соборность контрастирует с идеей братства, которая является подчинением братству как благо для человека. Соборность - это аскетизм, родственный кенозис, в котором индивид отказывается от собственной выгоды для общества или ecclesia и руководствуется теофилом, а не. Как выражается в определении соборности Киреевского: «Целостность общества в сочетании с личной независимостью и индивидуальным разнообразием граждан возможна только при условии свободного подчинения отдельных лиц абсолютным ценностям и в их свободном творчестве, основанном. на любви ко всему, любви к церкви, любви к своему народу и государству и т. д.
В Ханну Раджаниеми Жан ле Серия Flambeur, Соборность - это коллектив загруженных умов.
|