Змеи (также известные как змеи ) - важный мотив в китайской мифологии . О змеях сложены разные мифы, легенды и народные сказки. Китайская мифология относится к этим и другим мифам, обнаруженным в исторической географической области (ах) Китая. Эти мифы включают китайский и другие языки, передаваемые ханьскими китайцами, а также другими этническими группами (из которых пятьдесят шесть официально признаны нынешней администрацией Китая). Змеи часто появляются в мифах, религиях, легендах или сказках как фантастические существа, в отличие от любой возможной реальной змеи, часто имеющие смесь змеи с другими частями тела, например, с человеческой головой, или магическими способностями, такими как изменение формы. Одной из известных змей, способных превращаться между змеей и человеком, была Мадам Белая Змея из Легенды о Белой Змеи. Другие змеи или змееподобные существа иногда включают божества, такие как Фуси и Нюва и Гонг Гонг. Иногда Фуси и Нува описываются как змеи с человеческими головами, а иногда как люди с драконьими или змеиными хвостами.
При изучении исторической китайской культуры многие из историй, которые были рассказанные о персонажах и событиях, которые были написаны или рассказаны о далеком прошлом, имеют двойную традицию: одна представляет собой более историческую версию, а другая представляет более мифологическую версию.
В древнем Китае некоторые из речных богов, которым поклонялись, изображались в форме какой-то змеи или змееподобных существ:
В древнем Китае династии Хань (2 06 г. до н.э. - 220 г. н.э.), развивалось поклонение Божествам Четырех Направлений, направлениями были восток, юг, запад и север. В направлении середины было пять основных направлений, каждое из которых связано с божественным существом или существами, временем года и цветом (при этом «среднее направление» связано с императором, а желтый цвет). Этот набор корреляций пяти любых сторон включал гораздо больше, чем упомянуто здесь, в разработанную философскую систему У Син, хотя некоторые основы, относящиеся к направленным божествам, были намного старше. Север ассоциировался с парой божественных существ, Темным Воином, черепахой и змеиным существом, с сезоном зимы и с черным цветом (также часто считающимся глубоким оттенком синего). Каждое из направлений также было связано с одним из wu xing, или пяти «элементов » (иногда также переводимых как «фазы» или «материалы»): направление севера было водой. По словам Энтони Кристи, комбинация черепахи и змеи была известна как Черный воин. И хотя поклонение другим направлениям было древней практикой, поклонения северу избегали, потому что север считался местом обитания разрушительного божества океанского ветра. Однако поклонение северу с церемониями жертвоприношения Черному Воину практиковалось правителями династии Хань, которая утверждала, что правит с защитой воды и севера.
В пятый день пятого месяца китайского календаря отмечается праздник двойной пятой (Дуаньву). Многие традиционные для этого праздника действия включают в себя устранение различных источников потенциального злого влияния. Одно из них связано с изгнанием пяти ядовитых существ (у-ду), одним из которых является Змея.
Некоторые сообщения о фантастических змеях могут принадлежать скорее к области криптозоологии, легенд или сказок, чем к мифологии или религии. Примером этого может служить змея «внезапного нападающего» из Сунзи из Art of War, которая должна была сражаться как головой, так и хвостом, и использовалась как сравните с тем, как это делает генерал, который является экспертом в военной области. Змея Внезапного Нападающего якобы жила на «горе Чан»: (Роджер Т. Эймс считает, что это была гора Хэн, но написано другим персонажем, чтобы избежать табу на названия по имени Хан Венди ).