Бардия

редактировать
Сын Кира Великого Царь царей
Бардия. 𐎲𐎼𐎮𐎡𐎹
Царь царей. Великий царь. царь Персии. царь Вавилона. фараон Египта. царь стран
Портрет Гауматы на надписи Бехистуна.jpg Портрет правителя Ахеменидов, свергнутого Дарием, изображенный на Бехистунская надпись : он был либо законным Бардия, либо, как утверждает Дарий, самозванцем по имени Гаумата.
Царь царей Империи Ахеменидов
Правление522 г. до н.э.
ПредшественникКамбиз II
ПреемникДарий Великий
Фараон Египта
Правление525–522 гг. До н.э.
ПредшественникКамбиз II
ПреемникДарий Великий
Погребение522 г. до н.э.
супругФайдим
ВыпускПармис
Династия Ахеменид
ОтецКир II (Великий)
МатьКассандан
РелигияЗороастризм

Бардия (Древнеперсидский : 𐎲𐎼𐎮𐎡𐎹 Бардия), также известный как Смердис среди Греки (Древнегреческий : Σμέρδις Смердис) (возможно, умер в 522 г. до н.э.), был сыном Кира Великого и младшим братом Камбиза II., оба персидские цари. Мнения о его жизни резко расходятся. Бардия либо правил империей Ахеменидов в течение нескольких месяцев в 522 г. до н.э., либо его олицетворял маг по имени Гаумата (древнеперсидский : 𐎥𐎢𐎶𐎠𐎫), пока он не был свергнут Дарием Великим.

Содержание

  • 1 Имя и источники
  • 2 Традиционная точка зрения
    • 2.1 В историях Геродота
    • 2.2 В Персике Ктесия
  • 3 Современный взгляд
  • 4 Последствия
  • 5 Бардия в художественной литературе
  • 6 Источники

Имя и источники

Имя князя по-разному упоминается в исторических источниках. В Дарии Великом в Бехистунской надписи его персидское имя - Бардия или Бардия. Геродот называет его Смердис, что является распространенной греческой формой его имени; персидское имя было ассимилировано с греческим (азиатским) именем Смердис или Смердиес, имя, которое также встречается в стихотворениях Алкей и Анакреон. Ктесий назвал его Таниоксарсесом (Sphendadates), Ксенофонт назвал его Тануксаресом, взяв имя от Ктесия, а Юстин назвал его Мардосом и Эсхил.

В англоязычных историях его традиционно называли Смердисом, следуя примеру Геродота, но в недавних историях его обычно называют Бардия.

Традиционный взгляд

Гаумата при Дарии Ботинок I выгравирован на Бехистунской надписи в Керманшахе.

Традиционная точка зрения основана на нескольких древних источниках, включая надпись Бехистуна, а также Геродота в Ктесии и Юстине, хотя между ними есть незначительные различия. Три старейших сохранившихся источника согласны с тем, что Гаумата / Псевдо-Смердис / Сфендадатес был свергнут Дарием и другими во время государственного переворота, и что затем Дарий взошел на трон. В большинстве источников (включая самого Дария, Геродота и Ктесия) Дарий входит в группу из семи заговорщиков. В греческих и латинских источниках Дарий впоследствии получил царский титул, обманув в состязании.

Бардия был младшим сыном Кира Великого и полным или сводным братом Камбиза II. Согласно Ктесию, на смертном одре Кир назначил Бардию сатрапом (правителем) некоторых дальневосточных провинций. Согласно Дарию Великому, Камбиз II, став царем Персии, но прежде чем отправиться в Египет, убил Бардию и сохранил этот секрет. Однако, согласно Геродоту (который приводит две подробные истории), Бардия отправился в Египет с Камбисом и пробыл там некоторое время, но позже Камбис отправил его обратно в Сузы из зависти, потому что «только Бардия могла нарисовать лук, принесенный эфиопским царем ». Затем Геродот заявляет, что «Камбизу приснился сон, в котором он видел своего брата, сидящего на царском троне. В результате этого сна Камбиз отправил своего доверенного советника Прексаспа из Египта в Сузы с приказом убить Смердиса» (то есть Бардию).

Смерть Бардии не была известна людям, и поэтому весной 522 г. до н.э. узурпатор выдал себя за него и провозгласил себя царем на горе недалеко от персидского города Паишияувада. Дарий утверждал, что настоящее имя узурпатора - Гаумата, маг жрец из Мидии; это имя было сохранено Юстином, но дано его брату Камбизу (которого Геродот назвал Пизейфесом), который, как говорят, был настоящим покровителем интриги. Согласно Геродоту, мага-узурпатора звали Оропаст, но, согласно Ктесию, это был Сфендадат.

Гаумата попирал Дарий Великий, надпись Бехистуна. Древнеперсидская надпись гласит: «Это Гаумата, маг. Он солгал, сказав:« Я Смердис, сын Кира, я царь ».

Деспотическое правление Камбиза в сочетании с его долгое отсутствие в Египте способствовало тому, что "весь народ, персы, мидяне и все другие народы" признали узурпатора, тем более что он предоставил налоговые льготы на три года. Камбиз начал выступать против него, но умер весной 522 г. до н.э. при спорных обстоятельствах. Перед смертью он сознался в убийстве своего брата и публично объяснил всю фальсификацию, но в это не поверили. Ни у кого не хватило смелости выступить против нового короля, который семь месяцев правил всей империей. Новый король передал резиденцию правительства Мидии. Несколько персидских дворян обнаружили, что их новый правитель был самозванцем, и группа из семи аристократов составила заговор с целью его убийства. Они застали его врасплох в замке в Нисе, доме нисейских лошадей, и в сентябре 522 г. до н.э. зарезали его ножом. Один из семи, Дарий, был провозглашен правителем вскоре после этого.

Хотя первоисточники не согласны с именами и многими другими деталями, три самых старых сохранившихся источника (сам Дарий, Геродот и Ктесий) все изображают Гаумата / Псевдо-Смердис / Сфендадатес в роли самозванца, узурпировавшего престол, выдав себя за одного из сыновей Кира Великого, то есть за одного из братьев Камбиза II. В трехъязычной бехистунской надписи Дария изображаемый принц назван «Пиртия» на эламитском, «Бардия» на древнеперсидском и «Барзия» на аккадском. В «Истории Геродота» князь и его самозванец носят одно и то же имя (Смердис). Для Ктесия Сфендадатис выдает себя за Таниоксарсов. В других греческих источниках фигурируют другие имена, в том числе «Таноксарес», «Мергис» и «Мардос».

В «Истории Геродота»

Федим прислал ее отец Отанес, чтобы проверить, есть ли у короля Смердиса уши под тюрбаном, поскольку подозреваемый самозванец, как известно, отрезал их в наказание за преступление. Она обнаружила, что у царя действительно больше не было ушей, что доказывало, что он был самозванцем, и оправдал переворот в пользу Дария I. «Борьба между Гобрясом и ложным Смердисом ", Эстамп 19 века. Бардия / Смердис в связи с его преемником Дарием Великим из рода Ахеменидов.

Более длинная версия этой истории появляется в Книге 3 Историй Геродота, написанной c. 450 г. до н. Э. Эту историю (3.1–38, 3.61–88) можно грубо резюмировать следующим образом:

В Египте Камбиз ранил бедро священного быка, которому поклонялись как богу Апису, и когда священный бык умирает от раны, Камбиз теряет свое и без того слабое понимание здравомыслия (3.27–3.30). Завидуя умению своего брата Смердиса обращаться с особым луком, принесенным царем Эфиопии, Камбиз отправляет Смердиса обратно в Персиду. Затем Камбизу снится сон, в котором Смердис вытеснит его, поэтому он посылает приспешника, чтобы тайно убить его (3.30). Убийство проходит успешно, и его следует держать в секрете.

Один из немногих, кто знает о смерти Смердиса, - Патизейтес, управляющий дворца Камбиза в Сузах. У этого управляющего есть брат, внешне очень похожий на Смердиса, которого также зовут Смердис (3.61.1). Затем управляющий сажает своего брата на трон и заставляет его притвориться, что он брат Камбиза. Ложный Смердис преуспевает в обмане, не допуская никого, кто знал настоящего Смердиса, к себе (3.61).

Еще в Египте Камбиз узнает о ложном Смердисе и, зная, что настоящий Смердис мертв, распознает обман. Затем Камбиз готовит свою армию к возвращению в Сузы, но, садясь на лошадь, случайно повреждает бедро острием меча. Камбиз умирает от раны через несколько дней (3,63–3,66). На смертном одре Камбиз воспринимает Смердиса как сторонника возвращения к мидийской гегемонии (3.65). Затем ложный Смердис продолжает править в Сузах в течение некоторого времени и получает поддержку от всех, кроме персов, когда он предоставляет трехлетний военный призыв и освобождение от налогов различным народам империи (3.67).

Между тем Отан, дворянин Персиды, подозревает, что король не брат Камбиза, а скорее Смердис, которым Кир приказал отрезать уши «по какой-то серьезной причине» (3.69.6). Чтобы подтвердить свои подозрения, Отанес просит свою дочь Файдим, которая является членом гарема и, следовательно, имеет доступ к королю, проверить, есть ли у этого человека уши. Файдим делает то, о чем просят, и однажды ночью, когда король спит, подтверждает, что у короля на самом деле нет ушей. Его подозрения подтвердились, Отанес собирает шесть дворян и заговоры, чтобы избавиться от ложных Смердисов. Вскоре после этого в столицу прибывает седьмой дворянин, Дарий, который затем включается в группу. Семь заговорщиков врываются в покои царя, и пока пятеро занимаются охраной, Дарий и Мегабиз убивают ложного Смердиса и его товарища.

Пять дней спустя, после того, как волнение утихло, семеро снова встречаются, чтобы обсудить подходящую форму правления (3.80–82). После некоторого обсуждения достоинств демократии (предложенной Отанесом), олигархии (предложенной Мегабизом) и монархии (предложенной Дарием) четверо из семи проголосовали за монархию. Затем они решают провести соревнование, в котором тот из них, кто заставил свою лошадь ржать первым после восхода солнца, станет королем. Дарий обманывает и восходит на трон (3.84–3.87).

В «Персике» Ктесия

версия Ктесия (ок. 400 г. до н.э.) выглядит следующим образом (XI / F9.8 и XII / F13.11- 17, via Photius Bibl.72):

Царь Кир, когда он лежал умирая, назначил на престол своего старшего сына Камбиза и назначил своего младшего сына Таниоксарса губернатором провинции Бактрии, Хоразмия, Парфия и Кармания. Вскоре после того, как Камбиз вступает на трон, некий Сфендадат, которого Таниоксаркс избил за какое-то преступление, сообщает Камбизу, что его брат замышляет против него заговор. В доказательство этого он заявляет, что Таниоксарс откажется прийти, если его вызовут.

Когда Таниоксарс не сразу откликается на призыв, Камбиз начинает верить Сфендадату, который затем начинает более свободно клеветать на Таниоксарсов. К тому времени, когда наконец прибывает Таниоксарс, Камбиз твердо намерен убить его, но колеблется. Sphendadates предполагает, что, поскольку он (Sphendadates) очень похож на Таниоксарсов, он мог бы занять место принца. Камбиз соглашается, и Таниоксарсес убит, заставив пить бычью кровь. Затем Сфендадатес занимает место губернатора восточных провинций.

Пять лет спустя, находясь в Вавилоне, Камбиз случайно поранил себя в бедре и умер через одиннадцать дней. Услышав о смерти Камбиза, Сфендадат (псевдоним Таниоксарс) возвращается в столицу и становится преемником Камбиза. Тем временем Изабатес, доверенное лицо Камбиза, знавшее об убийстве Таниоксарсов, направляется с телом Камбиза. По прибытии в столицу и обнаружении Сфендадатеса на троне Изабатес раскрывает обман. Затем семь дворян (среди них Дарий) сговариваются против Сфендадата. Семеро допущены во дворец соучастником заговора, где затем убивают Сфендадатеса. Затем семеро решают провести состязание, в котором тот из них, кто заставил свою лошадь ржать первым после восхода солнца, станет королем. Дарий заставляет свою лошадь ржать первым (F13.17: «результат хитрой хитрости») и восходит на трон.

Современный взгляд

Средневековый образ Бардии.

Большинство современных историков так считают. не считать версию событий Дария убедительной и предполагать, что человек, правивший в течение нескольких месяцев, был настоящим сыном Кира, и что история его олицетворения магом была изобретением Дария, чтобы оправдать захват трона.

Ключевым аргументом против фальсификации является то, что для нее нет доказательств, а также отсутствие дальнейших открытий, что точка зрения «должна оставаться гипотетической». Однако идея о том, что Гаумата была выдумкой, тем не менее привлекательна, потому что «для такого человека, как Дариус, не имевшего особых прав на трон, было жизненно важно изобрести персонажа (Гаумата), осужденного за его действия против богов и людей». В официальной версии есть некоторые неправдоподобия, например Самозванец был так похож на настоящую Бардию, что большинство его жен не заметили разницы, за исключением королевы Файдим. Дарий часто обвинял мятежников и противников в самозванцах (таких как Навуходоносор III ), и было бы сложно сказать, что все они были такими.

Последствия

В следующем год, другой человек, назвавший себя Бардией, по имени Вахьяздата (древнеперсидский : 𐎺𐏃𐎹𐏀𐎭𐎠𐎫) восстал против Дария в восточной Персии и имел большой успех, но в конце концов был побежден, взят в плен и казнен. Возможно, он идентичен королю Марафису «Марафиец», имени персидского племени, которое фигурирует в качестве преемника в списке персидских царей, данном Эсхилом.

У настоящей Бардии была только одна дочь по имени Пармис, которая в конце концов вышла замуж за Дария Великого.

Некоторые контракты, датируемые его правлением, были найдены в Вавилонии, где его имя пишется Барзия или Бардия. Дарий говорит, что Бардия разрушила несколько храмов, которые Дарий позже восстановил. Бардия также забрал стада и дома людей, что Дарий исправил, когда занял трон.

Смерть ложной Бардии ежегодно отмечалась в Персии праздником, называемым «убийством мага», (Магиофани), на котором не было разрешено показывать себя магу.

Бардия в художественной литературе

Этим эпизодом занимается Гор Видал в своей Роман Сотворение. Он придерживается мнения, что человек, правивший несколько месяцев, был настоящей Бардией.

«Маг-самозванец Смердис» упоминается в рассказе Хорхе Луис Борхес, Тлен, Укбар, Орбис Тертиус. Он - единственный исторический персонаж, которого главный герой может узнать, когда обнаруживает статью о вымышленной нации Укбар, и утверждается, что его имя использовалось в основном как метафора.

Ссылки

Бардия Династия Ахеменидов Дата рождения: ?? Умер: 522 г. до н.э.
Ему предшествовал. Камбиз II Царь царей Персидской империи. 522 г. до н.э.Преемник. Дарий Великий
фараон Египта. 522 г. до н.э.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Смердисом.
Последняя правка сделана 2021-05-11 12:05:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте