Слайд-гитара

редактировать

Пример слайда с пальцами и резонаторной гитарой из металла

Слайд-гитара - это особая техника игры на гитаре, которая часто используется в музыке в стиле блюз. Эта техника включает в себя размещение объекта напротив струн во время игры для создания эффектов глиссандо и глубоких вибрато. Обычно это включает игру на гитаре в традиционном положении (прижатым к корпусу) с использованием трубчатого «слайда», установленного на одном из пальцев гитариста. Предметное стекло может быть металлической или стеклянной трубкой, например горлышком бутылки. Термин «узкое место» исторически использовался для описания этого типа игры. Струны обычно защипываются, когда слайд перемещается по струнам для изменения высоты звука. Гитара также может быть помещена на колени у игрока и играть с ручным стержнем, и тогда ее называют «кольцевой слайд-гитарой» или «кольцевой стальной гитарой ».

Создание музыки с использованием слайдов определенного типа восходит к примитивным струнным инструментам в африканской культуре, а также к происхождению стальной гитары на Гавайях. Ближе к началу двадцатого века блюз-музыканты в дельте Миссисипи популяризировали стиль слайд-гитары, и первая запись слайд-гитары была сделана Сильвестром Уивером в 1923 году. С 1930-х годов., исполнители, в том числе Роберт Найтхок, Эрл Хукер, Элмор Джеймс и Мадди Уотерс, популяризировали слайд-гитару в жанре электрического блюза и оказали влияние на позже слайд-гитаристы в жанре рок, включая Rolling Stones, Duane Allman и Ry Cooder. Среди пионеров слайд-гитары Оскар «Бадди» Вудс, «Блэк Эйс» Тернер и Фредди Рулетт.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Раннее влияние электрические слайд-гитаристы
    • 2.1 Роберт Найтхок
    • 2.2 Эрл Хукер
    • 2.3 Элмор Джеймс
    • 2.4 Мадди Уотерс
  • 3 Ранние разработки в рок-музыке
  • 4 Техника
  • 5 Гитары с резонатором
  • 6 Слайд-гитара
  • 7 Слайд-гитара-пионер
  • 8 Слайды и сталь
  • 9 См. Также
  • 10 Сноски
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки

История

"Traveling Riverside Blues" Первые 29 секунд Роберта Джонсона "Traveling Riverside Blues"

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Техника использования твердого предмета против натянутой струны восходит к «смычку Диддли », полученному от однострунного африканского инструмента. «Лук диддли» считается одним из предков стиля «узкое место». Когда в конце девятнадцатого века моряки из Европы представили на Гавайях испанскую гитару, гавайцы ослабили некоторые струны из стандартной настройки, чтобы получить аккорд - это стало известно как «слабина "гитара, сегодня именуемая открытой настройкой. Гавайцы с легкостью сыграли песню из трех аккордов, перемещая кусок металла по грифу, и начали играть на инструменте поперек колен. Ближе к концу девятнадцатого века гавайец по имени Джозеф Кекуку научился играть таким образом, используя стальной пруток против гитарных струн. Штанга называлась «стальной» и послужила источником названия «стальная гитара». Кекуку популяризировал этот метод, и некоторые источники утверждают, что он создал эту технику. Он переехал на материковую часть Соединенных Штатов и стал исполнителем водевиля, а затем несколько лет выступал в Европе. В первой половине двадцатого века этот так называемый стиль игры на «гавайской гитаре» распространился в США. Сол Хупии был влиятельным гавайским гитаристом, который в 1919 году в возрасте 17 лет приехал в США. материковой части с Гавайев в качестве укрытия на корабле, направляющемся в Сан-Франциско. Игра Хупии стала популярной в конце 1920-х, и он записал такие песни, как «Hula Blues» и «Farewell Blues». По словам автора Пита Мэдсена, «[игра Хупии] повлияет на легион игроков из сельской местности Миссисипи».

Большинство исполнителей блюзовых слайд-гитар были из южных штатов США, особенно из Дельты Миссисипи, и их музыка, вероятно, была африканского происхождения, переданная афроамериканским издольщикам, которые пели, трудясь в полях. Первые дельта-блюзовые музыканты были в основном сольными певцами-гитаристами. W. К. Хэнди так прокомментировал первый раз, когда он услышал слайд-гитару в 1903 году, когда блюзист выступал на местной железнодорожной станции: «Играя, он нажимал ножом на струны гитары способом, популяризированным гавайцами. гитаристы, которые использовали стальные прутья. Эффект был незабываемым ». Историк блюза Жерар Херцхафт отмечает, что Тампа Ред был одним из первых чернокожих музыкантов, вдохновленных гавайскими гитаристами начала века, и ему удалось адаптировать их звучание к блюзу. Тампа Ред, а также Кокомо Арнольд, Кейси Билл Велдон и Оскар Вудс приняли гавайский режим, в котором вместо коротких рифов, как они делали раньше, использовались более длинные мелодии со слайдом.

В начале двадцатого века игра на стальной гитаре разделилась на два направления: стиль «узкое место», исполняемый на традиционной испанской гитаре, прижатой к корпусу; и стиль игры на коленях, исполняемый на инструменте, специально разработанном или модифицированном для игры на коленях исполнителя. Стиль узкого места обычно ассоциировался с блюз-музыкой и был популяризирован афроамериканскими блюзовыми исполнителями. Дельта Миссисипи была домом для Роберта Джонсона, Сон Хауса, Чарли Паттона и других пионеров блюза, которые активно использовали слайд. Первая известная запись стиля "бутылочное горлышко" была сделана в 1923 году Сильвестром Уивером, который записал два инструментальных произведения, "Guitar Blues" и "Guitar Rag". Гитарист и писатель Вуди Манн идентифицирует Tampa Red и Blind Willie Johnson как «развивающие наиболее характерные стили записанного айдома» того времени. Он добавляет:

Джонсон был первым таким исполнителем, который достиг реального баланса между высокими и басовыми мелодическими линиями, которые выступали в качестве дополнительных голосов в его аранжировках баптистских спиричуэлов... [Игра Тампа Реда была] новаторской для конца 1920-х годов... Благодаря своему особому подходу и учтивому звучанию, Чикаго Ред стал самым влиятельным музыкантом эпохи блюза, его плавный звук отразился в игре Blind Boy Fuller, Роберт Найтхок, Элмор Джеймс и Мадди Уотерс.

Влиятельные первые электрические слайд-гитаристы

Когда гитара была электрифицирована в 1930-х годах, это позволило соло на инструменте быть более слышным и, следовательно, более заметным. В 1940-х такие игроки, как Роберт Найтхок и Эрл Хукер популяризировали электрическую слайд-гитару; но, в отличие от своих предшественников, использовали стандартный тюнинг. Это позволяло им легко переключаться между слайдовой и ладовой игрой на гитаре, что было преимуществом в ритмическом сопровождении.

Роберт Найтхок

Роберт Найтхок (урожденный Роберт Ли МакКоллум) широко записывался в 1930-х годах как «Роберт Ли Маккой» с блюзменами, такими как Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон (также известный как Сонни Бой Уильямсон I ). Он играл на акустической гитаре в стиле Tampa Red. Где-то во время Второй мировой войны, после смены фамилии на «Nighthawk» (от названия одной из его песен), он стал одним из первых сторонников электрической слайд-гитары и принял металлический слайд. Звук Nighthawk был чрезвычайно чистым и плавным, с очень легким прикосновением скольжения к струнам. Он помог популяризировать "Black Angel Blues " Тампа Реда (позже названный "Sweet Little Angel"), "Crying W Doesn't Help You" и "Anna Lou Blues" (как "Anna Lee") в своей песни в стиле электрических слайдов, которые позже вошли в репертуар Эрла Хукера, BB Кинг и другие. Его стиль повлиял как на Мадди Уотерса, так и на Хукера. Найтхок считается одним из тех, кто помог привнести музыку из Миссисипи в чикагский блюз стиль «электрический блюз».

Эрл Хукер

В подростковом возрасте Эрл Хукер (двоюродный брат Джона) Ли Хукер ) разыскал Ночного Ястреба в качестве своего учителя, и в конце 1940-х годов они оба много путешествовали по Югу. Nighthawk оказал сильное влияние на игру Хукера; однако к тому времени, когда в 1953 году он записал "Sweet Angel" (своего рода дань уважения "Sweet Little Angel" Nighthawk), Хукер разработал свой собственный продвинутый стиль. Его соло было похоже на человеческий голос, и музыкальный писатель Энди Григг прокомментировал: «У него была сверхъестественная способность заставлять свою гитару плакать, стонать и говорить, как человек... его игра на слайдах была бесподобной, даже превосходящей его наставника, Роберт Найтхок ". Вокальный подход слышен в инструментальной песне Хукера "Blue Guitar", которая позже была перезаписана унисонным вокалом Мадди Уотерс и превратилась в "You Shook Me ". Необычно для блюзового исполнителя, Хукер исследовал использование педали вау-вау в 1960-х годах, чтобы еще больше имитировать человеческий голос.

Элмор Джеймс

"Dust My Broom" Элмора Джеймса 21-секундный образец повторяющейся тройки слайдов Джеймса

Возможно, самым влиятельным электроблюзовым слайд-гитаристом своего времени был Элмор Джеймс, который получил известность благодаря своей песне 1951 года «Dust My Broom », римейк песни Роберта Джонсона 1936 года« Я верю, что буду пыль с моей метлы ». В нем Джеймс играет серию троек на протяжении всей песни, которую журнал Rolling Stone назвал «одним бессмертным лизанием» и до сих пор слышен во многих блюзовых песнях. Хотя Джонсон использовал эту цифру в нескольких песнях, перегруженный электрический звук Джеймса сделал его «более настойчивым, выпустив пулеметный тройной бит, который стал определяющим звуком ранних рокеров», - пишет историк Тед Джоя. В отличие от Nighthawk и Hooker, Джеймс использовал эффект глиссандо с полным аккордом с открытой настройкой E и узким местом. Другие популярные песни Джеймса, такие как «It Hurts Me Too » (первая запись - Tampa Red), «The Sky Is Crying », «Shake Your Moneymaker ", покажите его слайд-шоу.

Мадди Уотерс

Хотя Мадди Уотерс делал свои первые записи, используя акустическую слайд-гитару, как гитарист, он был наиболее известен своей электрической слайд-игрой. Уроженец МакКинли Морганфилд, Мадди Уотерс помог принести блюз Дельты в Чикаго и сыграл важную роль в определении стиля электрического блюза города. Он также был одним из пионеров электрической слайд-гитары. Начиная с «I Can't Be Satisfied» (1948), многие из его хитовых песен содержали слайды, включая «Rollin 'and Tumblin' », «Rollin 'Stone » (чьи название было принято известной рок-группой и журналом), «Луизианский блюз» и «Все еще дурак». Уотерс использовал открытую настройку G для нескольких своих ранних песен, но позже переключился на стандартную настройку и часто использовал capo для смены тональности. Обычно он играл отдельные ноты с помощью небольшого металлического слайда на мизинце и ослаблял струны в сочетании с изменением громкости, чтобы контролировать степень искажения. По словам писателя Теда Дроздовски, «последний фактор, который следует учитывать, - это вибрато слайдов, которое достигается встряхиванием слайда вперед и назад. Вибрато слайда Мадди было безумным, маниакальным и контролируемым. Это добавляло азарта его игре».

Раннее развитие рок-музыки

Рок-музыканты начали изучать электрическую слайд-гитару в начале 1960-х годов. В Великобритании такие группы, как Rolling Stones, которые были поклонниками чикагского блюза и, в частности, Chess Records исполнителями, начали записывать песни Мадди Уотерса, Howlin 'Wolf и другие. Второй сингл The Stones "I Wanna Be Your Man " (1963) содержал слайд-гитарную паузу от Брайана Джонса, что может быть первым появлением слайда на камне. запись. Критик Ричи Унтербергер прокомментировал: «Особенно выдающейся была слайд-гитара Брайана Джонса, чей плачущий вой придавал мелодии непристойную блюзовость, отсутствующую в более простой рок-н-ролльной аранжировке Битлз». Джонс также сыграл слайд на своем сингле 1964 года "Little Red Rooster ", который занял первое место в британских чартах. Одним из его последних вкладов в запись Stones была его игра на акустической гитаре на слайде "No Expectations ", которую биограф Пол Тринка описывает как "тонкий, совершенно без напыщенности или чрезмерного акцента... идеальное воплощение путешествия, в которое он отправился в 1961 году. "

В Чикаго Майк Блумфилд часто посещал блюз-клубы еще в конце 1950-х - к началу 1960-х годов Мадди Уотерс и губная гармошка виртуоз Маленький Уолтер подбадривал его и иногда позволял ему присутствовать на джем-сейшнах. Уотерс вспоминал: «Майк был отличным гитаристом. Он многому научился у меня слайдам. К тому же, я думаю, он уловил у меня пару фраз, но он научился много играть на слайдах и много играть на гитаре.. " Слайд-игра Блумфилда привлекла Пола Баттерфилда, и вместе с гитаристом Элвином Бишопом они сформировали классический состав блюзовой группы Пола Баттерфилда. Их первый альбом, The Paul Butterfield Blues Band (1965), показывает гитарную игру Блумфилда и его игру на слайдах в адаптации группы Элмора Джеймса "Shake Your Moneymaker " и показывает его хорошее качество. -разработанный стиль слайдов. Примерно в то же время он записал с Бобом Диланом для альбома Highway 61 Revisited и внес отличительную слайд-гитару в заглавный трек . Во втором альбоме Баттерфилда, East-West (1966), такие песни, как "Walkin 'Blues " и "Two Trains Running " включают воспроизведение слайдов, которое принесло

Ry Cooder playing slide guitar Рай Кудер с помощью предметного стекла в 2009 году

Рай Кудер был вундеркиндом в музыке и в 15 лет начал работать над техникой игры на гитаре «узкое место» и выучил песни Роберта Джонсона. В 1964 году Кудер вместе с Тадж-Махалом сформировали Rising Sons, одну из первых блюз-рок-групп. Его ранние гитарные работы появляются на дебютном альбоме Captain Beefheart Safe as Milk (1967) и нескольких песнях на одноименном дебютном альбоме Тадж-Махала 1968 года. Слайд-игра Кудера используется в таких песнях, как "44 Blues " (который он позже записал с Little Feat для их дебютного альбома 1971 года ), "Sure 'Nuff 'n Yes I Do "(песня в стиле" Rollin' and Tumblin ' ")," The Celebrated Walkin' Blues "(адаптация" Muddy Waters "Walkin 'Blues ") и" Стейтсборо Блюз "(позже принятый группой Allman Brothers Band ). Также в 1968 году он сотрудничал с Rolling Stones в записи сессий, в результате чего Кудер воспроизвел слайд на "Memo from Turner ". Песня Джаггера / Ричардса позже была включена в саундтрек к фильму 1970 года Performance ; Журнал Rolling Stone поставил его на 92-е место в своем списке «100 величайших гитарных песен всех времен». В 1970 году он записал свой собственный одноименный дебютный альбом, который включал классический слайд-инструментал Blind Willie Johnson «Dark Was the Night, Cold Was the Ground » (перезаписанный в 1984 году. для саундтрека к Париж, Техас ). Признанный мастером слайд-гитары к 1967 году, журнал Rolling Stone поставил его на восьмое место в своем списке "100 величайших гитаристов всех времен" в 2003 году.

Дуэйн Оллман Игра на слайдах с Allman Brothers Band была одним из определяющих факторов в создании южного рока. Он также добавил запоминающуюся слайд-гитару в альбом Derek and the Dominos 'Layla and Other Assorted Love Songs, в частности, его заглавный трек, который занял 13-е место в рейтинге Rolling Stone «100 величайших гитарных песен». ". Оллмана, который погиб в результате аварии на мотоцикле в возрасте 24 лет, Ник Моррисон из NPR назвал «самым изобретательным слайд-гитаристом своей эпохи». Он расширил роль слайд-гитары, имитируя эффекты губной гармошки Сонни Боя Уильямсона II, что наиболее ярко проявляется в исполнении Allman Brothers песни «One Way Out» Уильямсона, записанные вживую в Fillmore East и услышанные на их альбоме Eat a Peach.

Technique

Слайд-гитару, по словам музыкального педагога Кита Вятта, можно считать как "безладовая гитара с одним пальцем". Размещение слайда на струне определяет высоту тона , действуя как палец, прижатый к грифе. Ползун слегка прижимается к струнам, чтобы избежать ударов по ладам, и удерживается параллельно им. Лады используются только в качестве визуального ориентира, и игра без них требует дополнительных навыков. В этой технике игры оставшиеся пальцы и большой палец игрока все еще имеют доступ к ладам и могут использоваться для исполнения ритмического аккомпанемента или получения дополнительных нот. Сама гитара может быть настроена как в традиционной настройке, так и в открытой настройке. Большинство ранних блюзовых исполнителей использовали открытые строчки, но большинство современных исполнителей слайдов используют оба. Основное ограничение открытой настройки состоит в том, что обычно легко доступна только одна форма аккорда , и это зависит от того, как изначально настроена гитара. Двух нотные интервалы можно воспроизводить, наклоняя слайд на определенных нотах.

В шестнадцатом веке ноты A – D – G – B – E были приняты в качестве настройки для инструментов, похожих на гитары, и низкий E был добавлен позже, чтобы сделать E – A – D – G – B – E в качестве стандартной настройки гитары. В открытом строе струны настроены так, чтобы звучать аккорд, когда нет ладов, и чаще всего мажорные. Открытые строчки, обычно используемые с слайд-гитарой, включают открытую D или настройку Вестапола: D – A – D – F♯ – A – D; и открыть G или испанский строй: D – G – D – G – B – D. Открытый E и открытый A, образованный повышением каждой из этих настроек на целый тон, также распространены. Также используются другие настройки, в частности настройка drop D (нижняя струна E, настроенная на D), используется многими слайдерами. Эта настройка позволяет использовать мощные аккорды, которые содержат основные, пятые и восьмые (октавные) ноты в басовых струнах и обычную настройку для остальных струн. Роберт Джонсон, игра которого была названа Клэптоном, Ричардсом, Хендриксом и Винтером как оказавшая на них сильное влияние, использовал настройки стандартной, открытой G, открытой D и drop D.

Гитары с резонатором

National String Instrument Corporation выпустила первые резонаторные гитары с металлическим корпусом в конце 1920-х (см. Изображение в начале статьи). Популярный среди ранних исполнителей слайдов, они имели большой алюминиевый конус, напоминающий перевернутый громкоговоритель, прикрепленный под мостом инструмента для увеличения его громкости. Он был запатентован в конце 1920-х годов братьями Допьера и стал широко использоваться на многих типах гитар, а также был адаптирован для мандолины и гавайской гитары.

Tampa Red играл позолоченный National Tricone style 4 и был одним из первых чернокожих музыкантов, сделавших запись с ним. Пионер дельта-блюза Son House играл на этой гитаре во многих песнях, включая классическую "Death Letter ". На резонаторной гитаре с металлическим корпусом играл Букка УайтParchman Farm Blues » и «Fixin 'to Die Blues »).

Круговая слайд-гитара

Деревянная резонаторная гитара, играемая со сталью, изогнутая для образования аккорда, недоступного при прямой открытой настройке.

«Круговая слайд-гитара» не относится к конкретному инструменту, а скорее к стилю игра на гитаре, когда инструмент лежит на коленях исполнителя или поддерживается иным образом; этот термин обычно означает блюз или рок-музыку. Горизонтальное положение также известно как «гавайский стиль». Существуют различные инструменты, специально созданные (или адаптированные) для игры на столе, в том числе:

Правильная терминология для используемого ручного стержня - «стальной» или «тональный стержень » а не "скольжение". Термин «круговое скольжение» сосуществует с «круговой стальной» для описания того же инструмента, на котором играют на коленях, но «круговое скольжение» обычно означает блюз или рок-музыку, в то время как «круговая сталь» может охватывать любой музыкальный жанр. При этом даже производители и исполнители многих вариантов этих инструментов не согласны с базовой терминологией. Эти типы инструментов могут заметно отличаться по внешнему виду - одни напоминают традиционную гитару, другие выполнены в виде цельного прямоугольного блока.

Пионеры слайд-гитары

Бадди Вудс был уличным артистом из Луизианы, который записывался в 1930-х годах. Его назвали «Одинокий волк» по названию его самой успешной песни «Lone Wolf Blues». В период с 1936 по 1938 год он записал десять песен, которые сегодня считаются классикой, в том числе «Не продавай, не отдавай». Вудс записал пять песен для США Библиотеки Конгресса в 1940 году в Шривпорте, штат Луизиана, в том числе «Boll Weevil Blues» и «Иногда я задумываюсь».

«Black Ace» Тернер Бадди Вудс подружился с блюзовым исполнителем из Техаса (Бэйб Каро Тернер). Историк Жерар Херцхафт сказал: «Black Ace - один из немногих блюзовых гитаристов, игравших в чистейшем гавайском стиле, то есть с гитарой, поставленной на колени». Тернер играл на гитаре с квадратным вырезом в металлическом корпусе National "style 2" Tri-cone и использовал стеклянный флакон с лекарством в качестве слайда. Тернер также был хорошим рассказчиком, что позволило ему вести радиопрограмму в Форт-Уэрте под названием «Черный ас». Его карьера фактически закончилась, когда он поступил на военную службу в 1943 году. Его альбом «I Am the Boss Card in Your Hand» содержал оригинальные записи Тернера 1930-х годов, а также новые песни, записанные в 1960 году. Тернер был показан в документальном фильме 1962 года под названием «Блюз».

Фредди Рулетт (урожденный Фредерик Мартин Рулетт) - блюзовый исполнитель из Сан-Франциско, который в раннем возрасте заинтересовался стальной гитарой на коленях и стал достаточно опытным, чтобы играть в чикагских блюз-клубах с выдающимися игроками. Он заработал место в группе Эрла Хукера и записался с Хукером в 1960-х. Рулетка играла в других жанрах, прежде чем сосредоточиться на блюзе - он заявил, что это помогло ему добавить более сложные аккорды к базовому блюзу, сыгранному Хукером, и сказал: «Это сработало». Рулетка была завербована в Сан-Франциско в середине 1970-х годов знаменитым блюзовым игроком Чарли Масселуайтом. В 1997 году он записал сольный альбом Back in Chicago: Jammin 'with Willie Kent and the Gents, который стал лучшим блюзовым альбомом 1997 года по версии журнала Living Blues Magazine. Вклад Roulette в создание слайд-гитары на коленях состоял в том, чтобы доказать, что инструмент, на котором играют на коленях, способен выдержать свой собственный стиль чикагского блюза.

Слайды и сталь

(слева): Коллекция различных гитарных слайдов. Слева - «сталь», используемая при игре на коленях. Следующие два - флаконы с лекарством Корицидин конца 1960-х годов; затем следуют трубка из поликарбоната и три металлических трубки; (справа): предметное стекло на безымянном пальце

Скольжение вокруг пальца игрока может быть выполнено из любого типа гладкого твердого материала, который позволяет тонам резонировать. Различные материалы вызывают небольшие различия в сустейне, тембре и громкости ; стекло или металл - наиболее распространенный выбор. Более длинные слайды используются для соединения всех шести гитарных струн одновременно, но полностью лишают этот палец фреттинговой способности. Более короткий слайд позволяет кончику пальца выступать из слайда и позволять пальцу использовать его для беспокойства.

Самодельные слайды распространены, включая трубки, кольца, ножи, ложки и горлышки стеклянных бутылок. Ранние блюзовые игроки иногда использовали нож, например, Blind Willie Johnson (pocket - или перочинный нож ) и CeDell Davis (масляный нож). Дуэйн Оллман использовал стеклянный флакон с лекарством Coricidin. Основатель Pink Floyd Сид Барретт любил использовать зажигалку Zippo в качестве слайда, но это было в основном для спецэффектов. Джими Хендрикс также использовал зажигалку для части своего соло на "All Along the Watchtower ". Это одна из немногих записей с Хендриксом на слайде, и биограф Гарри Шапиро отмечает, что он исполнил ее с гитарой на коленях.

Для гитар, предназначенных для игры на коленях, исполнитель использует твердый кусок стали, а не полую трубу. Выбор формы и размера - дело личных предпочтений. Самая распространенная сталь - это цельный металлический цилиндр с одним концом, закругленным в форме купола. Некоторые гитаристы-слайд-гитаристы выбирают сталь с глубоким углублением или канавкой на каждой стороне, чтобы ее можно было надежно удерживать, а также с квадратными концами. Лучшее сцепление может облегчить исполнение быстрых вибрато в блюзовой музыке. Эта конструкция позволяет использовать молоток и pull-off примечания.

См. Также

Сноски

Примечания

Ссылки

External links

Последняя правка сделана 2021-06-08 05:51:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте