Рабство в Эфиопии

редактировать

Рабство в Эфиопии существовало веками, начиная с 1495 г. до н. Э. Есть также источники, указывающие на вывоз рабов из Аксумского царства (100–940 гг. Н.э.). Эта практика составляла неотъемлемую часть эфиопского общества с его самых первых дней и вплоть до 20-го века, поэтому даже эфиопские правители, включая тех, кто не одобрял этот институт, например, Император Менелик II (1889-1913) и император Хайле Селассие (регент Эфиопии, 1916-1930 и император Эфиопии, 1930-1974), как говорят, владели тысячами рабов (Pankhurst, 1968)., стр.75).

Рабы традиционно набирались из групп, населявших южные внутренние районы Эфиопии, а также из групп омотиков. Военные пленники были еще одним источником рабов, хотя восприятие, обращение и обязанности с этими пленными заметно отличались. Одним из первых писаных законов, регулирующих рабство в Эфиопии, был Фета Нагаст (Закон царей), традиционный закон для эфиопских православных христиан. Согласно этому закону, одной из категорий людей, которые могли быть законно порабощены, были военнопленные. Он заявил:

· [[т] состояние] свободы соответствует закону разума, поскольку все люди разделяют свободу на основе естественного закона. Но война и сила лошадей заставляют одних служить другим, потому что закон войны и победы делает побежденных рабов победителей

Закон также предусматривал порабощение неверующих и детей рабов.

Рабство также может применяться в качестве наказания за совершение определенных преступлений, также известных как «карательное порабощение». Указ императора Менилека 1899 года, предписывающий порабощение воров и людей, продававших рабов в нарушение его запрета, является хорошим примером этой формы порабощения.

Император Теодрос II (1855-1869) и Император Йоханнес IV (1872-1889) оба пытались положить конец рабству в 1854 и 1884 годах соответственно.

Император Менелик II не отличался от других в своем неприятии института рабства, хотя не всегда был последовательным в своих действиях. В 1876 году он издал прокламацию, в которой запретил христианам покупать и продавать рабов на его территориях и потребовал, чтобы любой мусульманин, уличенный в путешествии с рабами, был взят под стражу и предан суду. (Панкхерст, 1968, стр. 100.) Этот закон был неэффективным, отчасти потому, что сам Менелик нарушил его условия, среди прочего, продолжая взимать налоги с невольничьих рынков. После восхождения на престол в 1889 году он снова издал указ об отмене рабства. (Encyclopaedia Aethiopica 680.) Однако он сделал исключение для военнопленных и использовал это исключение для порабощения военнопленных тысячами. Как отмечалось выше, он также использовал рабство и порабощение в качестве инструмента для наказания определенных преступников.

Некоторые могут утверждать, что его попытка отмены рабства была впервые осуществлена ​​в 1910 году в письме к Аббе Джифару, правителю Джиммы в то время, как предполагалось, что он продавал рабов арабам. работорговцы.

Отмена рабства в соответствии с современной писаной конституцией стала главным приоритетом для правительства Хайле Селассие в 1942 году. Отмена рабства была законодательно закреплена во время итальянской оккупации период с изданием двух законов в октябре 1935 года и апреле 1936 года. Император Хайле Селассие включил это в писаную конституцию 1942 года. После изгнания итальянцев Эфиопия официально отменила рабство и принудительную работу, приняв этот закон 26 августа. 1942.

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 История
    • 2.1 Предпосылки
    • 2.2 Арабская работорговля
    • 2.3 Успешная отмена
  • 3 Характер и характеристики
  • 4 Усилия по отмене рабства 1850-1942 гг.
  • 5 Наследие
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Обзор

Рабство было основополагающим элементом социального, политического и экономического строя средневековой Эфиопии. Расизм на территории традиционно был направлен в основном против этнических меньшинств, а также против других лиц с юга страны. В совокупности эти группы известны в местном масштабе как бариа, уничижительные термины, изначально обозначающие рабское происхождение, независимо от семейной истории человека.

Рабы в Эфиопии, XIX век.

Согласно Генри Солту, абиссинские горцы также активно охотились на Шанкеллу в 19 веке. После отмены работорговли в 1940-х годах освобожденные шанкелла и бария обычно использовались в качестве неквалифицированной рабочей силы.

Традиционно расизм против воспринимаемого барии выходил за рамки класса и оставался в силе независимо от социального положения или происхождения. Хотя другие группы населения в Эфиопии также сталкивались с различной степенью дискриминации, мало что в этом было из-за расовых различий. Вместо этого, как правило, это коренится в неравенстве классов и конкуренции за экономический статус. оромо, например, не рассматриваются группами горцев как бариа в расовом отношении из-за их сходных физических характеристик.

История

История вопроса

В В Эфиопии рабство было законным и широко распространенным явлением; набеги на рабов были обычным явлением в некоторых районах, а работорговля была образом жизни. Самым крупным рабовладельческим государством на Африканском Роге до XIX века была Эфиопская империя. Хотя межконтинентальная работорговля была значительной, Эфиопское нагорье было крупнейшим потребителем рабов в регионе.

До имперской экспансии на юг Асандабо, Сака, Хермата и Бонга были основными невольничьи рынки для королевства Гудуру, Лимму-Энария, Джимма и Каффа. Торговые деревни, прилегающие к этим крупным рынкам на юго-западе Эфиопии, неизменно были полны рабов, которых высшие классы обменивали на импортные товары, которые они желали. Рабов отправляли на крупные рынки сбыта, такие как Бассо в Годжам, Алию Амба и Абдул Ресул в Шева. Основным источником рабов для южных территорий были непрерывные войны и набеги между различными кланами и племенами, которые продолжались на протяжении тысячелетий, и обычно за ними следует крупномасштабное рабство, которое было очень распространено во время сражений той эпохи. Рабов часто предоставляли правители Оромо и Сидамо, которые совершали набеги на своих соседей или порабощали собственный народ даже за незначительные преступления. По словам Дональда Левайна, было обычным делом видеть, как Бораны делали рабов Консо и Оромос, продаваемых другими говорящими на Оромо кланами. Еще одним источником рабов был голод, и во время периодических засух и широко распространенных болезней скота невольничьи рынки по всей стране будут наводнены жертвами голода. Например, Великий голод 1890-91 вынудил многих людей с христианского севера, а также из южной Эфиопии даже продать своих детей, а иногда и себя, мусульманским купцам. Поскольку религиозный закон не разрешал христианам участвовать в торговле, мусульмане доминировали в работорговле, часто уходя все дальше и дальше в поисках припасов.

В 1880 г. Менелик II, правитель Амхары эфиопской провинции Шоа, начал наводнять Оромия [Здесь стоит отметить, что до 1992 года в Эфиопии не было региона / территории под названием Оромия. Это следует понимать как указание на территорию, где оромо жил в]. Это было в значительной степени возмездие за экспансию Оромо в 16 веке, а также за Земене Месафинт («Эра князей»), период, в течение которого череда феодальных правителей Оромо доминировала в горцы. Главной из них была династия Йеджу, в которую входили Алигаз из Йеджу и его брат Али I из Йеджу. Али I основал город Дебре Табор, который стал столицей династии. Экспансия оромо в 16 веке поглотила многих коренных жителей королевств, входивших в состав Абиссинской империи. Некоторые исторически зарегистрированные народы и королевства включают Королевство Дамо, Королевство Эннарея, Султанат Сева, Султанат Бейла, Гураге, Гафат, провинция Ганз, Майя, Султанат Хадия, Фатагар, Султанат Даваро, Верджих, Гидим, Султанат Адаля, Султанат Ифат и другие народы Абиссинской империи были превращены в Габарос (крепостных ), в то время как исконно древние названия территорий были заменены названиями кланов оромо, которые их завоевали. Оромо массово приняли габбаро, приняв их в комо (клан) в процессе, известном как и. Благодаря коллективному усыновлению, аффилированные группы получили новую генеалогию и начали считать своих предполагаемых предков так же, как их приемных родственников, и как Габарро они обязаны платить дань и оказывать услуги своим завоевателям.

В южной Эфиопии короли Гибе и Каффа воспользовались своим правом порабощать и продавать детей родителей, слишком бедных, чтобы платить налоги. Гума - один из штатов Гибе, примыкающих к Энареи, где правил Абба Богибо, и под его властью жители Гумы были обречены на рабство больше, чем жители любой другой страны. До того, как Абба Ребу принял исламизм, обычай продавать целые семьи за мелкие преступления, совершенные одним человеком, был обычай.

В централизованных государствах Оромо в долинах Гибе и Дидеса сельское хозяйство и промышленность в основном осуществлялись рабами. труд, работа. В штат Гибе входят Джемма, Гудру, Лимму-Энария и Гера. По соседству с западными штатами Оромо существует Омотическое королевство Каффа, а также другие южные государства в бассейнах рек Годжаб и Омо, где рабы были основными производителями аграрной продукции. В штатах Гибе треть всего населения составляли рабы, в то время как рабы составляли от половины до двух третей всего населения в королевствах Джимма, Каффа, Валамо, Гера, Джанджеро и Куча. Даже Каффа сократила количество рабов к середине 19 века, опасаясь своего большого связанного населения. Рабский труд в сельскохозяйственном секторе на юго-западе Эфиопии означает, что рабы составляли более высокую долю в общей численности населения по сравнению с северной Эфиопией, где сельскохозяйственными производителями в основном являются свободные Габбарсы. Габбарс владеет своей землей как «рист», и их юридическое обязательство заключается в уплате одной пятой своей продукции в виде земельного налога и асрата, еще одной десятой, при этом в общей сложности одна треть от общего объема производства выплачивается в качестве налога, который будет разделен между гультом держатель и государство. В дополнение к этим налогам крестьяне северной Эфиопии имеют неофициальные обязанности, по которым они будут вынуждены «выполнять курве (принудительный труд)», такие как сельское хозяйство, измельчение кукурузы и строительство домов и заборов, на которые уходит до одной трети их рабочего времени. Та же самая система Габбар была применена к Южной Эфиопии после расширения Королевства Шеван, в то время как большинство южных правящих классов стали Балабатесами (держателями гультов) до тех пор, пока император Хайле Селассие не отменил вотчину (гультегна), центральный институт феодализма. на юге и севере Эфиопии к 1966 году после усиления внутреннего давления на земельную реформу.

В 1869 году Менелик стал королем Шевы. После этого он намеревался завоевать Оромию, полностью аннексировав эту территорию к 1900 году. Абба Джифар II также, как говорят, имел более 10 000 рабов и позволил своим армиям поработить пленников во время битвы со всеми соседними кланами. Эта практика была распространена между различными племенами и кланами Эфиопии в течение тысяч лет.

Ко второй половине девятнадцатого века Эфиопия предоставляла постоянно растущее число рабов для работорговли, поскольку географический фокус торговли сместился с Атлантического бассейна на Эфиопию, Бассейн Нила и Юго-Восточная Африка вплоть до Мозамбика. Согласно Дональду, действительно, большая часть возросшей работорговли в первой половине девятнадцатого века состояла из пленников, продаваемых другими соседними кланами и племенами на юге и в областях оромо.

Девятнадцатый век был свидетелем беспрецедентный рост рабства в стране, особенно в южных городах Оромо, которое увеличивалось по мере роста притока рабов. В христианских высокогорьях, особенно в провинции Шоа, количество рабов к середине века было довольно большим. Однако, несмотря на военные набеги, оромо не рассматривались группами горцев как расово бариа из-за их общей афро-азиатской родословной.

Арабская работорговля

Исторические маршруты эфиопской работорговли.

Работорговля Индийского океана была разнонаправленной и со временем менялась. Чтобы удовлетворить спрос на черную рабочую силу, рабы, продаваемые мусульманами работорговцами местными налетчиками рабов, эфиопскими вождями и королями из внутренних районов, на протяжении веков продавались покупателям в Египте, Аравийский полуостров, Персидский залив, Индия, Дальний Восток, острова Индийского океана, Сомали и Эфиопия.

В течение второй половины 19 века и начала 20 века рабы, отправленные из Эфиопии, пользовались большим спросом на рынках Аравийского полуострова и в других местах Среднего. Восток. В основном это были домашние прислуги, хотя некоторые из них служили сельскохозяйственными рабочими или водовозами, пастухами, моряками, погонщиками верблюдов, носильщиками, прачками, каменщиками, продавщицами и поварами. Наиболее удачливые из мужчин работали чиновниками или телохранителями правителя и эмиров или управляющими делами у богатых купцов. Они пользовались значительной личной свободой и иногда держали собственных рабов. Помимо яванских и китайских девушек, привезенных с Дальнего Востока, молодые эфиопские девушки были одними из самых ценных наложниц. Самые красивые из них часто вели зажиточный образ жизни и становились любовницами элиты или даже матерями правителей. Основными источниками этих рабов, которые прошли через Матамму, Массава и Таджура на Красном море, были юго-западные части Эфиопии, в Оромо и Сидама страна.

Самым важным выходом для эфиопских рабов, несомненно, был Массава. Торговые пути из Гондар, расположенного в Эфиопском нагорье, вели в Массава через Адва. Рабовладельцы из Гондэра взяли 100-200 рабов за одну поездку в Массава, большинство из которых составляли женщины.

Небольшое количество евнухов было также приобретено работорговцами на юге страны. части Эфиопии. В основном состоящие из маленьких детей, они вели самый привилегированный образ жизни и продавались по самым высоким ценам на исламских мировых рынках из-за своей редкости. Они служили в гаремах богатых или охраняемых святых мест. Некоторые из юношей стали евнухами из-за боевых традиций, которые в то время были присущи Арси и Борене в южной Эфиопии. Однако большинство происходило из княжества Бади Фолиа в регионе Джимма, расположенном к юго-востоку от Энареи. Местные правители оромо были настолько обеспокоены этим обычаем, что изгнали из своих королевств всех, кто его практиковал.

Успешная отмена

Отмена рабства стала для Хайле первоочередной задачей Режим Селассие, начавшийся в 1930 году. Его политика заключалась в том, чтобы объявить об отмене смертной казни, постепенно внедряя ее, чтобы не подорвать сельскую экономику. Основное международное давление было мобилизовано Великобританией через Лигу Наций, которая требовала ее членства. Под предлогом отмены рабства (и пограничного инцидента ) Италия вторглась в Эфиопию в 1935 году. Италия проигнорировала международное осуждение и требования Лиги Наций покинуть страну. Во время итальянского правления оккупационное правительство издало два закона в октябре 1935 года и в апреле 1936 года, которые теоретически освободили 420 000 человек. После изгнания итальянцев к власти вернулся император Хайле Селассие и быстро отменил реальную практику в 1942 году.

Природа и характеристики

Рабство, практикуемое в Эфиопии, различалось в зависимости от класса рабов. обсуждаемый. «Тикур» (буквально «черный» с оттенком «темнокожие») рабы Шанкаллы, как правило, продавались по дешевке. Им также поручали тяжелую работу по дому и в поле.

С другой стороны, рабы оромо и сидама «каи» (буквально «красные» с оттенком «светлокожие») были гораздо более высокой стоимости и были тщательно отсортированы по роду занятий и возрасту: очень маленьких детей в возрасте до десяти лет называли мамулями. Их цена была немного ниже, чем у мальчиков от 10 до 16 лет. Последние молодые мужчины, известные как Гурбе, были предназначены для обучения в качестве личных слуг. Мужчин двадцати лет звали Кадама. Поскольку считалось, что они вышли из возраста обучения, они продавались по несколько более низкой цене, чем Gurbe. Таким образом, ценность самца с возрастом снижалась. Самыми уважаемыми и желанными женщинами были девочки-подростки, которых звали Восиф. Самым привлекательным из них суждено было стать женами и наложницами. Пожилых женщин оценивали по их способности выполнять домашние дела, а также по их силе.

Усилия по отмене рабства 1850-1942 гг.

Первые попытки отменить рабство в Эфиопии начались еще в 1850-е годы, когда император Теодрос II объявил работорговлю в своих владениях вне закона, хотя и без особого эффекта. Только присутствие британцев в Красном море оказало реальное давление на торговлю. И император Теодрос II, и император Йоханнес IV также объявили рабство вне закона, но, поскольку все племена были не против рабства и того факта, что страна была со всех сторон окружена налетчиками рабов и торговцами, невозможно было полностью подавить это практика даже к 20 веку. К середине 1890-х Менелик активно подавлял торговлю, разрушая печально известные города с невольничьими рынками и наказывая работорговцев ампутациями. По словам Криса Прути, Менелик запретил рабство, в то время как он был вне его возможностей изменить мнение своего народа относительно этой извечной практики, широко распространенной по всей стране.

Чтобы добиться международного признания своего народа, Хайле Селассие официально подал заявку на вступление в Лигу Наций в 1919 году. Первоначально в приеме Эфиопии было отказано из-за опасений по поводу ее рабовладения, работорговли и торговли оружием. Италия и Великобритания возглавили оппозицию, подразумевая, что независимая Эфиопия еще не была достаточно цивилизованной, чтобы присоединиться к международной организации свободных наций. В конце концов, он был принят в 1923 году после подписания Сен-Жерменской конвенции о запрещении рабства. Позже Лига назначила Временную комиссию по рабству в 1924 году для расследования рабства во всем мире. Несмотря на очевидные противоположные меры, рабство продолжало быть законным в Эфиопии даже после подписания Конвенции о рабстве 1926 года.

Наследие

Хотя рабство было отменено в 1940-х годах, последствия Эфиопии Давно своеобразное заведение задержалось. В результате бывший президент Эфиопии Менгисту Хайле Мариам практически отсутствовал в контролируемой стране прессе в первые несколько недель после его захвата власти. Он также сознательно избегал публичных выступлений, полагая, что его внешний вид не понравится свергнутой политической элите страны, особенно амхарам. Напротив, восхождение Менгисту к известности было воспринято южными группами Шанкеллы как личная победа. Этническая дискриминация в отношении общин «барья» или шанкелла в Эфиопии все еще существует, что сказывается на доступе к политическим и социальным возможностям и ресурсам.

Некоторые рабы Эфиопии или их потомки также занимали высшие должности. Абраха, южноаравийский правитель VI века, возглавлявший 70-тысячную армию, назначенный аксумитами, был рабом византийского купца в эфиопском порту Адулис. Хабте Гиоргис Динагде и Балча Абанефсо изначально были рабами, взятыми в качестве военнопленных при дворе Менелика, которые в конечном итоге стали настолько могущественными, особенно Хабте Гиоргис, стал военным министром и первым премьер-министром империи, который позже стал королем Эфиопии после Смерть Менелика. Ejegayehu Lema Adeyamo, мать императора Менелика, который фактически основал современную Эфиопию, считается рабом. Менгисту Хайле Мариам, который объявил республику и правил Эфиопией с марксистами– Ленинская идеология, также считается сыном бывшего раба.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Аллен, Жан. «Рабство и Лига Наций: Эфиопия как цивилизованная нация», Журнал истории международного права 8 (2006): 213–44 онлайн
  • Боначчи, Джулия и Александр Мекельбург. «Возвращаясь к рабству и работорговле в Эфиопии». Северо-восточные африканские исследования 17.2 (2017): 5-30. онлайн
  • Коулман-младший, Стерлинг Джозеф. «Постепенная или немедленная отмена рабства? Политическое, социальное и экономическое положение императора Хайле Селассие I.» Рабство и отмена рабства 29.1 (2008): 65–82.
  • Крамми, Дональд. Земля и общество в христианском королевстве Эфиопия: от тринадцатого до двадцатого века (U of Illinois Press, 2000)
  • Эдвардс, Джон Р. "Рабство, работорговля и экономическая реорганизация Эфиопии 1916-1935 гг." Африканская экономическая история 11 (1982): 3-14. онлайн
  • Фернихоу, Тимоти. «Рабство и работорговля в Южной Эфиопии в XIX веке» Рабство и отмена рабства 9 # 3 (1988): 103–30
  • Меккельбург, Александр. «Рабство, эмансипация и память: исследовательские заметки по Западной Эфиопии». Международный журнал африканских исторических исследований 48,2 (2015): 345–362. онлайн
  • Лавджой, Пэйл. Transformations in Slavery: A History of Slavery in Africa (3-е изд. Cambridge UP, 2000).
  • Майерс, Сюзанна Майерс и Игорь Копытофф, ред., Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы (Университет Висконсина) Press, 1979)
  • Мохаммед, Сеид А. «Социальный институт рабства и работорговли в Эфиопии: новый взгляд». Африканский журнал истории и культуры 7.3 (2015): 85–90. онлайн
  • Панкхерст, Ричард. «Эфиопская работорговля в девятнадцатом и начале двадцатого веков: статистическое исследование». Journal of Semitic Studies 9.1 (1964): 220–228.
  • Панкхерст, Ричард. «Воспоминания эфиопских рабов девятнадцатого века». Transafrican Journal of History 5.1 (1976): 98.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 05:33:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте