История острова Пасхи

редактировать

В геологическом отношении одна из самых молодых населенных территорий на Земле, Остров Пасхи, расположенный в середине Тихого океана, на протяжении большей части своей истории был одним из самых изолированных. Его жители, Рапа Нуи, пережили голод, эпидемии болезней и каннибализм, гражданскую войну, экологический кризис, набеги рабов, различные колониальные контакты, и их население сокращалось не один раз. Последовавшее за этим культурное наследие сделало остров невероятно популярным по сравнению с количеством его жителей.

Расположение острова Пасхи в южной части Тихого океана
Содержание
  • 1 Первые поселенцы
  • 2 Южноамериканские связи
  • 3 Доевропейское общество
  • 4 "Сваливание статуи"
  • 5 Европейские контакты
  • 6 Разрушение общества и населения
    • 6.1 Дютру-Борнье
  • 7 1878–1888
  • 8 Присоединение к Чили
    • 8.1 1914
  • 9 Сегодня
    • 9.1 21 век
    • 9.2 Движение за права коренных народов
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Первые поселенцы

Ранние европейцы, посетившие Остров Пасхи, записали местные устные предания о первых поселенцах. В этих традициях жители островов Пасхи утверждали, что вождь Хоту Матуа прибыл на остров на одной или двух больших каноэ со своей женой и большой семьей. Считается, что они были полинезийцами. Существует значительная неопределенность в отношении точности этой легенды, а также даты поселения. Опубликованная литература предполагает, что остров был заселен примерно в 300–400 н.э. или примерно во время прибытия первых поселенцев на Гавайи. Некоторые ученые говорят, что остров Пасхи не был заселен до 700–800 гг. Этот диапазон дат основан на глоттохронологических расчетах и ​​на трех радиоуглеродных датах по древесному углю, который, по-видимому, был произведен во время вырубки леса. Более того, недавнее исследование, включавшее радиоуглеродные датировки на основе того, что считается очень ранним материалом, предполагает, что остров был заселен не ранее 1200 г. н.э. Похоже, это подтверждается исследованием вырубки лесов на острове в 2006 году, которое могло начаться примерно в то же время. Большая ныне вымершая пальма, Paschalococos disperta, относящаяся к чилийской винной пальме (Jubaea chilensis), было одним из доминирующих деревьев, что подтверждается ископаемыми остатками; этот вид, единственным появлением которого был остров Пасхи, вымер из-за вырубки леса ранними поселенцами.

австронезийцы полинезийцы, которые первыми заселили остров, вероятно, прибыть с Маркизских островов с запада. Эти поселенцы принесли бананы, таро, сахарный тростник и шелковицу бумажную, а также цыплят и Полинезийские крысы. Когда-то на острове существовала относительно развитая и сложная цивилизация.

Предполагается, что причиной, по которой поселенцы искали изолированный остров, был высокий уровень отравления рыбой сигуатера в их тогдашних окрестностях.

Южноамериканские связи

Норвежский ботаник и исследователь Тур Хейердал (и многие другие) задокументировали существование культурных сходств между культурами острова Пасхи и южноамериканских индейцев. Он предположил, что это, скорее всего, исходило от некоторых поселенцев, прибывших с континента. Согласно местным легендам, группа людей по имени ханау эпе (что означает «длинноухие» или «коренастые» люди) вступила в конфликт с другой группой под названием ханау момоко («короткоухие» или «тонкие» " люди). После того, как взаимные подозрения вылились в ожесточенное столкновение, ханау эпе были свергнуты и почти истреблены, в живых остался только один. Были сделаны различные интерпретации этой истории - что она представляет собой борьбу между коренными жителями и прибывающими мигрантами; что это напоминает межклановую войну; или это представляет собой классовый конфликт.

Традиционно сладкий картофель приводился как свидетельство контакта между двумя культурами: этот основной продукт полинезийской диеты до контакта имеет южноамериканское происхождение. Однако недавние данные свидетельствуют о том, что сладкий картофель, выращиваемый полинезийцами, отличался от сладкого картофеля в Америке задолго до заселения Полинезии, оставляя естественное распространение на большие расстояния в качестве наиболее правдоподобного объяснения присутствия сладкого картофеля, но не обязательно исключающее возможность доисторического контакт. Предполагается, что полинезийцы путешествовали в Южную Америку и обратно, или южноамериканцы дрейфовали в Полинезию, возможно, не имея возможности вернуться обратно из-за их менее развитых навыков навигации и более хрупких лодок. Утверждается, что полинезийские связи в Южной Америке существуют среди мапуче в центральной и южной частях Чили. Полинезийское название небольшого островка Сала-и-Гомес (Ману Моту Мотиро Хива, «Птичий островок на пути в далекую страну») к востоку от острова Пасхи также рассматривается как намек на то, что Южная Америка был известен до европейских контактов. Ситуацию еще больше усложняет то, что слово Hiva («далекая земля») также было названием легендарной родины островитян. Необъяснимая настойчивость в восточном происхождении первых жителей была единодушна среди островитян во всех ранних отчетах.

Экспедиция Якоба Роггевина в 1722 году дает нам первое описание островитян. Они были «всех оттенков цвета, желтого, белого и коричневого», и они так сильно раздували мочки ушей большими дисками, что, вынимая их, они могли «зацепить край мочки за верхнюю часть уха». Роггевен также отметил, что некоторые из островитян были «в целом крупными». Высокий рост островитян засвидетельствовали и испанцы, посетившие остров в 1770 году, их рост составлял 196 и 199 см. Анализ последовательности ДНК нынешних жителей острова Пасхи показывает, что 36 человек, живущих на Рапа-Нуи, которые пережили опустошительные междоусобные войны, набеги рабов и эпидемии 19 века и имели какое-либо потомство, были полинезийцами. Кроме того, исследование скелетов предлагает свидетельства только полинезийского происхождения рапа Нуи, жившего на острове после 1680 года.

Доевропейское общество
Аху Тонгарики около Рано Рараку, 15- моаи аху, раскопанный и восстановленный в 1990-х годах

Согласно легендам, записанным миссионерами в 1860-х годах, на острове изначально была очень четкая классовая система с арики, королем, владеющим абсолютным Богом. как сила с тех пор, как Хоту Матуа прибыл на остров. Самым заметным элементом культуры было изготовление массивных моаи, которые были частью культа предков. Со строго унифицированным внешним видом моаи возводились вдоль большей части побережья, что свидетельствует об однородной культуре и централизованном управлении. Помимо королевской семьи, на острове жили священники, солдаты и простолюдины.

Арики мау, Кай Мако'и 'Ити, вместе со своим внуком Мау Рата, умер в 1860-х годах, служа наемным слугой в Перу.

Моту Нуи островок, часть церемонии Культа Птичьего Человека

По неизвестным причинам переворот, совершенный военными лидерами под названием мататоа, привел к появлению нового культа, основанного на ранее не выдающемся боге, Макимаке. В культе человека-птицы (Rapa Nui: tangata manu ) было учреждено соревнование, в котором каждый год представитель каждого клана, выбранный лидерами, переплывал кишащие акулами воды, чтобы Моту Нуи, ближайший островок, для поиска первого в сезоне яйца, отложенного манутарой (сажистой крачкой ). Первый пловец, вернувшийся с яйцом и успешно взобравшийся на утес на Оронго, будет назван «Птичеловеком года» и получит контроль над распределением ресурсов острова для своего клана в течение года. Эта традиция все еще существовала во время первого контакта европейцев, но была подавлена ​​христианскими миссионерами в 1860-х годах.

В "опрокидывании статуи"

Европейские отчеты в 1722 г. (голландский ) и 1770 г. (испанский ) сообщали, что видели только стоящие статуи, но Посещение Джеймса Кука в 1774 году, по сообщениям, многие свергли. Хури моаи - «свержение статуи» - продолжалось до 1830-х годов как часть внутренних конфликтов между островитянами. К 1838 году единственные стоящие моаи были на склонах Рано Рараку и Хоа Хакананайа в Оронго. Примерно за 60 лет островитяне по какой-то причине (возможно, из-за гражданской борьбы между племенами) намеренно повредили эту часть наследия своих предков. В наше время моаи были восстановлены в Анакена, Аху Тонгарики, Аху Акиви и Ханга Роа.

Европейские контакты
1770 Гонсалес Карты экспедиции де Ахедо острова Пасхи (Исла-де-Сан-Карлос). Оригинал рукописной карты острова Пасхи (север вниз), коллекция Военно-морского музея Мадрида ; оригинальная рукописная карта испанской якорной стоянки на острове Пасхи, Коллекция Джека Долтона, Лос-Альтос-Хиллз, Калифорния. 1786 Ла-Перуз карта Карта традиционных клановых районов

Первый зарегистрированный европейский контакт с островом произошел 5 апреля (Пасхальное воскресенье ) 1722 года, когда голландский мореплаватель Якоб Роггевен посетил его на неделю и, по оценкам, был На острове проживает от 2000 до 3000 жителей. Это была оценка, а не перепись, и, по оценкам археологов, несколько десятилетий назад численность населения могла составлять от 10 до 12 тысяч человек. Его группа сообщила о «замечательных высоких каменных фигурах, добрых 30 футов в высоту», о богатой почве и хорошем климате на острове, и «вся страна обрабатывалась». Анализ ископаемой пыльцы показывает, что основные деревья на острове исчезли 72 годами ранее в 1650 году. Голландцы сообщили, что вспыхнула драка, в которой они убили десять или двенадцать островитян.

Следующие иностранные посетители прибыли 15 ноября 1770 года: два испанских корабля, Сан-Лоренцо и Санта-Росалия, отправленные вице-королем из Перу, Мануэлем де Амат, и под командованием Фелипе Гонсалес де Ахедо. Они провели на острове пять дней, тщательно обследовав его побережье, и назвали его Исла-де-Сан-Карлос, вступив во владение от имени короля Испании Карла III, и торжественно установили на его вершине три деревянных креста. трех небольших холмов на Поике.

Четыре года спустя, в середине марта 1774 года, британский исследователь Джеймс Кук посетил остров Пасхи. Сам Кук был слишком болен, чтобы ходить далеко, но небольшая группа исследовала остров. Они сообщили, что статуи заброшены, а некоторые упали; никаких следов трех крестов, и его ботаник описал это как «бедную землю». У него был переводчик с таитянского, который частично понимал язык. Однако, кроме счета, язык был неразборчивым. Позже Кук подсчитал, что на острове проживало около 700 человек. Он видел только три или четыре каноэ, все непригодные для плавания. В некоторых частях острова выращивались бананы, сахарный тростник и сладкий картофель, в то время как другие части выглядели так, как будто они когда-то культивировались, но вышли из употребления. Георг Форстер сообщил в своем отчете, что не видел на острове деревьев высотой более десяти футов.

10 апреля 1786 года французский исследователь Жан Франсуа де Галап Ла Перуз посетил и составил подробную карту острова Пасхи. Он охарактеризовал остров как одну десятую культивируемых и оценил, что население острова составляло около двух тысяч человек.

В 1804 году русский корабль Нева посетил под командованием Юрия Лисянского..

В 1816 году русский корабль Рюрик посетил под командованием Отто фон Коцебу.

В 1825 году британский корабль HMS Blossom посетил

Уничтожение общества и населения

Серия разрушительных событий убила почти все население острова Пасхи в 1860-х годах. Такие разрушительные события, которые способствовали падению и краху общества острова Пасхи, могут быть связаны с быстрой вырубкой лесов во время строительства моаи. Пальма острова Пасхи использовалась поселенцами для создания сельскохозяйственных орудий для своего общества и помощи в транспортировке статуй острова. Вероятно, упадок пальмы и быстрое вырубка лесов на острове привели к тому, что население острова начало сокращаться, а выжившие были вынуждены полностью адаптироваться к изменяющейся среде.

В декабре 1862 г., перуанские налетчики рабов напали на остров Пасхи. Насильственные похищения продолжались в течение нескольких месяцев, в результате было захвачено или убито около 1500 мужчин и женщин, около половины населения острова. Вспыхнули международные протесты, которые усилил епископ Флорентин-Этьен Жоссен Таити. Осенью 1863 года рабов наконец освободили, но к тому времени большинство из них уже умерло от туберкулеза, оспы и дизентерии. Наконец, дюжине островитян удалось вернуться после ужасов Перу, но они принесли с собой оспу и начали эпидемию, в результате которой население острова сократилось до такой степени, что некоторые из мертвых даже не были похоронены.

Первый Христианский миссионер Эжен Эйро прибыл в январе 1864 года и провел большую часть этого года на острове; но массовое обращение Рапа Нуи произошло только после его возвращения в 1866 году с отцом Ипполитом Русселем. Прибыли еще два миссионера с капитаном Жан-Батистом Дютру-Борнье. Эйро заболел туберкулезом во время эпидемии на острове 1867 года, которая унесла четверть оставшегося населения острова в 1200 человек, и осталось только 930 рапануи. Среди погибших был последний арики мау, последний королевский первенец Восточной Полинезии, 13-летний мальчик. Эйро умер от туберкулеза в августе 1868 года, когда почти все население Рапа-Нуи стало католиком.

Дютру-Борнье

Жан-Батист Дютру-Борнье, который служил артиллерийским офицером. во время Крымской войны, но позже был арестован в Перу, обвинен в торговле оружием и приговорен к смертной казни, чтобы быть освобожден после вмешательства французского консула - впервые прибыл на остров Пасхи в 1866 году, когда перевез туда двух миссионеров., вернулся в 1867 году, чтобы набрать рабочих для кокосовых плантаций, а затем вернулся навсегда в апреле 1868 года, сжег яхту, на которой он прибыл. Он должен был оказать долгосрочное влияние на остров.

Дютру-Борнье основал резиденцию в Матавери, стремясь очистить большую часть острова Рапа Нуи и превратить остров в овечье ранчо. Он женился на Корето, рапа Нуи, и назначил ее королевой, попытался убедить Францию ​​сделать остров протекторатом и завербовать фракцию Рапа Нуи, которым он позволил отказаться от христианства и вернуться к своей прежней вере. С ружьями, пушкой и сторонниками сжигания хижин он управлял островом несколько лет.

Дютру-Борнье скупил весь остров, кроме миссионерской территории около Ханга-Роа и переместил пару сотен рапа Нуи на Таити, чтобы работать на своих покровителей. В 1871 году миссионеры, поссорившись с Дютру-Борнье, эвакуировали 275 рапа-Нуи в Мангареву и Таити, оставив на острове только 230. Те, кто остались, были в основном пожилыми мужчинами. Шесть лет спустя на острове Пасхи проживало всего 111 человек.

«Королева-мать» Корето с дочерьми «королева» Кэролайн и Харриетт в 1877 году

В 1876 году Дютру-Борнье был убит в споре из-за платья. хотя его похищение девушек, достигших половой зрелости, могло также быть мотивом для его убийц.

Ни его первая жена во Франции, которая была наследницей по французским законам, ни его вторая жена на острове, которая на короткое время сделала их дочь Кэролайн королевой, должны были многое утаить от своего имения. Но по сей день большая часть острова является ранчо, контролируемым с других островов, и более века реальная власть на острове обычно принадлежала жителям Матавери, не относящимся к рапа Нуи. Необычное количество кораблекрушений привело к тому, что остров был лучше обеспечен древесиной, чем на протяжении многих поколений, в то время как юридические споры по сделкам с землей Дютру-Борнье должны были осложнить историю острова на десятилетия вперед

1878–1888

Александр Сэлмон-младший был братом королевы Таити, сыном английского купца-авантюриста и членом торговой династии, которая финансировала Дютру-Борнье. Он прибыл на остров в 1878 году с некоторыми товарищами-таитянами и вернул Рапа-Нуи и управлял островом в течение десяти лет. Помимо производства шерсти, он поощрял производство произведений искусства Рапа Нуи, торговля, которая процветает и по сей день. Именно в эту эпоху мира и восстановления произошли лингвистические изменения со старого рапа-нуи на современный язык рапа-нуи, находящийся под влиянием таитян, а также произошли некоторые изменения в мифах и культуре острова с учетом других полинезийских и христианских влияний ( в частности, уре, старое слово рапа-нуи, обозначающее «пенис», было исключено из имен многих людей).

В эту эпоху были проведены археологические и этнографические исследования, одно из которых было проведено немцами в 1882 году на канонерской лодке, и снова в 1886 году американским sloop USS Mohican, экипаж которого раскопал Аху Винапу с помощью динамита.

Отец Руссель совершил несколько пастырских визитов за это десятилетие., но единственными постоянными представителями церкви были Рапа Нуи катехизаторы, в том числе с 1884 года Ангата, один из Рапа Нуи, уехавший с миссионерами в 1871 году. Несмотря на отсутствие священник, постоянно проводивший мессу, Рапа Нуи вернулся в католицизм, но сохранялась некоторая напряженность между мирским и d духовная сила, поскольку отец Руссель не одобрял Салмона из-за его еврейского отцовства.

Присоединение к Чили

8 марта 1837 года под командованием Тениенте де Марина Леонсио Сеньорет, корабль ВМС Чили Коло Коло отплыли из Вальпараисо в Австралию. Таким образом, Colo Colo был первым чилийским кораблем, посетившим остров Пасхи.

Остров Пасхи был аннексирован Чили 9 сентября 1888 года Поликарпо Торо посредством "" (Tratado de Anexión de la isla), которое правительство Чили подписало с народом рапа-нуи.

До 1960-х годов уцелевшие Рапа Нуи были ограничены поселением Ханга-Роа, а остальная часть острова была сдана в аренду Компании Уильямсон-Бальфур в качестве овцеводческая ферма, сахарный тростник и бананы до 1953 года. До 1966 года островом управлял ВМС Чили, и с этого момента остальная часть острова была вновь открыта.

1914

1914 год был богатым на события для 250 жителей острова Пасхи. В марте экспедиция Рутледжа высадилась и начала 17-месячное археологическое и этнографическое обследование острова.

В октябре немецкая восточноазиатская эскадрилья в том числе Шарнхорст, Дрезден, Лейпциг и Гнейзенау собрался с Ханга-Роа перед тем, как отправиться на Коронель и Фолклендские острова.

В декабре еще один немецкий военный корабль, торговый рейдер Prinz Eitel Friedrich, посетил и выпустил на остров 48 британских и французских торговых моряков, предоставив археологам столь необходимую рабочую силу.

Сегодня

До 1960-х годов уцелевшие рапануи были ограничены Ханга-Роа. Остальная часть острова была сдана в аренду компании Williamson-Balfour как овцеводческая ферма до 1953 года. Затем островом управляли чилийские военно-морские силы до 1966 года, после чего остров был открыто полностью. В 1966 году рапануи получили чилийское гражданство.

Международный аэропорт Матавери Генерал Пиночет позирует с уроженкой Рапа Нуи женщиной

После чилийского государственного переворота 1973 года который привел Аугусто Пиночета к власти, на острове Пасхи было введено военное положение. Туризм замедлился, и была «восстановлена» частная собственность. За время своего пребывания у власти Пиночет трижды посещал остров Пасхи. Военные построили ряд новых военных объектов и новую ратушу.

В результате соглашения 1985 года между Чили и США взлетно-посадочная полоса в международном аэропорту Матавери была расширена. на 423 метра (1388 футов), достигая 3 353 метра (11 001 фут), и был вновь открыт в 1987 году. Сообщается, что Пиночет отказался присутствовать на церемонии открытия в знак протеста против давления со стороны Соединенных Штатов в связи с нарушениями прав человека.

21 век

30 июля 2007 года в результате конституционной реформы остров Пасхи и острова Хуана Фернандеса (также известный как остров Робинзона Крузо ) стали статус «особых территорий» Чили. В ожидании принятия специальной хартии остров продолжал управляться как провинция V региона. Вальпараисо.

A полное солнечное затмение, видимое с острова Пасхи, произошло впервые за 1300 лет 11 ноября. Июль 2010, 18:15:15.

Виды рыб были собраны на острове Пасхи в течение одного месяца в различных средах обитания, включая мелкие лавовые бассейны, глубину 43 метра и глубокие воды. В этих местообитаниях были обнаружены два голотипа и паратипа: Antennarius randalli и Antennarius moai. Их считают рыбами-лягушками из-за их характеристик: «12 спинных лучей, последние два или три ветвистые; костная часть первого спинного шипа немного короче второго спинного шипа; тело без жирных зеброподобных отметин; хвостовой стебель короткий, но отчетливый; последний тазовый луч разделен; грудные лучи 11 или 12 дюймов.

Движение за права коренных народов

Начиная с августа 2010 года, члены клана коренных жителей Хиторанги заняли Эко-Виллидж и Спа Ангароа. Оккупанты утверждают, что отель был куплен у правительства Пиночета в нарушение чилийского соглашения с коренным народом Рапа Нуи в 1990-х годах. Оккупанты говорят, что их предков обманом заставили отказаться от земли. Согласно сообщению BBC, 3 декабря 2010 года по меньшей мере 25 человек были ранены, когда чилийская полиция с применением гранатометов попыталась выселить из этих зданий группу рапа Нуи, которые утверждали, что земля, на которой расположены здания, были незаконно взяты у их предков.

В январе 2011 года специальный докладчик ООН по коренным народам Джеймс Анайя выразил обеспокоенность по поводу обращения чилийского правительства с коренными народами рапа Нуи, призвав Чили «сделать все возможное. усилия по ведению добросовестного диалога с представителями народа рапа-нуи для скорейшего решения реальных проблем, которые объясняют текущую ситуацию ».

Инцидент закончился в феврале 2011 год, когда до 50 вооруженных полицейских ворвались в отель, чтобы удалить последних пятерых оккупантов. Они были арестованы властями, и о раненых не поступало. Получив чилийское гражданство в 1966 году, рапа Нуи вновь приняли свою древнюю культуру или то, что можно было реконструировать.

Международный аэропорт Матавери - единственный аэропорт острова. В 1980-х годах его взлетно-посадочная полоса была удлинена в рамках космической программы США до 3318 м (10 885 футов), чтобы она могла служить площадкой для аварийной посадки для космического челнока. Это сделало возможным регулярное обслуживание широкофюзеляжных самолетов и, как следствие, рост туризма на острове в сочетании с миграцией людей с материковой части Чили, которая угрожает изменить полинезийскую идентичность острова. Земельные споры вызвали политическую напряженность с 1980-х годов, когда часть коренного населения рапа-нуи выступила против частной собственности и выступила за традиционную общинную собственность.

26 марта 2015 года местная группа меньшинств Рапа Нуи Парламент взяла под свой контроль большую часть острова, изгнав смотрителей парка КОНАФ в ходе ненасильственной революции. Их главная цель - получить независимость от Чили. Ситуация до сих пор не решена.

Источники
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с История острова Пасхи.
Последняя правка сделана 2021-05-23 13:45:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте