Слалом - это дисциплина горные лыжи и сноуборд, включающие катание на лыжах между палками или воротами. Они расположены ближе друг к другу, чем в гигантском слаломе, супергигантском слаломе и скоростном спуске, что требует более быстрых и коротких поворотов. На международном уровне этот вид спорта участвует в Чемпионате мира по горнолыжному спорту FIS и на зимних Олимпийских играх.
Этот термин может также относиться к катанию на водных лыжах на одной лыже.
Термин слалом происходит от Morgedal / Seljord (норвежский диалект) слово «slalåm»: «sla», что означает слегка наклонный склон холма, и «låm», что означает след после лыж. Изобретатели современных лыж классифицировали свои трассы по степени сложности. Слалом был тропой, по которой в Телемарк использовали мальчики и девочки, которые еще не могли попробовать себя в более сложных забегах. Уфсилом был тропой с одним препятствием (ufse), таким как прыжок, забор, сложный поворот, ущелье, утес (часто более 10 метров (33 футов) в высоту) и более. Увырдслом - это тропа с несколькими препятствиями. Норвежские военные соревнования по скоростному спуску в 1767 году включали в себя скоростной спуск среди деревьев «без падения и поломки лыж». Сондре Норхейм и другие лыжники из Телемарка практиковали увырдслам или «неуважительный / безрассудный спуск», когда они спускались по сложной и неизведанной местности (то есть вне трасс). «Лыжные гонки» 1866 года в Осло представляли собой комбинированные соревнования по лыжным гонкам, прыжкам и слалому. В слаломе участникам разрешалось использовать палки для торможения и рулевого управления, и им давались баллы за стиль (соответствующая поза лыжника). В конце 1800-х годов норвежские лыжники участвовали во всех видах спорта (прыжки, слалом и бег по пересеченной местности) часто с одной и той же парой лыж. Слалом и варианты слалома часто назывались гонками по холмам. Около 1900 гонок по холмам прекращено на чемпионатах Осло в Хусеби и Холменколлене. Развитие привязки Лилиенфельда Матиасом Здарски помогло превратить горные гонки в специальность региона Альпы.
Правила для современного слалома были разработаны Арнольд Ланн в 1922 году для участия в Национальном чемпионате Великобритании по лыжным видам спорта, и принят для горных лыж на Зимних Олимпийских играх 1936 года. По этим правилам ворота обозначались парами флагов, а не одиночными, были расположены так, что гонщики должны были использовать различные длины поворотов для их преодоления, и подсчет очков производился только на основе времени, а не на времени и стиле..
Трасса состоит из ряда ворот, образованных чередующимися парами красных и синих полюсов. Лыжник должен пройти между двумя шестами, образующими ворота, кончики лыж и ноги лыжника должны пройти между палками. Курс имеет от 55 до 75 ворот для мужчин и от 40 до 60 для женщин. Перепад высот для мужской трассы составляет от 180 до 220 м (от 591 до 722 футов), а для женщин - немного меньше. Ворота имеют различные конфигурации, чтобы бросить вызов сопернику.
Поскольку смещения относительно небольшие в слаломе, лыжники выбирают довольно прямую линию и часто сбивают палки с дороги, когда они проезжают, что называется блокировкой. (Основная техника блокировки в современном слаломе - это кросс-блок, при котором лыжник занимает такую узкую линию и так сильно наклоняется, что может заблокировать ворота внешней рукой.) Гонщики используют различные защитные приспособления. включая накладки на голени, щитки для рук, шлемы и щитки для лица.
Традиционно для ворот использовались бамбуковые шесты, жесткость которых вынуждала лыжников маневрировать всем телом вокруг ворот. В начале 80-х годов прошлого века жесткие столбы были заменены жесткими пластиковыми, шарнирно закрепленными на основании. Распашные ворота требуют, согласно правилам FIS, только лыжи и ботинки лыжника должны огибать каждые ворота.
Новые ворота обеспечивают более прямой путь вниз по трассе слалома благодаря процессу перекрестной блокировки или освещения ворот. Кросс-блокировка - это техника, при которой ноги огибают ворота, а верхняя часть тела наклонена к воротам или даже поперек них; в этом случае внешний шест и щитки гонщика ударяются о ворота, сбивая их с пути. Кросс-блокировка осуществляется путем нажатия на ворота руками, кистями или голенями. К 1989 году большинство лучших технических лыжников мира переняли технику кросс-блока.
С появлением на рубеже 21-го века инновационных профильных лыж оборудование, используемое для слалома на международных соревнованиях, резко изменилось. Чемпионат мира лыжники обычно катались на слаломных лыжах длиной 203–207 см (79,9–81,5 дюйма) в 1980-х и 1990-х годах, но к зимним Олимпийским играм 2002 года в Солт-Лейк-Сити, большинство участников использовали лыжи размером 160 см (63,0 дюйма) или меньше.
Обратной стороной более коротких лыж было то, что спортсмены обнаружили, что восстановление было более трудным с меньшей платформой под ногами. Из соображений безопасности спортсменов FIS начала устанавливать минимальную длину лыж для международных соревнований по слалому. Первоначально минимум был установлен на уровне 155 см (61,0 дюйма) для мужчин и 150 см (59,1 дюйма) для женщин, но был увеличен до 165 см (65,0 дюйма) для мужчин и 155 см (61,0 дюйма) для женщин для Сезон 2003–2004 гг..
Минимальные и максимальные требования к оборудованию, установленные Международной лыжной федерацией (FIS), вызвали негативную реакцию лыжников, поставщиков и болельщиков. Главное возражение состоит в том, что федерация сокращает оборудование, а следовательно, и спорт на два десятилетия.
американец Бод Миллер поспешил перейти на более короткие и радикальные лыжи с боковым вырезом, когда он добился неожиданного успеха, став первым юношеским олимпийским спортсменом, применившим оборудование в гигантских слалом и супергигант в 1996 году. Несколько лет спустя эта технология была адаптирована и для слаломных лыж.
В следующей таблице мужские подиумы Кубка мира в слаломе на Кубке мира с первого сезона 1967 года.