Лесные саамы

редактировать
Поселение лесных саамов в Спеннингсваллене между Ярфоджауром и Сеуднуром, обозначенное с 1971 года как муниципалитет Арвидсьяур. 1873 гравюра на дереве на основе фотографии.

лесные саамы (шведский : Skogssamer ) были саамским народом которые работали в лесу и которые, в отличие от оленеводов саамов («падшие саамы»), не переезжали на сопки в течение летнего сезона. Исторически сложилось так, что лесные саамы были в Швеции на территории от северного Ангерманланда до крайнего севера. В начале 1600-х годов термин granlapp также использовался для обозначения саамов, которые платили налоги только в Швецию, по сравнению с полукочевыми саамами-фалапами, которые, поскольку они работали в сопках, которые окружали шведов- норвежский граница, должны были платить налоги обеим странам. Когда Эрнст Манкер изучал жизнь лесных саамов в начале 20 века, почти все их жилища были заброшены. Осталась только одна лесная саамская деревня в Мала в Вестерботтен, районе, известном как Стенундсландет в Анундсйо.

Содержание
  • 1 Общие сведения
  • 2 Гранлаппар
  • 3 Лесные саамские деревни
  • 4 Распространение и численность
  • 5 Вистен
  • 6 Происхождение рыболовства и охоты
  • 7 Религия
  • 8 Языки
  • 9 Конец леса Саамская культура
  • 10 Стенсундсландет
  • 11 См. Также
  • 12 Источники
Общие сведения

Исторически лесные саамы жили в северных частях Ангерманланда и дальше на север в Швеции. Два самых южных саамских региона, Оселе и Ликселе, до 1606 г. населялись не палами саами, а только лесными саами, как Kemi lappmark в современной Финляндии. Лесные саамы в Кеми, Оселе и Ликселе ассимилировались финским и шведским обществом, начиная с 17 века. Лесные саамские культуры все еще присутствуют в лесах Норрботтена и в Мала в Вестерботтене.

Гранлаппар

К 1500-м годам уже существовала разница между лесными саамами. и падшие саамы. Лесные саамы летом оставались в низинах, пася своих оленей на болотах, в то время как болотные саамы перегоняли свои стада высоко на холмы, выше линии деревьев, для летних пастбищ. В то время лесные саамы назывались гранлаппар (еловые лопари). В результате этого культурного разрыва эти две группы подлежали различным формам налогообложения. В 1585 году Олоф Андерссон Бурман, правительственный представитель саамов (lappfogde) в Лулео и Питео, писал:

De säges vara granlappar som utgöra skatt om året bland vildvaror /, / fiskeskatt som är gäddor, sik, abborre. Men de andra som ingen fisk ränta förmältes i årliga längden kallas fjällappar, havande det namnet därav att de bo uppe i fjällen uti bergsskrevor, och komma Till inga sjöar med mindre deras nabor granlapparna. (Говорят, что гранлаппар должен платить налоги за свою охоту и рыбалку.)

Это означало, что налогообложение основывалось на том, был ли человек лесным саамом или частью другой саамской общины. В начале 17 века термин granlapp также относился к саамам, которые облагались налогом только в Швеции, в то время как саамы с сопок могли облагаться налогом как в Швеции, так и в Норвегии, поскольку сопки, на которых они пасли своих оленей, включали земли в обеих странах. 47>

Деревни лесных саамов

В соответствии с принятыми в 1886 г. законами об охоте на оленей, некоторые деревни были основаны для облегчения управления оленеводством. Например, десять лесных саамских деревень недалеко от города Виттанги носили такое же название. Они были расположены в Елливаре, Йоккмове, Стакке, Арьеплоге, Малмесьяуре, Восточном Киккеджауре, западных частях Киккеяура и Маусьяура, а также Мало.

В 1956 году шведская саамская деревня в Йоккмокк была демонтирован, так как оленеводство было остановлено в этом районе. Вместо этого в южной и северной частях Джоккмокка были основаны две отдельные саамские деревни.

Распределение и численность

В Питео в 1553 году 47% саамского населения составляли лесные саамы. В 1555 г. в Лулео 73% налогоплательщиков составляли лесные саамы и 35% - другие саамы. Подобные различия в численности населения между двумя группами сохранялись на протяжении всего 16 века.

написал в своем дневнике в 1827 году, что к тому времени саамов в лесу стало меньше, чем саамов. Тем не менее, он отметил, что в Арвидсьяуре население все еще состояло из лесных саамов, со значительными популяциями также в Арьеплуге, Йоккмокк. и Елливаре.

В 1882 году был сформирован комитет для расследования положения саамов в Швеции, и были обнародованы дополнительные данные:

  • В Энонстекисе проживали две лесные саамские семьи из Пайалы с 600 оленями..
  • В Юккасъярви было три семьи лесных саамов с примерно 500 оленями.
  • В Елливаре проживало больше 6 500 саамов.
  • В Йоккмокке, там было две лесные саамские деревни.
  • В Арьеплуге жили лесные саамские семьи, которые перестали разводить оленей и вместо этого начали ловить рыбу.
Visten
Wood goahti, используемый лесными саами в гостях в Коппселе, Мала

До начала 1900-х саамы были распространены на больших географических территориях, и каждое домашнее хозяйство имело свою территорию. На каждой территории были поселения, известные как вистен, в каждом из которых была гоахти, саамская хижина или палатка. Когда Эрнст Манкер изучал лесных саамов в течение первого десятилетия 20-го века, почти все поселения были заброшены в пользу жилищ, которые больше походили на дома культуры большинства шведов: дома и фермы.

Происхождение рыболовства и охоты.

Лесные саамы платили налоги, которые отличались от тех, которые платили саамы-лесорубы в 17 веке, в зависимости от их различных способов существования. Лесные саамы в этот период вели менее кочевой образ жизни, так как они меньше занимались оленеводством. В 1670-х годах Самуэль Рин сказал, что лесные саамы в Йоккмокке жили в основном охотой и рыбалкой. В тот же период из Умео сообщили, что у лесных саамов было меньше денег, чем у других саамов.

Некоторые лесные саамы были оленеводами в 17 веке. Протокол, изданный в 1699 году, гласил, что Туре Турессон был владельцем 100 оленей в Рускселе.

Религия

Очень мало известно о религиозных верованиях лесных саамов в до- христианские времена. раз. Известно, что они верили в духов природы и что значимые места, такие как горы и озера, имели свой собственный духовный мир. Глава каждой семьи мужчина использовал церемониальный барабан, чтобы войти в контакт с духовным миром. Были также ноайди, которые считались людьми, более способными устанавливать контакт с духами. Было известно, что медведи были частью особого культа, и у лесных саамов были запутанные церемонии, вращавшиеся вокруг них.

Языки

Большинство лесных саамов использовали шведский язык в качестве основного языка, но Саамский язык также использовался в определенной степени. В Лулео и лесные саамы, и другие саамы также говорили на саамском языке. В Питео болотные саамы говорили на языке саамов пите, в то время как саамы из местных лесов говорили в основном на шведском языке или на языке саамов умэ. Лесные саамы в Мала и восточная Сорселе также говорили на умэ саам.

В Ликселе и Оселе лесные саамы были почти полностью ассимилированы в шведское общество в 19 веке. Их старый язык был навсегда утерян. Саамская литература 17-го и 18-го веков, написанная Олаусом Стефани Грааном и Пером Фьеллстремом, соответственно, демонстрирует, что в то время еще было много носителей умэ саами. Распространение саамского языка умэ обсуждается Дж. А. Ненсеном в 19 веке, когда саамы в лесу в Осое использовали диалект, считающийся разновидностью саамского умэ. Ненсен заявил, что их язык явно отделен от южного диалекта саамских языков, который использовался другим саамским населением в Вилхельмине.

Конец лесной саамской культуры

С упадком оленей выпас скота на большей части Норрланда, лесная культура саамов исчезла, поскольку они больше не продолжали свой традиционный образ жизни. В Кеми, Финляндия, финские лесные саамы по большей части утратили свою особую самобытность и ассимилировались с другими саамскими группами, приняв их языки. Подобные изменения произошли в Оселе и Ликселе в течение 18 века.

Карта Стенсундсландета 1758 года
Стенсундсландет

Только одна лесная саамская деревня, Стенундсландет в Мала, дожил до 19 века. Нильс Перссон (1804–1880) был последним известным лесным саамом, продолжившим традиционный образ жизни. В 1842 году Перссон получил от муниципальных руководителей разрешение на проведение оленеводческих работ, которые он продолжал до самой смерти. Впоследствии оленеводческий бизнес был передан его дочери Саре Йоханне и ее мужу Ларсу Йонссону, но в конце концов они отказались от традиционного образа жизни.

См. Также
Викискладе есть СМИ, связанные с лесом Сами.
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 11:26:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте