Скептическое движение

редактировать
Современное социальное движение, основанное на идее научного скептицизма

Скептическое движение (британское написание : скептическое движение ) - это современное социальное движение, основанное на идее научного скептицизма (также называемого рациональным скептицизмом ). Научный скептицизм предполагает применение скептической философии, навыков критического мышления и знания науки и ее методы - эмпирические утверждения, оставаясь агностическими или нейтральными по отношению к неэмпирическим утверждениям (кроме тех, которые напрямую влияют на научную практику). Цель движения - исследовать утверждения, сделанные по второстепенным темам, и определять, поддерживаются ли они эмпирическими исследованиями и воспроизводимы, как часть методологической нормы, преследующей «расширение сертифицированных знаний». Последующий процесс иногда называют скептическим исследованием .

Корни движения восходят, по крайней мере, к 19 веку, когда люди начали публично поднимать вопросы относительно безоговорочного принятия утверждений о спиритизме, различные широко распространенные суеверия и лженауки. Такие публикации, как публикации голландского Vereniging tegen de Kwakzalverij (1881), также были нацелены на медицинское шарлатанство.

. Используя в качестве образца бельгийскую организацию Comité Para, основанную в 1949 году, Американцы Пол Курц и Марчелло Труцци основали Комитет по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях (CSICOP) в Амхерсте, Нью-Йорк в 1976 году. Теперь известная как Комитет по скептическим расследованиям (CSI), эта организация вдохновила других на создание подобных групп по всему миру.

Содержание

  • 1 Научный скептицизм
  • 2 Обзор
  • 3 Разоблачение и рациональное исследование
    • 3.1 Предполагаемые опасности псевдонауки
    • 3.2 Псевдоскептицизм
  • 4 История
    • 4.1 Исторические корни
    • 4.2 CSICOP и современный скептицизм
    • 4.3 После 1989 года
  • 5 Известные скептические проекты
    • 5.1 Партизан Скептицизм в Википедии
  • 6 Известные скептически настроенные СМИ
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Scientific sk эптицизм

Научный скептицизм или рациональный скептицизм (также пишется скептицизм ), иногда называемый скептическим исследованием, является эпистемологическим позиция, в которой ставится под сомнение правдивость утверждений без эмпирических данных. На практике этот термин чаще всего относится к рассмотрению утверждений и теорий, которые, как представляется, выходят за рамки основной науки, а не к рутинным дискуссиям и проблемам среди ученых. Научный скептицизм отличается от философского скептицизма, который ставит под сомнение способность людей заявлять о каких-либо знаниях о природе мира и о том, как они его воспринимают, и аналогичного, но отчетливого методологического скептицизма, который заключается в систематический процесс скептицизма (или сомнения) в истинности своих убеждений.

Новый скептицизм, описанный Полом Курцем в 1992 году, является научным скептицизмом. Например, Роберт К. Мертон утверждает, что все идеи должны быть проверены и подлежат строгому структурированному изучению сообщества (как описано в мертоновских нормах ).

Важное отличие от классического скептицизма, согласно профессор религиозной истории Олав Хаммер, состоит в том, что научный скептицизм напрямую не связан с классическим пирронианским скептицизмом, который ставит под сомнение все виды ортодоксальной мудрости, а также тот, который установлен современной наукой По словам Хаммера, «интеллектуальных предков современного скептического движения скорее можно найти среди многих писателей на протяжении всей истории, которые выступали против убеждений, которых они не разделяли».

Следующие цитаты относятся к научному скептицизму:

Вкратце, скептик - это тот, кто готов подвергнуть сомнению любое притязание на истину, требуя ясности в определении, последовательности в логике и адекватности доказательств. Таким образом, использование скептицизма является важной частью объективного научного исследования. юри и поиск надежных знаний.

Пол Курц в, 1992, стр. 9

Скептическое мышление сводится к способам построения и понимания аргументированного аргумента и, что особенно важно, распознавания ложного или ложного аргумента. Вопрос не в том, нравится ли нам вывод, который возникает из цепочки рассуждений, а в том, следует ли этот вывод из посылок или отправной точки и верна ли эта посылка.

Карл Саган в Демон -Призрачный мир, 1995, стр. 197

Наука - это [...] способ скептически исследовать Вселенную с прекрасным пониманием человеческой склонности к ошибкам. Если мы не в состоянии задавать скептические вопросы, допросить тех, кто говорит нам, что что-то правда, скептически относиться к власть имущим, то нас ждут схватки для следующего шарлатана, политического или религиозного, который придет сюда пешком.

Карл Саган

Научный скептицизм (это) практика или проект изучения паранормальных и псевдонаучных заявлений через призму науки и критической науки с последующим обменом результатами с общественностью.

Дэниел Локстон

A скептик - это тот, кто предпочитает веры и выводы, которые являются надежными и обоснованными, утешительным или удобным, и поэтому строго и открыто применяет методы науки и разума ко всем эмпирическим утверждениям, особенно своим собственным. Скептик временно соотносит принятие любого утверждения с действительной логикой и справедливой и тщательной оценкой имеющихся свидетельств, а также изучает ловушки человеческого разума и механизмы обмана, чтобы не быть обманутым другими или самими собой. Скептицизм ставит метод выше любого конкретного заключения.

Стивен Новелла

«Скептицизм - это временный подход к утверждениям. Это применение разума ко всем идеям - священные коровы не допускаются. Другими словами, скептицизм - это метод., а не позицию ».

Общество скептиков

Истинное значение слова« скептицизм »не имеет ничего общего с сомнениями, неверием или негативом. Скептицизм - это процесс применения разума и критического мышления для определения достоверности. Это процесс поиска обоснованного вывода, а не оправдания предвзятого вывода.

Брайан Даннинг

Что касается скептического общественного движения, Локстон ссылается на другие движения, уже продвигающие «гуманизм, атеизм, рационализм, научное образование и даже критическое мышление »заранее. Он видел, что потребность в новом движении - движении людей, называемых «скептиками» - основана на отсутствии интереса научного сообщества к заявлениям о паранормальных явлениях и второстепенной науке. В соответствии с Кендриком Фрейзером, он описывает это движение как суррогат институциональной науки в этой области. Движение создало отдельную область исследований и обеспечило организационную структуру, в то время как «давний жанр индивидуального скептического письма» не обладал таким сообществом и опытом. Скептические организации, как правило, ставят научное образование и продвижение среди своих целей.

Обзор

Научные скептики утверждают, что эмпирическое исследование реальности приводит к наиболее надежным эмпирическим данным знание, и что научный метод лучше всего подходит для этой цели. Научные скептики пытаются оценить утверждения на основе проверяемости и опровержения и препятствуют принятию утверждений о верности или анекдотических свидетельствах. Скептики часто сосредотачивают свою критику на утверждениях, которые они считают неправдоподобными, сомнительными или явно противоречащими общепринятой науке. Научные скептики не утверждают, что необычные утверждения должны быть автоматически отвергнуты сразу на априорных основаниях - скорее они утверждают, что утверждения о паранормальных или аномальных явлениях должны быть критически рассмотрены и что экстраординарные утверждения потребуют экстраординарных доказательств. одолжение, прежде чем они могут быть признаны действительными. С научной точки зрения теории оцениваются по многим критериям, таким как фальсифицируемость, Бритва Оккама, Канон Моргана и объяснительная сила, а также степень которым их прогнозы соответствуют экспериментальным результатам. Скептицизм в целом может считаться частью научного метода ; например, экспериментальный результат не считается установленным до тех пор, пока не будет продемонстрирована независимость его повторяемости.

Спектр скептиков был охарактеризован как разделенный на «влажных» и «сухих» скептиков, главным образом на основе уровня взаимодействие с теми, кто продвигает утверждения, которые кажутся псевдонауками; сухие скептики, предпочитающие разоблачать и высмеивать, чтобы не уделять внимания и, таким образом, не доверять промоутерам, и «мокрые» скептики, предпочитающие более медленное и более продуманное взаимодействие, чтобы не показаться небрежным и необдуманным и, следовательно, похожим на группы, против которых выступали все скептики.

Рон Линдсей утверждал, что, хотя некоторые из заявлений кажутся безобидными или «мягкими целями», важно продолжать обращать внимание на них и лежащие в основе привычки мышления, которые к ним приводят так что у нас не будет «намного больше людей, верящих, что 11 сентября было внутренней работой, что изменение климата - это обман, что наше правительство контролируется инопланетянами, и так далее - и эти убеждения далеко не безобидны».

У движения были проблемы с обвинениями в сексизме. Неравенство между женщинами и мужчинами в движении было поднято в скептическом информационном бюллетене 1985 года. Скептическое движение обычно состоит из мужчин; на конференции 1987 года члены там обсудили тот факт, что участниками были преимущественно белые мужчины старшего возраста, а список из 50 стипендиатов CSICOP 1991 года включал четырех женщин. После конференции 2011 года Ребекка Уотсон, известный скептик, подняла вопросы о том, как женщины-скептики становятся жертвами онлайн-домогательств, включая угрозы сексуального насилия со стороны противников движения, а также подняли вопросы сексизма внутри самого движения. Несмотря на то, что она получила некоторую поддержку в ответ на свое обсуждение сексизма в рамках движения, позже она стала объектом жестоких преследований в Интернете, даже со стороны других скептиков, после публикации онлайн-видео, в котором обсуждалось ее дискомфорт от предложения в замкнутом пространстве. Это стало известно как «Elevatorgate », основанное на обсуждении Уотсона предложения в лифте отеля ранним утром после скептического события.

Разоблачение и рациональное расследование

Термин «разоблачение» используется для описания попыток скептиков разоблачить или дискредитировать утверждения, которые считаются ложными, преувеличенными или претенциозными. Это тесно связано со скептическим исследованием или рациональным исследованием спорных тем (сравните список тем, характеризуемых как псевдонаука ), таких как НЛО, заявленные паранормальные явления, криптиды, теории заговора, альтернативная медицина, религия или исследовательские или второстепенные области науки или псевдонаучных research.

Другие темы, которые вызывают скептическую научную литературу, включают утверждения о пользе для здоровья, связанные с определенными продуктами питания, процедурами и альтернативными лекарствами ; правдоподобность и существование сверхъестественных способностей (например, чтения Таро ) или сущностей (например, полтергейстов, ангелов, богов - в том числе Зевс ); монстры криптозоологии (например, Лох-Несское чудовище ); а также креационизм / разумный замысел, лозоходство, теории заговора и другие утверждения, которые скептик считает маловероятными с научной точки зрения.

Скептики, такие как Джеймс Рэнди, прославились опровержением утверждений, связанных с некоторыми из них. Исследователь паранормальных явлений Джо Никелл предупреждает, однако, что «разоблачители» должны быть осторожны, чтобы серьезно и беспристрастно рассматривать паранормальные явления. Он объясняет, что непредвзятое исследование с большей вероятностью научит и изменит мнение, чем разоблачение.

Поразительной характеристикой скептического движения является тот факт, что, хотя большинство изучаемых явлений, таких как астрология и гомеопатия, снова и снова опровергались, они остаются популярными. В 2018 году Фрейзер еще раз подчеркнул, что «[мы] сейчас нуждаемся в независимом, научно обоснованном критическом исследовании и исследовании больше, чем, возможно, в любой другой период нашей истории».

Сообщество научного скептицизма традиционно было сосредоточены на том, во что люди верят, а не на том, почему они верят - могут быть психологические, когнитивные или инстинктивные причины для веры, когда существует мало доказательств в пользу таких убеждений. По словам Хаммера, большая часть литературы скептического движения работает на неявной модели, согласно которой вера в иррациональное основана на научной неграмотности или когнитивных иллюзиях. Он указывает на скептическую дискуссию об астрологии: скептическое представление об астрологии как «несостоятельной гипотезе» не соответствует основным антропологическим предположениям об астрологии как форме ритуализированного гадания. В то время как антропологический подход пытается объяснить деятельность астрологов и их клиентов, интерес скептического движения к культурным аспектам таких убеждений приглушен.

По словам социолога Дэвида Дж. Хесса, скептический дискурс имеет тенденцию устанавливать науку и скептический проект помимо социального и экономического. С этой точки зрения он утверждает, что скептицизм принимает некоторые аспекты священного дискурса, как в Эмиля Дюркгейма в Элементарных формах религиозной жизни - Наука, рассматриваемая как чистая и священная ( мотивировано ценностями разума и разума), отличается от популярных отношений с паранормальными явлениями, которые рассматриваются как профанные (пронизанные экономическим и социальным); затемнение противостояния науки и религии. Гесс также указывает на сильную тенденцию в другом : и скептики, и их оппоненты видят друг в друге движущуюся материалистической философией и материальной выгодой и полагают, что у них более чистые мотивы.

Осознаваемые опасности лженаука

Хотя не все псевдонаучные верования обязательно опасны, некоторые потенциально могут быть вредными. Платон считал, что освободить других от невежества, несмотря на их первоначальное сопротивление, - великое и благородное дело. Современные писатели-скептики по-разному подходят к этому вопросу. Бертран Рассел утверждал, что некоторые индивидуальные действия, основанные на убеждениях, эффективность которых отсутствует, могут привести к деструктивным действиям. Джеймс Рэнди часто пишет о мошенничестве экстрасенсами и целителями. Неквалифицированная медицинская практика и альтернативная медицина могут привести к серьезным травмам и смерти. Скептически настроенный активист Тим Фарли, который стремится создать каталог вредных псевдонаучных практик и случаев причиненного ими ущерба, оценивает задокументированное количество убитых или раненых в более чем 600000 человек. Ричард Докинз баллов к религии как к источнику насилия (особенно в The God Delusion ) и считает креационизм угрозой для биологии. Некоторые скептики, такие как участники подкаста The Skeptics 'Guide to the Universe, выступают против некоторых новых религиозных движений из-за их культового поведения.

Лео Игве, Младший научный сотрудник Байройтской международной высшей школы африканских исследований и бывший научный сотрудник Образовательного фонда Джеймса Рэнди (JREF), написал «Манифест для скептически настроенной Африки», который получил поддержку многих общественных активистов в Африке. а также скептически настроенные сторонники по всему миру. Он является нигерийским правозащитником и активистом кампании против воздействия обвинений в колдовстве детей. Игве вступил в конфликт с известными приверженцами колдовства, что привело к нападениям на него самого и его семью.

В 2018 году Амардео Сарма дал некоторое представление о состоянии скептическое движение, обращаясь к «сути современного скептицизма и [подчеркивая] жизненно важную беспартийную и научно обоснованную роль скептиков в предотвращении обмана и вреда». Он подчеркнул опасность лженауки как причину для приоритета скептической работы.

Псевдоскептицизм

Ричард Кэмерон Уилсон в статье в New Statesman писал, что «фальшивый скептик на самом деле он замаскированный догматик, который становится еще более опасным из-за его успеха в присвоении мантии непредвзятого и непредвзятого исследователя ". Некоторые сторонники дискредитированных интеллектуальных позиций (таких как отрицание СПИДа, отрицание холокоста и отрицание изменения климата ) проявляют псевдоскептическое поведение, когда называют себя «скептиками». И это несмотря на их подборку свидетельств, которые соответствуют ранее существовавшим убеждениям. По словам Уилсона, который освещает это явление в своей книге 2008 года «Не обманывайтесь снова», характерной чертой ложного скептицизма является то, что он «сосредоточен не на беспристрастном поиске истины, а на защите предвзятой идеологической позиции».

Сам научный скептицизм иногда подвергается критике на этом основании. Термин псевдоскептицизм время от времени используется в спорных областях, где сильна оппозиция научных скептиков. Например, в 1994 году Сьюзан Блэкмор, парапсихолог, которая стала более скептичной и в конце концов стала членом Комитета по научному расследованию утверждений о паранормальных явлениях (CSICOP) в 1991 году, описала, что она назвала «худший вид псевдоскептицизма»:

Есть некоторые члены групп скептиков, которые явно считают, что знают правильный ответ еще до расследования. Похоже, они не заинтересованы во взвешивании альтернатив, исследовании странных утверждений или испытании психических переживаний или измененных состояний для себя (не дай бог!), А только в продвижении своей собственной конкретной структуры убеждений и сплоченности...

Комментируя ярлыки «догматический» и «патологический», которые «Ассоциация скептических расследований» накладывает на критиков паранормальных исследований, Боб Кэрролл из Словаря скептиков утверждает, что эта ассоциация «является группой Псевдоскептические исследователи паранормальных явлений и сторонники, которые не ценят критику исследований паранормальных явлений со стороны истинных скептиков и критических мыслителей. Единственный скептицизм, который продвигает эта группа, - это скептицизм критиков и [их] критика исследований паранормальных явлений ».

История

Дэниел Вебстер Геринг автор книги «Ошибки и заблуждения науки»

Исторические корни

По мнению автора-скептика Дэниела Локстона, «скептицизм - это история без начала и конец." Его статья 2013 года в журнале Skeptic «Почему существует скептическое движение?» Утверждает, что история паранормального скептицизма насчитывает два тысячелетия. Он придерживается мнения, что практика, проблемы и основные концепции уходят корнями в древность, и ссылается на разоблачительную историю, рассказанную в некоторых версиях Ветхого Завета, где пророк Даниил раскрывает историю о «живая» статуя как жульничество. Согласно Локстону, на протяжении всей истории есть и другие примеры людей, практикующих критическое расследование и написания книг или публичных выступлений против определенных мошенничеств и популярных суеверий, включая таких людей, как Люциан Самосатский (2 век), Мишель. де Монтень (16 век), Томас Ади и Томас Браун (17 век), Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин ( 18 век), много разных философов, ученых и магов на протяжении 19 и начала 20 века до и после Гарри Гудини. Однако объединение скептиков в обществах, изучающих паранормальные явления и второстепенные науки, является современным явлением.

Двумя ранними важными работами, оказавшими влияние на скептическое движение, были Дэниел Вебстер Геринг «Недостатки и заблуждения» Science (1924) и Психология оккультизма.

Д.Х. Роклиффа упоминают бельгийский Comité Para (1949) как старейшую скептическую организацию с широким мандатом. Хотя ему предшествовала голландская Vereniging tegen de Kwakzalverij (VtdK) (1881), которая поэтому считается самой старой скептически настроенной организацией другими, VtdK сосредоточена только на борьбе с шарлатанством и, следовательно, имеет `` узкие полномочия ''. '. Comité Para был частично сформирован как ответ на хищническую индустрию фальшивых экстрасенсов, которые эксплуатировали скорбящих родственников людей, пропавших без вести во время Второй мировой войны. Напротив, Майкл Шермер прослеживает истоки современного научного скептического движения до книги Мартина Гарднера 1952 года Причуды и заблуждения во имя науки.

В 1968 году, Была основана Французская ассоциация научной информации (AFIS). AFIS стремится продвигать науку против тех, кто отрицает ее культурную ценность, злоупотребляет ею в преступных целях или как прикрытие для шарлатанства. Согласно AFIS, сама наука не может решить проблемы человечества, равно как и их невозможно решить без использования научного метода. Он утверждает, что люди должны быть проинформированы о научно-технических достижениях и проблемах, которые он помогает решать. Его журнал Science et pseudo-science пытается распространять научную информацию на языке, понятном каждому.

CSICOP и современный скептицизм

Влиятельные североамериканские скептики: Ray Hyman, Пол Курц, Джеймс Рэнди и Кендрик Фрейзер

В 1976 году Комитет по научному исследованию заявлений о паранормальных явлениях (CSICOP), известный как Комитет for Skeptical Inquiry (CSI) с ноября 2006 года была основана в Соединенных Штатах. Некоторые считают это «рождением современного скептицизма», однако основатель Пол Курц фактически смоделировал его по образцу Comité Para, включая его название. Мотивом Курца был «встревоженный... растущая волна веры в паранормальные явления и отсутствие адекватных научных исследований этих утверждений».

Курц был атеистом и также основал Комитет для научной экспертизы религии. Хотя он считал, что оба аспекта охватываются скептическим движением, он рекомендовал CSICOP сосредоточиться на паранормальных и псевдонаучных утверждениях и оставить религиозные аспекты другим. Несмотря на то, что он не был самым старым, CSICOP был «первой успешной североамериканской скептической организацией современного периода с широкими полномочиями», популяризировавшей использование терминов «скептик», «скептик» и «скептицизм» в своем журнале Skeptical Inquirer, и непосредственно вдохновил создание многих других скептических организаций по всему миру, особенно в Европе.

В их числе Австралийские скептики (1980), Vetenskap och Folkbildning (Швеция, 1982 г.), Скептики Новой Зеландии (1986), GWUP (Австрия, Германия и Швейцария, 1987 г.), Skepsis ry (Финляндия, 1987), Stichting Skepsis (Нидерланды, 1987), CICAP (Италия, 1989) и SKEPP (голландскоязычная Бельгия, 1990).

Помимо ученых, таких как астрономы, сценические фокусники, такие как Джеймс Рэнди, сыграли важную роль в исследовании шарлатанов и разоблачении их уловок. В 1996 году Рэнди сформировал Образовательный фонд Джеймса Рэнди (JREF) и создал Паранормальное испытание на миллион долларов, где любой, кто мог продемонстрировать паранормальные способности, при взаимно согласованных контролируемых обстоятельствах мог требовать приз. После выхода Рэнди на пенсию в 2015 году JREF официально закрыл Paranormal Challenge с невостребованным призом:

С 01.09.2015 JREF внес серьезные изменения, включая преобразование в фонд, выдающий гранты, и прекращение приема заявок на получение Миллиона. Долларовая премия от широкой общественности.

Другими влиятельными американскими организациями во втором поколении были Общество скептиков (основанное в 1992 году Майклом Шермером ), Общество скептиков Новой Англии (возникла в 1996 г.) и Группа независимых расследований (образована в 2000 г. Джеймсом Андердауном ).

После 1989 года

После революций 1989 года в Восточной Европе наблюдался всплеск шарлатанства и паранормальных представлений, которые больше не сдерживались светскими коммунистическими режимами или железными занавес и его информационные барьеры. Основание многих новых скептических организаций также было направлено на защиту потребителей. В их число входят Клуб чешских скептиков Сизифос (1995), Венгерское общество скептиков (2006), Клуб польских скептиков (2010) и русскоязычный Общество скептиков (2013). Австрийское общество скептиков в Вене (основанное в 2002 году) занимается такими вопросами, как «оживленная вода» Иоганна Грандера и использование лозоходства в парламенте Австрии.

Европейский конгресс скептиков (ESC) проводится по всей Европе с 1989 года, с 1994 года его координирует Европейский совет скептических организаций. В США The Amaz! Ng Meeting (TAM), организованная JREF в Лас-Вегасе, была самой важной скептически настроенной конференцией с 2003 года с двумя дополнительными конференциями в Лондон, UK (2009 и 2010) и один в Сиднее, Австралия (2010). С 2010 года Мерсисайдское общество скептиков и Greater Manchester Skeptics совместно организовали Вопрос, исследуй, открой (QED) в Манчестере, Великобритания. Всемирные конгрессы скептиков до сих пор проводились, а именно в Буффало, Нью-Йорк (1996), Гейдельберге, Германия (1998), Сиднее, Австралия (2000), Бербанке, Калифорния (2002), Абано Терме, Италия (2004) и Берлин, Германия (2012).

В 1991 году Исследовательский центр, Американский аналитический центр объединил CSICOP и Совет светского гуманизма (CSH) под одной крышей. В январе 2016 года Фонд разума и науки Ричарда Докинза объявил о своем слиянии с Исследовательским центром.

Известные скептические проекты

Партизанский скептицизм в Википедии

Сьюзан Гербич из GSoW и четыре других стипендиата CSI в 2018 году: (слева направо: Кендрик Фрейзер, Бен Рэдфорд, Марк Бослоу и Дэйв Томас )

В 2010 году, в форме скептического охвата населения в целом, Сьюзан Гербич запустила проект Партизанский скептицизм в Википедии (GSoW), чтобы улучшить скептическое содержание Википедии. В 2017 году Гербич (которая была назначена членом Комитета по скептическим расследованиям в 2018 году) и ее команда GSoW получили награду от Образовательного фонда Джеймса Рэнди который "дается человеку или организации, которые лучше всего представляют дух фонда, путем поощрения критических вопросов и поиска непредвзятых, основанных на фактах ответов. Мы рады отметить усилия Сьюзан привлечь и обучить команду редакторов, которые постоянно улучшают Википедию как общедоступный ресурс рационального и научного мышления ».

В июле 2018 года Wired сообщил, что команда GSoW выросла до более чем 120 редакторов-добровольцев со всего мира, и они несли коллективную ответственность за создание или улучшение некоторых из наиболее популярных статей Википедии на скептические темы. По состоянию на июль 2018 года GSoW создал или полностью переписал более 630 статей в Википедии на многих языках, которые в совокупности посетили более 28 миллионов страниц.

Известные скептически настроенные СМИ

Книги

Журналы

Телевизионные программы

Подкасты

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: научным скептицизмом
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:48:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте