Советско-китайский конфликт (1929 г.)

редактировать
Пограничный конфликт 1929 г. между Советским Союзом и Китайской Республикой
Советско-китайский конфликт (1929 г.)
Часть Гражданской войны в Китае и межвоенного периода
КВЖД 1929 01.jpg . Советские солдаты с захваченными знаменами Гоминьдана.
Датаиюль - 22 декабря 1929 г.
МестоположениеВнутренняя Маньчжурия
Результат

Победа СССР

  • Поддерживаются положения соглашения 1924 года
Воюющие стороны
Китай. Белые русские Советский Союз. Поддерживается: . Монголия
Командиры и лидеры
Чжан Сюэлян. Россия Константин Нечаев Василий Блюхер. Климент Ворошилов
Подразделения, задействованные

Северо-Восточная армия

Белые группы

Особая Краснознаменная Дальневосточная армия

ВМФ и пограничники отряды
Численность

c.200000

  • 3000+ Белые русские
c.113000 (пик)
Жертвы и потери
Официальные данные Китая: . 2000 убитых, 1000 раненых, 8550 взятых в плен. Современная оценка: . c.5000 погибшихОфициальные советские отчеты: . 812 убитых, 665 раненых, 4 пропавших без вести. Современная оценка: . Намного больше, чем официально сообщалось

Советско-китайский конфликт 1929 г. (китайский : 中 東路 事件, Русский : Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге) был вооруженным конфликтом между Союзом Советских Социалистических Республик и китайским военачальником Чжан Сюэлян Китайской Республики над Китайско-Восточной железной дорогой (также известной как CER).

Конфликт стал первым крупным боевым испытанием реформированной Советской Красной Армии - организованной по последнему слову профессионализма - и закончился мобилизацией и развертыванием 156 000 военнослужащих к маньчжурской границе. Сочетая действующие силы Красной Армии и пограничников с призывом дальневосточных резервов, примерно каждый пятый советский солдат был отправлен на границу, крупнейшую боевую силу Красной Армии, развернутую в период между Гражданской войной в России. (1917–1922) и вступление Советского Союза во Вторую мировую войну.

В 1929 году Северо-Восточная Китайская армия захватила Китайско-Восточную железную дорогу, чтобы восстановить самостоятельный контроль над железной дорогой. Советский Союз быстро отреагировал военным вмешательством, в конечном итоге вынудив китайцев вернуть железную дорогу к прежнему формату совместного управления.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Конфликт
  • 3 Последствия
    • 3.1 Депортация китайцев
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Библиография
История вопроса

25 июля 1919 г. помощник наркома иностранных дел Советского правительства Лев Карахан, выпустил манифест к китайскому правительству, обещая вернуть Китайско-Восточную железную дорогу под контроль Китая без каких-либо финансовых затрат. 26 августа в советской прессе был опубликован манифест Карахана, но в документе не упоминалось ни возврата КВЖД китайцам, ни отсутствия финансовой компенсации.

Наряду с оригиналом Карахана. телеграмма, китайцы использовали брошюру Виленского в качестве доказательства. Брошюра Виленского также показывает китайцам, что Советы были готовы вернуть КВЖД китайцам без компенсации. Телеграмма Карахану от 25 июля показывает первоначальное намерение Советского Союза, которое состояло в том, чтобы вернуть КВЖД обратно под контроль Китая без компенсации. Телеграмма от 25 июля была использована для удовлетворения дипломатических требований китайского правительства, а телеграмма от 26 августа была опубликована для поддержки пропагандистских требований в Советском Союзе.

Первый важный шаг в раскрытии враждебного захвата КВЖД китайцами в 1929 году начинается с понимания Секретного протокола от 14 марта 1924 года и Секретного соглашения от 20 сентября 1924 года. В секретном протоколе от 14 марта 1924 года говорилось, что все прежние конвенции, договоры, протоколы, контракты и любые другие другой документ между Советом и Китаем будет аннулирован до созыва конференции. Это сделало все договоры, приграничные отношения и коммерческие отношения зависимыми от предстоящей конференции. Это, в свою очередь, дало Советам время обратиться к Чжан Сюэляну в Маньчжурии, сильнейшему полководцу того времени. Он контролировал правительство Мукдена (сегодня город известен как Шэньян ). Советский Союз был первым, кто предложил совместное управление КВЖД с китайцами, но Чжан препятствовал этому совместному управлению. Советы решили заключить сделку с Чжаном.

31 мая 1924 года Лев Карахан и доктор В. К. Эллингтон Ку, министр иностранных дел Китайской Республики, подписали советско-китайское соглашение. Он включал несколько статей, которые сыграли прямо на руку Советам, поскольку в статье V говорилось, что «наем лиц в различных отделениях железной дороги должен осуществляться в соответствии с принципом равного представительства между гражданами Союза Советских Социалистов. Республики и Китайской Республики ». Советский Союз добавил: «При соблюдении принципа равного представительства нормальный образ жизни и деятельность железной дороги ни в коем случае не должны быть прерваны или повреждены, то есть занятость лиц обоих национальностей должна соответствовать опыту, личной квалификации. и пригодность заявителей ».

Пока переговоры с Китаем были завершены, Советы обратились к Чжан Сюэляну, чтобы заключить сделку. Они пообещали ему полный контроль над выбором китайских официальных лиц, которые войдут в совет совместного китайско-советского управления КВЖД. Это дало бы ему половину контроля над CER. 20 сентября 1924 года он подписал Секретное соглашение, не зная, что китайское правительство подписало Секретный протокол ранее в том же году. Поскольку CER первоначально контролировался Советским Союзом, большинство позиций должно было быть под советским контролем. Тогда Советы заявили, что они должны сохранить контроль большинства, потому что любое другое решение может прервать или повредить железную дорогу.

Советы также были марионеточным хозяином президента для CER. Советское правительство смогло восстановить контроль над КВЖД, разыграв секретные протоколы друг у друга и перехитрив китайцев. Советы позволили китайцам думать, что они добавляли рабочих, лояльных своему правительству. Однако на самом деле Советы создавали больше рабочих мест на железной дороге и нанимали советских рабочих. В конце концов, Советы контролировали 67% всех позиций на КВЖД.

Китайцы занимались совместным управлением до середины 1929 года. Переход от советского контроля к китайскому начался, когда китайские власти предприняли радикальный шаг, пытаясь отстранить советское руководство. Китайские власти штурмом взяли советское консульство в Харбине. Они арестовали генерального директора ЦВЖД, его помощника и других советских граждан и отстранили их от власти в ЦВЖД. В ответ Советы арестовали китайских граждан на территории СССР. 13 июля 1929 года Советы направили китайцам свои официальные требования относительно того, что происходило на КВЖД. 19 июля они прекратили дипломатические отношения с Китаем. Они приостановили железнодорожное сообщение и потребовали, чтобы все китайские дипломаты покинули советскую территорию. К 20 июля Советы переводили свои средства в Нью-Йорк. В то время как в городах Суйфэньхэ и Лахусуса, Советы терроризировали китайское гражданское население, наводя орудия своих военных кораблей на город и заставляя их самолеты пролетать мимо. Многие члены советского руководства, такие как Климент Ворошилов, призывали к военному вмешательству, но Генеральный секретарь Иосиф Сталин поначалу колебался, опасаясь реакции Японии на советское вторжение. Маньчжурии. Однако после того, как советский генеральный консул в Токио получил информацию, согласно которой Япония будет оставаться вне конфликта до тех пор, пока Советы ограничивают любые вторжения в северную Маньчжурию, Сталин решил действовать. 6 августа Советский Союз при содействии Ворошилова создал Особую Краснознаменную Дальневосточную армию под командованием Василия Блюхера. Около 20% всех Советских Вооруженных Сил было мобилизовано для участия или помощи в операции. Поступая таким образом, они были готовы сделать все возможное, чтобы вернуть CER под свой контроль. Китайское руководство было удивлено таким поворотом событий, поскольку не ожидало, что Советский Союз отреагирует на это агрессивно. Чжан быстро набрал больше войск, а главное - тысяч русских-антикоммунистов, которые жили как белые эмигранты в Маньчжурии. Некоторые белые русские даже организовали партизанские отряды, чтобы вести войну в Советский Союз.

Конфликт

В июле вспыхнули небольшие стычки, но это не могло считаться первым крупным военным действием.. Первое сражение произошло 17 августа 1929 года, когда советские войска напали на Шалайнора. Китайские войска отступили к окопу, который поддерживался пулеметами. Советы понесли тяжелые потери в битве, и это будет единственное сражение, в котором Советы понесут такие потери.

Блюхер впоследствии разработал план наступления в двух быстрых операциях, первая из которых была нацелена на китайские военно-морские силы. и второй - уничтожение китайских сухопутных войск путем быстрых операций по окружению. Морская атака началась в октябре, когда Советы форсировали свой военно-морской флот вверх по рекам Амур и Сунгари и захватили Лахасусу. Этот маневр заставил китайцев переехать в другое место. По пути в Фуцзинь китайские войска убивали любого гражданского населения, с которым сталкивались, и совершали набеги на любые магазины. Советы заявили, что они не трогали гражданское население, и призвали китайских гражданских лиц сражаться вместе с ними против китайской армии. Они также отрицали убийство мирных жителей и, как утверждается, брали только военное имущество. Все личные вещи гражданского населения остались на месте; это строго соблюдалось.

17 ноября Советы решили взять десять дивизий и разделить свою атаку на два этапа. Первый этап заключался в том, чтобы пройти Маньчжурию и атаковать область Чалаинор. После захвата региона советские войска нацелились на Маньчжурию. Когда они достигли Маньчжурии, они обнаружили, что китайцы не были готовы к битве, и что китайские войска грабили дома, магазины, крали гражданскую одежду и пытались бежать. Советская стратегия удалась; 26 ноября китайцы были готовы подписать договор с Советским Союзом на советских условиях. 13 декабря после долгих споров с китайской стороны китайцы подписали Хабаровский протокол. Это восстановило мир и установившееся в 1924 году status quo ante, которое было китайско-советским договором 1924 года.

Победа над Китаем открыла глаза всему миру. Во время конфликта Советы использовали пропаганду, чтобы способствовать распространению коммунистической идеологии и сбить с толку китайскую армию, используя радио и листовки. Они сделали это, введя в заблуждение китайское командование о том, какой город станет следующей целью Советов. «Его вооруженные силы сочетали в себе тщательно продуманное использование глубины и разнообразия, скоординированное в манере быстрого плана действий для достижения точной цели -« сокрушительного наступления в сложных условиях »против сил противника». Сталин хвастался Вячеславу Молотову, что «наши ребята из Дальневосточной армии хорошо напугали [китайцев]». Конфликт вернул в азиатский регион чувство военного престижа. Советской победе также аплодировали такие западные страны, как США, Франция и Великобритания. Это показало Западу, что Советы могли использовать как дипломатию, так и военную мощь для достижения своей цели. Однако, хотя некоторые могли аплодировать Советам за использование этой техники, другие опасались ее. Это было законное беспокойство. Западные страны были напуганы тем, что этот метод потенциально может означать, что Советский Союз однажды сможет победить западную нацию в своей собственной игре.

Влияние конфликта оставило Маньчжурский регион в вакууме власти. Это дало возможность японцам взять под свой контроль регион. Наблюдая за тем, как легко советские войска побеждают китайцев, японцы применили аналогичную технику для разгрома китайцев и оккупации Маньчжурии после Мукденского инцидента в 1931 году.

Последствия

Когда Япония вторглась в Маньчжурию в 1931 году и также оккупировала советскую зону влияния, Советский Союз еще не был достаточно силен на Востоке, чтобы противостоять японцам. Сталин придерживается политики строгого нейтралитета, и 23 марта 1935 года Советский Союз продал свои права на Китайско-Восточную железную дорогу правительству Маньчжоу-Го.

Депортация китайцев

В 1928 году Арсеньев Михаил Михайлович (Арсеньев Михаил Михайлович), штабной полковник Ставка Красной Армии, представил в Дальневосточную комиссию отчет, в котором сообщалось, что свободная миграция из Китая и Кореи в районы граничащие со странами необходимо прекратить, а вместо этого эту территорию следует заполнить мигрантами из Сибири и Европы.

Поскольку советско-китайский конфликт из-за Китайско-Восточной железной дороги ухудшил двусторонние отношения, советское правительство начало запрещать китайцам пересекать границу с 1931 года. Все советские дипломаты в Китае были отозваны обратно, все китайские дипломаты в Советский Союз высланы, а поезд между Китаем и Россией был вынужден выйти из строя.

Советское правительство вынудило китайцев переселиться в Северо-Восточный Китай. Тысячи китайцев в Иркутске, Чите и Улан-Удэ были арестованы по причинам, в том числе за нарушение местных распоряжений и уклонение от уплаты налогов. Когда они должны были покинуть Россию, любой китаец, который пересечет границу с наличными более 30 рублей, должен будет выплатить излишки властям. 1000 рублей наличными для пересечения границы приведет к аресту и конфискации всех денег.

Китайцы были массово задержаны, согласно шанхайской газете Шэнь Бао. 24 июля 1929 года газета сообщила: «Около тысячи китайцев, живших во Владивостоке, были задержаны советскими властями. Все они были названы буржуазией ». 12 августа газета сообщила, что во Владивостоке в тюрьме по-прежнему находятся 1600-1700 китайцев, которых ежедневно снабжают куском ржаного хлеба и подвергают различным пыткам. 26 августа газета сообщила, что задержанным в Хабаровске ежедневно давали только хлебный суп, среди которых многие повесили их из-за невыносимого голода. 14 сентября газета сообщила, что во Владивостоке была арестована еще тысяча китайцев, а в городе почти не осталось китайцев. 15 сентября газета продолжила, что во Владивостоке в течение 8 и 9 сентября было арестовано более 1000 китайцев, и что, по оценкам, в тюрьмах города находится более 7000 китайцев. 21 сентября газета сообщила: «Правительство Дальнего Востока России обмануло арестованных китайцев и заставило их построить железную дорогу между Хэйхэ и Хабаровском. У насильников было только двое куски ржаного хлеба, которые нужно есть каждый день. Если они начнут работать с опозданием, их будут взбивать, и они будут на грани живых и мертвых ».

Хотя после подписания этого документа Советское правительство освободило большинство арестованных китайцев, Учитывая, что китайцы подверглись жестоким пыткам со стороны Советского правительства, что конфискованное имущество китайцев не было возвращено, тяжелое положение рабочих и бизнесменов, высокие цены на товары и недоступная стоимость жизни, все освобожденные китайцы вернулись в После этого Китай.

См. Также
Примечания
Библиография
Time Magazine
Последняя правка сделана 2021-06-08 02:54:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте