. Китай | . Япония |
---|---|
Дипломатическая миссия | |
Посланник | |
Посол Конг Сюанью | Посол |
Китайско-японские отношения или китайско-японские отношения (упрощенный китайский : 中 日 关系; традиционный китайский : 中 日 關係; пиньинь : Zhōngrì guānxì; Японский : 日中 関係, романизированный : Nicchū kankei) - это международные отношения между Китаем и Япония. Страны географически разделены Восточно-Китайским морем. На протяжении всей истории Япония находилась под сильным влиянием Китая с его языком, архитектурой, культурой, религией, философией, и закон. Когда в середине 19 века Япония открыла торговые отношения с Западом, Япония погрузилась в активный процесс вестернизации во время Реставрации Мэйдзи в 1868 году, восприняв западноевропейские культурные влияния, и начала рассматривая Китай как устаревшую цивилизацию, неспособную защитить себя от западных сил отчасти из-за Первой и Второй опиумных войн вместе с Альянсом восьми наций ' участие в подавлении восстания боксеров.
По словам китайского правительства, отношения между Китаем и Японией временами осложнялись отказом Японии признать свое военное прошлое к удовлетворению Китая. Однако, по мнению японского правительства, расширение Народно-освободительной армии и ее напористые действия наносят ущерб двусторонним отношениям. Ревизионистские комментарии видных японских официальных лиц и некоторых японских учебников истории относительно Нанкинской резни 1937 года были предметом особых споров. Китайско-японские отношения значительно потеплели после того, как Синдзо Абэ стал премьер-министром Японии в сентябре 2006 года, а совместное историческое исследование, проведенное Китаем и Японией, опубликовало отчет в 2010 году, в котором указывалось на новый консенсус по вопросу военных преступлений Японии. Спор на островах Сэнкаку также привел к ряду враждебных столкновений в Восточно-Китайском море, горячей риторике и беспорядкам в Китайской Народной Республике (КНР).
и экономика Японии является второй и третьей по величине экономикой мира по номинальному ВВП соответственно. Кроме того, экономики Китая и Японии являются первой и четвертой по величине экономикой мира по ВВП по ППС. В 2008 году товарооборот между Китаем и Японией вырос до 266,4 миллиарда долларов, что на 12,5 процента больше, чем в 2007 году, что сделало Китай и Японию главными двусторонними торговыми партнерами. Китай также был крупнейшим направлением японского экспорта в 2009 году. После окончания Второй мировой войны китайско-японские отношения по-прежнему находятся в напряжении, что может привести к разжиганию конфликта в Азии. Вражда между этими двумя странами проистекает из истории японской войны, империализма и морских споров в Восточно-Китайском море (Xing, 2011). Таким образом, поскольку эти две страны являются близкими деловыми партнерами, существует скрытая напряженность, которую лидеры с обеих сторон пытаются подавить. Верховный лидер Китая Си Цзиньпин, Премьер Ли Кэцян и премьер-министр Японии Абэ Синдзо несколько раз встречались лицом к лицу лицом к лицу, чтобы попытаться построить теплые отношения между двумя странами (Fuhrmann, 2016). Главный аргумент среди наблюдателей и комментаторов заключается в том, останутся ли отношения между Китаем и Японией стабильными из-за их сильной двусторонней торговли или отношения рухнут из-за исторического соперничества и вражды (Xing, 2011).
В последние годы между японцами и китайцами растет взаимная неприязнь, ненависть и враждебность. Согласно опросу BBC World Service Poll, проведенному в 2014 г., 3% японцев положительно оценивают влияние Китая, при этом 73% выражают отрицательное мнение, самое негативное восприятие Китая в мире, а 5% китайцев считают Японцы оказывают положительное влияние, причем 90% выражают отрицательное мнение, самое негативное восприятие Японии в мире. Опрос 2014 года, проведенный Pew Research Center, показал, что 85% японцев обеспокоены тем, что территориальные споры между Китаем и соседними странами могут привести к военному конфликту.
Несмотря на конфликты, Китай и Япония неуклонно улучшают свои отношения, при этом обе стороны отмечают, что они будут сосредоточены на развитии здоровых отношений, сигнализируя о «новом начале». Обе страны начали сотрудничать во многих областях, включая развитие мировой торговли и экономическую деятельность в Азии, работая рука об руку над Инициативой «Один пояс, один путь», создавая морскую и воздушную контактную систему для улучшения связи, а также а также проведение нескольких встреч и консультаций на высоком уровне. В 2018 году две страны пообещали и далее углублять связи и разделяют общую позицию по торговой войне, при этом Синдзо Абэ заявил, что «японо-китайские отношения развиваются в направлении большое улучшение ".
Общее название | Китай | Япония |
---|---|---|
Официальное название | Народная Республика Китая | Япония |
Флаг | ||
Герб | ||
Население | 1 403 500 365 | 126 672 000 |
Площадь | 9 596 961 км ( 3,705,407 квадратных миль) | 377,972 км (145,936 квадратных миль) |
Плотность населения | 146,24 / км (63,1 / кв. Миль) | 335 / км (857 / кв. mi) |
Столица | Пекин | Токио |
Крупнейший город | Шанхай - 24 183 300 (35 000 000 метро) | Токио - 13 617 444 (38 140 000 метро) |
Правительство | Унитарная однопартийная социалистическая республика | Унитарная доминирующая партия парламентская конституционная монархия |
Первый глава государства | Император Цинь Шихуан (Имперский Китай ) Президент Сунь Ят-Сен (Республика Китай ). Председатель Мао Цзэдун (Китайская Народная Республика ) | Emp эрор Джимму |
Действующий глава государства | Генеральный секретарь и президент Си Цзиньпин | Император Нарухито |
Первый глава правительства | Премьер Чжоу Эньлай | премьер-министр (Дайджо-дайджин ) Фудзивара но Накамаро |
нынешний глава правительства | премьер Ли Кэцян | премьер-министр Ёсихидэ Суга |
Официальные языки | Стандартный китайский | Японский |
Валюта | Ренминби | Японская иена |
ВВП (номинальный) | 14,216 триллиона долларов (10153 долларов на душу населения ) | 5,154 трлн долларов (40,846 на душу населения ) |
ВВП (ППС) | 27,438 трлн долларов (19,559 на душу ) | 5,747 трлн долларов (44,227 на душу населения ) |
Индекс человеческого развития | ) 0,758 (высокий) | 0,914 (очень высокий) |
Лидеры двух стран (с 1972 г.; Период Сёва)
Лидеры двух стран (период Хэйсэй)
Лидеры двух стран (период Рейва)
Китай и Япония географически разделены только относительно узким участком океана. Китай оказал сильное влияние на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, религией, философией и законодательством. Когда западные страны вынудили Японию открыть торговлю в середине 19 века, Япония двинулась к модернизации (Реставрация Мэйдзи), рассматривая Китай как устаревшую цивилизацию, неспособную защитить себя от западных сил отчасти из-за Первой и Второй опиумных войн, а также участие Альянса восьми наций в подавлении восстания боксеров. Длинная череда вторжений и военных преступлений Японии в Китай в период с 1894 по 1945 год, а также отношение современной Японии к своему прошлому являются основными проблемами, влияющими на нынешние китайско-японские отношения.
После создания Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году отношения с Японией изменились с враждебности и отсутствия контакт с радушием и чрезвычайно тесным сотрудничеством во многих областях. Япония была побеждена, и японские вооруженные силы демонтировали мощь, но КНР продолжала рассматривать Японию как потенциальную угрозу из-за присутствия японских вооруженных сил США в регионе. Одной из постоянных проблем, вызывающих озабоченность КНР в китайско-японских отношениях, была потенциальная ремилитаризация Японии. С другой стороны, некоторые японцы опасаются, что экономическая и военная мощь КНР увеличивается (см. Потенциальные сверхдержавы # Китай ).
Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимопомощи включал положение о том, что каждая сторона будет защищать другую от нападения со стороны «Японии или любого союзного с ней государства» и КНР несомненно, с тревогой относился к роли Японии как главной военной базы США во время корейской войны. Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами и Японией, подписанный в 1951 году, также усилил разрушение дипломатических отношений между двумя странами. В 1952 году Япония еще больше усилила разлад между двумя странами, заключив мирный договор с Китайской республикой (Китайской Республикой или Тайванем) и установив дипломатические отношения с тайваньскими властями.
Как и большинство западных стран того времени, Япония признала Тайбэй единственным законным правительством Китая. Первоначально ни одна из стран не позволяла своим политическим разногласиям стоять на пути расширения неофициальных контактов, а в середине 1950-х годов они обменялись все большим числом культурных, рабочих и деловых делегаций.
Хотя все это осложняло отношения между двумя странами, Пекин руководил отношениями с японскими неправительственными организациями (НПО), прежде всего, через (CPIFA). КПИФА будет принимать японских политиков от всех партий, но японские левые партии больше интересовались инициативами КНР. В 1952 году (CCPIT) удалось получить торговое соглашение, подписанное членами японского парламента. Ляо Чэнчжи, заместитель директора Управления иностранных дел Государственного совета, смог заключить много других соглашений, «таких как репатриация японских военнопленных с японцами. Красный Крест (1954 г.) и (1955 г.) ». В то время отношения между двумя странами носили преимущественно неофициальный характер. Соглашения были необходимы для создания более сплоченной среды.
КНР начала политику попыток повлиять на Японию посредством торговли, «народной дипломатии», контактов с японскими оппозиционными политическими партиями, а также путем оказания давления на Токио с целью разрыва связей с Тайбэем. Однако в 1958 году КНР приостановила торговлю с Японией - очевидно, будучи убеждена, что торговые уступки неэффективны для достижения политических целей. После этого в плане улучшения политических отношений КНР потребовала, чтобы японское правительство не враждебно относилось к ней, не препятствовало каким-либо усилиям по восстановлению нормальных отношений между собой и Японией, а также не участвовало в каком-либо заговоре с целью создания двух Китая. После китайско-советского разрыва экономическая необходимость заставила КНР пересмотреть и оживить торговые связи с Японией.
Советский Союз внезапно отозвал советских специалистов из КНР в 1960-х, что привело к экономической дилемме для КНР. У КНР оставалось несколько вариантов, один из которых заключался в более официальных отношениях с Японией.
Тацуносуке Такасаки, членом Либерально-демократической партии (ЛДП) и Диета и директор Агентства экономического планирования Японии отправились в КНР, чтобы подписать меморандум, который будет способствовать развитию торговых отношений между двумя странами, более известный как Соглашение Ляо-Такасаки. По его условиям, китайские закупки промышленных предприятий должны были частично финансироваться за счет среднесрочных кредитов от Японского экспортно-импортного банка (JEXIM). Соглашение также позволило КНР открыть торговое представительство в Токио, а в 1963 г. подготовило почву для утверждения правительством Японии экспорта в материковый Китай завода по производству синтетического текстиля стоимостью около долл. США 20 миллионов, гарантировано банком. Последующий протест со стороны Китайской республики заставил Японию отложить дальнейший экспорт растений с отсрочкой платежа. КНР отреагировала на это изменение, снизив объем своей торговли с Японией и усилив пропагандистские атаки на Японию как на «бегущего пса» (китайский : «走狗») Соединенных Штатов. После Соединенных Штатов Америки Китай и Япония занимают соответственно вторую и третью позиции в списке крупнейших экономик мира. Китай и Япония ежегодно торгуют друг с другом товарами на сумму около 350 миллиардов долларов (Xing, 2011). Это огромный обмен, означающий, что торговые связи между этими двумя странами являются одними из крупнейших торговых партнерств во всем мире. Экономические исследования показывают, что экономические отношения между Китаем и Японией начались очень давно, когда Китай начал импортировать промышленные товары для создания своей производственной инфраструктуры (Fuhrmann, 2016). Некоторые из товаров, которые были импортированы, включают: машины, оборудование, сталелитейные заводы и транспортная инфраструктура, такая как мосты, железные дороги, дороги и аэропорты. Отчеты показывают, что Китай в основном импортирует эти товары из Японии и Германии.
Китайско-японские связи снова ухудшились во время Культурной революции, и этот спад еще больше усугубился ростом силы и независимости Японии от Соединенных Штатов. в конце 1960-х. КНР была особенно обеспокоена тем, что Япония может провести ремилитаризацию, чтобы компенсировать сокращение военного присутствия США в Азии, вызванное президентом Ричардом Никсоном. Однако по мере того, как беспорядки утихли, японское правительство, которое уже находилось под давлением как пропекинских фракций в ЛДП, так и оппозиционных элементов, попыталось занять более активную позицию.
В декабре 1971 года китайские и японские торговые представительства начали обсуждать возможность восстановления дипломатических торговых отношений, и в июле 1972 года Какуэй Танака добился успеха Эйсаку Сато в качестве нового премьер-министра Японии. Танака предполагал нормализацию китайско-японских отношений. Более того, визит Никсона в Китай в 1972 году стимулировал процесс нормализации. Его визит в Пекин завершился подписанием совместного заявления 29 сентября 1972 года. Оно установило дипломатические отношения между Японией и КНР. Китай отказался от требований Японии о военных репарациях. Японцы согласились с политическим статусом Тайваня. В дальнейшем двусторонние экономические отношения стремительно росли: страну-партнера посетили 28 японских и 30 китайских торгово-экономических миссий.
В совместном коммюнике говорится:
5 февраля 1973 года КНР и Япония Рид, чтобы восстановить дипломатические отношения. Переговоры по китайско-японскому договору о мире и дружбе начались в 1974 году, но вскоре были прерваны в сентябре 1975 года. КНР настаивала на оговорке против гегемонии, которая была направлена против Советского Союза, быть включенным в договор. Япония возражала против этого пункта и не желала участвовать в китайско-советском расколе.
Однако смерть Мао Цзэдуна в 1976 году принесла экономические реформы в КНР., что привело к Ожидаемые японские инвестиции в китайскую экономику.
В феврале 1978 года долгосрочное частное торговое соглашение привело к соглашению, согласно которому торговля между Японией и КНР увеличится до уровня 20 миллиардов долларов США к 1985 году за счет экспорта из Япония заводов и оборудования, технологий, строительных материалов и деталей машин в обмен на уголь и сырую нефть. Этот долгосрочный план, который породил завышенные ожидания, оказался чрезмерно амбициозным и был резко сокращен в следующем году, поскольку КНР была вынуждена изменить порядок своих приоритетов в области развития и сократить свои обязательства. Однако подписание соглашения отразило стремление обеих сторон улучшить отношения.
В апреле 1978 г. возник спор о территориальности островов Сэнкаку (или островов Дяоюйдао), группы бесплодных островков к северу от Тайваня и к югу от Острова Рюкю вспыхнули и угрожали сорвать набирающий обороты импульс к возобновлению переговоров по мирному договору. Сдержанность с обеих сторон привела к решению.
В конце 1978 года тогдашний премьер-министр Охира сказал, что правительство Японии предложит Китаю ОПР. Официальная помощь развитию (ОПР) из Японии в Китай началась в 1979 году, и с того времени по настоящее время было реализовано примерно 3,1331 триллиона иен в виде ссуд (ссуд в иенах), 145,7 миллиардов иен в виде грантов и 144,6 миллиардов иен в рамках технического сотрудничества. до июня 2005 г. и не закончился.
Переговоры по мирному договору возобновились в июле, а в августе было достигнуто соглашение по компромиссной версии антигегемонистской статьи. Договор о мире и дружбе между Японией и Китайской Народной Республикой был подписан 12 августа и вступил в силу 23 октября 1978 года под руководством двух лидеров Дэн Сяопина и Фукуда Такео.
«Золотой век», отмеченный развитием дополнительных интересов, процветал с 1980-х до середины 1990-х. В 80-е годы китайско-японские отношения значительно продвинулись вперед.
Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая (КПК), Ху Яобан, посетил Японию в ноябре 1983 года, и премьер-министр Накасоне ответил взаимностью, посетив КНР в марте 1984 года. В то время как энтузиазм Японии по поводу китайского рынка достигал взлетов и падений, общие стратегические соображения в 1980-е годы стабилизировали политику Токио в отношении Пекин. Фактически, активное участие Японии в экономической модернизации КНР отчасти отражало решимость поощрять мирное внутреннее развитие в КНР, вовлекать КНР в постепенное расширение связей с Японией и Западом и сокращать связи КНР. заинтересованность в возвращении к своей более провокационной внешней политике прошлого.
Многие опасения Японии по поводу Советского Союза дублировали опасения КНР. Они включали увеличение развертывания советских вооружений в Восточной Азии, рост советского Тихоокеанского флота, советское вторжение в Афганистан и потенциальную угрозу, которую оно представляло для Персидского залива маршрутов поставок нефти, и усиление советского военного присутствия во Вьетнаме. В ответ Япония и КНР приняли заметную дополнительную внешнюю политику, направленную на политическую изоляцию Советского Союза и его союзников и содействие региональной стабильности.
В Юго-Восточной Азии обе страны оказали сильную дипломатическую поддержку усилиям Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по выводу вьетнамских войск из Камбоджи. Япония оказала существенную экономическую помощь Таиланду, чтобы помочь с переселением индокитайских беженцев. КНР была ключевым сторонником Таиланда и камбоджийских групп сопротивления, таких как красные кхмеры.
В Юго-Западной Азии обе страны поддержали осуждение советской оккупации Афганистана; они отказались признать поддерживаемый Советским Союзом режим Кабула и стремились дипломатическими и экономическими средствами поддержать Пакистан.
В Северо-Восточной Азии Япония и КНР стремились смягчить поведение своих корейских партнеров., Южная Корея и Северная Корея, чтобы снизить напряженность. В 1983 году и КНР, и Япония подвергли резкой критике советское предложение перебросить часть своих вооружений в Азию.
Япония столкнулась с рядом эпизодов трений с КНР в течение оставшейся части 1980-х годов. В 1982 г. возникла серьезная политическая полемика по поводу пересмотра японских учебников истории, посвященных войне между Китаем и Японией в 1931-45 гг. (Ср. споры в японских учебниках истории ). В конце 1985 года китайские официальные лица резко пожаловались на посещение премьер-министром Накасоне храма Ясукуни, посвященного памяти японских солдат, погибших на службе у императора, некоторые из которых военные преступники. См. Также Китайский интернет-информационный центр: проблема Гуанхуаляо.
При премьер-министре Накасоне Ясухиро японское правительство вновь подчеркнуло отношения с Соединенными Штатами. Стратегический упор США на Восточную Азию якобы переместил КНР в Японию в 1983 году. Пекин почувствовал изоляцию и вновь обеспокоился возможным возрождением японского милитаризма. К середине 1983 года Пекин решил по совпадению с его решением улучшить отношения с администрацией Рейгана США, чтобы укрепить связи с Японией.
Экономические проблемы были связаны с жалобами Китая на то, что приток японских товаров в КНР вызвал серьезный торговый дефицит для КНР. Накасонэ и другие японские лидеры пытались развеять вышеуказанные опасения во время визитов в Пекин и других переговоров с китайскими официальными лицами. Они заверили китайцев в том, что Япония будет продолжать крупномасштабную разработку и коммерческую помощь, а также воспрепятствовать любым китайско-советским перестройкам против Японии. Две страны также заключили двусторонний инвестиционный договор в 1988 году после семи лет жестких переговоров, по которым Китай наконец согласился предоставить японские инвестиции с «национальным режимом».
На популярном уровне в КНР это было непросто чтобы развеять опасения. Демонстрации под руководством студентов против Японии (ср. антияпонские настроения в Китае ), с одной стороны, помогли усилить предупреждения китайских властей своим японским коллегам. С другой стороны, изменить общественное мнение в КНР было труднее, чем изменить мнение китайских официальных лиц.
Между тем отстранение генерального секретаря КПК Ху Яобана в 1987 году нанесло ущерб сглаживанию китайско-японских отношений, поскольку Ху наладил личные отношения с Накасонэ и другими японскими лидерами. Жесткое подавление правительством КНР выступлений за демократию весной 1989 года заставило японских политиков понять, что новая ситуация в КНР была чрезвычайно деликатной и требовала осторожного подхода, чтобы избежать действий Японии, которые подтолкнули бы КНР еще дальше. вдали от реформ. Пекинские лидеры, по сообщениям, сначала решили, что промышленно развитые страны относительно быстро возобновят нормальный бизнес с КНР после короткого периода жалоб на протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Когда этого не произошло, официальные лица КНР сделали убедительные предложения японским должностным лицам оторваться от большинства промышленно развитых стран, продолжая нормальные экономические отношения с КНР, в соответствии с долгосрочными интересами Токио в материковом Китае. Японские лидеры, такие как западноевропейские и американские лидеры, были осторожны, чтобы не изолировать КНР и продолжали торговые и другие отношения, в целом совместимые с политикой других промышленно развитых демократий. Но они также последовали примеру Соединенных Штатов в ограничении экономических отношений КНР.
Двусторонние структурные изменения произошли в период с конца 1990-х по 2004 год. Япония инвестировала в КНР в начале 1990-х годов, а в конце 1990-х торговый оборот снизился, но в новом тысячелетии возобновился. Возрождение могло быть связано с перспективой того, что КНР станет частью Всемирной торговой организации (ВТО).
К 2001 году международная торговля Китая была шестой по величине в мире; и в следующие несколько лет ожидалось, что он будет чуть ниже Японии, четвертого по величине.
В начале 2005 года Япония и Соединенные Штаты выпустили совместное заявление, в котором рассматриваются вопросы, касающиеся Тайваньского пролива. КНР была возмущена этим заявлением и выразила протест против вмешательства в ее внутренние дела. Закон о противодействии сецессии был принят на третьей конференции 10-го Всекитайского собрания народных представителей КНР и ратифицирован в марте 2005 года, после чего закон сразу же вступил в силу. Впоследствии антияпонские демонстрации прошли одновременно в КНР и других странах Азии.
Однако «теплые» отношения между КНР и Японией были восстановлены двумя премьер-министрами Японии, Синдзо Абэ и особенно Ясуо Фукуда, отец которого добился заключения Договор о мире и дружбе между Японией и Китайской Народной Республикой. В мае 2008 года Ху Цзиньтао был первым верховным лидером Китая за более чем десятилетие, которого пригласили в Японию с официальным визитом, и призвал к расширению «сотрудничества» между две страны. «Четвертое» совместное заявление лидера Paramount Ху Цзиньтао и премьер-министра Японии Ясуо Фукуда гласило:
«Обе стороны приняли решение открыто смотреть в лицо истории, двигаться в будущее и настойчиво стремиться создать новую эру« взаимного взаимопонимания ». взаимовыгодные отношения, основанные на общих стратегических интересах »между Японией и Китаем. Они заявили, что приведут японо-китайские отношения в соответствие с тенденциями международного сообщества и вместе создадут светлое будущее для Азиатско-Тихоокеанского региона региона и мира, углубляя взаимопонимание, укрепляя взаимное доверие и расширяя взаимовыгодное сотрудничество между своими странами в будущем ».
В октябре 2008 года премьер-министр Японии Асо Таро посетил Пекин, чтобы отметить 30-ю годовщину заключения Договора о мире и дружбе между Японией и Китайской Народной Республикой. На приеме он отметил свое «личное убеждение в японо-китайских отношениях ":
». Мы не должны ограничивать себя во имя дружбы между Японией и Китаем. Напротив, здоровая конкуренция и активное сотрудничество будут представлять собой настоящие «взаимовыгодные отношения, основанные на общих стратегических интересах». Конфуций сказал: «В тридцать я стоял твердо». Точно так же Япония и Китай должны теперь встать на международную арену и работать над распространением этого духа совместной выгоды по всему миру ».
Хотя японские и китайские политики утверждали, что« ледокол »и« лед -melting»произошел в двусторонних отношениях между 2006 и 2010 годами, однако, ни одна из основных проблем, связанных с историей и спорная территория не было решена, и поэтому была виртуальная„лед-берг“под поверхностью.
Опрос общественного мнения всего населения Китая, проведенный Pew весной 2008 года, показывает:
В 2010 году Китай обогнал Японию как вторую по величине экономику мира. В 2012 году валовой ВВП Китая был в 1,4 раза больше, чем в Японии. В ближайшие три-пять лет китайская экономика вырастет вдвое по сравнению с японской. На самом деле, Япония очень неохотно наблюдала за невероятным экономическим ростом Китая и поэтому усилила свою бдительность по отношению к Китаю, рассматривая Китай как свою самую большую угрозу под руководством премьер-министра Абэ в настоящее время.
Китайская враждебность или даже ненависть к нему. Япония нашла отражение в массовой культуре. Американский репортер Ховард Френч заявляет в 2017 году:
7 сентября 2010 г., после столкновения китайского рыболовного траулера с двумя патрульными катерами японской береговой охраны возле спорных островов Сэнкаку, капитан траулера Чжан Цисюн, был арестован японскими моряками, что вызвало напряженность. Японское правительство восприняло это действие Китая как фактическое торговое эмбарго и решило выделить 53,3 млрд иен на следующие меры по снижению зависимости от китайских минеральных ресурсов:
В 2011 г. официальный представитель министерства иностранных дел Китая Ма Чжаосю раскритиковал ежегодную техническую документацию по вопросам обороны Японии за привлечение внимания к «теории угрозы Китая. ".
И Китай, и Япония претендуют на суверенитет над островами Восточно-Китайского моря, которые Япония называет островами Сэнкаку и Китай называет острова Дяоюйдао. Напряженность возросла с сентября 2012 года, когда японское правительство приобрело три островка у частного японского владельца, что привело к массовым антияпонским демонстрациям в Китае. Как только японское правительство объявило о так называемой национализации островов Дяоюйдао в 2012 году, отношения между Китаем и Японией в области безопасности резко упали, что вызвало серию военных действий со стороны китайского правительства в качестве контрмер. Тогдашний премьер-министр Ёсихико Нода приобрел островки от имени центрального правительства, чтобы «предотвратить план губернатора Токио Синтаро Исихара приобрести их за муниципальные фонды Токио. Исихара в порядке. известен своими провокационными националистическими действиями, и Нода опасался, что Исихара попытается оккупировать острова или иным образом использовать их для провокации Китая ». Профессор Джозеф Най из Гарвардского университета считает, что китайские официальные лица предпочли проигнорировать явные мотивы Ноды, рассматривая любую покупку японским правительством как доказательство того, что Япония пытается нарушить статус-кво. В сентябре 2012 года генерал Сюй Цайхоу, заместитель председателя Центральной военной комиссии, сказал китайским военным «готов к любому возможному военному сражению». Отношения еще больше ухудшились после покупки японским правительством островов Сэнкаку, до такой степени, что Китай решил пропустить встречи МВФ, проводимые в Японии. Массовые протесты против действий Японии произошли в крупных городах Китая. Торговые отношения испортились сильно во второй половине 2012 года и китайского правительства самолета вторглись в воздушное пространство спорного впервые с 1958 года
Ричард Кац, редактор The Oriental Economist Report, утверждает на страницах Внешняя Дело о том, что спор между островами Дяоюйдаою и Сэнкаку не достигнет критического уровня. «Несмотря на рост напряженности в отношениях между Китаем и Японией, экономическая версия взаимного сдерживания сохраняет непростой статус-кво между двумя сторонами». Кац утверждает, что Китаю японские товары нужны так же, как Японии нужно их продавать. «Многие из высокотехнологичных продуктов, собираемых и экспортируемых из Китая... используют передовые детали японского производства. Китай не мог бойкотировать Японию, не говоря уже о том, чтобы спровоцировать настоящий конфликт, не помешав экономическому чуду, подпитываемому экспортом, которое лежит в основе правления Коммунистической партии. " В сочетании с обязательством Вашингтона встать на защиту Японии, скорее всего, восторжествует мир. Сегодня Япония остается крупнейшим источником иностранных инвестиций в Китай.
Китай отправил дроны для полетов возле островов. Япония пригрозила сбить их, что, по словам Китая, станет актом войны.
Капитан ВМС США Джеймс Фанелл использовал официальные источники в китайских СМИ с открытым исходным кодом, чтобы показать, что Китай готовится к потенциально краткосрочному решающему сражению. война против Японии за захват островов.
В своей белой книге 2013 года Япония назвала недавние действия Китая «несовместимыми с международным правом». В документе также упоминается операция Dawn Blitz после того, как Китай призвал к сокращению масштабов учений.
Японцы разведывательные самолеты и китайский истребители пришел в опасной близости с перекрытием спорного воздушное пространство по Восточно-Китайского моря в конце мая 2014 г. инцидент произошел в Китай принимал участие в совместных морских учениях с Россией. Китай и Япония обвиняли друг друга в создании потенциально опасной ситуации. Воздушное пространство, в котором произошло близкое столкновение, заявлено обеими странами как часть их «опознавательных зон противовоздушной обороны». Пекин и Токио обменялись протестами по поводу инцидента.
В 2014 году Китай захватил грузовое судно Baosteel Emotion в качестве компенсации за два китайских корабля, арендованных в 1936 году. Китай, корабли использовались японской армией и позже были потоплены. Япония заявила, что захват подрывает Совместное коммюнике правительства Японии и правительства Китайской Народной Республики.
Отношения между Японией и Китаем существенно изменились. улучшилось после торговой войны между Китаем и США. Улучшение было приписано сильному личные отношения между Абэ и Си, а также собственные торговые споры Японии с Соединенными Штатами. Абэ консультировал Си о торговых переговорах с президентом США Дональдом Трампом.
Китайско-японские отношения испытали оттепель из-за вспышки нового коронавируса в 2019-2020 годах, с древней строкой из стихотворения японского императора китайскому монаху, которая вдохновила последнего на распространение буддизма в Японии: «Хотя мы живем в разных местах, мы живем под одним небом», твитнул правительство чиновников и со строфами, размещенными по бокам коробок с масками, отправленных в качестве помощи Китаю. Частный сектор Японии пожертвовал более 3 миллионов масок и 6,3 миллиона долларов в виде денежных пожертвований. Министр иностранных дел Китая Гэн Шуан похвалил Японию за их поддержку, противопоставив ее быстрому решению США закрыть свое консульство в Ухане и ввести запрет на поездки для китайских путешественников.
Китай отреагировал на распространение коронавируса в Японии. натурой, пожертвовав 12500 наборов для тестирования на коронавирус в помощь Японии после сообщений о том, что в стране не хватает наборов для тестирования, при этом представитель министерства иностранных дел Китая сказал на японском языке, что «Китай и Япония - соседние страны, разделенные лишь узкой полосой воды. В борьбе с вирусом нет границ ».
Японская Официальная помощь развитию (ОПР) Китай начал свою деятельность в 1979 году после Договора о мире и дружбе между Японией и Китаем, подписанного в 1978 году. С 1979 по 2013 год Япония предоставила 24 млрд долларов в виде ссуды и 7,7 млрд долларов в виде кредита. грантовая помощь, включая 6,6 млрд. операции на общую сумму 32 миллиарда долларов США. Даже в 2013 году Япония по-прежнему предоставила заем в размере 296 миллионов долларов США и грант в размере 30 миллионов долларов США.
Министерство иностранных дел КНР указывает на некоторые деликатные вопросы между Японией и КНР. :
Как указывают Иечика и многие другие, фундаментальными проблемами китайско-японских отношений были вопросы истории и Тайваня. Таким образом, в данной статье описываются две вышеупомянутые проблемы.
КНР присоединилась к другим азиатским странам, таким как Южная Корея, Северная Корея и Сингапур, в критике японских учебников истории, которые освещают военные преступления Японии в Второй мировой войне. Они утверждали, что рост милитаризма стал очевидным в японской политике. Возникло много антияпонских настроений, и это усугубляется растущими чувствами китайского национализма и визитами бывшего премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в Храм Ясукуни. Хотя Коидзуми открыто заявил - в заявлении, сделанном 22 апреля 2005 г. в Джакарте - «глубокое раскаяние» по поводу преступлений Японии во время войны (последнее из серии извинений за несколько десятилетий), многие китайские наблюдатели считают эти извинения недостаточными и не подкрепленными искренними действиями.
Также остается спор по поводу островов Сэнкаку (острова Дяоюйдаоюй), который привел к столкновениям между тайваньцами. Протестующие (китайцы) и правительство Японии в апреле 2005 г. Инцидент привел к антияпонским протестам и спорадическим вспышкам насилия по всей КНР, от Пекина до Шанхая, позже Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Шэньян. В августе 2012 года гонконгские активисты высадились на одном из спорных островов Дяоюйдао / Сэнкаку, а на следующей неделе японские националисты высадились на острове. Эти инциденты вызвали крупнейшие за десятилетия антияпонские протесты в Китае, в ходе которых протестующие разгромили японские магазины и автомобили. 14 сентября отношения еще более обострились в ответ на заявление Японии о планах покупки острова у частных владельцев. Эта новость привела к тому, что китайское правительство отправило шесть кораблей наблюдения на остров и продолжились антияпонские протесты, в ходе которых протестующие атаковали японские посольства в Шанхае и Пекине.
КНР и Япония продолжают свои действия. дебаты о фактическом количестве людей, убитых в ходе Нанкинского изнасилования. КНР заявляет, что было убито не менее 300 000 мирных жителей, в то время как Япония заявляет гораздо меньшую цифру - 40 000-200 000 человек. В то время как большинство японцев верят в существование резни, японский снятый документальный фильм, выпущенный незадолго до 60-й годовщины резни, под названием Правда о Нанкине, отрицает, что такие зверства имели место. Эти споры вызвали вражду в мировом китайском сообществе против Японии, в том числе Тайвань.
С конца 19-го века до начала 20-го века, один из многих факторов, способствовавших банкротству Правительство Цин было требованием Японии о выплате большого количества военных репараций. Китай заплатил Японии огромные суммы серебра по различным договорам, включая китайско-японский договор о дружбе и торговле (1871 г.), договор Симоносеки (1895 г.), тройное вмешательство (1895) и Boxer Protocol (1901). После Первой китайско-японской войны в 1894–95, правительство Цин выплатило Японии в общей сложности 200 000 000 таэлей серебра в качестве возмещения ущерба.
Вторая китайско-японская война 1936-1945 гг. Также нанесли Китаю огромные экономические потери. Однако Чан Кайши отказался от требований о возмещении ущерба за войну, когда Китайская Республика заключила Тайбэйский договор с Японией в 1952 году. Аналогичным образом, когда Япония нормализовала свои отношения. с КНР в 1972 году Мао Цзэдун отказался от требований Японии о военных репарациях.
Бывший- премьер-министр Японии Хатояма Юкио принес личные извинения за преступления Японии во время войны, особенно за Нанкинскую резню : «Как гражданин Японии, я считаю своим долгом извиниться хотя бы за одного китайского гражданского лица, жестоко убитого японскими солдатами, и что такое действие нельзя оправдать тем, что оно произошло во время войны ».
Официальный раскол между Японией и Тайванем является одним из фундаментальных принципов китайско-японских отношений. КНР подчеркивает, Тайвань является частью Китая, а КНР - единственное законное правительство Китая (ср. политика одного Китая ). Согласно соглашению 1972 года, Тайбэйский договор был признан недействительным.
Когда дело касалось нормализации отношений между КНР и Японией, КНР беспокоились о некоторых японских политиках, поддерживающих независимость Тайваня. В то же время Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией (1960–1960 гг.) Был большой проблемой для КНР. С точки зрения КНР, договор о военном союзе косвенно указывает на Тайваньский пролив. Это стало важным фактором для безопасности Тайваня.
В июле 2019 года послы ООН из 22 стран, включая Японию, подписали совместное письмо в КПЧ, осуждая жестокое обращение Китая с уйгурами., а также других групп меньшинств, призывая правительство Китая закрыть лагеря перевоспитания в Синьцзяне.
6 октября 2020 года группа из 39 стран, включая Японию, США и большую часть ЕС Государства-члены, Албания, Босния, Канада, Гаити, Гондурас, Австралия и Новая Зеландия, выступили с заявлением, в котором осудили Китай за его обращение с этническими меньшинствами и за ограничение свобод в Гонконге.
По состоянию на 2017 год около 64,2% граждан Китая считают, что состояние двусторонних отношений плохое, по сравнению с 44,9% - процентом японских граждан, которые придерживаются того же мнения. Это значительное снижение по сравнению с 2016 годом, когда 78,2% и 71,9% граждан Китая и Японии, соответственно, отрицательно восприняли эти отношения. Восприятие будущего этих связей также улучшилось: 29,7% и 23,6% граждан Китая и Японии, соответственно, ожидают ухудшения отношений, а 28,7% и 13,1% прогнозируют, что отношения улучшатся. Улучшение видения статуса китайско-японских отношений объясняется более тесным общением между политическими лидерами, отсутствием «серьезных вопросов» и тем, что проблемы в отношениях отодвигаются на второй план проблемами с Северной Кореей. Опрос, опубликованный в 2019 году Исследовательским центром Pew, показал, что 85% японцев отрицательно относятся к Китаю.
Год | Имя |
---|---|
1972 | Премьер-министр Какуэи Танака |
1979 | Премьер-министр Масаёши Охира |
1982 | Премьер-министр Зенко Судзуки |
1984 | Премьер-министр Ясухиро Накасоне |
1986 | Премьер-министр Ясухиро Накасоне |
1988 | Премьер-министр Нобору Такешита |
1991 | Премьер-министр Тошики Кайфу |
1992 | Их Величества Император и Императрица |
1994 | Премьер-министр Морихиро Хосокава |
1995 | Премьер-министр Томиити Мураяма |
1997 | Премьер-министр Рютаро Хасимото |
1999 | Премьер-министр Кейдзо Обучи |
2001 | Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми (APEC в Шанхае) |
2006 | Премьер-министр Синдзо Абэ |
2007 | Премьер-министр Ясуо Фукуда |
2008 | Премьер-министр Ясуо Фукуда (Летние Олимпийские игры в Пекине ) Премьер Министр Таро Асо (ASEM в Пекине) |
2009 | Премьер-министр Юкио Хатояма (Китай – Япония – Южная Корея трехсторонний саммит в Пекине) |
2011 | премьер-министр Ёсихико Нода |
2012 | премьер-министр Ёсихико Нода (трехсторонний Китай-Япония-Южная Корея саммит в Пекине) |
2014 | Премьер-министр Синдзо Абэ (АТЭС в Пекине) |
2016 | Премьер-министр Синдзо Абэ (саммит G20 в Ханчжоу) |
2018 | Премьер-министр Синдзо Абэ |
2019 | Премьер-министр Синдзо Абэ (Китай – Япония– Трехсторонний саммит Южной Кореи в Чэнду) |
Год | Имя |
---|---|
1978 | Вице-премьер Дэн Сяопин |
1979 | Вице-премьер Дэн Сяопин |
1980 | Премьер Хуа Гофэн (государственный гость) |
1982 | Премьер Чжао Цзыян |
1983 | Генеральный секретарь Ху Яобан |
1989 | Премьер Ли Пэн |
1992 | Генеральный секретарь Цзян Цзэминь |
1995 | Президент Цзян Цзэминь (APEC в Осаке) |
1997 | Премьер Ли Пэн |
1998 | Президент Цзян Цзэминь (государственный гость) |
2000 | Премьер Чжу Жунцзи |
2007 | Премьер Вэнь Цзябао |
2008 | Президент Ху Цзиньтао (государственный гость) Президент Ху Цзиньтао (саммит G8 в Хоккайдо) Премьер Вэнь Цзябао (трехсторонний саммит Китай-Япония-Южная Корея в Фукуоке) |
2010 | Президент Ху Цзиньтао (APEC в Иокогаме) |
2011 | Премьер Вэнь Цзябао (трехсторонний саммит Китай-Япония-Южная Корея в Фукусиме и Токио) |
2018 | Премьер Ли Кэцян (трехсторонний саммит Китай-Япония-Южная Корея в Токио) |
2019 | Президент Си Цзиньпин (саммит G20 в Осаке) |
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с отношениями Китая и Японии. |