Синн Сисамут ស៊ី ន ស៊ី សា មុត | |
---|---|
Король кхмерской музыки | |
Справочная информация | |
Родился | с. 1932. Ужаленный Тренг, Французский протекторат Камбоджа |
Умер | ок. 1976 (43–44 года) |
Жанры | Психоделический рок, гаражный рок, традиционный кхмерский, ромвонг, джаз, bossanova, Latin, blues, cha cha cha, agogo, film |
Род занятий (s) | Певец, композитор, руководитель группы, музыкальный продюсер, кинопродюсер |
Инструменты | Мандолина, |
Годы деятельности | 1957–1975 |
Этикетки | Индепендент |
Связанные действия | Рос Серей Сотея, Пен Ран, Хуой Мес, Хаим Сованн, Со Савойн, Хай Сокхам, Дара Чом Чан, Мао Сарет, Кео Сетха, Чхун Малай |
Синн Сисамут | |
---|---|
кхмерское имя | |
кхмерское письмо : | ស៊ី ន ស៊ី សា មុត |
: | |
романизация UNGEGN : | Sĭn Sisamŏt |
ALA-LC романизация : | s'in s'īsāmut |
Sinn Sisamouth (кхмерский : ស៊ី ន ស៊ី សា មុត ; ок. 1932 - ок. 1976) был влиятельным и очень плодовитым камбоджийским певцом и автором песен с 1950-х по 1970-е годы.
Широко известный «король кхмерской музыки» Синн Сисамут, наряду с Рос Серей Сотея, Пен Ран, Мао Сарет и другие кхмерские исполнители, были частью процветающей поп-музыки в Пномпене, в которой элементы традиционной кхмерской музыки сочетались со звуками ритм-энд-блюза и рок-н-ролл для развития камбоджийского рока. Сисамут умер во время режима красных кхмеров при невыясненных обстоятельствах.
Шинн Сисамут родился в провинции Стунг-Тренг, в семье Синн Лианг и матери Себ Бунлей. Один или оба родителя Сисамаута были частично лао. В большинстве источников указывается год его рождения как 1935, хотя в некоторых - 1932. Отец Сисамута был солдатом в период колониальной Камбоджи, а также служил тюремным надзирателем в провинции Баттамбанг. Его отец умер, когда он был ребенком, и его мать снова вышла замуж.
Сисамут научился играть на струнных инструментах в возрасте шести или семи лет и проявил прирожденный певческий талант. Его часто приглашали исполнять музыку на школьных мероприятиях. Примерно в 16 лет он окончил начальную школу и переехал в Пномпень, чтобы изучать медицину; этот план, очевидно, имел целью доставить удовольствие его родителям, когда его истинной целью было стать музыкантом. Примерно в это же время он начал сочинять свои собственные песни. Сисамут окончил медицинскую школу примерно в то время, когда Камбоджа обрела независимость от Франции в 1953 году. Сначала он работал в больнице Пномпеня медсестрой, но вскоре был нанят камбоджийской национальной радиостанцией в качестве певца со своей группой. Примерно в это же время Сисамут женился на своей кузине Кео Торнг Гну в браке по договоренности, и в конечном итоге у них родилось четверо детей.
Во время выступления на национальном радио Камбоджи станции, Сисамут стал протеже королевы Сисоват Коссамак, матери главы государства Нородома Сианука. Королева пригласила Сисамаута присоединиться к Vong Phleng Preah Reach Troap (классический ансамбль Королевской сокровищницы), с которым он выступал на королевских приемах и государственных мероприятиях. Примерно в это же время он также стал хитом на национальном радио, сначала сочиняя и исполняя песни на основе традиционной кхмерской музыки. В середине 1950-х годов романтическая баллада «Виолон Снеха », написанная скрипачом Хассом Саланом, катапультировала Сисамаута в известность по всей Камбодже.
Сисамут стал известен своим пением голос, который сравнивают с голосом Ната Кинга Коула, а его сценическое присутствие сравнивают с Фрэнком Синатрой. К концу 1950-х Сисамут зарекомендовал себя как ведущая фигура на расширяющейся сцене камбоджийской поп-музыки. Нородом Сианук, сам музыкант, поощрял развитие популярной музыки в Камбодже. Первоначально поп-пластинки из Франции и Латинской Америки были импортированы в страну и стали популярными, вдохновив процветающую музыкальную сцену в Пномпене. Музыка, созданная Сизамутом и его современниками, стала популярной по всей стране; В 1965 году песня Сисамаута "Champa Batdambang" стала первым контентом, который транслировался на телевидении Кхмерской республики. К концу 1960-х - началу 1970-х годов на камбоджийскую музыкальную сцену оказали дальнейшее влияние западный рок-н-ролл и соул через радио вооруженных сил США, которое транслировалось на близлежащий юг. Вьетнам. В результате получилось уникальное звучание, в котором западные поп и рок были объединены с кхмерскими вокальными приемами. Сизамут был лидером этих тенденций, перейдя от традиционной кхмерской музыки и романтических баллад к латинскому джазу, ча-ча-ча, агого и, в конечном итоге, психоделическому року, в котором он нанял более молодых рок-музыкантов.
Сисамут стал самым популярным певцом и автором песен в Камбодже. Тем не менее, его популярность не затмила популярности других музыкантов, таких как Eum Song Seurm и Huoy Meas. Он напрямую сотрудничал с Мао Сарет и Чунн Малай, среди прочих. Он также писал песни и в дуэте с другими популярными камбоджийскими певцами, чтобы развивать их карьеру. Например, начиная с середины 1960-х годов он записал множество популярных дуэтов с Pen Ran. Сисамуту приписывают начало карьеры Ros Serey Sothea, которая пела на свадьбах, а позже стала ведущей певицей на камбоджийской рок-сцене. Сисамут и Сотея записали множество очень популярных дуэтов с середины 1960-х до начала 1970-х годов. Позднее Сисамут написал песни для саундтреков к ряду популярных камбоджийских фильмов, таких как Орн Эй Срей Орн, Теп Содачан и Тавори Мес Бонг.
В этот период стало широко известно об очень плодовитых песнях Сизамаута; подтверждено, что он написал более тысячи песен для себя и других (см. дискографию Sinn Sisamouth ), и истинное количество песен может быть значительно выше. Его сын Шинн Чанчхая считал, что Сисамут писал примерно по одной песне на каждый день, когда он был профессиональным музыкантом, в течение почти 20 лет. В 1973 году музыкальное издательство Kruorch Bunlyhe выпустило сборник сентиментальных песен, который содержал 500 песен Шинн Сизамут. Он также был известен тем, что адаптировал популярные западные поп- и рок-песни с новыми кхмерскими текстами, например, песню, основанную на "Black Magic Woman " Сантаны, под названием "Srolanh Srey Touch" ( переводится как «I Love Petite Girls» в англоязычных сборниках); плюс кавер-версии "Hey Jude " The Beatles (под названием "Always Will Hope"), "A Whiter Shade of Pale " Procol Harum (под названием «Помимо любви») и «Любовное зелье № 9 » от Искатели (под названием «Другой, кроме вас»). К 1970-м годам он регулярно работал с лириком Вой Хо и адаптировал некоторые традиционные и популярные тайские песни в свой репертуар (например, «Promden Jet» с Ros Serey Sothea).
В течение камбоджийского Гражданская война в начале 1970-х годов Сисамут был сторонником вооруженных сил Кхмерской Республики и записывал патриотические песни, поддерживающие позицию республики против повстанцев красных кхмеров. Его карьера продолжалась до тех пор, пока красные кхмеры не захватили Пномпень в апреле 1975 года.
Синн Сисамут исчез во время геноцида красных кхмеров, и его точная судьба никогда не известна. были подтверждены, при этом многочисленные источники сделали противоречивые утверждения. Из-за его постоянной популярности у камбоджийского народа, было много предположений о его местонахождении после того, как красные кхмеры вынудили эвакуировать всех жителей из Пномпеня 17 апреля 1975 года и его очевидную смерть от рук нового режим. В фильме Не думайте, что я забыл субъект интервью предполагает, что Сисамут изначально был эвакуирован в небольшую деревню, но затем ему было приказано вернуться в город, чтобы работать на красных кхмеров в каком-то качестве. но неизвестно, действительно ли он следовал этому плану. Также в Не думайте, что я забыл, сын Сизамуса заявляет, что многие разные люди рассказывали ему противоречивые истории о смерти его отца. Как и многие его современники, как популярный музыкант с западными влияниями и качествами, которые, как известно, пренебрегали «красными кхмерами», Сисамут, скорее всего, был немедленно приговорен к тюремному заключению или казни.
В популярной, но апокрифической истории утверждается, что Сисамаут собирался казнить расстрельный отряд красных кхмеров, но попросил возможности спеть последнюю песню в попытке вызвать эмоции солдат, но они все равно казнили его. В 2006 году журнал Khmer Apsara дал длинное интервью человеку по имени Кео Чамнаб, который утверждал, что видел казнь Сисамута в тюрьме в деревне Прек Та Дуонг в 1976 году. В 2009 году сын Сисамута утверждал, что знает имя палача своего отца и что человек был еще жив. Какой бы ни была причина, Сисамут почти наверняка умер во время режима красных кхмеров, но его останки так и не были обнаружены.
Многие мастер-записи Шинн Сисамут были либо уничтожены режимом красных кхмеров в его усилиях по устранению иностранного влияния в камбоджийском обществе, либо были потеряны из-за распада. Однако коллекционеры и предприниматели обнаружили и воспроизвели копии некоторых из его записей после падения красных кхмеров в 1979 году. Некоторые из его песен были исполнены современными камбоджийскими певцами, например "Srey Sros Khmeng" Суонг Чанта в 2002 году. слушатели познакомились с его творчеством, начиная с конца 1990-х, с выпуска бутлег-альбома Cambodian Rocks, за которым последовал саундтрек к фильму Город призраков.
, потому что его влияние на камбоджийскую музыку было так здорово, Sisamouth все еще является именем нарицательным в Камбодже и остается популярным по сей день. Он широко представлен в документальном фильме 2015 года об истории популярной музыки Камбоджи Не думай, что я забыл, в котором несколько участников интервью описывают Сисамаута как самого важного камбоджийского музыканта всех времен. Название фильма происходит от песни Sisamouth. Часто называемый «королем кхмерской музыки», «камбоджийским Элвисом » или «золотым голосом», его непреходящее культурное влияние трудно переоценить.
Хотя считается, что Сисамут имел написал более тысячи песен, многие из них были потеряны, а другие были скопированы и проданы без каких-либо выплат его семье. Камбоджа приняла свой первый закон об авторском праве в 2003 году, впервые позволив семьям претендовать на интеллектуальную собственность художников. В 2014 году семья Сизамута предоставила доказательство композиции и получила право собственности на более 180 песен. Мероприятие было ознаменовано праздничным концертом и данью памяти. Тем не менее, народ Камбоджи также объявил песни Сисамута государственной собственностью, что еще раз свидетельствует о его популярности и влиянии.
Сын Сисамута Шинн Чанчхая стал певцом на Камбоджийском радио, хотя он признал, что с ним нельзя сравнивать своему отцу. Чанчхая умер в 2015 году. В Пноме был проведен концерт памяти под названием «Пора вернуть: дань золотому голосу Камбоджи», пропагандирующий музыку Сисамута и необходимость получения льгот от интеллектуальной собственности для его семьи и семей его современников. Пен в ноябре 2015 года.
Режиссеры-документалисты Крис Дж. Паркхерст и Стефани Винченти в настоящее время занимаются постпродакшеном полнометражного документального фильма о Шинн Сисамут по имени Элвис из Камбоджи. В фильме будут использованы редкие архивные кадры и интервью с оставшимися в живых современниками Сисамаута, а также будет исследована его неизменная популярность среди жителей Камбоджи. По состоянию на 2019 год создатели фильма ищут финансирование для завершения производства.