Симонас Станявичюс

редактировать

Симонас Станявичюс (26 октября 1799 г. в Канопенай около Видукле - 10 марта 1848 г. в Стемплес около Швекшны ) был литовским писателем и активистом «Жемайтийского возрождения», раннего этапа Литовское национальное возрождение.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Произведения
  • 3 Источники
  • 4 Внешние ссылки
Биография

Родился в семье мелких дворян, Станявичюс учился в Иезуитская гимназия sium в Кражяе с 1817 по 1821 год. В течение года он работал в Кражяе частным учителем, прежде чем поступить на художественно-литературный факультет Вильнюсского университета. Там на него повлияли демократические идеи таких профессоров, как Иоахим Лелевель и. Станявичюс присоединился к культурному движению по продвижению литовского языка. После окончания института в 1826 году он остался в Вильнюсе, работая частным репетитором и готовя свои произведения к печати. В 1829 году он опубликовал три своих произведения (грамматический сборник, сборник народных песен и свои басни). Затем Станявичюс переехал в Расейняй и жил в имении Плятеров, управляя своей частной библиотекой. Во время восстания 1830 Станявичюс отправился в Кенигсберг, где встретился с Людвигом Резой и собрал материалы для будущих публикаций. После смерти своего покровителя Ежи Плятера в 1836 году Станявичюс переехал в имение брата Ежи Казимира Плятера в Стемплес. Там Станявичюс продолжал заботиться о библиотеке из 3000 предметов до своей смерти от туберкулеза в 1848 году.

Работы

В 1829 году, вдохновленные Иоганном Готфридом Гердером, Станявичюс издал «Dainos žemaiči» («Песни жемайтов»), отрывок из 30 наиболее художественных и ценных самогитских народных песен из его 150-песенного собрания. Четыре года спустя он опубликовал приложение (Pažymės žemaitiškos gaidos) с мелодиями к этим песням.

Его больше всего помнят за публикацию Šešios pasakos (Шесть басен), книги из шести басен и оды emaiči šlovė (Жемайтийская слава), написанные самим Станявичюсом. Две басни заимствованы сюжеты из Эзопа, а четыре других смешали собственные идеи автора с жемайтийским фольклором. Самыми важными баснями являются Айтварай (тип домашнего духа в литовской мифологии ) и Arklys ir meška (Лошадь и Медведь - символы аукштайтов и жемайтов соответственно), как они изображают мировоззрение, ценности и культура повседневных жемайтийских крестьян. Станявичюс жил в эпоху подъема романтизма, но его работы более реалистичны из-за его тесных контактов с крестьянством. Ода, первый образец этого жанра на литовском языке, знаменует растущий интерес к литовскому языку и истории в Вильнюсском университете.

Ближе к концу своей жизни Станявичюс проявил академический интерес к литовскому языку. история и мифология. Его незаконченная рукопись по истории Литвы была частично опубликована только в 1893 г., а полностью - в 1967 г., но она имеет значение как первая критическая история Литвы и первый научный анализ литовской мифологии. В отличие от Дионизаса Пошки или Симонаса Даукантаса, которые искали славную и идеализированную историю, Станявичюс тщательно изучал, проверял и цитировал свои источники, оставаясь правдивыми по отношению к фактам, и не боялся отвергнуть романтические легенды. Он резко критиковал Теодора Нарбутта и Мацея Стрыйковского как неточных. Станявичюс развенчал многие романтические легенды, особенно в области литовской мифологии, в том числе романтическое представление о древнем Ромувском храме и о связях между римскими богами и литовскими богами.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 02:00:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте