Симон Прокаженный - это библейский образ, упомянутый в Евангелиях согласно Матфею и Марку. В этих двух книгах рассказывается, как Иисус посетил дом Симона Прокаженного в Вифании, во время которого женщина помазала голову Иисуса дорогой мазью. Вифания была домом для Симона Прокаженного, а также Марии, Марфы и Лазаря.
Евангелие от Иоанна описывает эпизод со многими сходными чертами. Иоанн сообщает, что Иисус присутствовал на обеде, на котором Лазарь возлежал за столом с Иисусом, а Марфа обслуживала гостей. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус прибыл в Вифанию за шесть дней до Пасхи, и в то время как там был дан обед в Его честь. Иоанн не говорит, когда и кем был дан этот обед, но Матфей и Марк сообщают, что трапеза состоялась за два дня до Пасхи и была приготовлена человеком по имени Симон. Согласно Евангелию от Иоанна, Мария помазала Иисусу пальцы ног. Матфей и Иоанн сообщают, что Иуда Искариот и другие ученики Иисуса присутствовали при встрече и протестовали против дорогостоящего помазания Иисуса.
Симона Прокаженного иногда отождествляют с Симоном Фарисеем (см. Шимон бен Гамлиэль ), который упоминается в Евангелии от Луки как хозяин трапезы, во время которой кающаяся женщина помазывает ноги Иисуса. Из-за некоторого сходства были предприняты попытки примирить события и персонажей, но некоторые ученые указали на различия между двумя событиями. Например, повествование Лукана значительно длиннее, чем другие повествования Евангелия, и женщина заполняет пустоту, созданную хозяином, Симоном Фарисеем, когда он пренебрегает обычными или ожидаемыми актами гостеприимства, такими как помазание головы елеем. поцелуй в щеку и воду для ног. Кроме того, анонимная женщина определяется как «грешница» и приветствует Иисуса самым расточительным образом. Альтернативное объяснение сходства состоит в том, что Луки 7 помазание и помазание в Вифании произошло с некоторыми из тех же участников, но с разницей в несколько лет.
Симона Прокаженного также иногда называют тот же человек, что и Лазарь из Вифании, или идентифицированный как его отец или брат. Это потому, что Матфей и Марк упоминают Симона, в то время как Иоанн упоминает Лазаря, но все четыре Евангелия предполагают, что на прошлой неделе в Вифании был один ночлег. Аббат Дриу идентифицировал всех троих как одного: Лазаря из Вифании, Симона Прокаженного из Вифании и Лазаря из притчи на основании того, что в притче Лазарь изображен как прокаженный, и из-за предполагаемого совпадения между Луки 22: 2 и Иоанна 12:10 - где после воскресения Лазаря Каиафа и Анна пытались заставить его убит.