Симха Буним из Пешиши

редактировать
Адмор. Симха Буним из Пешиши
Портрет Симхи Буним из Пешиши из коллекции Бергсона. jpg Ксилография Симха Буним ок. 1824 г. в возрасте приблизительно 59 лет, заказан Темерлом Бергсоном как часть Варшавской коллекции Бергсона. Изображение было подтверждено пожилыми хасидами, которые знали Симха Буним.
ТитулРебе Реб Бинум (רבי ר׳בונם)
Личный
РодившийсяСимха Буним Бонхардт. с. 1765. Водислав, Речь Посполитая
Умер4 сентября 1827 г.. Пшисуха, Конгресс Польша
РелигияИудаизм
ГосударствоНемец -Польский
СупругРебекка Овергир-Когов
ДетиАвраам Моше из Пешиша, Либа Бонхардт, Бейла Бонхардт
Родители
Род занятийАптекарь
ПодписьПодпись Симха Буним из Пешища (прозрачная). png
Еврейский лидер
ПредшественникЯаков Ицхак Рабинович
ПреемникАвраам Моше из Пешиши

Менахем Мендель из Коцка Ицхак Меир Альтер Израиль Ицхак Калиш Мордехай Йосеф Лейнер

Чанох Хейнех ХаКохен Левин
Начало1813
Закончилось1827
Яхрцейт 12 Элул
ПохороненПрисуча, Польша
ДинастияПешиша

Симха Буним Бонхард из Пешиши (идиш : שמחה בונם באנהאַרד פון פשיסחה, ; c.1765 - сентябрь 4, 1827), также известный как Ребе Буним, был первым Великим раввином из Пешиша (Пшисуха, Польша ), а также один из ключевых лидеров хасидского иудаизма в Польше. С 1813 по 1827 год он возглавлял движение пешиша хасидской мысли, в котором он произвел революцию хасидской философии 19 века, сопоставив рационалистическую мысль Немецко-еврейский Миснагдим с интимной природой Бога, определяемой хасидским движением. Он сыграл важную роль в оспаривании хасидского статус-кво, в котором он сочетал светские европейские науки и философию просвещения с традиционным ортодоксальным иудаизмом, в то время как подчеркивая важность личности в личных отношениях с Богом. Он внешне бросил вызов династическому характеру хасидских ребе, что привело к нескольким безуспешным попыткам современного хасидского руководства отлучить его от церкви. Помимо всего прочего, он считал, что подлинность и честность перед самим собой являются основой истинного благочестия, и что стремление к подлинности всегда должно узурпировать статус-кво. Его учение составляет основу коцк хасидизма, гер хасидизма, амшиновского хасидизма, зихлинского хасидизма, александровского хасидизма, Вурковский хасидизм, Сохачевские хасиды, Порисовские хасиды и Ижбицо-радзинский хасидизм. Поскольку его последователи были одними из самых влиятельных фигур в хасидизме, некоторые считают Симху Бунима отцом современного хасидизма, обычно называя его «Ребе Ребе».

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и семья
  • 2 Раввинская позиция
  • 3 Наследие
  • 4 Работы
  • 5 Истории и устные учения
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Библиография
Ранние годы и семья

Родился в Водиславе, Польше либо в 1765, либо в 1767 году в богатой немецкой ортодоксальной еврейской семье. Его отец Цви Херш Бонхардт был немецким купцом и раввином, который в ранние годы переехал в Польшу, где стал известным маггидом и интеллектуалом, написавшим несколько раввинских трудов и изучение средневековья еврейской философии. Таким образом, на многие рационалистические идеалы Симхи Бунима большое влияние оказали его отец и дед, Иуда Лейб Бонхардт, которых обоих можно было считать традиционными рациональными пиетистами. Его мать, Сара Сиркин, была отпрыском в выдающейся польской - украинской раввинской семье и, как известно, хорошо знала талмудический закон. Ее отец, Бецалель ХаЛеви из Жовквы, был выдающимся украинским раввином, известным своими относительно прогрессивными галахическими взглядами. Сам Бецалель был прямым потомком по отцовской линии галахиста начала 17-го века Джоэля Сиркиса, который также был известен своими прогрессивными взглядами на Галаху, поэтому Симха Буним находился под сильным влиянием семьи плодовитых либеральных иудаистов его матери, которые Первоначально происходивший от библейского комментатора, Раши.

Детство Симхи Бунима определялось традиционными еврейскими ценностями, противопоставляемыми светской немецкой культурной орбите. Некоторые считают, что он был Иллуи (вундеркинд). В пятилетнем возрасте группа важных гостей пришла в дом его отца, и, несмотря на его возраст, отец попросил его произнести речь о заповеди гостеприимства. Молодой Симха Буним вышел приготовить постельное белье и чашки для ритуального мытья рук, затем привел гостей в комнату, которую он приготовил, и заявил, что «это лучший способ разъяснить заповедь гостеприимства». В возрасте десяти лет он начал учиться в своем местном хедере, а в подростковом возрасте его отправили в Маттерсбург, Австрия, чтобы учиться в Иешива из Иеремия Маттерсдорф. Позже он переехал в Никольсбург, Чехия, где учился у Мордехая Бенета. После учебы он вернулся в Польшу, и его отец организовал для него женитьбу на Ребекке Аувергир-Когов, дочери Моше Аувергира-Когова из Бендзина, богатого раввина и купца, который познакомил Симху Бунима с хасидизмом. В течение нескольких лет Симха Буним оставался в доме своего тестя, где изучал хасидскую философию и сблизился с Исроэлем Хопштейном, который связал Симха Буним с женщинами-предпринимателями Темерл Бергсон. Она наняла Симху Буним, чтобы представлять свою лесозаготовительную фирму на ежегодных торговых ярмарках в Данциге и Лейпциге. В течение нескольких недель, проведенных в путешествиях, Симха Буним полностью увлекся Хаскала и попытался установить связь с ассимилированными немецкими евреями. Он полностью погрузился в современную культуру того времени, посещая немецкие пьесы и оперы, изучая фармакологию, философию просвещения, европейские языки и естественные языки. наука. В конце концов, он получил диплом аптекаря после сдачи экзамена перед врачебной комиссией во Львове.

. Именно в это время он сблизился с Давидом Леловым, который убедил Симха Буним отправиться в Яаков Ицхак Горовиц (Люблинский провидец). Когда он прибыл в Люблин, он вскоре был взят под крыло Провидца, который был глубоко впечатлен выдающимся интеллектом и обширными талмудическими знаниями Симхи Бунима. Однако, проводя время при дворе хасидов Провидца, Симха Буним начал проявлять большое пренебрежение к манерам и поведению, которые в последнее время определяли культуру хасидизма. В частности, роль, которую ребе сыграл в жизни своего последователя. В Люблине и других хасидских дворах своего времени ребе имел абсолютный контроль и право голоса над своими прихожанами и играл роль побуждения Бога. Это неизмеримо беспокоило Симха Бунима, который был ярым сторонником религиозного индивидуализма, считая, что ни один ребе, каким бы святым он ни был, никогда не сможет узурпировать роль личности. Около 1793 года он с женой переехал в Пшисуху, где некоторое время работал бухгалтером, а затем открыл аптекарский магазин. Вскоре он стал хорошо известен своими медицинскими способностями, и несколько польских дворян приехали в Симха Буним для своих фармацевтических нужд. Примерно в это же время он стал главным учеником Яакова Ицхака Рабиновича (Святого еврея Пешиша) и его недавно сформированной хасидской школы мысли. В отличие от своих современников-хасидов, Святой еврей проповедовал индивидуальность и аутентичность, что привлекло Симха Бунима в его движение. Перед своей смертью святой еврей назначил Симха Бунима своим преемником Пешиша Ребе, что он и сделал в 1813 году.

Раввинское положение

Симха Буним был нетипичным лидером хасидов после того, как сменил Святого Еврей Симха Буним довел Пешишу до его высшей точки и положил начало контрреволюционному движению, которое бросило вызов хасидским нормам. Во времена Святого еврея Пешиша была ближе к философии, тогда как при Симха Буниме она превратилась в религиозное движение. Под руководством Симхи Бунима по всей Польше были созданы центры, которые идеологически поддерживали союз с Пешищей. Эти центры проповедовали идеалы рационализма, радикальной личности, независимости и постоянного стремления к подлинности Симха Бунима, которые бросали вызов современному хасидскому руководству. Симха Буним был категорически против автократического характера, который определял хасидское лидерство его времени, и он поощрял своих учеников критически мыслить и быть независимыми от него. Он считал, что роль раввина заключалась в роли учителя, который помогал своим ученикам развивать собственное чувство автономии, а не в качестве побудителя или побуждения Бога. Те студенты, которые не могли взять на себя ответственность, считались непригодными для участия в «Пешище». Это мнение распространилось по всей Польше, что привело к нескольким попыткам хасидского руководства того времени отлучить Симха Бунима.

В 1822 году на свадьбе внука Авраама Иегошуа Хешеля в Устилуге, Украина, попытка была предпринята большинством хасидские лидеры Польши и Галиции отлучили Симха Бунима. Несколько высокопоставленных лиц, таких как Цви Гирш из Зидихова и Нафтали Цви из Ропшица, пришли на свадьбу, чтобы публично выступить против Симха Буним в надежде, что Авраам Хешель вместе с другими ведущими раввинами соглашаются отлучить Симха Буним и движение Пешиша. Зная, что его будут оклеветать, Симха Буним послал своих лучших учеников, в основном Менахема Менделя из Коцка и Ицхака Меира Альтера, чтобы они пошли на свадьбу и защищали метод пешиша. Первоначально он хотел сам отправиться защищать свое движение, однако, как посоветовали ему ученики, его внешний вид будет слишком спорным. Во время празднества состоялись публичные дебаты, в ходе которых бойцы Пешиши обратились к Аврааму Хешелю с просьбой решить, запретить Пешишу или нет. Они описали Пешишу как движение радикальных интеллектуальных пиетистов (misnagdim) и нонконформистов, угрожающих хасидскому истеблишменту. Они также критиковали Симха Бунима за то, что он одевался в соответствии с современной немецкой модой, в отличие от традиционной хасидской одежды, утверждая, что его немецкая родословная не позволяет ему быть адекватным хасидским лидером. Его критики насмешливо называли его der deutschle (букв. «Маленький немец»), к которому он до сих пор иногда обращается в таких сообществах, как Бобов и Сатмар, которые часто связывают произведения, относящиеся к Ближе к концу дискуссии Авраам Хешель повернулся к сыну Святого Иудея и спросил его, что он думает о Симха Буниме. Ерахмиэль ответил одобрительно по отношению к Симха Буним, и таким образом Авраам Хешель положил конец дискуссии. Ничего плохого из этого события не вышло, но произошло прямо противоположное: после ожесточенных дебатов на свадьбе сотни молодых хасидов устремились в Пешишу, услышав о просвещенном и нестандартном подходе Симха Буним, видя в нем напоминание об уникальных идеалах Баал Шем Това.

Другим аспектом жизни Симха Бунима, который бросил вызов хасидскому лидерству, была его вера в важность самодостаточности. Он непреклонно верил, что человек не может стоять с чувством непорочности перед Богом, если не у меня сначала была некоторая ясность в том, кем он был на самом деле. Современные хасидские лидеры видели его акцент на индивидуализме как форму гедонизма, в то время как Симха Буним настаивал на том, что для того, чтобы выполнить заповедь, они должны сначала поработать над собой, и что, работая чтобы стать лучше, каждый сам выполняет главную мицву. Он считал, что стремление к подлинности должно узурпировать статус-кво, и только те, кто развил понимание самих себя, могут начать стремиться к личной аутентичности. Он учил, что все действия должны совершаться искренне и в состоянии личной правдивости, и что выполнение мицвы ради личных интересов или ради соответствия приводит к тому, что мицва имеет меньший вес. Он считал, что эмоциональная и физическая подготовка к молитве имеет решающее значение для того, чтобы человек мог достоверно выполнить мицвот, и что личный анализ и честность являются неотъемлемыми элементами этого процесса, который должен иметь приоритет перед галахическими ограничениями времени..

Симха Буним увидел, что конечная цель Торы и мицвот - приблизить человека к Богу, хотя подход, который может быть достигнут только со смирением и радостью, и что критическое и интеллектуальное толкование Тора имеет решающее значение для просветления. Таким образом, он пришел к выводу, что служение Богу требует как страсти, так и аналитического исследования. В его время практически не было изучения Каббалы, и упор делался не на попытках понять Бога, а на попытках понять человека. Он также поощрял своих студентов изучать светские науки и труды Рамбама, что было беспрецедентным для хасидского сообщества. Симха Буним считал, что религия - это не просто акт принятия системы верований, но что необходимы проверка и испытание, и нужно установить через самоанализ, были ли его убеждения подлинными или нет, и действовал ли человек по истине или жил жизнью. притворства. Он поощрял вопросы и размышления и не боялся сомнений в обсуждениях, которые могли бы сбить с толку. Симха Буним считал, что человек не должен искать истину, подражая другому, каким бы благочестивым он ни был, а скорее погружаясь в свое внутреннее существо. Он считал, что те, чье благочестие было мотивировано тем, что думают или говорят другие, не могли развить настоящую связь с Богом. Однако быть подлинными смогли те, кто первыми смогли распознать свою слабость и немощь. Ближе к концу своей жизни Симха Буним стал вовлеченным в политику польского еврейства, будучи избранным в 1825 году представителем Сандомирской провинции членом правительственной комиссии по еврейским делам. Он был категорически против повестки дня комитетов и боролся против нее.

Наследие
Могила Симхи Бунима в Пшисухе, Польша.

После смерти Симхи Бунима в 1827 году Пешища раскололась на две фракции, те, кто поддерживал Менахема Менделя из Коцка как преемника Симхи Бунима и тех, кто поддерживал сына Симхи Бунима, Авраама Моше Бонхардта. Вообще говоря, те, кто поддерживал Менахема Менделя из Коцка, такие как Ицхак Меир Альтер, были более радикальными из последователей Симха Бунима, которые утверждали, что Симха Буним был категорически против хасидских династий и никогда не хотел, чтобы его сын унаследовал его. С другой стороны, те, кто поддерживал сына Симхи Бунима, такие как Исраэль Ицхак Калиш, были менее радикальными из последователей Симхи Бунима, которых оттолкнуло резкое и жестокое поведение Менахема Менделя из Коцка. Первоначально сын Симхи Бунима никогда не хотел наследовать своего отца, однако после сильного давления со стороны общины он стал лидером разделенной общины пешиша, скончавшись только год спустя, в 1828 году. После его смерти Исраэль Ицхак Калиш забрал долю Авраама Моше в общину и постепенно включил их в свою хасидскую династию, основанную в Варке. Менахем Мендель из Коцка сделал то же самое, включив свою часть общины в свою хасидскую династию, основанную в Коцке. Несмотря на то, что пешиша перестала существовать как отдельное движение, ее идеалы все еще существуют в качестве основы для большого процента современных хасидских групп. Среди набожных последователей Симха Бунима были:

Сын Симхи Бунима, Авраам Моше Бонхардт женился на Брейндел Файге Реафолис, внучке по материнской линии святого еврея. У пары было двое детей: Сара Хадас Бонхардт, которая вышла замуж за Фишеля Сэмюэля Хеллера, ученика Симхи Бунима и правнука Шмуэля из Курова, и Цви Херша Мордехая Бонхардта, который женился на дочь Исраэля Ицхака Калиша и возглавляла собственный хасидский суд в Пшисухе под присмотром своего тестя. У Симхи Буним также была пара близнецов Либа и Бейла. Либа вышла замуж за Леви Ицхака Дансигера, сына Шраги Файвела Дансигера, однако Леви Ицхак умер в молодом возрасте, прежде чем у пары родились дети. Бейла вышла замуж за Мелеха Аустричера, ученика Симха Бунима, родом из Радома. У пары был один сын, Ицхак Симха Буним Аустричер, чей сын Цви Херш Аустричер был Ав Бейт Дин из Липско. Бейла умерла всего через два года после ее брата, и ее муж Мелех женился на Аврааме Моше, Брейндел Файге.

Работы
Титульный лист бреслауского издания 1859 года Коль Симха.

В течение своей жизни, Симха Буним не писал своих собственных работ, но многие из его учений были переданы устно и опубликованы гораздо позже после его смерти. Ниже приведены сборники устных учений Симха Бунима:

  • Кол Симха (קול שמחה) - Издано учеником Симхи Бунима, раввином Александром Зушей в 1859 году в Бреслау. Позднее снова опубликовано в 1877 г. в Перемышле. Работа представляет собой сборник устных комментариев Симха Бунима к Торе и Талмуду. Однако современники резко критиковали эту работу как совершенно неадекватную.
  • Раматаим Зофим (רמתיים צופים) - опубликовано Самуилом из Сенявы в 1882 году в Варшаве. Работа представляет собой общий сборник устных учений хасидских мастеров, причем Симха Буним упоминается несколько раз.
  • Симхат Исраэль (שמחת ישראל) - опубликовано в 1910 году в Петрков, произведение напоминает устные комментарии к Симха Буним.
  • Мидраш Симха I и Мидраш Симха II (מדרש שמחה) - опубликованный в 1975 году в Иерусалим, произведение содержит устные Мидрашим дан Симха Буним.
Истории и устные учения

Одно из наиболее известных устных учений, приписываемых Симха Буним:

У каждого должно быть два кармана, с запиской в ​​каждом кармане, поэтому что он может достучаться до того или другого, в зависимости от потребности. Чувствуя себя униженным и подавленным, обескураженным или безутешным, нужно залезть в правый карман и найти там слова: «Ради меня был создан мир». Но когда чувствуешь себя сильным и могущественным, нужно залезть в левый карман и найти слова: «Я всего лишь прах и пепел».

История, приписываемая Симха Буниму:

Однажды человек пожаловался Симха Буниму: говоря: «Мудрецы Талмуда говорят:« Тот, кто убегает от величия, величие преследует его ». Что ж, я всю жизнь убегал от величия, но величие меня не преследовало! " Симха Буним ответил: «Я уверен, что величие действительно преследует вас, как обещают наши мудрецы. Проблема в том, что когда вы оборачиваетесь, чтобы проверить, не бежит ли он за вами, вы его отпугиваете».

Симха Буним использовал чтобы рассказать эту историю своим последователям, когда они впервые посетили его:

Жил когда-то бедняк по имени Исаак бен Якил из Кракова. Он жил в бедности много лет, не зная, откуда достанется его следующая корочка хлеба. Тем не менее, Исаак безоговорочно верил, что Бог не позволит ему голодать и что однажды его страдания закончатся. Однажды ночью ему приснилось, что под определенным мостом в Праге было закопано очень ценное сокровище. Сначала он не обратил на сон никакого внимания, полагая, что это было всего лишь принятие желаемого за действительное. В конце концов, кто не мечтает о богатстве? Но когда сон повторялся ночь за ночью, он начал пересматривать. Может, в этом что-то было? Может ли это быть правдой? Итак, он отправился в Прагу - долгое и утомительное путешествие, только чтобы обнаружить, что мост находится прямо возле королевского дворца и поэтому постоянно охраняется. Солдаты маршировали взад и вперед, настороже и наготове, выискивая любые признаки опасности или необычной активности. О копании под мостом не могло быть и речи. Но Исаак не собирался так легко сдаваться. Он возвращался на мост день за днем, пока охранники не начали его узнавать. Вскоре им стало любопытно. «Почему ты каждый день приходишь на мост?» - спросил его один из охранников. "Ты кого-то ждешь?" Исаак знал, что они не поверят какой-нибудь нерешительной отговорке, поэтому рассказал им о своем сне. Охранник прислушался, запрокинул голову и от души засмеялся. «Ты можешь все это пройти из-за глупого сна? Ты дурак! Мне приснился сон, что некий еврей, Исаак Бен Якиль, закопал сокровище под своей печью, но вы видите, что я иду на дикий добрый выбор? Конечно, нет!" и он громко рассмеялся. Тем временем Исаак поспешил купить билет на первый поезд до Кракова. Теперь он знал, где искать. Конечно, когда он прибыл, он сразу же отодвинул железную печь и начал копать твердый земляной пол. И, к его огромной радости и удивлению, после некоторых усилий он обнаружил сундук с золотыми монетами! На вырученные деньги он построил великолепную синагогу, носящую его имя, известную как синагога Исаака.

. История о Симха Буниме и его последователях:

В период, когда Израиль Ицхак Калиш был учеником Симха Бунима, однажды он отправился в путешествие, чтобы встретиться с Мордехаем Тверским из Чернобыля. По возвращении в Пшисуху его коллега Менахем Мендель из Коцка спросил его: «Ну, а что ты видел там в Чернобыле

«Да ведь я видел стол Баал Шем Това», - сказал раввин Калиш.

«Вы видели стол, которому около ста лет, - возразил его друг, - а наш Ребе Симха Буним постоянно показывает нам вещи, которым шесть тысяч лет: он показывает нам создание небес и

Наконец, Симха Буним также известен рассказом о его путешествиях:

Услышав, что раввин Симха Буним собирался посетить некий город, его хасиды сразу же устроили его гостем в семье, которая жил во внушительном каменном особняке. По прибытии он сидел на скамейке в вестибюле, пока его вещи выгружали из кареты. Затем совершенно неожиданно он попросил своего сопровождающего проводить его: он собирался покинуть этот дом. сюрприз, хасиды сделали все, что могли, и все, что они смогли найти для своего ребе на этом этапе, - это тощая комната в доме местного мясника. Что еще хуже, было середина лета, и было неприятно оставаться в пределах эта переполненная комната. Когда Симха Буним вернулся в свой дом в Пшисухе он понял, что хасиды посчитали, что он покинул первый дом, потому что увидел что-то неприятное. Не желая, чтобы они остались с этим ошибочным впечатлением, он решил объяснить им, что произошло. «Я покинул особняк, - сказал он, - чтобы не преступить запрет на вожделение. И именно к такому случаю в основном относится заповедь. Ибо немыслимо, чтобы человек вышел право желать дома своего соседа. Что касается жилья, то это может быть практический вопрос, поскольку жилье носит временный характер, нужно быть особенно настороженным.

Примечания

.

Ссылки

Цитаты

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-08 09:19:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте