Сигурд Крепкий

редактировать

Сигурд Хлодвирссон
Граф Оркнейских
Титулс 991 по 1014
ПредшественникХлодвир Торфинссон
ПреемникБруси, Сумарлиди и Эйнар Сигурдссоны
Родное имяСигурур Дигри - Сигурд Крепкий
Умер23 апреля 1014 года. Клонтарф
Благородная семья норвежские графы Оркнейских островов
супругаОлит, дочь Малкольма II из Шотландии
Проблема Хунде, Бруси, Сумарлиди, Эйнар и Торфинн
ОтецХлодвир Торфинссон
МатьЭйтне

Сигурд Хлодвирссон (около 960-23 апреля 1014), широко известный как Сигурд Крепкий из древнескандинавского Сигурэр Дигри, был графом Оркнейских. Основными источниками его жизни являются скандинавские саги, которые впервые были записаны примерно через два столетия или более после его смерти. Поэтому к этим увлекательным историям следует относиться с осторожностью, а не как к достоверным историческим документам.

Сигурд был сыном Хлодвира Торфиннссона и (согласно норвежским сагам) прямым потомком Торф-Эйнар Рогнвальдсон. Пребывание Сигурда в качестве графа было очевидно свободным от родственных распрей, которые окружали некоторых других действующих лиц этого титула, и он был в состоянии преследовать свои военные амбиции на обширной территории. Он также владел землями на севере материковой Шотландии и в Судреяре, и, возможно, он сыграл важную роль в разгроме Гофраида мак Араилта, короля островов. Анналы Ольстера записывают его смерть в битве при Клонтарфе в 1014 году, это самое раннее известное упоминание о графстве Оркнейские.

Саги обращают внимание на обращение Сигурда в христианство и использование им тотемного вороньего знамени, символа скандинавского бога Одина. Эта неоднозначная тема и отсутствие подробных современных записей о его жизни привели к различным интерпретациям материала саги современными учеными.

Содержание

  • 1 Источники
  • 2 Семейное прошлое
  • 3 Правило
    • 3.1 Материковая Шотландия
    • 3.2 Гебриды
    • 3.3 Религия
  • 4 Смерть и наследование
  • 5 Интерпретации
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Источники

Источники жизни Сигурда почти полностью представляют собой норвежские саги, ни одна из которых не была записана во время событий, которые они запись. Сага об Оркнейинге была впервые составлена ​​в Исландии в начале 13 века, и большая часть содержащейся в ней информации «трудно подтвердить». Сигурд также ненадолго появляется в Саге о Святом Олафе, включенной в Хеймскрингла и в Сага об Эйрбиггья. Существуют различные рассказы о его подвигах в более причудливой Саге Ньяла, а также в Саге о Гуннлаугре Змеиный Язык, Саге Торстейна Сиду-Халлссона, Сага Ватнсдула и в сказке «Хельги и Волк» в Флатейярбоке.

Семейное прошлое

Сага Оркнейинга сообщает, что Сигурд был сыном Хлодвира, одного из пяти сыновья Торфинна Разрубающего Черепа и Эйфны. Говорят, что она дочь «короля Кьярвалра». Период после смерти графа Торфинна был периодом династических раздоров; до него правили трое братьев графа Хлодвира, хотя он умер в своей постели до того, как ему наследовал Сигурд, вероятно, в 980-х.

отчество Сигурда необычно, и, похоже, связь с этим именем и ранними корнями современного французского имени »Луи ".

Правило

Сигурд оказался в удачном положении, поскольку после его вступления на престол, похоже, не было других серьезных В этом отношении его правление отличалось от правления более раннего поколения сыновей графа Торфинна и следующего поколения тем, что оно избегало ожесточенной вражды, охватившей графство в оба этих периода.

Великий Сигурд -дед, Торф-Эйнарр, потерял удаль права фермеров Оркнейских и Шетландских островов в рамках сделки, которую он заключил с норвежской короной. Эти права были восстановлены Сигурдом. 6>Буррей клад серебряных колец-денег датируется периодом 997-1010 гг., Во время правления графа Сигурда.

Майнлан. d Шотландия

Отрывок из саги о Ньялсе в Möruvallabók (AM 132 folio 13r) около 1350 г.

Владения Сигурда включали не только сами Оркнейские острова, но и Шетландские острова, которые входили в состав графство, а также обширные земли на материковой Шотландии. Для последнего его повелителями были короли Шотландии, а не Норвегии. Размеры этих материковых владений неясны. Согласно довольно сомнительному источнику, Сага о Ньяле, они включали Росс, Морей, Сазерленд и Дейлс. В то время Морей включал в себя районы на западном побережье, включая Лочабер. Смит (1984) отмечает плотность топонимов далр на западном побережье Шотландии, и даже высказывалось предположение, что «Долины» относятся к Далриаде, хотя более вероятно, что это означает Кейтнесс. Во время правления Сигурда графство приблизилось к своему высшему разряду, и его влияние, вероятно, было превышено только влиянием его сына Торфинна.

дядя Сигурда, Льот, был убит в войне против шотландцев, и вскоре Сигурд столкнулся с неприятности от его южных соседей. Согласно саге об Оркнейинге, «граф Финнлейк» (Финдлах из Морей ) повел против него армию, которая превосходила силы Сигурда в семь раз. Затем в саге записан ответ матери Сигурда, когда он пошел к ней за советом:

Если бы я думал, что вы можете жить вечно, я бы вырастил вас в своей корзине с шерстью. Но жизни формируются тем, что будет, а не тем, где вы находитесь. Теперь возьми этот баннер. Я сделал его для вас со всем умением, которое у меня есть, и я верю в следующее: он принесет победу тому человеку, которого несли раньше, но смерть тому, кто его несет.

Знамя ворона работал так, как сказала мать Сигурда: он победил, но три знаменосца подряд были убиты.

Между норвежскими войсками и Малкольмом II из Шотландии в произошла битва. Мортлах ок. 1005 г., в котором, возможно, участвовал Сигурд или руководил им. Хотя победа досталась шотландцам, норвежцы явно провели некоторое время, расположившись лагерем в Мурене, и были вооружены большим флотом. Однако оркадское влияние в этой части Шотландии, вероятно, было временным, и в других случаях, например, во время графства его дяди Льота, шотландские войска продвигались на север, в Кейтнесс.

Гебриды

Крест Святого Мартина. на Иона датируется примерно 800 г. н.э. и был бы ориентиром, когда граф Сигурд правил Гебридскими островами.

Сигурд Крепкий также взял под контроль Гебриды и разместил ярл назвал главного Джилли. Сага Ньяля описывает экспедицию, которая произошла ок. 980 г., когда Кари, телохранитель Сигурда, разграбил Гебриды, Кинтайр и "Бретланд" (вероятно, Стратклайд ). В другом случае Кари проплыл через Минч, чтобы собрать дань с Гилли, базой которой, возможно, был Колонсей или Колл.

Анналы Ольстера. записать набег «датчан» на Иону в рождественскую ночь, во время которого настоятель и пятнадцать старейшин монастыря были убиты, и это могло быть связано с успешное завоевание острова Мэн Сигурдом и Гилли между 985 и 989 годами. В саге о Ньяле записана победа Сигурда над Гофраидом маком Араилтом, королем островов, бывший вернувшийся на Оркнейские острова с добычей. Современные Анналы Ольстера записывают подобное событие 987 года, хотя и с обратным исходом. Здесь утверждается, что 1000 норвежцев были убиты, в том числе датчане, разграбившие Иону. Два года спустя «Сага о Ньяле» сообщает о второй кампании на южных Гебридских островах, Англси,, Кинтайр, Уэльс, и о более решительной победе в Мане. Ирландские источники сообщают только о смерти короля Гофраида в Даль Риата, событии, которое Томсон (2008) приписывает силам Галла-Гаидхейла графа Гилли. регистрирует оплату дани серебром от Человека Сигурду, и, хотя это довольно ненадежный источник, есть подтверждение такого события, имевшего место в 989 году в валлийском источнике, при этом выплата была произведена по пенни каждому от местного населения " черный сонм викингов ». Было высказано предположение, что гораздо более позднее использование унций и оценок пеннилендов в Gàidhealtachd может датироваться временами графа Сигурда и его сыновей.

К 1004 году независимость западных островов от Оркнейских островов была восстановлена ​​при Рагнале мак Гофрейд, который умер в том же году. Возможно, правила совпадают: зона влияния Гилли на севере и зона влияния Рагнала на юге. После смерти Рагнала Сигурд вновь утвердил контроль, который он держал до своей смерти десять лет спустя, после чего острова, возможно, принадлежали Хокону Эйрикссону.

Религия

Группа воинов в средневековой одежде окружает двух мужчин, чьи позы предполагают, что они собираются обнять. Мужчина справа выше ростом, у него длинные светлые волосы и он носит ярко-красную тунику. Мужчина слева - лысеющий, с короткими седыми волосами и белой бородой. На нем длинный коричневый плащ. королю Норвегии Олафу Триггвасону, который как говорят, насильственно христианизировали Оркнейские острова. Картина Питера Николая Арбо.

Согласно саге об Оркнейинге, Северные острова были обращены в христианство королем Олафом Трюггвассоном в 995 году, когда он остановился у Южных стен на обратном пути в Норвегию из Дублина. Король вызвал ярла Сигурда и сказал: «Я приказываю вам и всем вашим подданным креститься. Если вы откажетесь, я убью вас на месте и клянусь, что разорю каждый остров огнем и сталью.. " Неудивительно, что Сигурд согласился, и острова сразу же стали христианскими.

Эта история повторяется в «Саге святого Олафа» (хотя здесь Олаф приземляется в Южном Роналдсе ), как и краткое упоминание о Сигурде. сын "Хунде или Дракончик", который был взят в заложники в Норвегию королем Олафом. Хунде продержался там несколько лет, прежде чем умер там. «После своей смерти граф Сигурд не проявил послушания или верности королю Олафу».

Смерть и наследование

Битва при Клонтарфе, холст, масло Хью Фрейзер, 1826

Сага об Оркнейинге мягко сообщает, что «через пять лет после битвы при Сволдере » граф Сигурд отправился в Ирландию, чтобы поддержать Сигтригга Шелкоборода, и, взяв знамя ворона, был убит в битве. это имело место в Страстную пятницу. (Хронология немного неверна в том смысле, что смерть Сигурда, как известно, произошла через 14 лет после Сволдера.)

Сага Ньяла содержит немного больше деталей, утверждая, что Гормфлейт Инген Мурчада побудил ее сына Сигтригг заставил Сигурда сражаться против ее бывшего мужа, Брайан Бору : «Она послала его к графу Сигурду просить о помощи... Затем король Сигтригг отправился на юг, в Ирландию, и сказал своей матери, что граф был

Ирландский источник XII века, Cogadh Gaedhil re Gallaibh, описывает события битвы при Клонтарфе в 1014 году. и Leinstermen "возглавлялись Бродиром с острова Мэн и Сигурдом, и битва длилась весь день. Хотя Брайан был убит в битве, ирландцы в конечном итоге отбросили своих врагов в море, а сам Сигурд был убит. Его смерть подтверждается Анналами Ольстера, в которых записано, что среди мертвых был «Сиухрайд, сын Лодуира, ярла Инси Орк» (то есть Сигурда, сына Хлодвира, графа Оркнейского). Это самое раннее известное современное упоминание о графстве Оркнейских.

Сигурд оставил четырех сыновей: Бруси, Сумарлиди, Эйнар и Торфинн, каждый из которых также будет носить титул графа Оркнейских островов; Изначально земли были разделены между тремя старшими братьями, Торфинну в то время было всего пять лет. В частности, утверждается, что мать Торфинна является дочерью Малькольма II, врага норманнов в Мортлахе.

Сага Ньяла содержит имена различных других родственников Сигурда. Хавард, убитый в Трасвике (современный Фресвик в Кейтнессе), упоминается как его зять. Говорят, что Сигурд выдал свою сестру Нерейду (также называемую Суонлаугой) замуж за графа Гилли.

Интерпретации

Графство Сигурда «оказало магнетическое притяжение на высокопоставленных исландцев» и вдохновило множество историй о военной доблести в своих сагах о семействе.

Фрагмент из гобелена Байё, на котором норманн рыцарь несет нечто, похожее на знамя ворона

«Король Кьярвалр, предполагаемый дед Сигурда, фигурирует как Кьярвалр Ораконунгр в Ланднамабоке и был идентифицирован как Цербалл мак Дунлинге, король Осрейджа, умерший в 888 году. Очевидно, это хронологическая проблема: мать Сигурда была дочерью короля, умершего более чем за 70 лет до смерти своего деда, графа Торфинна. Кроме того, Торстейн «Красный» Олафссон (в конце IX века и прадед Хлодвира) был, по-видимому, женат на внучке Кьярвалра. Вульф (2007) заключает, что авторы саг, возможно, перепутали эту историю о происхождении Сигурда Хлодвирссона с историей о Торстейне, близком союзнике Сигурда Эйстейнссона.

Опираясь на Адама Бременского. Утверждение, что Оркнейские острова не были завоеваны до Харальда Хардрада, правившего Норвегией с 1043–1066 гг., Вульф (2007) предполагает, что Сигурд мог быть первым графом Оркнейских островов. Он также предлагает гипотезу о том, что графство было создано датским королем Харальдом Блуэто примерно в 980 году, а не во времена Харальда Фэйрхейра сто лет назад. Он заключает, что «если бы на Оркнейских островах не было графов до времен Сигуро, это могло бы помочь объяснить низкий статус островов в анналах, поскольку они, по большей части, фиксируют только смерти великих людей». Однако отсутствие комментариев по этому поводу в ирландских источниках до смерти Сигурда неудивительно. Ирландские источники того периода не были хорошо осведомлены и «мало интересовались» Оркнейскими островами. Смит (1984) более сочувствует утверждениям саг и утверждает, что Торф-Эйнар «может считаться первым историческим графом Оркнейских островов».

захоронение лодки Шрам, найденное на острове of Sanday

Конфликт между Сигурдом и Олафом Трюггвассоном, вероятно, произошел до их случайной встречи в Кирке Хоупе, поскольку последний, как известно, совершал набеги на Судрёяр в период 991-94 гг. Его мотивы решительного стремления к христианскому послушанию были скорее политическими, чем религиозными. Его возвращение в Норвегию было направлено на то, чтобы претендовать на королевский титул там, и поэтому получение пассивных Оркнейских островов до этого было для него большим преимуществом. Хотя брак Сигурда с неназванной дочерью Малкольма Шотландского упоминается в Саге об Оркнейинге сразу после смерти Хунде и последовавшего за этим разрыва графа с Олафом Трюггвассоном, Томсон (2008) рассматривает это брачное соглашение как совместную попытку оркадцев и шотландцев выступают против «общей угрозы со стороны Мурены», а не как пренебрежения к Норвегии.

Когда писались саги, Оркнейские острова были христианами в течение 200 или более лет, и сама история обращения «явно неисторична». Когда норвежцы прибыли на Северные острова, они бы обнаружили, что организованное христианство там уже процветает, хотя в сагах об этом вообще не упоминается. Более того, скандинавский драконий мотив на бляшке из китовой кости, найденной в захоронении лодки Шрам, был обнаружен вместе с могилой пожилой женщины, которая умерла не позднее 950 г. н.э., а также весомыми археологическими находками. данные свидетельствуют о том, что христианские захоронения были широко распространены на Оркнейских островах во времена Сигурда. Возможно, намерение состояло в том, чтобы отрицать влияние коренных элементов оркадской и шетландской культуры и подчеркнуть, что позитивные культурные изменения пришли из Скандинавии, и в то же время критиковать в данном случае неоправданно грубый метод норвежского вмешательства. Включение рассказа о знамени ворона в материал саги может передать идею возрождения язычества в оркадском обществе и реакцию на попытки норвежцев установить контроль над островами. Однако в «Саге об Оркнейинге» есть яркий контраст между смертью Сигурда, схватившегося за знамя ворона, и более поздней карьерой его сына Торфинна, которому приписывают несколько достижений в привлечении Оркнейских островов в господствующий христианский мир. В целом намерение может заключаться в привлечении внимания к этому переходу.

См. Также

Ссылки

Примечания

Сноски

Общие ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:38:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте