Винсент Ван Гог нарисовал и написал серию работ своей любовницы Сиен во время их совместной жизни в Нидерланды. В частности, его рисунок Скорбь широко признан шедевром рисования, кульминацией долгого и иногда ненадежного ученичества в изучении своего ремесла.
Обычно его называют Сиен Хорник, Класина Мария Хорник (1850–1904) жила с Ван Гогом большую часть времени в Гааге с 1881 по 1883 год. Ван Гог использовал Сиен, беременную проститутку, в качестве модели для своей работы, а затем взял Сиен и ее дочь к себе домой. Ван Гог в этот период рисовал и изображал Сиен и ее дочь, ребенка и мать, которые отражали семейную жизнь и лишения работающих бедняков. Их отношения не были приняты его семьей или сторонниками, хотя его брат Тео не отказался от своей поддержки. Однако он, несомненно, способствовал расколу с Антоном Маувом, двоюродным братом и известным художником Гаагской школы, который познакомил Ван Гога с живописью, а также поддерживая его финансово, которого Ван Гог уважал. По настоянию своего брата Тео Ван Гог покинул Сиен в 1883 году, чтобы нарисовать Дренте, положив конец единственным семейным отношениям, которые у него когда-либо были.
Сиен возобновила свою жизнь швеей, уборщицей и вероятная проститутка до замужества в 1901 году. 12 ноября 1904 года в возрасте 54 лет она бросилась в реку Шельда и утонула, выполнив предсказание, которое она сделала Ван Гогу в 1883 году: «Что такое плохое настроение? еще более отчаянно... «это обязательно закончится тем, что я прыгну в воду».
Летом 1881 года Ван Гог влюбился в своего недавно овдовевшего двоюродного брата. Он предложил жениться, но получил отказ с категоричным «нет, нет, никогда» («nooit, neen, nimmer»). Не обращая внимания на это, он, тем не менее, продолжал привлекать свое внимание, несмотря на растущее беспокойство и неодобрение его семьи, что в конечном итоге привело к тому, что он на время покинул семейный дом, чтобы учиться рисованию в Гааге со своим двоюродным братом Антоном Мауве.
Мауве был успешным и известным художником, ведущим членом Гаагской школы и мастером-колористом, чьи картины находили готовый рынок как дома, так и за рубежом. Он женился на двоюродной сестре Ван Гога, Ариетте (Джет) Карбентус, в 1874 году, когда она была еще очень молодой, и он уже был признан и успешен, и поэтому его почитала семья Ван Гога. В то время он был занят своей огромной рыбацкой лодкой на берегу, которую он готовил к Салону в следующем году, но, тем не менее, он нашел время для Ван Гога, чтобы посоветовать ему свои рисунки, пригласив его вернуться. через несколько месяцев, чтобы оценить прогресс.
После последней унизительной попытки завоевать Ки, эпизода, который сильно поколебал его религиозную веру, Ван Гог вернулся в дом своих родителей в Эттене в конце 1881 года. На Рождество того же года он отказался посещать церковь, что спровоцировало жестокую ссору со своим отцом, пастором, в результате которой он уехал из дома в тот же день.
Он вернулся в Гаагу. и продолжил обучение у Мауве. Мауве помог ему основать скромную студию на Шенквег на окраине Гааги, одолжив ему денег на покупку мебели, и познакомил его с Pulchri Studio, самым важным в Гааге художественное общество, в котором он сам играл главную роль. Он также познакомил Ван Гога с живописью, сначала маслом, а затем акварелью.
В конце января 1882 года Ван Гог сам по себе встретил бездомную беременную проститутку по имени Класина (Сиен) Мария Хорник, которую бросил отец ребенка, которого она вынашивала. Точная дата этой встречи неизвестна, кроме датировки Ван Гога в письме Тео, написанном в мае. Однако в другом письме, написанном в середине января, упоминается, что он вел переговоры о моделировании с «матерью с маленьким ребенком», и кажется вероятным, что это была Сиен. Также высказывалось предположение, что женщина, которую он «нашел» после его унизительного отказа со стороны своего двоюродного брата Ки Вос, как описано в письме к Тео около 23 декабря прошлого года, и непосредственно перед его окончательным отчуждением от отца в тот день Рождества, находилась в факт Sien, хотя прямых доказательств этому предположению нет. Судя по датам, Ван Гог не мог быть отцом ребенка.
Сиен родился в 1850 году, он был старшим из десяти детей Питера Хорника, швейцара из бедного района Гест, и его сына. жена. Питер умер в 1875 году. Чтобы обеспечить семью, Сиен и ее мать работали швеями и убирали дома. К их доходам добавлялось то, что брат Сиена, Питер, мог обеспечить за счет доходов от своего бизнеса по изготовлению стульев. Семья часто полагалась на государственную помощь. Какое-то время Сиен и некоторые из ее братьев и сестер жили в католическом приюте, полагаясь на помощь общественной столовой и церковной благотворительности. Ее заработки были настолько скудными, что она обратилась к проституции в поисках большего дохода. К 32 годам незамужняя Сиен родила четверых детей, двое из которых остались живы: Мария Вильгельмина, родившаяся примерно в 1877 году, и Виллем, родившаяся в июле 1882 года. У Сиен было слабое здоровье из-за послеоперационных последствий перенесенных ранее операций. болезнь и венерическое заболевание, которое она, кажется, передала Ван Гогу, который был госпитализирован в июне 1882 г. из-за гонореи.
Сиен всю зиму позировала Ван Гогу. В обмен Ван Гог предоставил Сиен и ее дочери жилье и еду. Сиен была больна, когда он встретил ее, и он сделал все, что мог, чтобы вылечить ее. Ван Гог подумывал жениться на Сиен, чтобы заботиться о ней и держать ее подальше от улиц. Он представлял себе жизнь, в которой Сиен будет его помощницей, помогая ему в дальнейшей творческой карьере. Сиен тоже хотела выйти за него замуж, хотя он был беден. Его семья, в том числе его брат и сторонник Тео, выступили против этих отношений, и его надежда на дальнейшую поддержку была сомнительной.
В июне 1882 года Ван Гог был госпитализирован с гонореей. Не подчиняясь указаниям врача, он покинул больницу 1 июля, чтобы навестить Сиен в Лейдене, где она только что родила мальчика. Ван Гог переехал в большую студию по соседству с Сиен и двумя ее детьми. Сиен потребовался длительный период восстановления после тяжелой беременности и родов. А вот мальчик, похоже, принес Ван Гогу много счастья. Он объяснил, что, хотя он стремился углубиться как художник, он также хотел сделать это как мужчина.
В результате отношений с Сиеном Ван Гог потерял поддержку и доброжелательность со стороны семьи и друзей, и его отношения с родителями стали еще более напряженными. Его учитель и кузен, Антон Маув, внезапно прекратил свою поддержку и опеку в течение нескольких недель после первой встречи Ван Гога с Сиен, хотя были и другие факторы, не в последнюю очередь их взаимная меланхолия. Хульскер назвал это простой трагедией Ван Гога. Точно так же давний друг семьи, Херманус Терстег, влиятельный торговец произведениями искусства, который научил Винсента и его брата Тео многому об искусстве и литературе и который подарил Винсенту свой первый набор принадлежностей для искусства, когда он решил стать художником, хотя он всегда был несколько двусмысленен в своей поддержке, в то же время внезапно отказался.
Антон Мауве - Рыболовная лодка на берегу, 115 х 172 см. Это была картина, над которой Мауве работал во время своих отношений с Ван Гогом. Он был показан в мае на Салоне 1882 г.. Gemeentemuseum, Гаага.Отношения Ван Гога с Мауве на самом деле длились не больше месяца. Уже в конце января он писал своему брату Тео, что ему не всегда легко ладить с Мауве. Вскоре после этого они поссорились друг с другом из-за проблемы рисования с гипсовых слепков, за которую Маув очень хотел, чтобы Ван Гог усовершенствовал свою технику. Ван Гог, однако, яростно настаивал на рисовании с моделей и в припадке досады уничтожил несколько гипсовых слепков рук и ног, которые Маув дал ему для изучения. После этого инцидента Маув сказал, что в следующие два месяца (то есть до конца зимы) он больше не будет иметь с ним ничего общего. На самом деле Маув решил полностью порвать с Ван Гогом. Ван Гог сначала обвинил Терстега в безразличии Мауве, но случайная встреча с Мауве в мае дала ему понять, что Маув окончательно порвал с ним. Он описал встречу в письме к Тео, и в том же письме он впервые раскрыл свои отношения с Сиен и страстно их защищал:
Люди подозревают меня в чем-то... это витает в воздухе... Я должен что-то скрывает... Винсент скрывает что-то, что не может быть разглашено... Что ж, джентльмены, я вам скажу - вы, которые очень дорожат манерами и культурой, и правильно сделали, при условии, что это настоящая вещь - что такое более культурный, более чувствительный, более мужественный: оставить женщину или бросить вызов брошенной?
Ван Гог покинул Сиен осенью 1883 года и отправился в Дренте рисовать. Сиен вернулась к работе швеей, уборщицей и, возможно, проституткой. Ее дети, Мария и Виллем, жили с матерью Сиен и братом Питером. В 1901 году Сиен вышла замуж за моряка Антона ван Вейка. Она покончила жизнь самоубийством в 1904 году в возрасте 54 лет в гавани Роттердама, через 14 лет после смерти Ван Гога.
На протяжении своей карьеры Ван Гог сделал несколько портретов своих близких друзей-художников или членов семьи. В частности, не существовало никаких портретов даже его брата Тео, безусловно, наиболее близкого ему. Однако в 2011 году старший научный сотрудник Музея Ван Гога Луи ван Тилборг объявил, что он удовлетворен тем, что один из многих автопортретов Винсента Ван Гога на самом деле является портрет его брата Тео. Его вывод был основан на ряде поразительных различий между их чертами. На портрете Тео, сделанном в 1887 году, изображен мужчина с выбритыми щеками. Борода Тео не красная, как у Винсента, а скорее охристая. Вдобавок ко всему, ухо этого человека имеет прекрасную округлую раковину, в отличие от у Винсента, но как у Тео.
Винсент особенно интересовался рисованием семей из рабочего класса, как видно из Едоки картофеля, его серия «Семья Рулен». На него особенно повлиял социальный реализм английских иллюстраторов, таких как Хуберт фон Херкомер, Самуэль Люк Филдес и Фрэнк Холл, работает в The Graphic, британской еженедельной иллюстрированной газете, основанной социальным реформатором Уильямом Лусоном Томасом. Ван Гог часто упоминал их в своих письмах, и он получил полный набор задних номеров The Graphic между 1870 и 1880 годами, украсив свою студию своими любимыми гравюрами.
К августу 1882 года он взялся за дело. рисовала маслом всерьез, но, несмотря на многообещающее начало, через месяц резко отказалась от нее, чтобы возобновить ее только следующим летом. Частично причина, несомненно, заключалась в расходах на рисование маслом, но Найф и Смит предполагают, что настоящая причина заключалась в том, что в то время его сердце было сосредоточено на рисовании. В своем волнующем письме от 16 мая 1882 г., описывая свое последнее унижение со стороны семьи Ки Вос и то, как он пришел, чтобы познакомиться с Сиен и его отношения с ней, он писал:
Я хочу сам пережить семейные радости и печали. так что я могу извлечь их из опыта. После того, как я уехал из Амстердама, я почувствовал, что моя любовь, которая была по-настоящему честной, по-настоящему неподдельной и сильной, была буквально забита до смерти, но после смерти человек воскрес из мертвых. Ресургам. Потом я нашла Кристиена...
К сентябрю Сиен оправилась от трудного заключения и была готова снова позировать. В то же время Ван Гог открыл своего сироту, Адриануса Якоба Зюйдерланда, который стал его любимой и самой терпеливой моделью. С наступлением зимы и усложнением работы на открытом воздухе Ван Гог удалился в свою студию и вернулся к рисованию фигур. Он использовал оставшийся холст своей работы маслом, чтобы закрыть окна и отрегулировать свет, падающий на его модели.
Работы Сиена, 32-летнего старая проститутка и швея, часто изображают ее в традиционных домашних женских ролях: матери, швеи и домашней прислуги. На рисунке Скорбь (F929, F929a) и последующей литографии (F1655) Сиен представляет печаль и слабость женщины. Некоторые из работ являются знаковыми, например, «Сидящая женщина» (F935, JH143) и «Мать с младенцем». Когда Ван Гог делал рисунки шитья Сиен, композиции были просты, как и ее работы. Если бы она была на более высоком уровне в жизни, картина ее шитья, несомненно, показала бы, как она вышивает. Шитье Сиена было не просто занятием для удовольствия, а тяжелым трудом.
Что касается Сидящей женщины, то любопытно, что он позировал Сиен в платье, идентичном тому, которое носила Ки Вос Стрикер, что подтверждается фотография Ки Вос и ее сына, внесенная в каталог голландского национального архива Geheugen van Nederland и хранящаяся в коллекции музея Ван Гога в Амстердаме (воспроизведена вверху слева).
В письме Ван Гог упомянул, как он относился к Сиену его помощница или партнер по созданию произведений, на которых она изображена. Он напишет Тео о своих отношениях с Сиен, сказав, что это была не совсем любовь между ними, а скорее взаимопонимание. Винсент забрал Сиен с улиц и обеспечил ее и ее детей, а в ответ она позировала ему.
Сиен с сигарой, сидя на полу у камина, карандаш, черный мел, ручка и кисть, сепия, вымытая и усилено белым цветом, апрель 1882 г. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды (F898, JH141)
Сиен в белой шляпе, карандаш, черный литографический мел, промытый, декабрь 1882 г., Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды (F931, JH291)
Сидящая женщина, карандаш, ручка и кисть, черные тушь, коричневый цвет / сепия, белая непрозрачная акварель, следы квадратов, на застежке (два листа), Апрель 1882 г., Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды (F935, JH143)
Прогуливающиеся две женщины (беременная Сиен и ее мать), карандаш, первая половина 1882 года, рядовой коллекция, Нидерланды (F988a, JH148)
Сиен, Шитье, полуфигурка, карандаш, черный горный мел 1883 г., Музей Бойманса Ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды (F1025, JH346)
Сиен, шитье, полуфигур, карандаш, слегка вымытый, 1883 год, музей Креллера-Мюллера, Оттерло, Нидерланды (F1026, JH347)
Сиен с зонтом и молитвенником, карандаш, черный мел, 1882 г., частное собрание, (F1052, JH101). Подпись внизу слева ложная. Хульскер считает это одним из самых ранних рисунков Сиена.
Sien Peeling Potatoes, черный мел, 1883 г., Gemeentemuseum Den Haag, Гаага, Нидерланды [предоставлено Полом Ситроеном] (F1053a, JH358)
Sien Nursing Baby, полуфигур, рисунок, 1882, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды (F1062)
Sien Nursing Baby, рисунок, 1882, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды (F1063)
Sien Nursing Baby, рисунок, 1882 г., частное собрание (F1064)
Sien Nursing Baby, полуфигур, рисунок, 1882 г., частное собрание, (F1065)
Sien Nursing Baby, акварель, 1882 г., частное собрание (F1068)
Sien с младенцем на коленях, рисунок, 1882 г., Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды (F1071)
Женщина ( Сиен) с младенцем на коленях, полуфигур, сентябрь 1882 г. (F1061)
дочь Сиен с шарфом, январь 1883 г. музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды ( F1007)
Сиен, Сидящая на корзине с девушкой, 1883, Натуральный черный, мел, перо и кисть коричнево-черными чернилами (возможно, изначально черными), черная акварель, непрозрачная серая акварель, серая (?) краска, поцарапанная, на тканой бумаге, Музей Ван Гога, Амстердам (F1072), JH341)
Девушка на коленях у колыбели (Мария и Виллем), март 1883 г., рисунок (карандаш, уголь, усиленный белым), Музей Ван Гога, Амстердам (F1024)
Женщина в темной шапочке (Мать Сиен), 1882 г. (F1057)
Дом матери Сиен, рисунок, 1882 г., частное собрание, (F941)
Дом матери Сиен, вид вблизи, рисунок, 1882 г., Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния (F942)
Довольно бедная семья Сиена часто полагалась на общественную столовую в поисках еды.
Хульскер назвал подписанный рисунок "Общественная суповая кухня" (F1020a ниже) важным и привлекательным. Ван Гог и его современник Джордж Хендрик Брайтнер сделали зарисовки вместе в столовой в Гесте (неизвестно, какой из нескольких вариантов это было). После того, как Ван Гог приложил усилия и потратил деньги на установку жалюзи на окнах, чтобы отрегулировать свет и воссоздать саму сцену в своей студии, он смог изучить свои модели на досуге. Таким образом, он смог добавить больше светотени (светлое и темное) в свой рисунок, который он выполнил природным («горным») мелом, который послал ему Тео и свойства которого он хвалит в своих письмах.. Все модели из семьи Сиен: ее мать и ребенок слева, ее сестра, повернувшаяся спиной, и ее дочь, стриженная в качестве меры предосторожности от вшей, в центре, а сама Сиен, великолепно выполненная в профиль, справа.. Акварель F1020b (ниже) гораздо менее успешна, как признал сам Ван Гог, частично обвиняя бумагу в том, что она не подходит для работы.
Общественная столовая, набросок письма, 1883 г., Музей Ван Гога, Амстердам (F271)
The Public Soup Kitchen, эскиз письма, 1883, Музей Ван Гога, Амстердам (F272)
The Public Soup Kitchen, рисунок, 1883, Ван Гог Музей, Амстердам (F1020)
Раздача супов на общественной столовой, рисунок, 1883 г., Музей Ван Гога, Амстердам (F1020a)
Общественная суповая кухня, акварель, 1883 г., Частное собрание (F1020b)