Осада Наджафа (1918) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть месопотамской кампании из Первая мировая война | |||||||
. Аэрофотоснимок Наджафа, 1918 год | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Британская империя. Пробританские шейхи:
| Джамия аль-Нахда аль-Исламия. Антибританские шейхи
| ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Фрэнсис Бальфур. В. М. Маршалл † | Наджм аль-Баккал | ||||||
Численность | |||||||
1 бригада | ~ 30 000 жителей | ||||||
Расположение в Ираке |
Осада Наджафа была сражением между британской армией и местными повстанцами в городе Наджаф во время Первой мировой войны. Город попал под контроль четырех шейхов в 1915 году после восстания против Османской империи и был взят под контроль Великобритании в 1917 году. В 1918 году, когда стало ясно, что британцы стремились захватить, а не освободить Ирак, -Британское движение под названием Джамия аль-Нахда аль-Исламия было сформировано в Наджафе, чтобы противостоять британскому правлению. Восстание началось 19 марта, когда капитан Маршалл был убит в цитадели Наджафа. Впоследствии британцы осадили город 23 марта, лишив доступа к продовольствию и воде, прежде чем город окончательно сдался 4 мая 1918 года. 25 мая лидеры повстанцев были приговорены к смертной казни. Степень воздействия восстания на развитие иракского национализма оспаривается.
После поражения Османской империи в Битва при Шайбе в середине апреля 1915 года османская власть в глазах месопотамских арабов была разрушена. В городе Наджаф местные жители почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы начать прямой вызов местной власти Османской империи, и были готовы к открытому восстанию. Есть два разных рассказа о том, как началось восстание: Согласно первому, после того, как османские войска заставили женщин опустить чадры, переворачивая каждый последний камень в погоне за отсутствующими мужчинами, негодование, наконец, вскипело 22 мая, когда мятежники уложили осадили правительственные здания и армейские казармы, воздвигли контрольно-пропускные пункты и даже разорвали телеграфные столбы на несколько миль, чтобы никакая помощь не достигла гарнизона. После трехдневной перестрелки османский губернатор в Багдаде договорился о безопасном выводе солдат, расквартированных в городе. Согласно второму сообщению, Карим аль-Хаджи Саад, переживший битву при Шайбе, вошел в город, который в то время находился под военным положением, с 30 мужчинами через дыру в стене и сопротивлялся попыткам османской империи вернуть Наджаф. в течение 24 часов, прежде чем помощь позволила ему захватить город, приведя присутствующие османские войска к отступлению. Чарльз Р.Х. Трипп отмечает, что, хотя восстание было антиосманским в широком смысле, восстание не поддерживало британских военных усилий и вместо этого намеревались предоставить городу более высокую административную автономию.
В любом случае повстанцы обеспечили себе независимый город под властью 4 разных шейхов Зукурта и Шумурта: Сайида Махди аль Сайвид Салман, Хаджи Атия Абу Кулал, Кадхим Субхи и Хаджи Саад ибн Хаджи Радхи. Шейхи регулярно грабили граждан Наджафа под предлогом налогообложения. Наджаф продолжал торговать с Османской империей, одновременно укрепляя свои отношения с Великобританией. Все источники согласны с тем, что британцы захватили Наджаф в 1917 году, но расходятся во мнениях относительно деталей: согласно Аббасу Кадхиму, независимость Наджафа закончилась в июле 1917 года, когда британцы назначили капитана Фрэнсиса Бальфура политическим офицером Шамийи и Наджафа. Согласно британским документам, британское правление началось в августе 1917 года, когда Хамид Хан был назначен первым правительственным агентом. По словам Кейко Сакаи, пробританское племя аназа мигрировало в окрестности Наджафа в октябре 1917 года, и когда они подверглись нападению со стороны наджафитов за отказ платить налоги, британцы послали войска, чтобы напрямую взять на себя управление.
В начале января 1918 года небольшое количество британских войск прибыло в Куфу, что, вероятно, заставило шейхов Наджафи поверить в то, что на других фронтах им было тяжело. В середине января британский кавалерийский патруль был обстрелян Наджафом, и когда 14 января британцы потребовали объяснений, шейхи Наджафи вместо этого начали атаковать британские посты и войска в Наджафе, положив начало открытому восстанию. Поскольку шейхи не смогли мобилизовать поддержку населения в Наджафе, британцы смогли быстро вернуть город 19 января, положив конец первому восстанию. Наджаф был оштрафован в размере 50 000 рупий и 500 винтовок, которые шейхи заплатили грабежом у граждан. Однако напряженность в отношениях между арабами и британцами росла, поскольку становилось все более очевидным, что британцы стремятся оккупировать, а не освободить Ирак. Это было ясно из новой системы налогообложения и назначения политработников в каждую область. В том же году в Наджафе была создана антибританская организация под названием Джамия ан-Нахда аль-Исламия.
Руководство Джамия ан-Нахда аль-Исламия в то время было разделено на то, были ли чтобы начать восстание. Торговец с базара по имени Хаджи Наджм аль-Баккал, который был одним из основных членов организации, надеялся, что дерзкий акт насилия спровоцирует весь город или, возможно, даже всю страну на открытое восстание против Британии.
Утром 19 марта 1918 года несколько наджафитов во главе с Хаджи Наджмом аль-Баккалом, замаскированными под Шабана, оплачиваемую британцами арабскую полицию, вошли в цитадель Наджафа, где убили капитана В.М. Маршалла, который находился в городе с 1 февраля 1918 года. Впоследствии они были изгнаны из цитадели членами пенджабской гвардии, которые затем оказались в осаде членов «Джамия аль-Нахда аль-Исламия». Первым восстанием руководил главный шейх Наджафа Абу Кулал. Восстание также поддержали Кадхим Субхи, шейх Бурака, и Саад ибн Хаджи Радхи, шейх Мушрака. Только шейх Хувейша Сайвид Салман выступил против восстания из-за его личного соперничества с Абу Кулалом. Британский капитан Фрэнсис Бальфур, дислоцированный в Куфе, в ответ эвакуировал половину полиции, а другая половина укрылась в доме аль-Сайвида Салмана. Повстанцы предъявили британцам ряд требований, выразив желание управлять собой без британского вмешательства.
23 марта, через 4 дня после начала восстания, британцы начали осаду города, окружив город колючая проволока. Жителям было отказано в доступе к пище и воде. Наджафиты овладели группой курганов, известных под общим названием Тель-Хувейш, и укомплектовали городские стены и бастионы войсками, вооруженными в основном брошенными турецкими винтовками.
Британцы выдвинули 4 требования:
В течение следующего В течение 2 недель между британскими войсками и силами Наджафи велся спорадический перестрелок, в то время как осада все более ужесточалась. Наджафиты пытались обратиться за помощью к племенам, но их посланник был пойман на пересечении британских позиций и казнен.
7 апреля британцы нанесли большой артиллерийский огонь и захватили холмы Хуваиш, возвышающиеся над городом, с двумя индейцами. батальоны и эвакуированные чиновники. Не выдержав осады, мятежники наконец сдались 4 мая, и блокада была объявлена оконченной. 25 мая лидеры повстанцев были приговорены к смертной казни.
После провала восстания один из лидеров восстания перед казнью написал следующее стихотворение:
[...] Мы [восстали] с величайшей решимостью,. Не позволяя нам бояться смерти или идти на компромисс.. И с величайшим рвением. Не соглашались на компромисс, несмотря на наших близких.. Мы использовали его, чтобы охранять путь Пророка,. Пророка просвещения и книги откровения.. И мы сохранили гордость иракского народа,. И мы были для его благороднейшего крепкого вала.. И мы вели сражения, и это было смертью,. В защиту мусульманских ученых.. И отряды наших врагов, англичан,. заполняют всю местность.. Они нападают на людей Яриб [один из «отцов» арабов],. Чтобы излечить их [британцев] негодование и горечь.. И их самолеты наполняют небо,. Сбрасывая бомбы, как смертельный дождь.. […] Мы видели бури d eath,. Но то, что мы увидели, далось нам легко.. Когда мы были пленниками в руках врага,. мы испытали глубокую и растущую боль.. И несправедливость по отношению к святому городу [Наджафу] и весь Ирак,. Лев [мятежники] покинули свое логово.. Но мы справились с печалью,. И мы ждем смерти от одного момента к другому.
— Мохаммад Джавад аль-ДжазаириВосстание в Наджафе было ограниченным, местным и непродолжительным. Но иракцы усвоили важный урок: они не могли успешно свергнуть англичан без участия племен. Новое восстание 1920 г. будет намного больше по размаху и продолжительности, но, тем не менее, в конечном итоге будет подавлено англичанами.
Традиционная иракская историография рассматривает восстание 1918 года в Наджафе как «пробный запуск» более позднего иракского восстания против британцев. Это часть националистического повествования об истории Ирака раннего Нового времени, в котором основные события ставятся в рамках всеобъемлющего движения к независимости Ирака. Однако это мнение оспаривается Фанаром Хаддадом, который заявляет, что «восстание в Наджафи было локальным явлением, которое подпитывалось антибританскими настроениями движения джихада. Другими словами, какая идеологическая мотивация, сопровождавшая восстание, все еще вращалась вокруг мусульман - дихотомия неверных ". и что они сражались как «арабские мусульмане или мусульмане-наджафи, но еще не как в первую очередь иракские мусульмане». В поддержку своей точки зрения он отмечает, что первоначальные требования Наджафи к британцам не содержали никакого упоминания об Ираке. Однако он не считает, что восстание было совершенно не связано с формированием иракского национализма, говоря, что восстание «усилило антибританские настроения и усилило чувство коллективной неприязни к британцам»