Осада Кале (1940)

редактировать

Осада Кале
Часть Битвы за Францию ​​
21May-4June1940-Fall Gelb.svg . Битва за Францию, ситуация 21 мая - 4 июня 1940 г.
Дата22–26 мая 1940 г.
МестоположениеКале, Франция 50 ° 57′22 ″ с.ш. 1 ° 50'29 ″ E / 50,95611 ° N 1,84139 ° E / 50,95611; 1,84139 Координаты : 50 ° 57′22 ″ N 1 ° 50′29 ″ E / 50,95611 ° N 1,84139 ° E / 50,95611; 1.84139
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. Франция Франция. Бельгия Германия
Командиры и лидеры
Соединенное Королевство Клод Николсон (Военнопленный ). Франция . Франция (Военнопленные ) Нацистская Германия Фердинанд Шааль
Численность
c.4000 человек. 40 танков1 танковая дивизия
Жертвы и потери
Британцы: 300 убитыми. 200 ранеными ( эвакуировано). 3500 пленных. французов, бельгийцев и голландцев: 16000 военнопленных
Кале находится во Франции Кале Кале Кале в Северной Франции, субпрефектура из отдел из Па-де-Кале

Осада Кале (1940) была битвой за порт Кале во время битвы Франции в 1940 году. Осада велась одновременно с битвой при Булони, незадолго до операции «Динамо», эвакуации (BEF) через Дюнкерк. После франко-британской контратаки в битве при Аррасе (21 мая) немецкие части были сдержаны, чтобы быть готовыми к возобновлению контратаки 22 мая, несмотря на протесты генерала Хайнц Гудериан, командующий XIX армейским корпусом, который хотел устремиться на север вдоль побережья Ла-Манша, чтобы захватить Булонь, Кале и Дюнкерк. Атака части 19-го армейского корпуса была санкционирована только в 12:40 в ночь с 21 на 22 мая.

К тому времени, когда 10-я танковая дивизия была готова атаковать Кале, британская 30-я пехотная бригада и 3-й Королевский танковый полк (3-й RTR) усилил французские и британские войска в порту. 22 мая британские войска установили блокпосты за городом, и французские арьергарды вступили в схватку с немецкими бронетанковыми частями, когда они продвигались к Кале. Британские танки и пехота получили приказ на юг для усиления Булони, но было уже слишком поздно. Затем они получили приказ сопровождать колонну с продовольствием в Дюнкерк, но обнаружили, что дорога заблокирована немецкими войсками. 23 мая британцы начали отступать к старым стенам Кале (построенным в 1670-х годах), а 24 мая началась осада. Атаки 10-й танковой дивизии были в основном неудачными, и к вечеру немцы сообщили, что около половины их танков были подбиты, а треть пехоты - жертвами. Немецкие атаки были поддержаны люфтваффе, в то время как защитники союзников были поддержаны их флотом, доставляющим припасы, эвакуацией раненых и бомбардировкой немецких целей вокруг порта.

В ночь с 24 на 25 мая защитники были вынуждены отступить с южной части enceinte к линии, прикрывавшей Старый город и Цитадель ; На следующий день атаки на эту более короткую линию были отражены. Немцы несколько раз пытались убедить гарнизон сдаться, но из Лондона был получен приказ держаться, поскольку французский командующий северными портами запретил эвакуацию. Еще несколько немецких атак рано утром 26 мая потерпели неудачу, и немецкому командующему был предъявлен ультиматум, что, если Кале не будет захвачен к 14:00, нападавшие будут отведены назад, а город сровнен с землей Люфтваффе. Англо-французская оборона начала рушиться ранним днем ​​и в 16:00. Приказ «каждый сам за себя» был отдан защитникам, когда французский командующий Ле Телье сдался. На следующий день малые военно-морские корабли вошли в гавань и подняли около 400 человек, а самолеты ВВС Великобритании и авиации флота сбрасывали припасы и атаковали немецкие артиллерийские огневые точки.

В 1949 году Черчилль писал, что защита Кале отсрочила нападение Германии на Дюнкерк, помогая спасти 300000 солдат BEF. Гудериан опроверг это утверждение в 1951 году. В 1966 году Лайонел Эллис, официальный британский историк, писал, что три танковые дивизии были отвлечены обороной Булони и Кале, что дало союзникам время бросить войска, чтобы закрыть брешь к западу от Дюнкерка. В 2006 году Карл-Хайнц Фризер писал, что приказ об остановке, отданный командирам немецких частей из-за англо-французской атаки в битве при Аррасе (21 мая), имел больший эффект, чем осада. Гитлер и высшее немецкое командование запаниковали из-за своего страха перед фланговыми атаками, когда реальная опасность заключалась в том, что союзники отступили к побережью, прежде чем они могли быть отрезаны. Подкрепления, посланные из Великобритании в Булонь и Кале, прибыли вовремя, чтобы опередить немцев и сдержать их, когда они снова двинутся в наступление 22 мая.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Кале
    • 1.2 BEF
    • 1.3 Битва за Францию ​​
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Подготовка Германии к наступлению
    • 2.2 Подготовка обороны союзников
  • 3 Битва
    • 3,1 22 мая
    • 3,2 23 мая
    • 3,3 24 мая
    • 3,4 25 мая
    • 3,5 26 мая
  • 4 Последствия
    • 4,1 Анализ
    • 4,2 Потери
    • 4,3 Последующие операции
  • 5 Поминовение
  • 6 Боевые порядки
  • 7 Примечания
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Справочная информация

Кале

Топография к югу от Кале

Термин порты каналов относится к Кале, Булонь и Дюнкерк (а иногда Остенде в Бельгии). Эти порты являются ближайшими к Cap Gris Nez, самому короткому переходу из Англии и наиболее популярны для пассажирских перевозок. Кале построен на низменности с невысокими песчаными дюнами по обе стороны и окружен укреплениями. В старом городе была цитадель, окруженная водой, и в 1940 году на восточной стороне ров был еще влажным, но в другом месте превратился в сухой ров. Город окружал enceinte, оборонительное укрепление, которое первоначально состояло из двенадцати бастионов, соединенных навесной стеной, с периметром 8 миль (13 км).), построенный Вобаном с 1667 по 1707 год.

Во многих местах на enceinte выходили пригородные здания, построенные в девятнадцатом веке. Два южных бастиона и соединяющая их стена были снесены, чтобы освободить место для железнодорожных путей, ведущих к железнодорожным путям и набережным Морского вокзала в гавани. Приблизительно в 0,99 мили (1,6 км) от enceinte на западе находился форт Nieulay. Два других форта к югу и востоку были заброшены или исчезли. За пределами города низины на востоке и юге изрезаны канавами, которые ограничивают доступ к суше дорогами, поднятыми над уровнем земли. На западе и юго-западе между Кале и Булонью находится возвышенность, с которой видно Кале.

BEF

Когда планировалось размещение (BEF) британский Имперский генеральный штаб опирался на опыт Первой мировой войны. Британский экспедиционный корпус использовал Ла-Манш в качестве своих перевалочных пунктов для снабжения, хотя они находились всего в 32 км (20 миль) от Западного фронта. Если бы немецкому Весеннему наступлению 1918 года удалось прорвать фронт и захватить или даже угрожать портам, BEF оказались бы в отчаянном положении. Во время фальшивой войны (сентябрь 1939 г. - 10 мая 1940 г.) BEF поставлялись через порты дальше на запад, такие как Гавр и Шербур, но Порты Ла-Манша стали использоваться после того, как в конце 1939 года в Ла-Манше были заложены минные заграждения, чтобы снизить спрос на корабли и сопровождение. Когда в декабре начался отпуск из BEF, Кале использовался для связи и передвижения войск, особенно для мужчин, получивших отпуск по состраданию.

Битва за Францию ​​

10 мая 1940 года немцы начали Fall Gelb наступление на Францию, Бельгию и Нидерланды. За несколько дней группа армий А (генерал Герд фон Рундштедт ) прорвала французскую девятую армию (генерал Андре Корап ) в центре французского фронта около Седана и двинулся на запад по долине реки Сомма под предводительством танковой группы Клейста, состоящей XIX Армейский корпус под командованием Генерал-лейтенант Хайнц Гудериан и XLI Армейский корпус (Генерал-лейтенант Георг-Ганс Рейнхардт ). 20 мая немцы захватили Абвиль в устье реки Сомма, отрезав союзные войска в Северной Франции и Бельгии. Битва при Аррасе, франко-британская контратака 21 мая, заставила немцев продолжать наступление на север в направлении портов Ла-Манша, а не продвигаться на юг через Сомму. Опасения по поводу новой франко-британской контратаки привели к тому, что 21 мая немецкое командование издало «приказ о прекращении действия Арраса». Соседний XV корпус (генерал Герман Хот ) был оставлен в резерве, а дивизия XLI корпуса была перемещена на восток, когда корпус находился всего в 50 км от Дюнкерка.

Прелюдия

Подготовка немецкого наступления

Карта Кот-д'Опаль

Поздно 21 мая Оберкоманда де Херес (ОКХ) отменила приказ о остановке; Танковая группа Клейста должна была возобновить наступление и продвинуться примерно в 50 миль (80 км) к северу, чтобы захватить Булонь и Кале. На следующий день Гудериан отдал приказ 2-й танковой дивизии (генерал-лейтенант Рудольф Вейль ) наступать в Булонь по линии Байнктун на Самер с 1-я танковая дивизия (Генералютнант Фридрих Киршнер ) в качестве защиты с фланга справа, наступая на Десвр и маркизу в случае контратаки из Кале; 1-я танковая дивизия подошла к порту ближе к вечеру. 10-я танковая дивизия (генерал-лейтенант Фердинанд Шааль ) была выделена для защиты от возможной контратаки с юга. Части 1-й танковой дивизии и 2-й танковой дивизии также были задержаны для защиты плацдармов на южном берегу Соммы.

оборонительные приготовления союзников

Кале несколько раз подвергались налётам бомбардировщиков люфтваффе. что привело к нарушению передвижения военных, неразберихе и пробкам на дорогах, когда беженцы направлялись в Кале, встречая беженцев, покидающих порт. Подразделениями французской армии в Кале командовал комендант (майор) Раймон Ле Телье, а самые северные бастионы и укрепления были укомплектованы французскими военно-морскими резервистами и добровольцами под командованием коменданта Фронта де Мер (Capitaine de frégate Charles de Ламбертье). В город прибыли различные отставшие армии, в том числе пехота и пулеметная рота. 19 мая генерал-лейтенант Дуглас Браунригг, генерал-адъютант BEF, назначил полковника Руперта Холланда командовать британскими войсками в Кале и организовать эвакуацию нестроевого персонала. и раненый. Британский контингент состоял из взвода Argyll and Sutherland Highlanders (ASH), охранявшего радиолокационную станцию, 2-го полка ПВО RA, 58-го (ASH) легкого противовоздушного комплекса. Авиационный полк RA и 1-й прожекторный полк RA.

Когда 20 мая немцы захватили Аббевиль, военное министерство в Великобритании приказало отправить войска в порты Ла-Манша в качестве меры предосторожности. 20-я гвардейская бригада была отправлена ​​в Булонь. 3-й Королевский танковый полк (3-й RTR, подполковник Р. Келлер), 1-й батальон Винтовки королевы Виктории (QVR, подполковник Дж. Эллисон-Макартни), 229-й противотанковый полк. - Танковая батарея RA и новая 30-я мотострелковая бригада (бригадный генерал Клод Николсон ) были отправлены в Кале. Большинство подразделений, отправленных в Кале, в некоторых отношениях были не готовы к действиям. 3-й RTR входил в состав 1-й тяжелой бронетанковой бригады (бригадный генерал Джон Крокер ) и собирался отправиться в Шербур, чтобы присоединиться к 1-й британской бронетанковой дивизии, который собирался в Паси-сюр-Эр в Нормандии. QVR представляли собой мотоциклетный батальон Территориальной армии, номинально дивизионную кавалерию 56-й (Лондонской) дивизии. В апреле они на короткое время были прикреплены к 30-й моторной бригаде, но затем были возвращены в 56-ю (лондонскую) дивизию внутренней обороны, лишившись своих двадцати двух разведывательных машин. 30-я мотострелковая бригада была сформирована 24 апреля 1940 года из 1-й группы поддержки для участия в Норвежской кампании. После того, как эти приказы были отменены, бригада была размещена в Восточной Англии, чтобы встретить предполагаемую угрозу вторжения. Основными частями бригады были 1-й батальон стрелковой бригады (1-й RB, подполковник Чандос Хоскинс ) и 2-й батальон Королевский стрелковый корпус (2-й KRRC, подполковник Юан Миллер ); это были оба хорошо обученных подразделения, каждое около 750 человек.

Поздно 21 мая QVR было приказано проследовать поездом в Дувр, чтобы отправиться во Францию. Все мотоциклетные составы и другие транспортные средства должны были быть оставлены позади. После запутанного движения выяснилось, что произошла ошибка персонала и что на борту TSS Canterbury есть место для мотоциклетных комбинаций, но они не прибыли до отплытия корабля. Подполковник Келлер получил приказ в ночь с 21 на 22 мая в Фордингбридже переместить 3-й RTR в Саутгемптон, но во время поездки поезд с личным составом был направлен в Дувр, а машины продолжили движение в Саутгемптон, как планировалось. Келлер был проинструктирован в Дувре, чтобы он отправился в Кале, и получил запечатанный приказ командующему британским портом. Суда с личным составом 3-го RTR и QVR вышли из Дувра в 11:00. Они прибыли в Кале около 13:00, под завесой дыма от горящих зданий в городе. QVR приземлились без своих мотоциклов, транспорта или 3-дюймовых минометов и только дымовых шашек для 2-дюймовых минометов. Многие из солдат были вооружены только револьверами, и им приходилось выкапывать винтовки из тех, что были сброшены на набережной личным составом, спешно отправляющимся в Англию. 229-я противотанковая батарея RA также прибыла, но в спешке пришлось оставить четыре из двенадцати противотанковых орудий.

Пока они ждали прибытия своих машин, бойцы 3-го РТР было приказано рассредоточиться по песчаным дюнам и вскоре после этого они подверглись бомбардировке. Келлер встретил Холланда, который сказал ему выполнять приказы из штаба BEF, но в 17:00 Браунригг прибыл в Кале и приказал Келлеру переместить 3-й RTR на юго-запад, как только он разгрузится, чтобы присоединиться к 20-й гвардейской бригаде в Булони.. После того, как Браунригг ушел, из штаба прибыл майор Кен Бейли с приказом 3-му RTR направиться в Сент-Омер и Хазбрук, в 29 милях (47 км) к востоку от Булони, чтобы установить контакт со штабом. Браунригг отправился в Дувр, не зная, что его приказ в Кале был отменен. Он встретился с Николсоном и проинструктировал его освободить Булонь с 30-й пехотной бригадой и 3-й RTR.

Корабль с 3-мя танками RTR прибыл из Саутгемптона в 16:00. но разгрузка была очень медленной, так как на палубу было загружено 7000 имп галлонов (32000 литров) бензина, и их нужно было перемещать, используя только судовые вышки, так как отключение электроэнергии привело к остановке кранов в доках. Отключение электричества и забастовка экипажа судна на 4 ⁄ 2 часов в ночь с 22 на 23 мая добавились к задержке, и капитан намеревался покинуть гавань, не дожидаясь, пока он не будет задержан под прицелом 3-го офицера РТР. Докеры были измотаны, так как работали на разгрузке пайков для BEF в течение многих часов, и только на следующее утро автомобили были выгружены и заправлены топливом. Крейсерские танки были загружены первыми и должны были быть выгружены после всего остального. Большую задержку вызвало то, что танковые орудия были покрыты консервантом и заряжены отдельно. Орудия должны были быть очищены, прежде чем они могли быть переустановлены.

Битва

22 мая

Долина реки Оти

3-й РТР собирал свой 21 Light Танк Mk VI и 27 крейсерских танков в Coquelles на дороге Кале – Булонь в соответствии с приказом Браунригга и патруль легких танков был отправлен вниз по Сен-Омеру. дорога согласно распоряжениям, полученным из штаб-квартиры через Бейли. Патруль обнаружил город пустым, обстрелянным и освещенным кострами горящих домов, после чего около 8:00 утра 23 мая патруль вернулся в Кокель. (Патрулю посчастливилось пропустить на ночь 6-ю танковую дивизию, которая расположилась около Гинэ, к западу от дороги Сент-Омер.)

Кале находился в пределах досягаемости самолетов RAF, базировавшихся в Великобритании, и в 6:00 утра Hawker Hurricanes из 151-й эскадрильи сбил Junkers Ju 88 <211.>бомбардировщик между Кале и Булонью и Спитфайрс из 74-й эскадрильи сбил еще один Ju 88, оба из Lehrgeschwader 1 (LG 1). Истребители 54-й эскадрильи и 92-й эскадрильи забрали пять Messerschmitt Bf 109 из Jagdgeschwader 27 (JG 27, Fighter Wing 27) на один Spitfire. утром и днем ​​92-я эскадрилья потеряла два Spitfire, сбитых Messerschmitt Bf 110 из Zerstörergeschwader 26 (ZG 26) и Zerstörergeschwader 76 (ZG 76). С 21 по 22 мая LG 1 потерял пять самолетов над портами Ла-Манша, прежде чем II./Jagdgeschwader 2 был назначен группе в качестве эскорта, а JG 27 потерял 10 Bf 109. Шесть британских истребителей были потеряны. Sturzkampfgeschwader 77 (StG 77, Dive Bomber Wing 77) потерял пять в этот день. Нет. 2 Группа RAF выполнила вылазки поддержки в этом районе с 21 по 25 мая, потеряв 13 бомбардировщиков.

Немецкое наступление возобновилось утром, и в 8:00 танки пересекли Authie. Во второй половине дня французские арьергарды с некоторыми группами британских и бельгийских войск были встречены в Десвре, Самере и окрестностях Булони. Воздушные силы союзников действовали активно и совершали бомбардировки и обстрелы немецких войск при небольшом сопротивлении со стороны люфтваффе. 10-я танковая дивизия была освобождена от оборонительных функций, и Гудериан приказал 1-й танковой дивизии, которая находилась недалеко от Кале, повернуть на восток в сторону Дюнкерка, а 10-й танковой дивизии - из Дулленса в Самер, а оттуда в Кале. 1-я танковая дивизия должна была наступать на восток, к Гравелайнс, в 10:00 следующего дня. Наступление 10-й танковой дивизии было отложено около Амьена, потому что пехотные части, которые должны были сменить дивизию на плацдарме на южном берегу Соммы, прибыли с опозданием, а британские подкрепления, посланные в Кале, опередили немцев. 214>

23 мая

C19-я карта Кале, показывающая прибрежные пески, укрепления и железнодорожные пути

23 мая, угроза немецким флангам у Камбре и Аррас был сдержан, и Fliegerkorps VIII (Генералоберст Вольфрам Фрайхерр фон Рихтгофен ) стал доступен для поддержки 10-й танковой дивизии в Кале. Большинство пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka базировались около Saint Quentin, после рывка вперед после наступления, но Кале был на пределе их дальности. По мере продвижения частей они также попадали в зону досягаемости самолетов истребительного командования в Англии, и Рихтгофен назначил I JG 27 (I крыло, истребительная группа 27) в Сент-Омер для прикрытия истребителей. Среди гешвадеров (групп), летающих в поддержку 10-й танковой дивизии, были StG 77, StG 1 (оберстлейтенант [подполковник] Эберхард Байер), StG 2 (Geschwaderkommodore [Командир группы] Оскар Динорт ) и средние бомбардировщики Kampfgeschwader 77 (KG 77, оберст [полковник] доктор Йохан-Фолькмар Фиссер).

Подразделения люфтваффе атаковали истребители RAF, и 92-я эскадрилья сбила четыре Bf 109; три пилота I JG 27 были взяты в плен, один был убит в бою, а 92-я эскадрилья потеряла трех «Спитфайров» со своими пилотами. Для подкрепления немецких истребителей I Jagdgeschwader 1, который также базировался неподалеку к югу, был призван сопровождать подразделения Ju 87, атакующие Кале. Полет с передовых аэродромов Монши-Бретон, Гауптман (капитан) Вильгельм Бальтазар привел JG 1 против британских Спитфайров и захватил два из четырех из своего подразделения, но потерял одного пилота убитым.

3-й РТР получил отчет разведывательного патруля, и Бейли вернулся в штаб с эскортом легких танков. Бейли отделился от эскорта, врезался в авангард 1-й танковой дивизии на перекрестке дороги Сент-Омер, водитель погиб. Немцев отогнали солдаты автоколонны с бензином Королевской армии (RASC), которая прибыла на место происшествия. Бейли и раненый пассажир вернулись в Кале около полудня и сказали Келлеру, что следует предпринять еще одну попытку, поскольку немцы удалились. Келлер уже получил от французов информацию о том, что немецкие танки движутся в сторону Кале с маркизы. Несмотря на сомнения, Келлер послал остальную часть 3-го RTR следовать за легкими танками от Coquelles в направлении St. Omer в 14:15. Когда примерно в 1 миле (2 км) к юго-востоку от Hames-Bources, арьергардные танки и противотанковые орудия 1-й танковой дивизии были замечены на дороге Pihen-les-Guine (охранявшие тыл дивизии как основные силы). двинулся на северо-восток в сторону Gravelines ).

Уничтоженное британское орудие и авианосец Bren на обочине дороги за пределами Кале.

3-й RTR отбросил немецкие легкие танки на дороге Сент-Омер, но, несмотря на потери, более тяжелые немецкие танки и противотанковая пушка были выбиты из 7–12 британских танков до того, как Николсон приказал 3-му РТР вернуться в Кале. Другие подразделения 1-й танковой дивизии, двигавшиеся по Гравелину, встретили около пятидесяти человек из войск С 1-го прожекторного полка в Les Attaques, примерно в 3 милях (5 км) к юго-востоку от бастиона 6 в Calais enceinte. Отряд C построил блокпост с автобусом и грузовиком, прикрытым пистолетами Брена, винтовками и Мальчики противотанковые ружья и продержались около трех часов, прежде чем были захвачены. Немецкие танковые и пехотные группы атаковали п. ost в Ле-Коломбье на 1 милю (1,6 км) дальше по дороге Сен-Омер-Кале, но попали под перекрестный огонь с других постов и из орудий 58-го легкого зенитного полка на возвышенности недалеко от Булони. Немцы отбивались до тех пор, пока блокпост был отозван в 19:00. Кале не был целью 1-й танковой дивизии, но оберст Крюгер, командующий боевой группой, которая участвовала в боях при Гин, Ле Аттакес и Ле Коломбье, получил приказ взять Кале сюго-востока, если этого удастся достичь с помощью главный удар. С наступлением ночи дивизия сообщила, что Кале прочно удерживается, и прервала атаку, чтобы возобновить наступление на Гравелин и Дюнкерк.

Ранее, в 16:00. Шааль приказал основной силой своей 10-й танковой дивизии в составе 90-го танкового полка (два танковых батальона) и 86-го стрелкового полка (два пехотных батальона) при поддержке дивизиона средней артиллерии продвинуться вверх по главной дороге от Маркизы до г. возвышенность вокруг Кокеля, с которой можно было бы хорошо вести себя за Кале. Тем временем на правом фланге боевая группа на базе 69-го стрелкового полка (два пехотных батальона) должна была продвигаться из Гин в центр Кале.

Когда Николсон прибыл в Кале во второй половине дня 30-го числа. Пехотная бригада, он обнаружил, что 3-я РТР уже действовала и понесла значительные потери, и что немцы приблизились к порту и перерезали пути на юго-восток и юго-запад. Николсон приказал 1-му RB удерживать внешние валы на восточной стороне Кале, а 2-му KRRC расположить гарнизон на западной стороне, позади форпостов QVR и зенитных частей за пределами города, которые начали отступление в enceinte из около 15:00 и продолжалось ночью. Сразу после 16:00. Николсон получил приказ от военного министерства сопровождать конвой грузовиков с 350 000 пайков в Дюнкерк на северо-восток, что было заменить любые другие приказы. Николсон двинул часть войск из периметра обороны для охраны дороги Дюнкерк, в то время как конвой собрался, но 10-я танковая дивизия прибыла с юга и начала обстреливать Кале с высоты.

В 23:00. 3-й РТР направил патруль из Cruiser Mk III (A13) и трех легких танков для разведки маршрута конвоя, который натолкнулся на блокпосты 1-й танковой дивизии, прикрывавших дорогу на Гравелин. Танки проехали через первую баррикаду, затем появилось много немцев, которые приняли танки для немецких, когда один из командиров спросил, даже не «Parlez-vous Anglais»? Британские танки проехали около 2 миль (3,2 км), были осмотрены при свете факелов, а затем остановились у моста через реку Марк, чтобы обезвредить ряд мин, поперек дороги. Две мины были подорваны двухфунтовым огнем, остальные утащили прочь, а затем танки залились витками противотанковой проволоки, на разрушение которых потребовалось двадцать минут. Затем танки продолжили движение и достигли британского гарнизона в Гравелайнс, но радио в A13 не работало должным образом, и Келлер получил только искаженные фрагменты сообщений предполагающих, что дорога свободна. Группа из пяти танков и сводная рота стрелковой бригады вела колонну грузовиков в 4:00 утра. Около Марка, примерно в 3 милях (4,8 км) к востоку от Кале, они натолкнулись на немецкий дорожный блок, который они обошли с фланга, но при свете дня было ясно, что они скоро будут окружены, и они отошли в Кале.

24 мая

Современная карта Кале

В 4:45 французские береговые орудия открыли огонь и немецкая артиллерия и на рассвете по порту начал вестись минометный огонь, особенно по позициям французских орудий, в рамках подготовки к атаке 10-й танковой дивизии на западную и юго-западную части периметра. Уход QVR, прожекторов и зенитных войск с отдаленных блокпостов продолжался в течение ночи примерно до 8:30 утра, когда войска завершили свой вывод к enceinte. Дальше на запад роте B QVR было приказано вернуться из Сангатте, примерно в 5 милях (8,0 км) к западу от Кале в 10:00 утра, и она медленно удалилась к западной стене к 22:00. и взвод роты С на дороге к востоку от Кале, также оставался вне до 22:00. но к полудню основная линия обороны установлена ​​на enceinte. Первые немецкие атаки были отражены, за исключением юга, где атаковать прорвали оборону, пока не были отброшены поспешной контратакой 2-го KRRC и танков 3-го RTR. Немецкая бомбардировка распространилась на гавань, где находился госпитальный поезд, полный раненых, ожидающих эвакуации. Штаб портового управления приказал перебросить раненых на корабли, которые еще не разгружали технику пехотных батальонов и тылового эшелона танкового полка. Докеры и войска были погружены на борт, и корабли вернулись в Англию с некоторым оборудованием.

Panzer IV во Франции, 1940 г.

Днем немцы снова атаковали со всех трех сторон. периметра, с пехотой при поддержке танков. Французский гарнизон форта Ньёле за западными валами сдался после бомбардировки. Французские морские пехотинцы в форте Лапин и огневые точки береговой артиллерии нацелили орудия и отступили. На южном периметре немцы снова ворвались, и отбросить их не удалось, обороне мешали снайперские снаряды пятой колонны из города. Вломившиеся немецкие войска начали огонь анфиладой по защитникам из захваченных домов. У обороняющихся на валах не хватило боеприпасов, и 229-я батарея была сокращена до двух действующих противотанковых орудий. Немцы с большим трудом определили британские оборонительные позиции и к 4:00 утра им удалось лишь небольшое продвижение. В 19:00. 10-я танковая дивизия сообщила, что третья техника, транспортных средств и людей пострадали, как и половина танков.

Королевский флот продолжал доставлять припасы и снимать раненых. Эсминцы HMS Grafton, HMS Greyhound, HMS Wessex, HMS Wolfhound, HMS Verity и польский Okręt Rzeczypospolitej Polskiej (ORP) Бурза обстрелял береговые цели. Подразделения Ju 87 Stuka приложили максимум усилий в течение дня, Уэссекс был потоплен, а Бурза был поврежден StG 2 и StG 77 во время налета в 16:42. StG 2 получили заказ на поставку. Динорт атаковал Уэссекс, но эсминец сделал неуловимую цель, и он промахнулся после бомбардировки во втором пикировании; две другие группы составили строй из сорока человек, который несколько раз поразил Уэссекс. Немецкие экипажи мало тренировались в противодействии судоходству, но из-за отсутствия британских истребителей они ныряли с высоты 12 000 футов (3700 м); когда Stukas отбыли, они были атакованы Спитфайрами 54-й эскадрильи, которые сбили три пикирующих бомбардировщика и потеряли три Спитфайра эскорту Bf 109.

Волкодав отправился в Кале, и капитан сообщил в Адмиралтейство, что было в южной части города, и ситуация была безвыходной. Николсон получил сообщение из военного министерства в 3 часа ночи, что Кале должно быть эвакуировано и что после завершения разгрузки некомбатанты должны быть отправлены на борт; в 18:00 Николсону сказали, что боевым войскам придется ждать до 25 мая. Не имея резерва для контратаки по периметру, Николсон приказал отойти к каналу Марка и авеню Леона Гамбетта, а ночью отступили в Старый город и район к востоку, внутри внешних валов и крепости Марка и Каналы Кале, удерживающие север-юг части enceinte, по обеим стороны от порта. Ле Теллье разместил французский штаб в Цитадели на внутренней стороне Старого города, но командование французскими войсками оставалось разделенным, а Ламбертье по-прежнему отвечал за военно-морскую артиллерию.

инженеры готовили мосты через каналы к сносу, но этого не произошло, и у англичан не было взрывчатки, чтобы сделать это самостоятельно. Николсон был проинформирован сигналом в 23:23. от генерала Эдмунда Айронсайда, начальника Имперского генерального штаба (CIGS), что генерал, французский командующий портами Ла-Манш с 23 мая, запретил эвакуацию и что защитники Кале должны соблюдать. Поскольку гавань потеряла свое значение, Николсон должен был выбрать лучшую позицию для сражения; боеприпасы будут отправлены, но без подкреплений. Николсону сказали, что 48-я дивизия (генерал-майор Эндрю Торн ) начала наступление на Кале, чтобы сменить оборону. С 22:30 до 23:30. Французские морские артиллеристы наделали большую часть своих орудий и направились к докам, чтобы сесть на французские корабли. Ламберти отказался ехать, несмотря на то, что был болен, и попросил добровольцев из 1500 военно-морского флота и армии остаться. Около пятидесяти человек откликнулись, несмотря на то, что их предупредили, что попытки спасения больше не будут. Добровольцы захватили 11-й бастион на западной стороне и удерживали его на протяжении всей осады.

25 мая

Немецкий солдат в Кале стоит рядом с подбитой машиной на фоне разрушенных домов

Ночью вице-адмирал Джеймс Сомервилль перешел из Англии и встретил Николсона, который сказал, что с большим количеством орудий он сможет продержаться еще некоторое время, и они договорились, что корабли в порту должны возвращение. На рассвете 25 мая немецкая бомбардировка возобновилась, сосредоточившись на старом городе, где здания падали на улицы, сильные ветры раздували повсюду пожары, а дым от взрывов и пожары закрывали обзор. Были подбиты последние орудия 229-й противотанковой батареи, и только три танка 3-го РТР остались в строю. Раздача пайков и боеприпасов была затруднена, и после того, как водопровод был сломан, заброшенные колодцы стали единственным источником. В 9:00 Шааль послал мэра Андре Гершелла попросить Николсона сдаться, который отказался. В полдень Шааль предложил еще одну возможность сдаться и продлил 13:00. крайний срок до 15:30, когда он обнаружил, что его эмиссары задерживаются, но ему снова отказали. Немецкая бомбардировка усилилась в течение дня, несмотря на попытки кораблей союзников обстреливать немецкие огневые точки.

Разбитые машины на железнодорожной станции Кале.

На востоке 1-я стрелковая бригада и отряды QVR на внешних валах и каналы Марка и Кале отразили решительную атаку. Затем французы перехватили немецкое беспроводное сообщение, в котором говорилось, что немцы собирались атаковать периметр на западной стороне, удерживаемый 2-м KRRC. В 13:00 Николсон приказал контратаковать, и одиннадцать авианосцев Bren и два танка с 1-м РБ были выведены и собраны для боевого вылета. Нападавшие должны были выйти из enceinte к северу от Bassin des Chasses de l'Ouest и броситься на юг, чтобы укрыться от немцев. Командующий 1-й РБ Хоскинс возразил, так как план требовал вывода танков и солдат, откуда немцы были близки к прорыву. Хоскинс был подавлен, и связаться с Николсоном потребовалось слишком много времени, потому что телефонная и радиосвязь были потеряны. Атака продолжалась, но авианосцы увязли в песке, и попытка провалилась. Примерно в 15:30 подразделения, удерживавшие канал де Марк, были разбиты, а Хоскинс был смертельно ранен минометной бомбой. Майор А. В. Аллан, заместитель командира 1-го РБ, принял на себя командование батальоном, который затем с боями отступил на север по улицам, к Bassin des Chasses, Gare Maritime и набережным. В юго-восточном углу на позициях 1-го ПБ у набережной Луары был окружен арьергард и отбита контратака с целью их вывода. Часть арьергарда вырвалась из фургона, за рулем которого был под прицелом пятой колонны, но он остановился, не дойдя до безопасного места, и немногие из раненых добрались до укрытия. Только 30 человек из 150 в этом районе спаслись.

Урон, нанесенный Кале немецкой артиллерией.

Подразделения RB и QVR, отходящие из северной части enceinte, получили передышку, когда немецкая артиллерия по ошибке обстреляла свою собственную войска (II батальон, 69-й стрелковый полк), которые строились в небольшом лесу к востоку от бастиона № 2. Днем немецкий офицер с пленным французским офицером и бельгийским солом Дайер подошел под флагом перемирия и потребовал капитуляции, но Николсон отказался. Немецкая атака была возобновлена ​​и продолжалась до тех пор, пока немецкий командующий не решил, что защитников нельзя победить раньше темноты. В старом городе KRRC и другие группы QVR боролись, чтобы защитить три моста, ведущие в Старый город с юга, но в 18:00. немецкая артиллерия прекратила огонь, и танки атаковали мосты. Три танка атаковали Пон-Файдерб, два были подбиты, третий танк отступил. У моста Пон-Ришелье, среднего моста, первый танк подорвался на мине, и атака не удалась. У Пон-Фрейсине, недалеко от Цитадели, попытка увенчалась успехом, и мост был захвачен танками и пехотой, которые укрывались в домах к северу от моста, пока не подверглись контратаке со стороны 2-го KRRC. Отряды французских и британских войск держали бастион, французы в Цитадели потеряли много людей, отражая французских атак, и Николсон основал совместный штаб с французами.

Вскоре после того, как Хоскинс (командующий 1-м РБ) был смертельно ранен, Подполковник Келлер, командующий 3-м РТР, решил, что его немногочисленные оставшиеся под артиллерийским огнем танки у Бастиона де Л'Эстран больше не могут играть полезную роль в обороне. Он приказал им отойти на восток через песчаные дюны к северу от Бассен-де-Шасс, в то время, как сам пытался эвакуировать 100 раненых из Бастиона № 1 в песчаные дюны; Вскоре раненые попали в плен. На легком танке Келлер позже добрался до роты С 1-го РБ к северо-востоку от Бассина, где он использовал им и его танкам отойти в Дюнкерк, но его последние танки вышли из строя или у них закончилось топливо, и их экипажи уничтожили их.. С наступлением темноты Келлер и несколько экипажей пешком пошли к Гавелин. Келлер и один из командиров его эскадрильи смогли пересечь реку Аа; На следующее утро они связались с французскими войсками и позже были эвакуированы в Дувр.

В 10:30 GMT, 17-я эскадрилья заявила, что три штуки уничтожены над Кале и три повреждены, плюс Do 17. Прикрытие с воздуха обеспечла эскадрилья 605, которая после боя в 17:54 уничтожила четыре Ju 87 и Hs 126 и еще пять неподтвержденных заявлений. сопровождая Бристоль Бленхейм в разведывательной вылазке. Отряд от 40 до 50 штук снарядов атаковал судно около порта. 264-я эскадрилья без происшествий совершила операции по сопровождению днем. 25 мая 11 группа совершила 25 вылетов на бомбардировщиках Бленхейм и 151 истребитель, потеряв два самолета Бленхейм и два истребителя, против 25 самолетов Люфтваффе, сбитых и девять поврежденных по всем причинам. Командование бомбардировщиков ВВС Великобритании совершило 139 самолет-вылетов по наземным целям 25 мая. StG 2 потерял четыре Ju 87 и один поврежден. Все сбитых экипажей были взяты в плену, но восемь освобождены после капитуляции французов.

26 мая

Немецкий солдат среди руин Кале.

В случае, если Фагальде уступит, пятнадцать малых военно-морских судов, буксирующие лодки, с местом для около 1800 человек, некоторые отплыли в гавань Кале без приказа об эвакуации, и одно судно доставило Николсону еще один приказ о продолжении битвы. В 8 часов утра Николсон доложил Англии, что люди исчерпаны, последние танки подбиты, воды не хватает и подкрепление, вероятно, бесполезно, немцы вошли в северную часть города. Сопротивление гарнизона Кале заставило немецкий штаб встретиться вечером 25 мая, когда полковник Вальтер Неринг, начальник штаба XIX армейского корпуса, применил Шаалу отложить последнюю атаку до 27 мая., когда будет больше штук. Шаал предпочел атаковать, чем дать британцам время для отправки подкрепления.

В 5 часов утра немецкая артиллерия возобновила обстрел. Несколько артиллерийских подразделений были переброшены из Булони, что вдвое увеличило количество орудий у Шаля. С 8:30 до 9:00 старый город и цитадель подверглись атаке артиллерии и до 100 штук, после чего пехота атаковала, в то время как немецкие орудия и StG 77 и StG 2 подверглись Цитадель тяжелым атакам еще тридцать. минут. 2-й KRRC продолжал сопротивляться атакам немецкой пехоты у мостов через канал. Шаалю сказали, что если порт не будет сдан к 14:00, дивизия будет отдана назад, пока Люфтваффе не сравняется с городом. Немцы начали прорыв около 13:30, когда 11-й Бастион был захвачен после того, как у французских добровольцев закончились боеприпасы. По другой стороне гавани 1-й дивизион РБ занимал позицию вокруг Приморского вокзала, подвергаясь атаке с юга и востока. Майор Аллан, командовавший войсками, держался веры в то, что 2-й KRRC может отойти на северо-восток к площади Европы, чтобы провести совместную окончательную оборону гавани. В 14:30. немцы окончательно захватили Приморский вокзал и Эстранский бастион. Выжившие из 1-го РБ сделали последний бой на и вокруг Бастиона № 1, прежде чем были захвачены в 15:30.

Церковь и дома в Кале, снесенные Штуками.

2-й КРРК отступил от трех мостов между старым и новым городами, до линии, соединяющей порт и собор между улицами Нотр-Дам и Рю Марешо, в 600 ярдах (549 м) от одного из мостов. Войска в Цитадели начали показывать белые флаги. Немецкие танки перешли мост Пон-Фрейсине, и британские войска рассредоточились, не имея оружия для танков. В 16:00. новая линия рухнула, и 2-й KRRC получил приказ «каждый сам за себя», после чего только рота сражалась как единое целое, не получив приказа отступить в гавань. Оккупанты Цитадели осознали, что немецкая артиллерия прекратила огонь, и оказались в окружении около 15:00; прибыл французский офицер и сообщил, что Ле Теллье сдался.

В течение дня RAF совершили 200 самолетов-вылетов возле Кале, при этом шесть истребителей 17-й эскадрильи, атаковавшей пикирующие бомбардировщики Stuka StG 2, потеряли шесть. три, Дорнье До 17 и Henschel Hs 126. Авиационное подразделение флота (FAA) Самолеты Fairey Swordfish разбомбили немецкие войска около Кале, и эскорт из 54-й эскадрильи потребовал три Bf 110 и Bf 109 за потерю трех самолетов. В полдень 605-я эскадрилья потребовала Stukas от StG 77 и Hs 126 за четыре потерю Hurricane. JG 2 защищал Ju 87, отбивал атаки 17-й эскадрильи, и, похоже, немецкие атаки не понесли, в то время как они сбили Бленхейм во время разведывательного вылета. Я Jagdgeschwader 3 смог провести истребительную атаку Кале после полудня, битва почти закончилась. Семь Bf 109s вступили в бой с ураганами, воздушный бой охватил Кале; один Hurricane был сбит без потерь для JG 3.

Последствия

Анализ

Поврежденный Cruiser Mk I CS, брошенный в Кале, 1940.

В 2006 году Себаг-Монтефиоре писал, что оборона передовых постов за пределами Кале неопытными британскими войсками от большого количества немецких войск могла удержать командование 1-й танковой дивизии от дальнейшего исследования обороны Кале и захвата порта. Рано утром 23 мая маловероятно, что британские войска на Calais enceinte были готовы к атакам, поскольку 2-й KRRC и 1-й RB высадились всего на час раньше, в 13:00. Выгрузка 2-го вагона KRRC отложена до 17:00. и половина батальона не прибыла на свои позиции до 18–18: 30. Атака на Кале в полдень могла встретить только QVR.

На следующий день после капитуляции Кале первый британский персонал был эвакуирован из Дюнкерка. В Erinnerungen eines Soldaten (1950, английское издание 1952 г.) Гудериан ответил на отрывок из «75>Их звездный час (1949)» Уинстона Черчилля о том, что Гитлер приказал танкам остановиться возле Дюнкерка. в надежде, что британцы пойдут на мирные инициативы. Гудериан отрицал это и писал, что оборона Кале была героической, но не повлияла на ход событий в Дюнкерке. В 1966 году Лайонел Эллис, британский официальный историк, писал, что оборона Кале и Булони отвлекла три танковые дивизии от Первой французской армии и BEF; к тому времени, когда немцы захватили порты и реорганизовались, III корпус (генерал-лейтенант Рональд Адам ) двинулся на запад и заблокировал пути на Дюнкерк.

В 2005 году Карл-Хайнц Фризер писал, что франко-британская контратака в Аррасе 21 мая оказала непропорционально большое влияние на немцев, потому что немецкое командование опасалось защиты флангов. Эвальд фон Клейст, командующий танковой группой Клейст почувствовал «серьезную угрозу» и сообщил генерал-полковнику Францу Гальдеру (начальнику Генерального штаба ОКХ), что ему нужно подождать, пока прежде чем продолжить, кризис разрешился. Генерал-полковник Гюнтер фон Клюге, командующий 4-й армией, приказал остановить танки - приказ, поддержанный Рундштедтом, командующим группой армий А. 22 мая, когда англоязычные войска - Атака французов была отбита, Рундштедт приказал восстановить положение в Аррасе до того, как танковая группа Клейста двинется на Булонь и Кале. В Oberkommando der Wehrmacht (OKW, Верховное командование вооруженных сил) паника усилилась, и 22 мая Гитлер связался с группой армий А, чтобы приказать всем мобильным частям действовать по обе стороны от Арраса и дальше на запад; пехотные части должны были действовать к востоку от города.

Кризис между высшим штабом немецкой армии не был очевиден на фронте, и Гальдер пришел к тому же выводу, что и Гудериан, реальная угроза заключалась в том, что союзники отступили к берегу канала, и началась гонка за порты канала. Гудериан приказал 2-й танковой дивизии захватить Булонь, 1-й танковой дивизии - взять Кале, а 10-й танковой дивизии - захватить Дюнкерк, прежде чем был отдан приказ об остановке. Большая часть BEF и 1-й французской армии все еще находились в 62 милях (100 км) от побережья, но, несмотря на задержки, британские войска были отправлены из Англии в Булонь и Кале как раз вовремя, чтобы опередить танковые дивизии XIX корпуса 22 мая. Если бы танки 21 мая продвигались с той же скоростью, что и 20 мая, прежде чем приказ об остановке остановил их продвижение на 24 часа, Булонь и Кале легко бы пали. (Без остановки у Монкорне 15 мая и второй остановки 21 мая, после битвы при Аррасе, окончательный приказ о остановке 24 мая не имел бы значения, потому что Дюнкерк уже был бы отдан 10-й танковой дивизии.)

Жертвы

Кале в руинах после осады

В 1952 году Гудериан писал, что британцы сдались в 16:45. и что было взято 20 000 пленных, в том числе 3 000–4 000 британских солдат, остальные составляли французы, бельгийцы и голландцы, большинство из которых были «заперты в подвалах британцами» после того, как прекратили сражаться. В 2006 году Себаг-Монтефиоре писал, что немецкие потери убитыми и ранеными во время боя не регистрировались, но, вероятно, составили несколько сотен. Бригадный генерал Николсон так и не смог выразить свою точку зрения, так как он умер в плену 26 июня 1943 года в возрасте 44 лет. Подполковник Чандос Хоскинс, командующий стрелковой бригадой, был смертельно ранен 25 июня и скончался в Англии. Капитан де Фрегат Шарль де Ламбертье, командовавший французским контингентом, умер от сердечного приступа 26 мая во время обхода оборонительных сооружений Кале. В немецких отчетах о ситуации было зарегистрировано 160 самолетов, потерянных или поврежденных с 22 по 26 мая; ВВС Великобритании потеряли 112 самолетов.

Последующие операции

Современный пример Westland Lysander (Shuttleworth Flying Day, июнь 2013 г.) 9122290625

Когда эвакуация войск была остановлена, вице-адмирал Довер, вице-адмирал Довер, вице-адмирал -Адмирал Бертрам Рамзи послал меньшее судно, чтобы убрать лишних людей, а катер Самуа совершил четыре путешествия, чтобы отвезти раненых обратно в Англию. Яхта Conidaw вошла в гавань 26 мая и села на мель. Яхта была снята с мели после полуденного прилива и унесла 165 человек, так как другие суда понесли другие потери. В ночь с 26 на 27 мая Рамзи покрасил моторную яхту «Гульзар» красными крестами и отплыл в Кале, чтобы вылечить раненых. В 2 часа ночи Гульзар вошла в гавань и пришвартовалась у пристани Gare Maritime; группа сошла на берег и была обстреляна.

Группа побежала назад, и лодка отчалась, поскольку Гулзар был обстрелян из-за гавани. Британские войска на восточной пристани выкрикнули и зажгли факелы, которые увидела команда, и «Гульзар» повернул назад, беглецы прыгнули на борт, яхта все еще находилась под обстрелом и скрылась. 27 мая ВВС Великобритании ответили на запрос военного министерства накануне вечером о доставке припасов в гарнизон Кале, отправив двенадцать самолетов Westland Lysander для сброса воды на рассвете. В 10:00 17 Lysanders сбросили боеприпасы на Цитадель, когда девять Swordfish из FAA бомбили немецкие артиллерийские огневые точки. Три Lysander были сбиты, а Hawker Hector был поврежден.

Commemoration

Calais 1940 был удостоен боевой награды британским подразделениям в

Боевой порядок

Данные Рутледжа (1994), Фарндейла (1996) и Эллиса (2004), если не указано иное.

XIX корпус

гарнизон Кале

Примечания
Сноски
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:05:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте