«Военные колонисты Сибо», рисунок, нарисованный Генри Лансделл во время своего визита в 1882 году в то, что сейчас является автономным округом Капкал Сибе | |
Общая численность населения | |
---|---|
172 900 | |
Регионы со значительным населением | |
Китай (Синьцзян ·Ляонин ·Цзилинь ) | |
Языки | |
Мандаринский китайский и Сибе | |
Религия | |
Тибетский буддизм и шаманизм | |
Родственные этнические группы | |
Маньчжурские, Даур, нанай, орок, эвенки и Солон |
Сибе или Xibo (ᠰᡞᠪᡝ, , IPA: ; упрощенный китайский : 锡伯; традиционный китайский : 錫伯; пиньинь : Xībó), восточноазиатская этническая группа, проживающая в основном в Синьцзяне, Цзилине и Шэньяне в Ляонине. Сибэ - одна из 56 этнических групп, официально признанных Китаем.
Сибе известны по нескольким вариациям названия. Самоназвание народа сибе произносится как Śivə, официальный китайский термин - Xibo, в русской литературе употребляются термины Сибинцы (сибинцы) и Шибинцы (шибинцы), а в английских произведениях установлено название Sibe, что соответствует письменная форма.
По словам русского ученого, народ Сибе возник как южное, тунгусское ответвление древнего народа шивэй. Они жили в небольших городских поселениях, часть из которых кочевые, в Сунъюань и Цицикар на территории нынешнего Цзилиня.
Когда королевство Пуё было завоевано Сяньбэй в 286 году, южный Шивэй начал заниматься сельским хозяйством. Некоторые историки выдвинули теорию о том, что сяньбэй были прямыми прародителями сибе, и эта теория описывается как политически мотивированная. Памела Кайл Кроссли пишет, что сяньбэй, возможно, претерпел языковой сдвиг с более раннего тюркского или протомонгольский язык к тунгусскому. Однако имя «Сибэ» не использовалось в исторических записях во времена Сяньбэй.
Хань, Цао Вэй и Династия Цзинь (265–265 гг.) 420) временами контролировали Сибе до прихода гектюрков, которые придавали сибе более низкий статус, чем китайские династии. На пике своего территориального рассредоточения сибе жили в районе, ограниченном Цзилинем на востоке, Хулунбуир на западе, рекой Нен на севере, и река Ляо к югу. После падения династии Ляо сибе стали вассалами Хорчинских монголов, которые переселились в долины рек Нэн и Сунгари в В 1438 году после разгрома Хорчинов ойратами.
Нурхачи, основатель маньчжурского народа, разбил Сибе во время битвы при Гуре в 1593 году на пути к основанию Династия Цин Китая. С этого момента Цин заключил контракт с Сибе для материально-технической поддержки против экспансионизма Российской Империи на северной границе Китая. Кроссли утверждает, что сибе были настолько «хорошо известны русским, двигавшимся к Тихому океану», что русские назвали в их честь Сибирь. В 1692 году Хорчин посвятил Сибе, Гувалку и Даур Императору Канси в обмен на серебро. Сибе были включены в Восемь Знамен и размещались в Цицикаре и других городах Северо-Восточного Китая.
. В 1700 году около 20 000 цицикарских сибов были переселены в Хух-Хото (совр. Внутренняя Монголия ); 36 000 сибов из Сунъюань были переселены в Шэньян, Ляонин. Переселение сибе из Цицикара, по мнению Гореловой, связано с полным уничтожением цином маньчжурского клана Хойфан (Хойфа) в 1697 году и маньчжурского племени Ула в 1703 году после того, как они восстали против Цин. Согласно Джерри Норману, после восстания цицикарских сибов в 1764 году император Цяньлун приказал военному эскорту численностью 800 человек перебросить 18000 человек сибе к реке Или из Джунгарии.
В Или в Синьцзян-Сибе построили буддийские монастыри и выращивали овощи, табак и мак. Население Сибе сократилось после того, как Цин использовал их для подавления Дунганского восстания (1862–77) с помощью хуэй и для борьбы с русской оккупацией Или во время восстания. Нехватка провизии в Или стала такой, что губернатор наконец счел себя вынужденным уволить своих последних помощников, тагорских калмыков. Тем временем и Солонс, и Сибос подвергались нападению и разграблению, и были вынуждены заключить мир с повстанцами, так что только Или, Хоргос, Лосигун и Суйдун остались в руках Мантхов. Или был теперь полностью окружен, и было решено уменьшить его голодом. Обстановка там была действительно ужасающей; все провизия была исчерпана, и единственной едой были лошади, собаки и кошки. Сыпной тиф настолько свирепствовал, что ежедневно умирали от 50 до 100 человек.
Во время Китайской Республики (1912–49) многие северо-восточные Сибе присоединились к антияпонским армиям добровольцев, в то время как северо-запад Сибе воевал против гоминьдана во время Илийского восстания. После китайской коммунистической революции в 1949 году, основавшей Китайскую Народную Республику (КНР), широкомасштабные образовательные и гигиенические кампании повысили грамотность Сибе и привели к искоренению болезни Капкала (форма типа А ботулизм ).
В 1954 году КНР создала автономный округ Капкал Сибе вместо уезда Нинси в Синьцзяне, в районе с наибольшей этнической концентрацией этой группы.
Исторические религии Сибе включали шаманизм и буддизм. Обычная одежда Sibe включала короткие куртки и брюки с пуговицами для мужчин и облегающие длинные платья с кружевной отделкой для женщин. Браки по договоренности были обычным явлением, и женщины имели низкий социальный статус, в том числе не имели права наследовать собственность. В настоящее время почти все сибе носят западную одежду, а традиционную одежду носят старейшины во время фестивалей. Традиционно сибе делились на хала, кланы, возглавляемые мужчинами, состоящие из людей с одинаковой фамилией. До наших дней в жилищах сибе проживали до трех разных поколений одной семьи, поскольку считалось, что пока отец был жив, ни один сын не мог разрушить семейный клан, покинув дом.
на северо-востоке Китая говорят на китайском в качестве своего первого языка. В Синьцзяне потомки династии Цин военного гарнизона говорят на языке сибэ, южном тунгусском языке, который претерпел морфофонологические изменения и заимствования из языков Синьцзяна, включая Китайцы, русские, уйгуры и казахи.
Различные этнические группы Северного Синьцзяна имеют общую музыкальную культуру и переняли элементы из музыки друг друга.