Сибавайх

редактировать

Сибавайх. سيبويه
Sibuye1.jpg Вход в гробницу Сибавайха в Ширазе
Родилсяc. 760, Шираз, Персия
Умерок. 796, Шираз, Персия или Басра, Ирак
ЭраСредневековая философия
РегионИсламская философия
Основные интересыАрабский и персидский
Влияния
Находился под влиянием

Сибавайх (арабский : سِيبَوَيْهِ Sībawayhi или Sībawayh; ок. 760–796), полное имя которого Абу Бишр Амр ибн Усман ибн Канбар аль-Басри (أَبُو بِشْر عمْرو بْن عرناببن عرناببي Амр ибн 'Усман ибн Канбар аль-Багри), был персидским ведущим грамматистом Басры и автором самой ранней книги по арабской грамматике и лингвистике.. Его знаменитый безымянный труд, именуемый «Аль-Китаб», или «Книга», представляет собой пятитомное основополагающее обсуждение арабского языка.

Ибн Кутейба, самого раннего сохранившегося источника, в его биографической записи. под Сибавайхом просто написал:

Он - Амр ибн Усман, и в основном он был грамматистом. Он прибыл в Багдад, поссорился с местными грамматиками, был унижен, вернулся в какой-то город в Персии и умер там, будучи еще молодым человеком.

Биографы X века Ибн аль-Надим и Абу Бакр аз-Зубайди, а в XIII веке Ибн Халликан приписывают Сибавайху вклад в науку арабского языка и лингвистику, который не был превзойден теми, что были раньше и позже. раз. Его называли величайшим из всех арабских лингвистов и одним из величайших лингвистов всех времен в любом языке.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Дебаты
    • 2.1 Вопрос о Шершне
  • 3 Наследие
    • 3.1 Аль-Китаб
      • 3.1.1 Грамматики Басры
      • 3.1.2 Формат
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешняя links

Биография

Родился около 143/760 г., Сибавайх был из Шираза, в настоящее время провинции Фарс, Иран. Сообщения различаются, некоторые говорят, что он сначала отправился в Басру, затем в Багдад и, наконец, вернулся в деревню аль-Байда недалеко от Шираза, где он умер между 177/793 и 180/796 годами., а другой говорит, что он умер в Басре в 161/777. Его персидское прозвище Sibuyeh, арабское слово Sībawayh (i), означает «аромат яблок» и, как сообщается, относится к его «сладкому дыханию». Протеже Бану Харит б. Кааб б. 'Амр б. 'Улах б. Халид б. Малик б. Удад, он выучил диалекты (языки) у Абу аль-Хаттаба аль-Ахфаш аль-Акбара (Старший) и других. Он прибыл в Ирак во времена Харуна ар-Рашида, когда ему было тридцать два года, и умер в Персии, когда ему было больше сорока. Он был учеником двух выдающихся грамматистов Юнуса ибн Хабиба и аль-Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди, последнему из которых он был больше всего обязан.

Дебаты

Несмотря на известную ученость Сибавейха, его статус не носителя языка является центральной чертой многих анекдотов, включенных в биографии. Отчеты проливают полезный свет на ранние современные дискуссии, которые повлияли на формулировку фундаментальных принципов арабской грамматики.

Вопрос о шершне

В рассказе из дебатов, проведенных Аббасидом визирем Яхья ибн Халидом из Багдада о стандартном арабском употреблении, Сибавайх, представляющий школу грамматики Басры, и ал-Кисаи, один из канонических чтецов Корана и ведущая фигура в конкурирующей школе Куфа, имел спор по поводу следующего пункта грамматики, который позже стал известен как المسألة الزنبورية al-Mas'alah al-Zunbūrīyah ("Вопрос о шершне").

Обсуждение затрагивало последнее предложение предложения:

كُنْتُ أَظُنُّ أَنَّ ٱلْعَقْرَبَ أَشَدُّ لَسْأَةً مِنَ الزُّنْبُورِ ، فَإِذَا هُوَ إِيَّاهَا ا هُوَ إِيَّاهَا
anduqaunasanduqaun atan min az-zunbūri, fa-'iḏā huwa 'iyyā-hā
«Я всегда думал, что укуса у скорпиона больнее, чем у шершня, и, конечно же, это так».

Оба Сибавайх и аль-Кисаи согласился, что это был опущенный глагол, но не согласился с конкретной конструкцией, которая будет использоваться.

Сибавайх предложил закончить это словом fa-'iḍā huwa hiya (فإذا هو هي), буквально «и - таким образом он [есть] она», используя «он» для скорпиона (существительное мужского рода на арабском языке) и «она» означает «ужалить, укусить» (существительное женского рода), аргументируя это тем, что арабскому языку не нужны и не используются какие-либо глаголы, например, в настоящем времени, и этот объект имеет форму ('iyyā-) hā никогда не являются основной частью сказуемого.

Аль-Кисаи вместо этого приводил доводы в пользу fa-'iḏā huwa 'iyyā-hā (فإذا هو إياها), буквально «и - таким образом он [делает] на-ее», поддерживая объектное местоимение -hā ( «она») с частицей ийа-. Грамматические конструкции дискуссии можно сравнить с аналогичным моментом в грамматике современного английского языка: «it is she» против «it is her», что до сих пор вызывает некоторые разногласия.

К ужасу Сибавайха, аль-Кисаи вскоре ввел четырех бедуинов, которые «случайно» ожидали у двери и которых аль-Кисаи ранее подкупил. Каждый свидетельствовал, что хува 'ийа-ха было правильным употреблением, и поэтому слово Сибавайха было сочтено неправильным. После этого он покинул суд и, как сообщается, в возмущении вернулся в Шираз, где вскоре умер, очевидно, либо от расстройства, либо от болезни.

Ученик Сибавайха, аль-Ахфаш аль-Асгар (Ахфаш Младший), как говорят, бросил вызов аль-Кисаи после смерти своего учителя, задав ему 100 вопросов по грамматике, каждый раз доказывая, что ответы аль-Кисаи неверны. Когда ученик раскрыл, кто он такой и что произошло, аль-Кисаи подошел к халифу Харун аль-Рашид и потребовал от него наказания, зная, что он участвовал в «убийстве Сибавайха».

Наследие

Гробница Сибавайха в Ширазе.

Аль-Китаб Сибавайха была первой формальной и аналитической грамматикой арабского языка, написанной не носителем арабского языка, то есть как иностранного языка. Его применение логики к структурной механике языка было полностью новаторским для своего времени. И Сибавайх, и его учитель аль-Фарахиди исторически являются самыми ранними и наиболее значительными фигурами в отношении формальной записи арабского языка. Во многом эта работа была вызвана желанием неарабских мусульман правильного толкования Корана и развития тафсира (толкования Корана); Поэтический язык Корана представляет проблемы толкования даже для носителя арабского языка. В арабском языке последняя звонкая гласная может иногда опускаться, как, например, в арабском произношении имени Sibawayh, где имя заканчивается как Sibuyeh. Расхождения в произношении могут возникнуть при чтении текста вслух (см. характер ); Эти варианты произношения создают особые проблемы для религиозного чтения Корана, где правильное произношение или чтение Слова Бога неприкосновенно.

Позже исследователей арабской грамматики стали сравнивать с Сибавайхом. Имя Niftawayh, сочетание «nift» или asphalt - из-за его смуглого цвета лица - и «wayh», было дано ему из-за его любви к произведениям Sibawayh. 56>Абу Тураб аз-Захири упоминался как Сибавайх современной эпохи из-за того, что, хотя он был арабского происхождения, арабский язык не был его родным языком.

Аль-Китаб

Аль-Китаб или Аль-Китаб ас-Сибавайх («Книга Сибавайха») - это основополагающая грамматика арабского языка и, возможно, первый текст арабской прозы. Аль-Надим описывает этот объемный труд, который, по общему мнению, был плодом сотрудничества сорока двух грамматиков, как «не имеющий себе равных до своего времени и не имеющий себе равных после». Сибавайх был первым, кто создал всеобъемлющую энциклопедическую арабскую грамматику, в которой он устанавливает основные правила грамматики, грамматические категории с бесчисленными примерами из арабских поговорок, стихов и поэзии, переданных аль-Халилом ибн Ахмадом алом. -Фарахиди, его учитель и известный автор первого арабского словаря «Китаб ал-Айн » и многих филологических работ по лексикографии, диакритике, поэтическому метру (ару), криптологии, и т. д. Книга Сибавайха возникла из процветающей литературной, филологической и тафсирской (коранической экзегетики) традиции, которая была сосредоточена в школах Басры, Куфы и позже Аббасидский халиф место Багдада. Аль-Фарахиди упоминается в Аль-Китабе всегда в третьем лице, в таких фразах, как «Я спросил его» или «он сказал». Сибавайх передает цитаты, в основном через Ибн Хабиба и аль-Фарахиди, Абу Амра ибн аль-Алаха 57 раз, которых он никогда не встречал. Сибавайх цитирует своего учителя Харуна ибн Муса всего пять раз.

Грамматики Басры

Вероятно, из-за ранней смерти Сибавайха, «никто», как пишет ан-Надим, « было известно, что он изучал Аль-Китаб с Сибавейхом ", и он не разъяснял это в соответствии с традицией. Сподвижник и ученик Сибавайха, аль-Ахфаш аль-Акбар, или аль-Ахфаш аль-Муджаши, ученый грамматист Басры ибн Дарима, переписал «Аль-Китаб» Сибавайха в рукописную форму. Аль-Ахфаш изучал Аль-Китаб с группой студентов и грамматистов, включая Абу 'Умара аль-Джарми и, который распространял работы Сибавайха и развивал науку грамматики, написав много собственных книг и комментариев, например, «(Комментарий) к Странному в Сибавайхе» аль-Джарми. Из следующего поколения грамматиков Аль-Мубаррад развил труды своих учителей и написал Введение в Сибавейх, Тщательный поиск (или значение) «Книги» Сибавайха и Опровержение Сибавайха. Цитируется, что аль-Мубаррад задает вопрос любому, кто готовится прочитать Книгу:

«Пробовали ли вы разбираться в грамматике, ценив ее обширность и сталкиваясь с трудностями ее содержания?»

из ал- ' Аскар Мукрам и Абу Хашим обсудили образовательные подходы к экспозиции Аль-Китаба. Среди книг по грамматике Аль-Мабримана было «Объяснение Книги» Сибавайха (неполное). Ученик Аль-Мубаррада и наставник детей халифа аль-Мутадида, Ибн ас-Сари аз-Заджадж написал Комментарий к стихам Сибавайха, сосредоточив внимание на использовании Сибавайха как доисламской, так и постисламской поэзии. Ученик Аль-Заджаджа также написал Комментарий к Сибавайху. В анекдоте о том, что Ибн ас-Саррадж получил выговор за ошибку, он, как говорят, ответил: «Вы обучили меня, но я пренебрегал тем, что изучал, читая эту книгу (имеется в виду Аль-Китаб Сибавайха), потому что я» Он увлекся логикой и музыкой, и теперь я возвращаюсь к [Сибавайху и грамматике] », после чего он стал ведущим грамматистом после аз-Заджаджа и написал множество научных книг. сподвижник и ученик аль-Мубаррада и Талаб написал «Триумф Сибавайха над всеми грамматиками», состоящий из нескольких разделов, но оставшихся незаконченными. также написал комментарий к Sibawayh. Аль-Мараги ученик аз-Заджаджа, написал «Изложение и толкование аргументов Сибавайха».

Формат

Аль-Китаб, состоящий из 5 томов, является долгое, аналитическое и всестороннее изучение грамматики, которое по большей части остается непереведенным на английский язык. Из-за большой громоздкости и сложности грамматики более позднего периода создали лаконичные грамматики в простом описательном формате, подходящем для широкого круга читателей и в образовательных целях. Аль-Китаб разделяет грамматику на подзаголовки от синтаксис до морфология и включает приложение по фонетике. В каждой главе вводится понятие с его определением. Арабские глаголы могут обозначать три времени (прошедшее, настоящее, будущее), но принимать только две формы, определяемые как «прошедшее» (прошедшее время) и «похожее» (настоящее и

Сибавайх обычно иллюстрирует свои утверждения и правила, цитируя стихи из поэзии, заимствуя материал из очень широкого диапазона источников, как старых, так и современных, как городских, так и пустынных. : его источники варьируются от арабских доисламских поэтов до более поздних бедуинских поэтов, городских поэтов Омейядов и даже менее престижных и более новаторских раджаз поэты своего времени.

Несмотря на то, что Сибавайх является учебником грамматики, он расширяет свою тему в фонологию, стандартизированное произношение алфавита и запрещенные отклонения. Он отказывается от классификации групп букв из словаря аль-Фарахиди. Он вводит дискуссию о природе нравственности речи; эта речь как форма человеческого поведения регулируется этикой, правильной и неправильной, правильной и неправильной.

Многие лингвисты и ученые высоко оценивают Аль-Китаб как наиболее полную и старейшую из сохранившихся арабских грамматик. Абу Хайян аль-Гарнати, самый выдающийся грамматик своей эпохи, выучил наизусть весь Аль-Китаб и приравнял его значение к грамматике хадисов к исламскому закону.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

арабский Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: تصني ف: كتاب سيبويه: مطبوع
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:37:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте