Суй люди

редактировать
Суй люди 水族
Этни шуй 2404a.jpg Женщина Суй в Гуйчжоу, Китай
Всего населения
430 000 (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
  Китай ( Гуйчжоу, Гуанси ); Вьетнам  
Языки
Мандаринский китайский ( суи)
Религия
Анимизм, буддизм, даосизм

Народ суй ( китайский :水族; пиньинь : Shuǐzú ; автоним : ai33 sui33), также записываемый как народ шуй, представляет собой этническую группу, проживающую в основном в провинции Гуйчжоу, Китай. Они считаются одной из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История и демография
  • 2 Язык
  • 3 Общество
  • 4 Кухня
  • 5 фестивалей
  • 6 Религия
  • 7 Население
    • 7.1 Провинциальный уровень
    • 7.2 По округам
  • 8 Литература
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
История и демография
Браслет, который носили суйцы

Суй происходят от древних народов байюэ, населявших южный Китай до династии Хань (Wei 2003: viii). Название «Суй», что в переводе с китайского означает «вода», было принято во времена династии Мин.

Сегодня 93% всех жителей суй (322 000 человек) проживают в Гуйчжоу, Китай, при этом 63% из них проживают в автономном округе Санду-Шуй. К югу от деревни Индун в округе Жуншуй, Гуанси, живут 10 000 суй (Edmondson 2008). Небольшие группы людей суй также живут в уездах Фуян и Илян в провинции Юньнань. Кроме того, в округе Хонгкуанг провинции Туйенкуанг на севере Вьетнама проживает 120 суи, которые являются потомками народа суи, покинувшего округ Санду 8 поколений назад (Wei 2003: vii).

Язык
Основная статья: Суйский язык

Суй говорят на крадайском языке, входящем в состав камсуйских языков.

Общество
Традиционные дома шуй в Санду

Суй организованы вокруг семейных кланов. В деревнях обычно проживает несколько сотен жителей, большинство из которых имеют одну и ту же фамилию (Wei 2003: ix).

Традиционные дома суй обычно строят из ели или сосны, хотя сегодня дома все чаще строят из кирпича. Существует три основных типа традиционного жилья Суй (Wei 2003: ix):

  1. ɣaan2 faaŋ1 (китайский язык: ганлан мулоу) - двухэтажный дом на сваях из ганлана. Второй этаж используется под жилые помещения, тогда как первый этаж используется в основном как конюшня и складское помещение.
  2. ɣaan2 hum5 - Первый дом, имеющий один этаж.
  3. Двухуровневый дом - здание на «висячей ноге», которое по-китайски называется дяоджиаолоу. Эти дома построены на склонах холмов, с более длинными колоннами, поддерживающими сторону дома, обращенную вниз, и называются «висячими домами» (диаодзяо), поскольку колонны, поддерживающие дом, иногда расположены за стенами.

Если женщина овдовела, она на три года покрывает волосы тканью белого цвета. У Суй лунный календарь начинается с девятого лунного месяца. Их похороны представляют собой сложные и продолжительные церемонии, в которых приносятся в жертву животные в честь умерших. За исключением рыбы, жители деревни Суй обычно воздерживаются от мяса после смерти человека (Wei 2003: xvi).

Кухня

Основным продуктом питания народа суй является клейкий рис. Дополнительные зерна и клубни включают кукурузу, пшеницу, ячмень, просо и сладкий картофель. Рис готовят на пару в бамбуковой пароварке или в закрытой кастрюле на слабом огне. Популярные блюда на основе риса включают ʔjut7 (китайский язык: zongzi) и приготовленный клейкий рис с хризантемой и воздушный рис (Wei 2003: xiv). Женщины суй также дают родственникам клейкий рис, когда навещают их.

Рыба - один из важнейших источников пищи. Как и люди дун, многие Суй разводят карпа в деревенских прудах (Wei 2003: xiv). Популярным блюдом, которое употребляют летом, является разновидность кислого бульона под названием lu5 hum3. Семьи суй также регулярно держат общие горячие горшки. Рыба в кипарисе ( hum3 mom6), мясо в кипарисе ( hum3 naan4) и мясо поросят также популярны. Рисовые спирты популярны среди суй, их также употребляют во время браков, похорон, фестивалей и мероприятий по возведению зданий. Суй также славятся своим вином джиуцянь.

Фестивали

Фестивали включают (Wei 2003: xix):

  • tsjə1 twə3 (фестиваль Дуань) - этот праздник урожая похож на китайский Новый год. Он проводится примерно с сентября (начало Нового года Суй) по ноябрь (второй месяц календаря Суй). В канун Нового года Суй ( hət7) мясо скота не едят. В Новый год ( ʁaai3) проводятся антифоновые хоры, скачки и другие гуляния. Поскольку Суй в разных местах празднуют Дуань в разное время, этот фестиваль на самом деле длится более двух месяцев, когда праздники из разных мест объединяются. Всего в следующих местах отмечаются пять различных Дуань (Wei 2003: xx).
  1. Ванси в городе Дуюнь (Паньдун)
  2. Малийский, Layou, Miaocao, Shuidong в уезде Санду
  3. Тинпай, Хэнфэн, Хэйонг, Тяньсин в Санду, Либо, уезды Душань
  4. Чжунхэ, Дисян, Цзюцянь в уезде Санду
  5. Сандун, Шуинянь, Синсян в уезде Санду.
  • tsjə1 mau4 (фестиваль Мао) - этот четырехдневный праздник отмечают те, кто не отмечает праздник Дуань. Происходит после пересадки рассады риса на десятый месяц календаря Суй. День Мао отмечается в деревнях Шуйли, Яоцин, Шуйрао, Шуйпу и Юнкан уезда Либо. Во время этого фестиваля хоры в антифонном стиле поют традиционные песни о любви Суй. Однако по традиции замужним женщинам не разрешается выступать в хоре.
  • tsjə1 tseŋ1 (весенний праздник) - Этот фестиваль особенно разработки в Санду County локалей Bannan, Shuimei, Yanggong, Zhouqin и Yang'an. Однако в этих деревнях не отмечаются фестивали Дуань и Мао.
  • su3 njen2 hi5 (малый новогодний фестиваль Sui)
  • tsjə1 ʔau4 hmai5 ( фестиваль "ешь новый рис")
  • Лююэлю («шесть месяцев шесть дней» или 6 июня, фестиваль)
  • фестиваль си3 мин2 (Цинмин)
  • Дуаньу
  • sup8 hi5

На бронзовом барабане часто играют во время фестивалей, и пение, танцы, забой скота на еду и благодарение предкам семьи типичны для этих фестивалей (Wei 2003: xxii).

Религия

Суй в основном политеисты и также практикуют поклонение предкам. Шаманов традиционно нанимали для совершения молитв и жертвоприношений в домах больных или близких к смерти. В религии Суй насчитывается более 900 призраков и богов, которые могут вызвать как удачу, так и несчастье (Wei 2003: xxii). Некоторые божества и легендарные фигуры также заимствованы из китайской народной религии.

У народа суй существует множество табу и суеверий, например (Wei 2003: xxiv-xxv):

  • Во время первого удара грома начала весеннего сезона почву нельзя вспахивать три дня. Нарушение этого табу разозлит бога грома, что приведет к ненормальному режиму дождя.
  • Клятвы не следует произносить при посеве семян, чтобы не повредить урожай.
  • Lusheng не должен играть после того, как семена высевают в течение начала весны, или иначе семена могут быть сдуваются позже.
  • В первое утро праздника Дуань, а также накануне вечером нельзя есть мясо наземных животных. Нарушение этого табу рассматривается как неуважение к предкам и приведет к уменьшению числа потомков.
  • Собак нельзя убивать в праздничные дни.
  • В первый день праздника Весны нельзя убирать дома, готовить пищу и стричь волосы. Вместо этого едят новогодние объедки.
  • Во время свадебного шествия для пары может случиться несчастье, если шествие наткнется на гроб (пара может скоро умереть), птица, переходящая дорогу (пара может скоро заболеть), гром (необходимо пригласить колдуна, чтобы изгнать призраков), или беременная женщина (невеста будет бесплодной).
  • Замужние вдовы не могут вернуться в деревни своих бывших мужей и не могут посещать дома своих родителей в течение всего года, иначе деревня ее родителей не будет процветать.
  • Беременные женщины не могут рожать детей в деревнях своих родителей, иначе пострадают семья и домашний скот ее родителей.
  • После рождения ребенка, если женщина посетит чужую деревню или дом, этот человек заболеет.
  • Члены клана не могут есть мясо наземных животных после смерти одного из их старейших. Одежда и личные вещи умершего старца не могут упасть на землю, и у него должно быть нечетное количество вещей.
  • Людям, родившимся в один день с недавно умершим, не следует навещать его, иначе мертвые могут унести свои души в могилу.
  • Имена не следует называть, когда людей хоронят, иначе мертвые могут забрать их душу.
  • После смерти самца убивать свиноматок или коров нельзя. После смерти самки нельзя убивать лошадей или быков.
  • Беременных женщин и младенцев нельзя хоронить в местах, где много солнечного света.
  • Солнечные и лунные затмения, а также крики птиц не нравятся суйцам.
численность населения

Провинциальный уровень

Распределение по провинциям
Область Sui Процент
Провинция Гуйчжоу 369 723 90,86%
Гуанси- Чжуанская автономная провинция 15 476 3,80%
Провинция Юньнань 12 533 3,08%
Провинция Цзянсу 2 775 0,68%
Провинция Гуандун 1 948 0,48%
Провинция Чжэцзян 1,421 0,38%
В другом месте 3026 0,74%

По округу

Распределение Суй на уровне уездов

(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживаетgt; 0,5% населения Суй Китая.)

Провинция Префектура округ Суй Население % населения Китая Суй
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Санду-Шуйский автономный округ 189,128 46,48%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Либо 35,407 8,70%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Жунцзян 33,678 8,28%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Дуюн 32,702 8,04%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Душан 26,299 6,46%
Юньнань Qujing Фуюань 10,567 2,6%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Даньчжай 10,501 2,58%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Leishan 5,227 1,28%
Гуйчжоу Люпаньшуй Сковорода 5,164 1,27%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Липинг 4,710 1,16%
Гуйчжоу Люпаньшуй Шуйчэн 3,875 0,95%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Цунцзян 3.300 0,81%
Гуйчжоу Цяньнань Буй и автономная префектура Мяо Цзяньхэ 3,293 0,81%
Гуанси-Чжуанский автономный район Лючжоу Автономный округ Жуншуй Мяо 3,183 0,78%
Гуанси-Чжуанский автономный район Hechi Нандан 3,083 0,76%
Гуанси-Чжуанский автономный район Hechi Ичжоу 2,160 0,53%
Гуйчжоу Биджи Цяньси 2,102 0,52%
Другие 32,523 7,99%
Литература

Устная литература суи богата мифами, песнями и народными сказками. Список ниже взят из Wei (2003: xxvi).

  • Древние мифы и песни
    • Сотворение неба и земли
    • Происхождение человечества
    • Песня о сотворении людей - о битве между людьми, драконами и тиграми.
    • Зарождение новой жизни - брат и сестра сажают тыкву, из которой прорастает новая жизнь.
  • Легенды о лицах
    • Песня Пань Синьцзяня, богатого магната
    • История Дзинги
    • Человек по имени Ниу
    • Плохой учитель
    • Каменный конь, выстреливший в солнце
  • Легенды об обычаях
    • Происхождение фестиваля Дуань - брат женится на своей младшей сестре, что дает начало празднику Дуань.
    • Происхождение фестиваля Мао
    • Посадка пихты вверх ногами
  • Легенды о пейзаже
    • Легенды о происхождении реки Дулиуцзян
    • Легенда о динозаврах и горе Юэлян (Луна)
  • Народные сказки
    • Происхождение бронзовых барабанов
    • Виноградная девочка
    • Почему тигр ненавидит буйвола и тигра
    • Глаз и ступня
  • Песни о жизни
    • Песня о создании хлопка
    • Песня о создании зерна
    • Песня о приготовлении вина
    • Песня о посадке деревьев
    • Песня страдания
  • Пользовательские песни
    • Песня фестиваля Дуань
    • Песня траура
  • Любовные песни
    • Девушка прекрасна как парча
    • По тебе тяжело скучать
    • Сестра пойдет с братом вместе
  • Высказывания и пение
    • Журавль и ворона
    • Воробей и дрозд

Отрывки из песен суй также можно найти в книге Фанг-Куэй Ли 1977 года « Шуйхуа яньцзю» («Исследования языка суй»).

Смотрите также
использованная литература
  • Диллер, Энтони, Джерольд А. Эдмондсон и Юнсянь Ло ред. 2008. Тай-кадайские языки. Семейная серия Routledge Language. Психология Press.
  • Эдмондсон, Джерольд А. и Дэвид Б. Сольнит (редакторы). 1988. Сравнительный кадай: лингвистические исследования за пределами тайского языка. Даллас, Техас: SIL.
  • Эдмондсон, Джерольд А., Эслинг, Джон Х., Харрис, Джимми Г. и Вей, Джеймс. 2004. Фонетическое исследование согласных и тонов Sui. Пн – кхмерские исследования 34: 47-66.
  • Стэнфорд, Джеймс Н. 2009. «Есть пищу нашего дома»: Социолингвистическая лояльность в мультидиалектных суйских деревнях. Язык в обществе 38 (3): 287-309.
  • Стэнфорд, Джеймс Н. 2008. Социотонетический анализ контакта диалекта суи. Языковые вариации и изменение 20 (3): 409-50.
  • Стэнфорд, Джеймс Н. 2008. Приобретение детского диалекта: новые взгляды на влияние родителей / сверстников. Журнал социолингвистики 12 (5): 567-96.
  • Стэнфорд, Джеймс Н. 2007. Повторное дублирование прилагательного Sui как поэтическая морфофонология. Журнал восточноазиатской лингвистики 16 (2): 87-111.
  • Вэй Сюэцунь и Джерольд А. Эдмондсон. 2003. Sui (Шуй) - китайско-тайско-английский словарь. Салая, Таиланд: Университет Махидол.
  • Чжан, Джунжу. 1980. Шуйю Цзяньчжи [Очерк о языке суй]. Пекин: Миньцзу иньша чанг
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-19 04:05:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте