Шолом Довбер Шнеерсон | |
---|---|
Шолом Довбер Шнеерсон | |
Должность | Любавич Ребе |
Персональный | |
Родился | 24 октября 1860 г. ОС. Любавичи |
Умер | 21 марта 1920 г. НС. Ростов-на-Дону |
Религия | Иудаизм |
Супруга | Стерна Сара (дочь Йосефа Ицхока из Овруха ) |
Дети | Йосеф Ицхок Шнеерсон |
Родители |
|
еврейский лидер | |
Предшественник | Шмуэль Шнеерсон |
Преемник | Йосеф Ицхак Шнеерсон |
Начал | 10 сентября 1892 г. OS |
окончено | 21 марта 1920 г. Н.С. |
Основная работа | Йом Тов Шел Рош ха-Шана, 5666, Сефер ха-Маамарим, 5672 |
Династия | Хабад Любавич |
Шолом Довбер Шнеерсон (Иврит : שלום דובער שניאורסאהן) был пятым Ребе (духовным лидером) Хабад Любавичское хасидское движение. Он известен как «Ребе Рашаб » (от R eb Sh olom B er).
Его учение представляет собой появление акцента на просвещении, который позже Хабад Ребе превратил в главную тему.
Шнеерсон родился в Любавиче, 20 хешвана 5621 (1860), был вторым сыном Шмуэля. Шнеерсон, четвертый Хабадский Ребе. В 1882 году, когда его отец умер, ему не было и 22 лет, а его брат Реб Залман Аарон был ненамного старше. Последовал период, в течение которого оба брата выполняли некоторые задачи ребе, но ни один из них не чувствовал себя готовым взять на себя титул и обязанности. В течение этого периода он постепенно брал на себя больше ответственности, особенно в отношении воздействия майских законов, и в Рош ха-Шана 5643 (10 сентября 1892 г. по ст. Ст.) Он принял руководство Любавичское движение.
Шнеерсон женился на своей двоюродной сестре Штерне Саре Шнеерсон. Она была дочерью раввина Йосефа Ицхока Шнеерсона из Аворуча, сына Цемаха Цедека. У них был один сын, которого они назвали Йосеф Ицхок в честь отца Штерны Сары. Позже Йосеф Ицхок сменил своего отца на посту Ребе.
В 1903 году он провел два месяца в Вене, где встретился с Зигмундом Фрейдом для консультации. Одна из теорий отождествляет его случай с случаем неустановленного раввина, которого Фрейд в то же время передал Вильгельму Штекелю, который использовал электротерапию. Этот раввин сказал Штекелю, что с 6 до 18 лет, когда он женился, он подвергался сексуальным домогательствам со стороны одного из его помощников. Травма привела к тяжелому неврозу, вызвавшему паралич левой руки раввина. Лечение имело некоторый успех, восстановило некоторую чувствительность руки, но раввин не мог оставаться в Вене дольше двух месяцев. Когда раввин вернулся домой, он попытался продолжить лечение с помощью небольшого аппарата, который он купил в Вене, но не почувствовал дальнейших улучшений и в конце концов отказался. Отождествление этого раввина со Шнеерсоном оспаривается, среди прочего, упоминанием дочери.
В 1915 году, когда бои в Первой мировой войне приблизились к Любавичам, Шнеерсон переехал в Ростов-на-Дону. Когда большевистские силы подошли к Ростову, он подумал о переезде в Палестину, которая в то время была частью Османской империи, и подготовил все необходимые документы; его единственная сохранившаяся фотография взята из его турецкой визы, поскольку он обычно отказывался фотографироваться. Но в конце концов он решил остаться в Ростове, где и умер 21 марта 1920 г. (2 нисана 5680 г.).
При строительстве «Ростовского дворца спорта» на вершине Старого еврейского кладбища в 1940 г. его останки были тайно перевезены религиозной группой хасидов в другое место захоронения, где они и находятся по сей день на «Ростовском еврейском кладбище». Его могилу ежедневно посещают последователи движения Хабад-Любавич со всего мира.
Шнеерсон основал первый Хабад ешиву, Томчей Темимим, в 1897 году. В 1911 году он основал еще одну ешиву в Израиле, а в 1916 году он основал ешиву в Грузии. Аврум Эрлих утверждал, что именно эти институты сделали Любавич доминирующим в различных хабадских хасидских движениях.
Он поддерживал длительную переписку не только с хабадскими хасидами в других странах, но также и с хасидами, не относящимися к Хабаду, и члены других групп, которые писали ему за советом. Он также встречался с другими еврейскими и хасидскими лидерами, работая с ними по таким вопросам, как образование, единство, политика и стратегия. Хофец Хаим пользовался его большим уважением, настолько, что Хофец Хаим заявил о нем: «Слова [Любавичского] Ребе святы, и любой, кто спорит [или] не согласен с ним [должен знать, что] это как если бы он не согласен с Моисеем."
Шнеерсон продвигал еврейские сельскохозяйственные поселения и создание рабочих мест для евреев, особенно тех, кто был перемещен из-за майских законов. Он был видный противник сионизма, как в его светской, так и религиозной версиях, и верный союзник Реб Хаима Брискера. В 1903 году он опубликовал «Кунтрес Умааян», в котором содержалась сильная полемика против сионизма. Он был глубоко обеспокоен тем, что светский национализм заменит иудаизм в качестве основы еврейской идентичности. Вместе с Реб Хаимом он присоединился и поддержал союз восточноевропейских харедим и предшественник агуды - но в 1912 году, когда в Катовице была образована Агуда, Реб Хаим выдвинул 18 возражений против ее состава.
После Февральской революции были назначены выборы в еврейские городские советы и Генеральную еврейскую ассамблею, и Шнеерсон не допустил его в Агуда. Шнеерсон неустанно работал над организацией религиозного фронта с центром и специальным офисом, который бы занимался всем этим. По этой причине он созвал уникальную конференцию всех гигантов Торы по всей России. Эта конференция проводилась в 1917 г. в Москве, и ей предшествовала встреча ведущих раввинов для решения вопросов, которые будут там обсуждаться. Это меньшее собрание проходило в Петрограде. Однако из-за того, что участников этой встречи было немного и они спешили вернуться домой, московская конференция не дала должных результатов. Таким образом, необходимо было снова собраться в Харькове в 1918 году, чтобы обсудить выборы в Генеральную еврейскую ассамблею.
Его заботы о горских евреях или Берг Йидден, побудил его послать известного Машпиа, раввина Шмуэля Левитина, на Кавказ, чтобы создать институты, приближающие их к традиционному иудаизму, создав прецедент для двух его преемников. как Любавичский Ребе, который проводил аналогичные действия.
Среди выдающихся учеников Шнеерсона Реб, Реб и Реб Залман Мойше ха-Ицхаки. Малах.
Шнеерсон был плодовитым автором богословия Хабада. Большая часть его работ опубликована на иврите, а некоторые из них переведены на английский и доступны в Интернете.
Религиозные титулы | ||
---|---|---|
Предшественник. Шмуэль Шнеерсон | Ребе из Любавич. 1892–1920 | Преемник. Йосеф Ицхок Шнеерсон |