The shmoo (множественное число: shmoos, также shmoon ) это вымышленное мультяшное существо, созданное Элом Каппом (1909–1979); персонаж впервые появился в комиксе Ли'л Абнер 31 августа 1948 года. Популярный персонаж стал влиять на поп-культуру, язык и даже науку.
Шму имеет форму пухлой кегли с короткими ножками. У него гладкая кожа, брови и редкие усы, но нет рук, носа или ушей. Его ноги короткие и круглые, но ловкие, как ясно показывают приключения шму комиксов. У него богатая гамма выражений лица, и он часто выражает любовь, источая сердечки над головой. Карикатурист Эл Капп приписал шму следующие любопытные характеристики:
В эпизоде, начавшемся в конце августа 1948 года, Ли'л Эбнер обнаруживает шмо, когда он отправляется в запретную «Долину Шмуна», следуя таинственным и музыкальным звукам, которые они издают (от которых и произошло их название). Эбнера сбрасывает со скалы в долину внизу примитивная «большая гал» (как он обращается к ней), чья работа - охранять долину. (Этого персонажа больше никто не видел.) Там, вопреки неистовым протестам обнаженного, сильно бородатого старика, пасущего шму, Эбнер оказывает поддержку странным и очаровательным созданиям. «Shmoos, - предупреждает старик, - это величайшая угроза хулиганству, которую мир знал!» "Тасс, потому что они такие плохие, да?" - спрашивает Лил Эбнер. «Нет, глупый», - отвечает человек, а затем заключает в себе один из глубоких парадоксов жизни: «Это потому, что они такие хорошие !!».
Обнаружив их ценность («Если они вокруг, никто больше не будет работать!»), Эбнер выводит шму из долины, где они становятся сенсацией в Dogpatch и, быстро, остальной мир. Промышленные капитаны, такие как Дж. Рорингем Фэтбэк, «король свинины», встревожены снижением продаж почти всех продуктов, и в серии изображений, напоминающих крах на Уолл-стрит 1929 г., «Шму» Кризис »разворачивается. По приказу Фэтбэка коррумпированный истребитель приказывает «Отрядам шмуицидов» уничтожить шму с помощью разнообразного огнестрельного оружия, которое изображено в мрачной и комично графической последовательности, где плачущий Ли'л Абнер ошибочно приветствует предполагаемый «авторитет» отряды истребления.
После того, как shmoos были устранены, грабительский бакалейщик Dogpatch Мягкосердечный Джон хихикает, демонстрируя свои товары - гниющее мясо и продукты: «Теперь эти непослушные голодные крысы стали ползать, t'me fo «Необходимые для жизни!» Они жаловались «на высокие цены до» !! Подождите, они увидят новые !! ». Истребитель поздравляет его.
Однако вскоре обнаруживается, что Эбнер тайно спас двух шму, «мальчика» и «девочку». Мальчик шму, уроженец Dogpatch, должен бежать от девушки shmoo в ежегодном забеге Сэди Хокинс. (Шму обычно изображаются как гендерно-нейтральные, хотя Кэпп обходит этот вопрос в этой последовательности, чтобы позволить поворот комического сюжета.) Когда «он» пойман «ею», в соответствии с правилами расы, они присоединяются к брак Маррин Сэма (которому они «платят» дюжиной яиц, двумя фунтами масла и шестью кексами с шоколадной глазурью - все это, по оценкам Сэма, стоило около 98 центов в 1948 году). В последний раз уже расширяющуюся семью Шму видели возвращающейся в Долину Шмуна.
Последовательность, завершившаяся незадолго до Рождества 1948 года, была очень популярна как комментарий к состоянию общества, так и как классическая аллегория жадности и коррупции. запятнать все хорошее и невинное в мире. Shmoo произвел неожиданную сенсацию на национальном уровне и подготовил почву для крупного феномена лицензирования. В их очень немногих последующих появлениях в Ли'л Абнер шму также идентифицированы США. военные как серьезную угрозу национальной безопасности.
Эл Капп предложил свою версию происхождения Шму в кричащей сатирической статье «Я не люблю Шму», в Cosmopolitan (июнь 1949):
Я ехал из Нью-Йорка на свою ферму в Нью-Гэмпшире. Крышка моей машины была опущена, и по обе стороны от меня я мог видеть пышную и прекрасную сельскую местность Новой Англии... Это была добрая земля в ее щедрых летних проявлениях, предлагающая всем подарки. И мысль, которая пришла ко мне, была такая: вот у нас есть эта великая, хорошая и щедрая вещь - Земля. Он хочет дать нам все, что нам нужно. Все, что нам нужно сделать, это просто оставить это в покое, просто быть довольным этим.
Карикатуристы думают не так, как люди. Они думают картинками. Маленькие картинки, которые впишутся в комикс. Итак, в своем уме я уменьшил Землю... до размера маленького существа, которое могло бы поместиться в полосу Лил Абнера - и получилось Шму... У меня не было никакого сообщения - кроме того, что хорошо быть живым. Шму не имел никакого социального значения; это просто сочное маленькое существо, которое дает молоко и откладывает яйца... Когда смотришь на него так, как будто хочешь его съесть, оно умирает от чистого экстаза. И если кто-то действительно любит вас, он принесет вам чизкейк - хотя это довольно сильно напрягает его внутренние внутренности...
Я думал, что это был совершенно обычный маленький история, но когда она появилась в газетах, начался ад! Life в редакционной статье приветствовал Шму как сам символ и дух свободного предпринимательства. Time сказал, что я изобрел новую эру просвещенных взаимоотношений между менеджментом и служащими (они назвали это каппитализмом). Daily Worker осудил меня как орудия боссов и назвал Шму опиумом масс...
Капп представил много других аллегорических существ в Ли ' l Эбнер на протяжении многих лет, включая Лысых Игглов, Кигми, Ногудников, Мимикников, Денег Ха-Ха, Шминков, Мерзких Снежных Окорочков, Гусениц, Штунков и Застенчивых Булгаников и другие. Каждый из них подчеркивал другую тревожную сторону человеческой натуры, но ни один из них никогда не оказывал такого же культурного воздействия, как Шму. По словам издателя Дениса Китчен: «На протяжении всей своей карьеры Кэпп получал бесчисленные письма [от] людей, умоляющих его вернуть Шму. Время от времени он делал это, но каждый раз все заканчивалось одинаково - Шму был слишком хорош для человечество, и ему пришлось снова их истребить. Но всегда был один или два, кто выжил бы для будущих поворотов сюжета... "
Происхождение слова Кэппа" шму " лингвистов обсуждают на протяжении десятилетий.
Было высказано предположение, что шму было тонко завуалированным фаллическим символом, и что название происходит от идиш чмо (шмо ), что означает «мужские гениталии» или «дурак, презрительный человек» (Артур Аса Бергер и Аллан Х. Оррик из Джона Хопкинса ). Ранее, чем эти ученые, Томас Пайлс (U. Флорида ) отдавал предпочтение шмуку, а не производному от другого идишского шму, означающего «прибыль», что предложил Лео Спитцер.
Спитцер отметил провиденциальные характеристики шму (поставляя яйца и молоко) в аргументацию своей гипотезы, поясняя, что на идиш слово «шму» имеет особое значение «незаконная прибыль» и что это слово также дает начало термину «шмус», «сказка, сплетня», чья глагольная форма шмузен или «шмузить» (тупица ) стало знакомо даже неевреям. Лилиан Мермин Файнсилвер оценила эту ассоциацию с shmu "незаконная прибыль" как "уместная", вместе с наблюдением, что shmue было табу идишским термином для матки.
Это один из многих идишских сленгов. вариации, которые нашли свое место в Лил Эбнер. Раскрывая важный ключ к истории, Аль Капп написал, что Шму метафорически представляет безграничные дары Земли во всем ее богатстве - по сути, саму Мать-Природу. По словам Ли'л Абнер, «Шмуз не притворяется. Корпус [вся] земля едина !!»
Шму, который должен знать любой грамотный человек, был одной из самых блестящих утопических сатир
— The Baltimore Sun, 2002"Кэпп" аллегорически лучше всего проявляется в эпосах о Шмоосах, а затем и о Кигми », - писал историк комиксов Джерри Робинсон (в« Комиксах: Иллюстрированная история искусства комиксов », 1974). «Шму - самые дружелюбные существа в мире, удовлетворяющие все потребности человека. Подобно обезумевшему мифу о плодородии, они воспроизвели настолько чудовищно, что угрожали разрушить экономику» - если не западной цивилизацией как мы это знаем, и в конечном итоге общество само.
На первый взгляд история Шму касается милого существа, которое не желает ничего, кроме как быть благом для людей. Хотя первоначально Капп отрицал или избегал обсуждения каких-либо сатирических намерений («Если Шму подходит», он провозгласил «наденьте его!»), Многие считали, что он преследует более крупную игру подтекстом. История имеет социальные, этические и философские значения, которые требуют анализа и по сей день. В оставшуюся часть жизни Каппа редко брали интервью без упоминания характера истории Шму.
Мифическая сказка заканчивается на намеренно иронической ноте. Шму официально объявляются угрозой, и их систематически выслеживают и убивают - потому что они считались «вредными для бизнеса». Многократно копируемая сюжетная линия была притчей, которая интерпретировалась по-разному в начале холодной войны. Эла Каппа даже пригласили на радио-шоу, чтобы обсудить социалист Норман Томас о влиянии Шму на современный капитализм.
«После того, как это вышло, как левые и правые атаковали Шму », согласно издателю Денис Китчен. «Коммунисты думали, что он высмеивает социализм и марксизм. правое крыло думало, что он высмеивает капитализм и американский стиль. Капп поймал зенитную артиллерию с обеих сторон. Для него это была политическая моральная сказка о человеческой природе... Я думаю, [Шму] был одним из таких всплески гения. Он был гением, в этом нет никаких сомнений. "
Шму вдохновил сотни" клубов Шму "по всей Северной Америке. Студенты колледжа, превратившие идею Кэппа о танце Сэди Хокинс в общепринятую традицию, тоже стекались в Шму. Одна школа, Университет Бриджпорта, даже основала "Американское общество по развитию шму" в начале 1949 года.
Конечно, его продавали до смерти.. Я думаю, у них даже были сиденья для унитазов shmoo.
— Эл Кэпп, карикатурист PROfiles # 37, март 1978 г.Неожиданный - и практически беспрецедентный - послевоенный феномен мерчандайзинга последовал за тем, как Капп представил Shmoo в Li'l Abner. Как и в стрипе, в 1949 и 1950 годах шмо внезапно появилось повсюду, включая обложку Time. Они также получили почти полную страницу освещения (в разделе «Экономика») в разделе Time International. Основные статьи также публиковались в Newsweek, Life, The New Republic и в бесчисленном множестве других изданий и газет. Практически в мгновение ока, как гласит заголовок Life: «США поражены шму!»
куклы Shmoo, часы, украшения, наушники, обои, рыболовные приманки, освежители воздуха, мыло, мороженое, воздушные шары, пепельницы, игрушки, игры, Хэллоуин маски, солонки и перцы, декали, значки, стаканы, банки для монет, поздравительные открытки, цветочные горшки, галстуки, подтяжки, ремни, шторы, перьевые ручки и прочая атрибутика шму. Швейная фабрика в Балтиморе выпускала целую линию одежды shmoo, в том числе «Shmoosuits». В 1948 году люди танцевали под Шму Румба и Шму Полька. Шму на короткое время вошло в повседневный язык с помощью таких фраз, как «Что Шму?» и «С годом Shmoo!»
Менее чем за год было произведено около сотни лицензионных продуктов shmoo от 75 различных производителей, некоторые из которых были проданы по пять миллионов штук каждая. За один год продукция shmoo принесла более 25 миллионов долларов продаж в 1948 году (что эквивалентно 266 миллионам долларов в 2019 году).
Раньше ничего подобного не было. Сравнение с современными культурными явлениями неизбежно. Но современные увлечения почти всегда связаны с масштабными маркетинговыми кампаниями крупных медиа-корпораций и, как правило, нацелены на молодежный рынок. Феномен Шму возник сразу же, спонтанно и исключительно из ежедневных комиксов карикатуриста Эла Каппа - и он широко понравился американцам всех возрастов. Сорок миллионов человек прочитали оригинальный рассказ о Шму 1948 года, и уже значительная аудитория Каппа примерно удвоилась после ошеломляющего успеха Шму...
— Денис КитченШму был настолько популярен, что даже заменил Уолта Диснея Микки Мауса как лицо Детского сберегательного залога, выпущенного США. Министерство финансов в 1949 году. Действующий документ был красочно проиллюстрирован персонажем Кэппа и продвигался Федеральным правительством США с бюджетом рекламной кампании в 16 миллионов долларов. Согласно одной из тогдашних статей, Шму продемонстрировал «бережливость, верность, доверие, долг, правду и простые цента, которые [которые] составляют помощь его народу». Эл Капп сопровождал президента Гарри С. Трумэна на церемонии открытия облигации.
Жизнь и времена Шму (1948), собрание в мягкой обложке оригинальной последовательности, был бестселлером Саймона и Шустера и стал первым мультфильмом, привлекшим серьезное литературное внимание. Распространенный на полках журналов небольшого городка, он был продан 700 000 экземпляров только за первый год публикации. Это было рассмотрено от побережья до побережья вместе с Дуайтом Эйзенхауэром «Крестовый поход в Европу » (другая большая публикация того времени).
Оригинальная книга и ее продолжение, «Возвращение Шму» (1959), с тех пор много раз собирались в печати - последний раз в 2002 году - всегда с высокими показателями продаж.
Это было также отдельная линия комиксов, Shmoo Comics Эла Каппа (с участием Моющегося Джонса), изданных семейным Toby Press, принадлежащим семье Кэпп. Историк комиксов и эксперт Лил Абнер Денис Китчен недавно отредактировал полное собрание всех пяти оригинальных комиксов Shmoo, с 1949 и 1950 годов. Книга была опубликована Dark Horse Comics в 2008 году. Китчен отредактировал второй том, связанный с Шму, для Dark Horse в 2011 году, посвященный истории персонажа на газетных полосах, предметах коллекционирования и памятных вещах.
Записи и опубликованные ноты, относящиеся к Шму, включают:
диск Шму 78 оборотов в минутуПервоначально шму должны были быть включены в серию 1956 года Бродвей Лил Эбнер мюзикл, в котором используется сценическое кукольное представление. Как сообщается, производители отказались от этой идеи на стадии разработки, однако из соображений практичности. Вариант персонажа ранее появлялся на телевидении как марионетка . «Шмуозер», говорящий шму с антропоморфным человеческим телом, был повторяющимся персонажем кореша в Бесстрашный Фосдик, недолговечном кукольном сериале, который транслировался по NBC-TV в 1952 году. 128>
После смерти Кэпп в 1979 году Shmoo получил свой собственный мультсериал как часть Fred and Barney Meet the Shmoo (который состоял из повторов The New Шоу Фреда и Барни смешалось с собственными мультфильмами Шму; однако два разных типа персонажей не «встретились»). Однако персонажи встретились в начале 1980-х годов с Флинтстоунами spin-off Комедийное шоу Флинтстоуна. Шму неожиданно появился в сегменте «Полицейские из бедрок» в роли полицейского вместе с офицерами по совместительству Фредом Флинтстоуном и Барни Рабблом. Излишне добавлять, что этот Шму имел мало отношения к персонажу L'il Abner, кроме внешнего вида. Более позднее предприятие Ханна-Барбера, Новый Шму, показало персонажа как (необъяснимо) изменяющего форму талисмана комиксов Mighty Mysteries Comics, группы подростков, решающих Скуби. -Doo -подобные загадки. В этой серии Шму мог магическим образом трансформироваться в любую форму по желанию - например, Том Террифик. Ни одно из этих ревизионистских возрождений почтенного персонажа не было особенно успешным.
Термин «шму» вошел в английский язык, определяя высокотехнологичные концепции по крайней мере в четырех отдельных областях науки :
При применении наоборот, shmoo цитируется как гипотетический пример потенциальной фальсифицируемости из естественный отбор как ключевой движущий механизм биологической эволюции. То есть, такой плохо адаптированный вид не мог развиться посредством естественного отбора, поэтому, если бы он существовал, это было бы опровергнуть теорию.