Ширази

редактировать
Ширази
Регионы со значительным населением
Побережье Суахили (в основном Занзибар, Пемба, Коморские Острова )
Языки
Суахили разновидности, английский, французский
Религия
Ислам (сунниты, шииты ), христианство (католик, протестант )

народ ширази, также известная как мбвера, это этническая группа, населяющая побережье суахили и близлежащие острова Индийского океана. Они особенно сконцентрированы на островах Занзибара., Пемба и Коморские Острова. Ряд легенд о Ширази распространился вдоль восточноафриканского побережья, в большинстве из которых упоминается, что персидский принц, названный или неназванный, женился на принцессе суахили. мифология является продуктом активной региональной торговли между побережьем Суахили и Персидским заливом в сочетании с частыми ссылками на престижные лиги. проблемы в элитных мусульманских общинах. Ширази примечательны тем, что способствовали распространению ислама на побережье суахили, их ролью в создании южных султанатов суахили, таких как Мозамбик и ангоче, их влиянию на развитие языка суахили и их богатство. Прибрежная зона Восточной Африки и близлежащие острова служили их коммерческой базой.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Мифический мир: персы и арабы
    • 1.2 Африканцы, говорящие на банту
    • 1.3 Исламские записи
    • 1.4 Современная демография
  • 2 Религия
  • 3 Язык
  • 4 Общество и культура
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография

История

Мифический: персы и арабы

Есть два основных мифа о происхождении народа Ширази. Один тезис, основанный на устной традиции, гласит, что иммигранты из региона Шираз на юго-западе Ирана непосредственно заселили различные материковые порты и острова на восточноафриканском побережье, начиная с десятого века. века, в районе между Могадишо, Сомали на севере и Софала на юге. Согласно Ирвингу Каплану, чиновнику министерства иностранных дел США, до VII века прибрежные районы, часто посещаемые персидскими мигрантами , были заселены африканцами-бушманоидами. Ко времени появления персидских поселений в этом районе эти более ранние жители были вытеснены приходящими банту и нилотским населением. Все больше людей из разных частей Персидского залива также продолжали мигрировать на побережье суахили в течение нескольких столетий после этого, и они сформировали современный Ширази.

Однако на Востоке Африканские и другие историки оспаривают это утверждение. Согласно Гидеону С. Веру и Дереку А. Уилсону, к 500 году нашей эры вдоль восточноафриканского побережья существовали поселения банту, причем некоторые из поселений имели форму «высокоорганизованных королевств, управляемых правящими классами с устоявшимися традиционными религиями».

Вторая теория происхождения ширази утверждает, что они пришли из Персии, но сначала поселились на побережье Сомали недалеко от Могадишо. В двенадцатом веке, когда торговля золотом с далеким перевалочным пунктом Софала на побережье Мозамбика росла, поселенцы, как говорят, двинулись на юг, в различные прибрежные города в Кении, Танзании, северный Мозамбик и острова Индийского океана. К 1200 году нашей эры они основали местные султанаты и торговые сети на островах Килва, Мафия и Коморские острова вдоль побережья суахили и на северо-западе Мадагаскар.

Современные ученые отвергают подлинность утверждения о персидском происхождении. Они указывают на относительную редкость персидских обычаев и речи, отсутствие документальных свидетельств шиитского ислама в мусульманской литературе на побережье Суахили, а вместо этого историческое изобилие свидетельств, связанных с суннитами арабов. Документальные свидетельства, такие как археологические, «раннего персидского поселения также полностью отсутствуют». Есть также несколько разных версий историй о поселении Ширази на побережье Суахили. В своей основополагающей статье 1983 года «Проблема ширази в истории восточноафриканского побережья» Дж. Де В. Аллен писал, что он надеется, что его работа «раз и навсегда похоронит идею о том, что восточноафриканские ширази в конечном итоге произошли от иммигрантов. из Персидского залива. Ясно, что, даже если такие иммигранты были и некоторые из них играли важную роль в первые дни, сам феномен Ширази является чисто африканским ".

Народ Ширази имел были связаны с архипелагом Ламу - островами в Индийском океане недалеко от северной Кении, которые, согласно устным преданиям, были заселены семью братьями из Шираза на юге Ирана. Потомки архипелага Ламу двинулись на юг в 10-м и 11-м веках. Это оспаривается, и противоположная точка зрения утверждает, что легенда о Ширази приобрела новое значение в 19 веке, в период господства Омана. Утверждения о персидском происхождении ширази использовались для того, чтобы дистанцировать местных жителей от арабских пришельцев. Акцент на том, что ширази пришли очень давно и смешались с местными коренными жителями, является ревизионистской политикой, которая пытается объединить теорию происхождения ширази с наследием суахили согласно этой точке зрения.

говорящие на банту африканцы

современные Теперь ученые в основном согласны с тем, что народы суахили и ширази являются потомками фермеров, говорящих на банту, которые мигрировали на восточноафриканское побережье в первом тысячелетии нашей эры. Они приняли морские инструменты и системы, включая рыболовство и парусный спорт, и создали здоровую региональную торговую сеть. к 8 веку н.э. Подъем торговли в Индийском океане после 9 века н.э. привел к увеличению мусульманских торговцев и исламского влияния, и, начиная с 12 века, многие элиты обратились. Эти элиты построили сложные, часто вымышленные генеалогии, которые связали их с центральными исламскими странами. Поскольку в первые века второго тысячелетия доминировали персидские торговцы, многие патриции суахили переняли персидские культурные мотивы и заявили о своем далеком общем происхождении.

Хроники Килвы, средневековый документ, написанный на Арабская и португальская версии указывают на то, что ранние ширази также обосновались в Ханзуане (Анжуан на Коморских островах ), Зеленом острове (Пемба ), Мандакха, Шаугу и Янбу. По мнению антрополога Хелены Джерман, идентичность ширази (Васирази) зародилась после прихода ислама, в 17 веке. Их традиционные родословные имена банту постепенно отбрасывались и заменялись арабскими фамилиями (например, Вапате стал Батавийной), легенды о новом происхождении и социальные структуры вошли в фольклор, а социальные структуры были заимствованы у персидских и арабских поселенцев из соседних обществ в Азии. 84>

Правители Ширази обосновались на побережье Мримы (Кения), и султан Килвы, назвавший себя ширази, сверг губернатора Омана в 1771 году. Француз, посетивший этот султанат по имени Морис, оценил примерно десятую часть населения страны. Население составляли арабы и ширази, говорящие на суахили, треть - свободные африканцы, а остальные - африканские рабы.

Султанаты Ширази и неширази на побережье служили центрами торговли слоновой костью, амброй, рабами, золото и древесина из африканских интерьеров, а также текстиль, керамика и серебро из Индийского океана. Этих рабов происходили из внутренних районов Африки, например, из Малави Демократической Республики Конго и Мозамбика.

исламских записей

арабских географов. с двенадцатого и более поздних веков исторически разделили восточное побережье Африки на несколько регионов в зависимости от жителей каждого региона. Согласно географии Аль-Идриси XII века, завершенной в 1154 году н. Э., Было четыре прибрежных зоны: Барбар (Билад аль-Барбар; «земля берберов») в Африканском Роге, который был населен сомалийцами (так называются сомалийцы арабы) и простирался на юг до реки Шебелле; Зандж (Ард аль-Зандж; «страна черных»), расположенный непосредственно ниже этого места вплоть до Танги или южной части острова Пемба; Софала (Ард Суфала), простирающаяся от Пембы до неизвестной конечной остановки, но, вероятно, вокруг реки Лимпопо; и Вак-Вак, призрачная земля к югу от него. Однако более ранние географы не упоминают Софалу. Тексты, написанные после двенадцатого века, также называют остров Мадагаскар аль-Кумр и включают его как часть Вак-Вака.

Ислам был завезен на северное побережье Сомали рано с Аравийского полуострова, вскоре после хиджра. Зейла двух- михраб Масджид аль-Киблатайн датируется 7 веком и является самой старой мечетью в городе. В конце IX века аль-Якуби писал, что мусульмане уже жили на этом северном побережье. Он также упомянул, что царство Адал имело свою столицу в городе. Ибн аль-Муджавир позже писал, что из-за различных сражений на Аравийском полуострове люди Бану Маджид из Йемена поселились в центральной части Могадишо. Якут и Ибн Саид описали город как еще один важный центр ислама, который ведет активную торговлю с говорящим на суахили африканским регионом к югу от него. В текстах тринадцатого века также упоминаются мечети и люди с такими именами, как «аль-Ширази» и «ас-Сирафи», а также клан под названием «Сирафи в Мерке», что свидетельствует о раннем персидском присутствии в этом районе.

К югу от региона Барбар Аль-Масуди упоминает морскую торговлю от Омана и порта Сираф около Шираза до африканского побережья Занджа, Софалы и Вак-Вака. Ибн Баттута позже посетит султанат Килва в 14 веке, которым в то время правила династия Йемена во главе с султаном Хасаном бин Сулейманом. Баттута описал большинство жителей как «зандж» и «угольно-черный» по цвету, у многих из которых были татуировки на лице. Термин «Зандж» использовался, чтобы различать не африканцев и неафриканцев, а мусульман и немусульман. Первые были частью улемов, а вторые были названы «занджами». Тогда в Килве ислам все еще был в основном ограничен патрицианской элитой. Баттута также описал, что его правитель так часто совершал набеги рабов и добычи на африканских идолопоклонников, как он описал страну Зандж. Из добычи «пятая часть была выделена семье Пророка, и все распределялись в порядке, предписанном Кораном». Несмотря на эти набеги на население внутренних территорий Африки, похоже, что между африканцами и прибрежным населением существовали симбиотические отношения.

Еще один набор записей можно найти в Книге Занджа (Китаб аз-Занудж), вероятный сборник мифических устных традиций и воспоминаний оседлых торговцев на побережье суахили. В документе конца 19 века утверждается, что персы и арабы были посланы губернаторами региона Персидского залива для завоевания и колонизации торгового побережья Восточной Африки. В нем также упоминается создание династии Ширази арабскими купцами из Мадагана и Халавани, личность и корни которых неясны. Согласно Р. Ф. Мортону, критическая оценка Книги Зандж указывает на то, что большая часть документа состоит из преднамеренных фальсификаций ее автором Фатили бин Омари, которые были направлены на то, чтобы опровергнуть устоявшиеся устные традиции местных групп банту. Приписывание Китабом арабского происхождения основателям Малинди и других поселений на побережье Суахили также противоречит зарегистрированным клановым и городским традициям 19-го века, которые вместо этого подчеркивают, что эти ранние поселенцы Ширази имели персидское наследие.

Подавляющее большинство современных ученых согласны с тем, что свидетельств существенной миграции из Азии в Восточную Африку в средневековый период практически нет. Суахилийские элиты, многие из которых имели обширные торговые связи с Аравией, Персией и Индией, сформировали себя как квинтэссенция мусульманской аристократии. Это требовало фиктивных или реальных генеалогий, которые связывали бы их с ранними мусульманами в Аравии или Персии, что наблюдается во многих частях исламского мира. Арабские, персидские и индийские торговцы также обычно «зимовали» на побережье на срок до шести месяцев, когда менялись муссонные ветры. Они часто женились на дочерях торговцев суахили, передавая свою генеалогию через систему ислама по отцовской линии. Археологические данные решительно опровергают любые предположения о массовых миграциях или колонизации, но свидетельствуют об обширных торговых отношениях с Персией. Торговые связи с Персидским заливом были особенно заметны с 10 по 14 века, что послужило толчком для развития местных мифологий персидского или ширазского происхождения. По словам Абдулазиза Лодхи, иранцы и арабы называли побережье суахили Зангистаном или Зангибаром, что буквально означает «Черное побережье», и мусульманские иммигранты из Южной Азии (современные Пакистан и Индия) в южные арабские земли, такие как Оман и Йемен, называли себя как Ширази. Поселения мусульман-ширази на побережье суахили поддерживали тесную связь с поселениями на таких островах, как Коморские Острова, посредством браков и торговых сетей. Согласно Тору Селлстрему, состав населения Коморских островов имеет значительную долю арабского и африканского наследия, особенно на Гранд-Коморе и Анжуане, которые находились под властью султанатов Ширази.

Контакты народа Ширази с колониальными европейцами начались с их приходом. в султанате Килва Васко да Гама, португальского исследователя, в 1498 году. Несколько лет спустя португальцы и народ Ширази вступили в споры относительно торговых путей и прав, особенно в отношении золота, конфликт, который разрушил и Килву, и Портовые города Момбасы правителей Ширази. Военная мощь Португалии и прямая торговля с Индией вначале, а затем с другими европейскими державами, привели к быстрому упадку городов Ширази, которые процветали и зависели в первую очередь от торговли. Параллельно с европейским соревнованием группы банту, не говорящие на суахили, начали нападать на города Ширази в шестнадцатом и семнадцатом веках. Таким образом, султанаты Ширази столкнулись с войной с моря и суши, что привело к быстрой потере власти и торговых объектов. Оманские арабы восстановили свои вооруженные силы в семнадцатом веке и победили португальцев в 1698 году в Момбасе. Португальцы согласились уступить эту часть Африки, и последовала новая миграция арабов из Омана и Йемена в поселения народа Ширази.

Современная демография

Некоторые города и острова имели гораздо более крупные концентрация народа Ширази. Например, в 1948 году около 56% населения Занзибара сообщили о ширазском происхождении персидского происхождения. На местных выборах ширази голосовали за ту партию, которая была политически целесообразной, будь то Занзибарская националистическая партия, поддерживаемая этническим меньшинством, или партия афро-ширази, ассоциированная с Танзанией.

Генетический анализ Msadie et al. (2010) указывает, что наиболее распространенными отцовскими линиями среди современного коморского населения, в том числе народа ширази, являются клады, часто встречающиеся в Африке к югу от Сахары (E1b1a1-M2 (41%) и E2-M90 (14%)). Образцы также содержат некоторые северные Y-хромосомы, что указывает на возможное происхождение отцов из Южного Ирана (E1b1b-V22, E1b1b-M123, F * (xF2, GHIJK), G2a, I, J1, J2, L1, Q1a3, R1 *, R1a *, R1a1 и R2 (29,7%)) и Юго-Восточная Азия (O1 (6%)). Коморцы также преимущественно несут митохондриальные гаплогруппы, связанные с популяциями Восточной Африки к югу от Сахары в Восточной и Юго-Восточной Африке (L0, L1, L2 и L3′4 (xMN) (84,7%)), с оставшимися материнскими кладами, связанными с Юго-Восточной Азией (B4a1a1-PM, F3b и M7c1c (10,6%) и M (xD, E, M1, M2, M7) (4%)), но без ближневосточных линий. Согласно Msadie et al., Учитывая, что на Коморских Островах нет общих ближневосточных материнских гаплогрупп, есть «убедительные доказательства того, что поток генов с Ближнего Востока на Коморские острова ориентирован на мужчин», что «полностью согласуется с преобладанием мужчин. торговля и религиозная прозелитизация являются движущими силами, которые привели генный поток с Ближнего Востока на Коморские Острова ".

Религия

Народ Ширази придерживается ислама. Они придерживаются суннитов и шиитов. Большинство говорящих на суахили мусульман в традиционных культурных центрах суахили следуют шафиитскому мазхабу суннитского ислама.

Язык

Как и все остальные суахили., ширази говорят на языке суахили как на родном языке. Он принадлежит к ветви банту семьи Нигер-Конго. Однако диалекты языка суахили лучше всего описать как синкретический язык, в котором смешались сабаки банту, коморо, покомо, иранские, арабские и индийские слова и структура, отражающая синкретическое слияние людей из разных слоев общества, составляющих народ ширази.

Согласно Ethnologue, коморский суахили подразделяется на четыре основных диалекта: нгазиджа, ндзвани, маоре и мвавли. На нгазидже говорят на автономном острове Гранд-Комор, а общее количество носителей составляет около 312 000 человек. На ндзвани говорят на автономном острове Анжуан, и на ндзвани говорят около 275 000 человек. На маоре говорят на Коморских островах, Майотте и Мадагаскаре, и на нем говорят примерно 136 500 человек. На автономном острове Мвали говорят на мвали, а общее число носителей составляет около 28 700 человек.

Нгазиджа, ндзвани и маорские коморские диалекты используют в качестве письменности вариант насх арабского письма. система.

Общество и культура

Народ Ширази в первую очередь был торговым сообществом, процветающим за счет торговли. Первоначально, между 10 и 12 веками, именно золотодобывающие регионы Мозамбика привели их к побережью Африки. Позже торговля африканскими рабами, слоновой костью, специями, шелком и продукцией из гвоздики, кокоса и других плантаций, управляемых рабским трудом, стала основой торговой деятельности. Эти африканские рабы были захвачены во время набегов на сушу. Их присутствие в городах суахили упоминается в мемуарах исламских путешественников четырнадцатого и пятнадцатого веков, например, исследователя четырнадцатого века Ибн Баттуты. Ширази были крупным поставщиком этих рабов на европейские плантации колониальной эпохи и различные султанаты. По словам Августа Нимца, после того, как международная работорговля была запрещена, община ширази была экономически повреждена.

Приход ислама с персами и арабами во многих отношениях повлиял на идентичность и социальные структуры ширази. По словам Хелены Джерман, слово «савахил» среди народа Ширази относилось к «свободным, но безземельным» слоям общества, принявшим ислам, то есть новой социальной категории на побережье суахили. Среди мусульман это был самый низкий социальный слой свободных людей, чуть выше рабовладельческого. Наряду с слоями ва-ширази существовали и другие слои, такие как ва-арабу, ва-манга, ва-шихири, ва-шемали и категория благородных чистокровных арабских правителей, называемых ва-унгвана. Социальные слои народа Ширази имели свои собственные табу и привилегии. Например, верхние слои Ваунгваны (также называемые суахили-арабами) имели исключительное право на строительство престижных каменных домов, а мужчины Ваунгваны практиковали полигамную гипергамию, то есть отцовство детей с низким статусом и рабынь. Ритуальная и сексуальная чистота женщин Ваунгваны поддерживалась путем заключения их в определенные помещения в этих домах, называемых Ндани.

По словам Мишеля Бен Арруса и Лазаре Ки-Зербо, общество Ширази "раскололось" кастовые последствия расы и класса ". Когда арабы, прибывшие из Персии и арабских земель, стали рабовладельцами и торговцами, они считали своих рабов неполноценными и непригодными для ислама. Девочки-рабыни были наложницами, которые рожали им детей. Потомки мужского пола считались мусульманами, но потомки женского пола унаследовали свое рабство и немусульманское наследие. Даже в постколониальном обществе остаточная динамика и различия расовой кастовой системы сохранились среди некоторых ширази. По словам социолога Йонаса Эвальда и других ученых, социальное расслоение в ширазском обществе не ограничивается расовыми линиями, а распространяется на экономический статус и регион происхождения.

Культура ширази является исламской по своей природе., отождествляя себя в основном с его персидскими и арабскими корнями. Есть также влияния банту, такие как язык суахили.

Согласно Дж. Томасу Берджессу, Али Султану Иссе и Сейфу Шарифу Хамаду, многие африканцы «заявили о своей идентичности Ширази, чтобы скрыть свое рабское происхождение, чтобы обозначить свой статус как землевладельцы или получить доступ к пайкам времен Второй мировой войны, распределяемым колониальным государством по этническому признаку ". Ширази считают себя в первую очередь персидскими корнями и более последовательно не считают себя ни арабами, ни недавними трудовыми мигрантами из континентальной Африки.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-08 05:53:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте