«эпоха Ширази » относится к мифическому происхождению в истории Юго-Восточной Африки (и особенно Танзания ), между 13 и 15 веками. Многие суахили в центральном прибрежном регионе утверждают, что их города были основаны персами из области Шираза в 13 веке. Когда-то принятые как факт, современные исследования опровергли ширазское происхождение городов суахили, вместо этого подчеркнув различные социальные факторы, которые побудили претендовать на эту идентичность.
Наиболее вероятное происхождение рассказов о Ширази происходит от мусульманских жителей архипелага Ламу, которые двинулись на юг в X и XI веках. Они принесли с собой традицию чеканки монет и локализованную форму ислама. Эти африканские мигранты, по-видимому, выработали концепцию происхождения ширази по мере продвижения на юг, около Малинди и Момбасы, вдоль побережья Мримы. Давние торговые связи с Персидским заливом подтвердили эти мифы. Вдобавок, поскольку большинство мусульманских обществ являются патрилинейными, можно утверждать, что отдаленные идентичности по отцовской линии, несмотря на фенотипические и соматические доказательства обратного. Так называемая традиция ширази представляет собой приход ислама в эти эпохи, и это одна из причин, по которой она оказалась столь долговечной.
Сохранившиеся мечети и монеты демонстрируют, что «ширази» были не иммигрантами с Ближнего Востока, а мусульманами северного суахили.. Они двинулись на юг, основав мечети, введя чеканку и тщательно вырезанные надписи и михрабы. Их следует интерпретировать как коренных африканских мусульман, которые сыграли политику Ближнего Востока в своих интересах. Некоторые до сих пор используют этот миф об основании тысячелетие спустя, чтобы отстаивать свой авторитет, хотя контекст мифа давно забыт.
Легенда о Ширази приобрела новое значение в XIX веке, в период Омана. господство. Утверждения о происхождении ширази использовались для того, чтобы дистанцировать местных жителей от пришельцев-арабов, поскольку персы не считаются арабами, но все же имеют образцовую исламскую родословную. Акцент на том, что ширази пришли очень давно и породнились с местными коренными жителями, связывает это утверждение с созданием убедительных повествований коренных народов о наследии суахили, не отрывая его от идеалов морской культуры.
Одним из самых важных археологических памятников является Каоле, к северу от Дар-эс-Салам. Здесь можно найти остатки самой старой мечети в Юго-Восточной Африке.
Существует существующая имперская персидская королевская линия, которая сохраняет титул султанов Ва-Ширази, включая Султанат Хамамву на Коморских островах и Султанат Альдабра (нынешний президент - Викнеш Сундераджа).