Королевство Шиллук

редактировать
Бывшее африканское королевство ок. 1490–1865 гг.

Королевство Шиллук (Чолло). Лаг Кёлло или «Пёд Коллё» или «Судан» по-арабски
15 век – 1861
Флаг с шестью полосами, чередующийся красный, черный и белый с 1490 по 2011 и 2016 годы, чтобы представить Флаги
Королевство Шиллук (желтый) и его соседи Королевство Шиллук (желтое) и его соседи
СтолицаФашода (с конца 17 века)
Крупнейший городФашода
Общие языкиШиллук
РелигияИмперский культ. Африканская традиционная религия
ПравительствоБожественная монархия
Радх
• 1490–1517Ньикаангё
• 17 векОдаагё Окёлло
• 17 векРадх Тугё
Историческая эпохаПозднее средневековье - раннее Новое время
• Основание15 век
• Исчезновение1861
Население
• (1900-е годы)200000 (оценка)
ПредшественникНаследие
народа луо
Египет Эйалет
Англо-египетский Судан
Сегодняшняя частьЮжного Судана

Королевство Шиллук располагалось на берегах реки Белый Нил в современном Южном Судане. Его столица и королевская резиденция находились в городе Фашода. Согласно их народной истории и соседним рассказам, королевство было основано в середине пятнадцатого века нашей эры его первым правителем, полубогом Ньиканом. В девятнадцатом веке шиллуки подверглись военным нападениям со стороны Османской империи, а затем британской колонизации Англо-египетского Судана. Король шиллуков в настоящее время не является независимым политическим лидером, а является традиционным вождем в правительствах Южного Судана и Судана. Нынешний король шиллуков - Его Величество Рет Квонго Дак Падиет, взошедший на престол в 1993 году.

Монархия (Рет) носила политический и религиозный характер. Монарх гарантировал общественный порядок; его здоровье и здоровье нации были переплетены. Поклонение совершается в ритуалах, вдохновленных национальным мифом о Ньиканге, первом Рете. Шиллукская монархия и верования ее людей изучались в 1911 году Чарльзом Селигманом, а в 1916 году британским антропологом Джеймсом Джорджем Фрейзером в статье Золотая ветвь. Селигман описал шиллукскую форму правления как «священное царство ".

Содержание

  • 1 География и люди
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение и миграция
    • 2.2 Королевство
      • 2.2.1 Граница конфликты
      • 2.2.2 Золотой век
      • 2.2.3 Упадок и восстановление
  • 3 Культура
    • 3.1 Социальная структура
      • 3.1.1 Происхождение (Kwa)
      • 3.1.2 Группа (Pödhø)
      • 3.1.3 Гамлет (Pajø)
      • 3.1.4 Семья (gølø, или "kalø" gool)
    • 3.2 Классы
      • 3.2.1 Kwareth
      • 3.2.2 Ороро (Ororø)
      • 3.2.3 Чолло (Cøllø)
      • 3.2.4 Bang Reth: Bangng Rädhø
  • 4 Религия и мифология
    • 4.1 Происхождение Nyikang
    • 4.2 Изгнание
  • 5 Примечания и ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Библиография

География и люди

Царство располагалось вдоль полосы земли вдоль западного и восточного берегов Белого Нила и реки Собат, от озера Но примерно до 12 ° северной широты. народ шиллук тесно связан с более простыми южносуданскими этническими группами, нуэр и динка (их соседи на юге и востоке соответственно). Их язык связан с народом ануаков у рек Баро и Пибор.

Английское название языка шиллук происходит от арабского версия самоназвания шиллуков: Cøllø, или Chollo. Это (и вера многих шиллуков) предполагает общее происхождение с ачоли, другой этнической группой, проживающей на угандийцах - южных суданцах и луо в Танзании, Кения, ДРК, Чад, ЦАР и Эфиопия (ануак) граничат

Как и большинство нилотских народов Южного Судана (таких как нуэр и динка), шиллуки вели натуральное хозяйство полу- кочевое скотоводство разведение и некоторое зерновое хозяйство. Их социальная система была эгалитарной, а стада крупного рогатого скота имели большое символическое значение. Образ жизни современных шиллуков похож, за исключением того, что их стада меньше. Они вели оседлый образ жизни, потому что земля вдоль Белого Нила более плодородна, чем где-либо в этом регионе. Выращивание ими дурры, разновидности сорго (проса), сделало их относительно преуспевающими земледельцами, за исключением продолжительных засух. Сегодняшнее население шиллуков в 2005 году оценивалось в 1,7 миллиона человек; в девятнадцатом веке их насчитывалось около 200 000 человек, живущих в сотнях деревень. Королевство было разделено на две провинции: Гер (Gärø) на севере и Луак (Lwagø) на юге. Они, в свою очередь, были разделены на зоны.

История

Происхождение и переселение

Атурвик, усадьба короля шиллуков в Фашода с четырьмя хижинами, построенными на вершине. Фото Чарльз Габриэль Селигман

Согласно легендам шиллуков, королевство было основано в 1490 году. Его легендарным первым правителем («Рет») был герой, известный как Ньиканг, который называл себя полукрокодилом и обладал властью над дождь. Ньиканг был сыном короля Оквы, правившего страной, расположенной «далеко на юге, у большого озера». Это может быть озеро Альберта, где живут ачоли. После смерти Оквы Ньиканг пошел войной на своего брата Дувадха, законного наследника престола. Столкнувшись с поражением, Ньиканг покинул свою родину со своей свитой и мигрировал на северо-восток в Вау (около Бахр-эль-Газаль, «река газелей» по-арабски). Здесь (известный у шиллуков как Pothe Thuro) Ньиканг женился на дочери Димо, местного мага. После конфликта с Димо Ньиканг мигрировал на север (пересекая Бахр-эль-Газаль) в Асиетагвок (деревня шиллук примерно в 30 километрах (19 милях) к западу от деревни Тонга) примерно в 1550 году. нынешний город Малакал. В конце концов, легенды утверждают, что Ньикан исчез в вихре посреди битвы.

Королевство

Государство вдоль Сахеля в 1750 году

Пограничные конфликты

В 17 веке, чтобы обеспечить избыток ресурсов, шиллуки совершали набеги и грабили соседние народы на севере и юге вдоль Белого Нила. Грабежи, как правило, вели руководители подхов (скоплений сел). Король шиллуков (Рет) не был исключением; Рет с юга пошлет своих воинов-шиллуков вверх по течению, в земли динка. Сохраняя большую часть добычи, Рет увеличил свои владения и свое влияние на страну шиллуков через своих вооруженных людей, Бат Рет. Время этих событий остается неясным, и неясно, является ли Reth фигурой из одной династии или сосуществовали несколько Reth. В последнем случае, возможно, существовала дюжина различных династий.

Между правлением короля Одака Охолло (около 1600–1635 гг.) И 1861 года шиллуки пытались расширить свои северные границы в военном отношении. Участок долины Белого Нила между деревнями Муомо и Асалайя был неблагоприятен для сельского хозяйства; однако северная саванна давала изобилие дичи, рыбы и меда. Чтобы контролировать торговлю на Белом Ниле, Одак Охолло заключил союз с султанатом Дарфур, поддерживая его в его борьбе против этнического фунджа из султаната Сеннар.

Автор В 1630 году динка к югу и западу от страны Шиллук вторглись на южную границу султаната Сеннар. Развитие динка продолжалось в 17 и 18 веках в направлении области Гезира. Прежде чем это изменило стратегический баланс, шиллуки и фунджи объединились против динка и сдержали их военным путем. Эта эпоха ознаменовала начало экономических связей шиллуков с другими группами (фунджем, арабами, европейскими купцами и махдистами ).

Золотой век

После 1650 г. население шиллуков (несмотря на его разнообразие), казалось, обрело чувство национального единства, сопровождаемое усилением королевской власти. Рет и более централизованное правительство установили монополию на экономические ресурсы и торговлю. Это объединение в первую очередь связано с военным успехом короля шиллуков Дхокота (около 1670–1690). Мародерство продолжалось вверх по течению Белого Нила на территории динка и на запад до Нубийских гор.

. В 1684 году засуха уничтожила посевы шиллуков. Подстрекаемые голодом, многие люди взяли оружие и пошли по реке к арабизированным народам нынешнего Судана. Эти грабежи были организованы с реки; люди на каноэ совершали набеги на северные арабские регионы. В то время Белый Нил был известен как Бахр-эль-Шелук, «река Шиллук». Король Туго (Rädh Tugø) (около 1690–1710), сын Радха Дхёкёёдхо, основал Фашоду как постоянную резиденцию королей Шиллук и организовал сложные ритуалы и церемонии посвящения.

Королевство Шиллук достигло своего пика в 18 веке, когда Султанат Сеннар пришел в упадок. Короли шиллуков восприняли исчезновение Сеннара с политической сцены как возможность укрепить свои позиции на северной границе. Караваны находились под влиянием королей шиллуков и были обогащены шаттлами, предоставляемыми шиллуками торговцам, желающим пересечь Белый Нил в Асалайю во время путешествия между Сеннаром и Эль-Обейдом. Королевство Шиллук расширило свою территорию до области, где Хартум был позже построен, и нанесло поражение многочисленным попыткам вторжений северных народов.

Упадок и восстановление

В 1786 г. Фундж Султанат Сеннар начал период упадка. Султан Адлан II был обеспокоен войной с племенем Хамег, обосновавшимся к югу от города Эр Розейрес, после 30 лет анархии и грабежей шейха Насера ​​Хамега. В 1820 г. вице-король Египта Мухаммед Али начал свой южный поход по завоеванию Судана. В том же году турецко-египетские войска Исмаила-паши также окончательно положили конец султанату Фундж. Противостояние османов и шиллуков стало неизбежным.

Начиная с 1821 года, несмотря на сопротивление шиллуков, северная граница начала отступать. Первый подтвержденный набег рабов северян на землю шиллуков произошел в 1826 году. С тех пор королевство все чаще становилось объектом нападений налетчиков. Во время правления Рет Ньоквейо (Yör, Nyokwejø wäd Kwondïd (Nyikwëyø) kwar Okonø wäd Tugø) (около 1780–1820 гг.) Объединенные силы динка и нуэр пересекли реку Собат, что стоило шиллукам полного контроля над Белым Нилом. К 1865 году Королевство Шиллук частично утратило свой политический статус. Нынешнее королевство Шиллук (Чолло) известно суданцам как Пёдх Колле (Судан) после обретения независимости Республикой Судан -1956 до настоящего времени. Сегодня Королевство Шиллук является частью нынешней Республики Южный Судан, а нынешним королем Шиллука является Рет Квонго Дак Падиет, который сменил Ретшип в 1993 году после смерти предыдущего Рет Аянг Аней Кур в 1992 году.

Культура

Социальная структура

Родословная (Ква)

Слово Ква означает «дедушка» или «предок». Квааро и Квари имеют схожие значения, но подразумевают происхождение: «внук» и «вниз». Это шиллукские эквиваленты «родословной» и «клана». Члены Ква происходят от одного и того же предка, Квар Ква; Kwar Okëëlø означает всех потомков Okëëlø (имя человека). Эта система также используется с легендарными персонажами. Было изучено более 100 линий передачи, и это заключалось в том, чтобы узнать свое происхождение.

Примеры Ква:

  • Ква Аджало был основан Яло, изгнанником из Ньикаанго (Ньиканг).
  • Ква Мёнё был основан Мёнё, слугой, которого Ньикаандо встретил, когда прибыл в страну шиллуков.
  • Ква Джу был основан Джу, сводным братом Ньикаангё.
  • Ква Туги был основан Туго, духом, которого Ньикаангё нашел в реке.
  • Ква Туга был основан Туга, арабом, чья сестра вышла замуж за Ньикаангё.

Группа (Пёдхё)

Мужчина держит большой щит Конец XIX века Воин шиллук

Подхё, или группа, может относиться к любому сгруппированному набору, стране шиллук, группе или федерации. В последнем контексте pödhø относится к группе деревень, населенных несколькими линиями, которые объединяются для взаимной защиты под одним лидером. Эта федерация деревень составляет основу социальной структуры шиллуков. В регионе насчитывается более 100 подхё.

До и во время британской колонизации эти линии объединялись против угрозы межплеменных войн. Однако в мирное время общины распались из-за внутренних раздоров; многие люди столкнулись с конфликтом преданности между их лидером подх и лидером их Кваров.

Первоначально Ньиканг дал каждой линии подх в качестве своей родной территории. Если эта линия все еще существует, она считается владельцем земли, а ее участники известны как dyil. Другие линии, живущие в этом районе в результате более поздних миграций, известны как wëdhdh. Если правящая семья Дайелл вымирает, права переходят ко второй по возрасту родословной в этом районе. Линия dyëll теоретически обеспечивает podh своим лидером, но власть может вернуться к наиболее важной линии. В этом случае первоначальная родословная сохраняет свой престиж и право собственности на землю. Некоторые группы (например, Odong Panyikang) приняли систему ротации полномочий между двумя (или тремя) наиболее важными линиями.

Hamlet (Pajø)

Деревня начала ХХ века с хижинами с соломенными крышами и гуляющими людьми Shilluk pajø Король шиллуков Аянг Аней Кур, 1979–1992 гг. Shilluk King, Reth Аянг Аней Кур на китайском языке - Фашода, 1979

Внутри каждой группы (подх) есть деревушки (паджо). Пак населен людьми из одной линии. В некоторых деревнях может быть только одно жилище, а в других - более пятидесяти. Pajø - это семья в самом широком смысле слова. Традиционное жилище состоит из двух хижин (гол), разделенных небольшим пространством, обнесенным стеблями проса или циновками из грубой травы. Дома построены вокруг большого общего загона для коз и коров. В большой хижине (lwagø) в сезон дождей содержится домашний скот. В остальное время хижина является общежитием для иностранных гостей и ратушей.

Семья (gølø, или "kalø" gool)

В более широком смысле, gol или "kalø" или («дом») также означает «семья». В последнем смысле гол - самая маленькая единица шиллукского общества. У неженатого мужчины нет собственного дома; не состоящие в браке лица привязаны к отцовскому голу. Если его отец умер, одинокий человек присоединяется к голу своего старшего живущего женатого брата. Хозяин дома - глава семьи, ответственный за его жителей и семейное стадо. Поскольку традиционным средством правовой защиты от правонарушения является выплата скотом, ответственность за правонарушение несет глава семьи (а не правонарушитель).

Классы

Народ шиллук был разделен на четыре класса.

Кварет

Кварет (ква, «предок»; рет, «король») - королевский клан потомков Ньиканга. Эта группа широко распространена, у ее членов наибольшее количество жен. Хотя в настоящее время он не имеет политической власти, представители этого класса образуют сельскую аристократию. Члены имеют один из четырех титулов:

  • Reth: регент, преуспевающий благодаря первородству мужчины
  • Nyireth: принц или принцесса; если мужчина, то предполагаемый наследник
  • Ньярет: сын нирета
  • Квар Нирет: сын меньшего нирета

Ороро (Ороро)

Ороро - ветвь королевской линии, потерявшей свое место в линии преемственности. Его члены похожи на остальную часть населения, за исключением их ритуальных функций, связанных с королевской властью.

Во время правления короля Одаагё шиллуки были побеждены динка после битвы. против ануаков. После этой неудачи на военном совете было решено на следующий день заручиться поддержкой всех князей. Призванная армия переправилась через реку, чтобы сражаться, за исключением принца Дувада (Dïwäädø wäd Ocøllø). Битва была резней, в которой погибли все князья. Duwadh стал королем и понижал в должности каждого сына умерших принцев до класса Cøllø. С тех пор только потомки Duwadh имели право на класс Kwar Reth. Тех, кто был понижен в низшую лигу, называли Ороро («сын толпы молодых девушек»).

Чолло (Колло)

Этот класс включает большинство кланов шиллук и большинство народа шиллук. Его члены являются потомками соплеменников Ньиканга (кланы Джур, или дхё калё), потомки соратников Ньиканга в изгнании (кланы Абёгё, Мёёйё или Ква'джуло), или Ква'джанго - потомки других народов, поселившихся в стране Шиллук ( клан Kwa'Jängø был первоначально кланом Динка ) и потомками народов, которые поселились в стране Шиллук до прихода Ньиканга (клан Омана). Ква'Мёёё были потомками нуэров в королевстве Шиллук (Чолло).

Банг Рет: Баннг Рэдхё

Банг Рет - это класс, принадлежащий королю. Он состоит из двух групп: первая группа включает его королевских жен и вдов умерших королей, а вторая включает крепостных (потомков рабов, захваченных в набегах, или добровольцев под защитой короля из-за преступления с применением насилия).

Религия и мифология

Река Собат в Южном Судане, где первый король Ньиканг основал королевство Шиллук.

Линия Ньиканга

Шиллуки, как и другие нилотские народы, не придают большого значения космологии. Шиллуки сосредотачиваются на фигуре, жившей так давно, его жизнь окутана мифами: король Ньикан. Его происхождение считалось божественным. Белая корова по имени Дин Адук (Дхьянг Адугё) несла тыкву. Когда его разорвали, встал человек по имени Коло (Köölø, Pöölø). Коло был отцом Омаро (Омааро), который стал отцом Ват Мол (Wäd Möölø), который стал отцом Оквэ.

Оква, как говорят, посетил берег реки и увидел выходящих двух красивых молодых женщин, Ньякайо (Ньикаайё) и Онгвак. воды. У них были длинные волосы, а часть их тела имела форму крокодила. Оква схватил их и силой схватил; их крики насторожили их отца, Даниэля Джу'Оква, который был поблизости. У Даниэля справа был мужчина, а слева - крокодил. После некоторого обсуждения Даниэль согласился отдать своих двух дочерей Окве (Оква) по высокой выкуп за невесту. Ньякайо (Nyikaayø) Ньиканг родила нескольких детей; Некоторые считали Ньикан своим старшим сыном, но другие считали его младшим сыном. Другая традиция гласит, что братом-близнецом Ньиканга был Дуват (Диваадо). Популярное поверье связывает слияние реки Собат и Белого Нила с домом Ньякайо.

Изгнание

Смерть Оквы (Okwä) положила начало вражде между Ньикангом (Nyikaangø) и его братом Дуватом. (Dïwäädø) о монархической преемственности. Дуват стал королем; Ньикан отказался присягать на верность, решив вместе с семьей переехать в другое место. Имена меняются в зависимости от версии мифа, хотя обычно называют Омоли Джу (Omööli Ju), Джу Нья Оква.

Когда Ньиканг уходил, Дуват попросил его оглянуться назад и бросил длинную острую палку в своего сводного брата. Этим жестом Дуват дал понять, что мигранты никогда не вернутся. Однако Ньикан взял палку и использовал ее для посадки сельскохозяйственных культур.

После многих дней путешествия группа переселенцев прибыла в страну, управляемую колдуном Димом (Dïmø). Ньиканг женился, и его жена родила ему сына по имени Дак (Даагё). Беглецы поселились недалеко от места впадения реки Собат в Белый Нил и основали Королевство Шиллук.

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Библиография

  • Бесвик, Стефани (2014). «Роль рабства в подъеме и падении королевства Шиллук». В Суад Т. Али; и другие. (ред.). Дорога в два Судана. Кембриджские ученые. С. 108–142. ISBN 9781443856324. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Грэбер, Дэвид (2011). «Божественное царство шиллуков». HAU: Журнал этнографической теории. Чикагский университет. 1 (1): 1–62. doi : 10.14318 / hau1.1.002. ISSN 2575-1433. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мартелл, Питер (2018). Первый поднять флаг. Лондон: Hurst Компания. ISBN 978-1849049597. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мерсер, Патриция (1971). "Shilluk Trade and Politics из Середина семнадцатого века до 1861 года ". Журнал африканской истории. Кембриджский университет. 12 (3): 407–426. doi : 10.1017 / s0021853700010859. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ogot, Bethwell Allan (1998). Histoire générale de l'Afrique: V. L'Afrique du XVIe au XVIIIe siècle (in French). UNESCO. ISBN 9789232024978. Проверено 19 ноября 2013 г.
  • Oyler, DS (1918). «Nikawng and the Shilluk migration». Sudan Notes and Rec орд. I.
  • Памфри М. Е. К. (1941). «Племя шиллуков». Судан Notes and Records. XXIV, часть I.
  • Вестерманн, Дидрих (1912). Народ шиллук, их язык и фольклор.
Последняя правка сделана 2021-06-08 05:23:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте